Аннотация: Наличие свободы - определяется на слух!
Джаз - форма музыкального искусства, отличающаяся одновременным присутствием следующих признаков: отчётливым ритмом, специфической гармонией, синкопированием и допустимостью импровизации в исполнении. По наличию этих признаков звуки джаза и выделяются из всей прочей музыки.
Музыка же, официально именуемая классической, полностью отвергает все вышеперечисленные признаки. Роднит же эти столь противоположные формы музыкального искусства - нередкая техническая сложность исполнения музыкальных призведений. Поэтому классическим музыкантам технически доступно исполнение джазовых произведений. Джазовые музыканты тоже иногда пытаются исполнять классические музыкальные призведения в джазовой интерпретации, внося в них при исполнении "отсебятину? - те самые джазовые атрибуты. Однако лишь ничтожное количество классических произведений оказываются пригодными для исполнения в джазовой обработке! Те же произведения, которые это допускают - занимают достойное место в ряду джазовых стандартов. Классический пример - "Половецкие пляски" из оперы "Князь Игорь? Бородина.
Формы музыкального искусства, отличные от джаза, лишены тех или иных джазовых признаков. Так, православная духовная музыка в своей монотонности лишена не только ритма, но и вообще какой-либо гармонии. Северская женская песня почти лишена ритма, и, хотя в ней используется многоголосье, однако оно не основано на специфической джазовой гармонии. Знаменитое грузинское четырёхголосье уже придерживается ритма и даже использует специфическую гармонию.
Наиболее сложным является полифоническое исполнение органной музыки. Полифоническая музыка - никак не соприкасается с джазом, и даже не сочетается с ним при исполнении в общем сборном концерте. Она сочетается только с хоровым, опять же полифоническим, пением. Полифония со специфической джазовой гармонией - это доселе непаханная музыкальная нива, возделывание которой возможно только при свободе от всяких шаблонов. И единичные образцы таких полифонических музыкальных произведений имеются.
Но к джазу привело, напротив, как раз усложнение гомофонной музыки. Северское площадное искусство скоморохов хотя и было основано на отчётливом ритме, но использовало крайне скудную гармонию. Народная музыка, даже современная, имеет ограниченное количество незатейливых ритмов, у неё отсутствуют и синкопирование, и специфическая джазовая гармония. Даже африканская народная музыка, отличающаяся богатством ритмов и синкопированием - не отличается джазовой гармонией и сложной мелодией, пригодной для создания импровизации.
Современная песня, основанная на джазовой гармонии и допускающая импровизацию - является одним из течений лёгкого джаза. А лёгкого потому, что в нём-то как раз и наблюдается одновременное присутствие всех 4-х упомянутых джазовых признаков, вызывающих способность к лёгкому восторженному восприятию исполняемого музыкального произведения. Отсутствие же хотя бы одного из этих признаков делает джаз либо тяжёлым и неприятным для восприятия, либо же вообще выводит исполнительский стиль в разряд другой формы музыкального искусства. Так, скудость импровизации, характерная для джазовых оркестров, ещё удерживает исполнительский стиль в рамках джаза, а вот отсутствие специфической джазовой гармонии - характерно уже для рок-музыки.
Тут же джаз даёт наглядный пример того, что даже широкая свобода не означает вседозволенности. Безудержная импровизация, не придерживающаяся джазовой гармонии, и соревновательность музыкантов в виртуозности исполнения - характерны для джазового течения "би-боп?. Известный своими высказываниями выдающийся джазовый музыкант Диззи Гиллеспи как-то обронил о "би-бопе?: "Возможно, что это и музыка, но это - не джаз!?. И ещё: "Би-боп погубит джаз!?. И погубил, а всё потому, что под него невозможно было танцевать!
Напористое навязывание этого течения привело к тому, что для большинства любителей музыки понятие джаза ныне сводится только к "би-бопу?. Между тем, один из его зачинателей - выдающийся саксофонист Чарли Паркер, тогда ещё не подсевший на героин, создал свои этюды для обучения импровизации на саксофоне. Освоив их, при создании любой импровизации саксофонист подбирал подходящие этюды Паркера и мог сколько угодно импровизировать на любую музыкальную тему, сосредоточившись только на исполнительском мастерстве. Таким образом "би-боп?, сперва поражавший слушателей своими неудержимыми импровизациями, со временем наскучил своим однообразием. Безграничная свобода обернулась школярством. В джазе исчезли знаки свободы!
Это привело к тому, что теперь не то что "би-боп?, но даже и "мэйнстрим? ("главное течение?) не пользуется популярностью ни на концертах, ни даже в качестве фоновой музыки в торгово-развлекательных центрах и кафе.
К большому сожалению, очень часто со всех концов слышна песня или даже народная музыка со сложным отчётливым ритмом, но без какого-либо намёка на джазовую гармонию, и с такой простой мелодией, что она напоминает пение акына. Поскольку такая музыка очень проста, её удручающе много. Просто слушать её невозможно, однако под неё можно танцевать, предварительно употребив горячительные средства.
В этом ряду простой музыки особняком стоит музыкальное творчество бардов. Оно отличается сложностью текстов песен, представляющих собой самостоятельные поэтические произведения. А ежели эти тексты положены ещё и на нетривиальную музыку, то это сразу возносит бардовские произведения к воодушевляющим высотам свободы творчества. Таких песен очень мало, но, при отсутствии возможности приобщиться к вершинам мирового музыкального искусства, эти бардовские песни длительное время исполняли роль заменителей общепризнанных в мире шлягеров.
Вершины рукотворны, и созданы нашими современниками. В первую очередь - композиторами, а совсем не исполнителями, как трубят нам музыкальные критики. Музыка этих композиторов - действительно знак свободы! Свободы от старинных канонов, привычных музыкальных оборотов, увод слушателей из состояния подавленности к восторженному восприятию! И что удивляет - такая музыка и создаётся, и пользуется популярностью только в странах с жителями, обладающими широкими пределами свободы. У исполнителей джазовых произведений также существуют свои специфические приёмы - синкопирования и временного сдвига музыкальных долей относительно заданного ритма, создающие эффект лёгкости, непринуждённости, "отвязности? и вальяжности исполнения. Там, где пределы свободы сужены - такое исполнение считается расхлябанным и недопустимым. Поэтому - наличие свободы определяется на слух!
Выискивать такую музыку в огромном количестве музыкальной продукции - непросто. В первую очередь следует обратить своё внимание на направления Soul, Bossa nova, Fusion, Smooth jazz, Lounge, Light jazz.
Каждое имя создателя знака свободы - это отдельная вершина. Самая высокая - недавно закончивший свой жизненный путь Морис Уайт (19.12.1941 г. - 03.02.2016 г.). Он - вообще не писал тривиальных мелодий, а оформлял мелодии так, что не возникает желания пропустить мимо ушей ни одного из его произведений при 16 часах неповторяющегося непрерывного звучания! Он собрал и выдающийся состав исполнителей - "EWF? ("Земля, ветер и огонь?), создал и свою студию звукозаписи.
Антонио Карлос Жобим (25.01.1927 г. - 08.12.1994 г.) - основоположник направления "босса-нова?, автор бессмертных "Девушки из Ипанемы?, "Дезафинадо? и "Самбы на одной ноте?.
Стиви Уандер (р. 13.05.1950 г.), слепой от рождения, но создатель какой-то удивительно "солнечной? музыки. Он, к тому же, ещё и концертирующий мультиинструменталист, и певец с легко узнаваемым голосом.
Только этих имён хватит, чтобы никогда не слушать ни сумбурного бренчанья, ни заунывного пиликанья, ни навязчивого бухтения, ни аккомпанемента "на 3 аккорда?! Ну а если музыкальное меню дополнить десятком бардовских песен и десятком пьес советского джаза (да, оказывается, был такой) - то и кое-какие русские песни придутся ко двору!