Аннотация: Разработчик Концепции приглашает к ее обсуждению и ждет предложений
Из Источника http://www.ostrovaru.com/новости-фонда/282/:
Текст проекта размещен на сайте Правительства Санкт-Петербурга.
Ваши предложения ждут в "Региональном центре "Семья".
Также вы их можете направлять Анне Орловой в Центр РНО по адресу annao@crno.ru - с указанием ФИО и адреса электронной почты,
ПРОЕКТ
КОНЦЕПЦИЯ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ
НА 2012-2022 ГОДЫ (ПРОЕКТ)
СОДЕРЖАНИЕ
1.Введение
2.Анализ положения семьи в Санкт-Петербурге
3.Цели, задачи и принципы семейной политики в Санкт-Петербурге
4.Модель благополучной семьи в Санкт-Петербурге
5.Приоритетные направления семейной политики в Санкт-Петербурге
5.1. Повышение уровня благосостояния семей с детьми, преодоление бедности, снижение социального неравенства и напряженности в обществе
5.2. Содействие в улучшении жилищных условий семей с детьми, в обеспечении жильем молодых семей
5.3. Совершенствование системы укрепления здоровья и профилактики заболеваний, повышения качества общественного здоровья семей с детьми
5.4. Развитие системы семейного образования, воспитания, повышение родительской и социальной компетентности семей с детьми
5.5. Развитие, повышение доступности и качества социальных услуг, отвечающих потребностям и укрепляющих ресурсы семей разного типа
5.6. Совершенствование общественной поддержки семей с детьми
5.7. Совершенствование административно-правового, кадрового, научно-методического и информационного обеспечения реализации Концепции семейной политики в Санкт-Петербурге
6. Механизмы реализации Концепции
7.Этапы реализации семейной политики
8.Ожидаемые результаты
9.Принятые сокращения
10.Основные понятия, используемые в Концепции
1.Введение
Современное российское общество является частью быстро изменяющегося и усложняющегося мира. Социально-экономические и общественные трансформации, экономическая нестабильность, возрастание неопределенности и социальных рисков влияют на демографическую ситуацию и положение семьи в целом. Существенные изменения претерпевает семья как социальный институт, имеет место трансформация моделей брака и рождаемости, меняется содержание родительских ролей и функций. Возрастают требования общества к воспитанию и социализации детей, компетентности личности в различных сферах социальной практики.
В этих условиях важную роль приобретает эффективная семейная политика, содержащая целостную систему мер нормативно-правового, организационно-управленческого, кадрового, финансово-экономического, информационно-просветительского характера, направленных на поддержание устойчивости института семьи как фактора стабильности и устойчивости общества в целом. Семья является основой развития и сохранения нации, духовного и материального благополучия граждан, социальным институтом рождения и воспитания детей, опорой в старости и болезни. Семья представляет безусловную ценность в жизни каждого человека, была и остается естественной средой для развития и благополучия всех ее членов, особенно детей, наиболее полно удовлетворяющей потребности человека формой организации жизни в обществе.
Концепция семейной политики Санкт-Петербурга (далее - Концепция) представляет собой систему принципов, целей, задач и приоритетов в сфере регулирования процессов социального развития семьи. Необходимость разработки Концепции обусловлена наличием острых проблем в демографической структуре населения, общественном здоровье, снижением потенциала трудовых ресурсов, деформацией семейной структуры, распространением социального неравенства и напряженности в обществе, потребностью семьи в социальной поддержке, а также взаимообусловленностью и многофакторностью влияния социальных проблем на оптимальное функционирование семьи.
Концепция является основой для разработки и реализации различными ведомствами программ, проектов и мероприятий, направленных на поддержку и развитие семьи в Санкт-Петербурге, позволяет оценить эффективность деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, институтов гражданского общества, бизнес-сообщества, представителей церкви и самих граждан, способствует солидарности и объединению ресурсов государства и общества для решения проблем семьи.
Нормативно-правовой базой семейной политики Санкт-Петербурга являются международные, федеральные и региональные нормативные правовые акты, в которых определены приоритеты государственной семейной политики. Концепция основывается на Конституции Российской Федерации, которая гарантирует защиту государством материнства, детства и семьи, Гражданском кодексе Российской Федерации, Семейном кодексе Российской Федерации, федеральных законах, указах Президента Российской Федерации, Уставе Санкт-Петербурга, законах Санкт-Петербурга и постановлениях Правительства Санкт-Петербурга, направленных на поддержку семьи и детей.
Концепция является составной частью семейной политики Российской Федерации. Реализуется на основе законодательно установленного разделения предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации на период до 2012 г., а также между городским и муниципальным уровнем власти, учитывает положения и выводы Концепции семейной политики Санкт-Петербурга на период 2007-2011 годы, Концепции демографического развития Санкт-Петербурга до 2015 года, программы "Повышения качества жизни семей с детьми в Санкт-Петербурге" на 2011-2013 гг., а также особенности социально-экономического и демографического развития Санкт-Петербурга. Семейная политика является частью региональной социально-экономической политики, представленной в Концепции социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2025 г. Данная Концепция закрепляет и развивает результаты, достигнутые в Санкт-Петербурге в ходе реализации Концепции семейной политики на период 2007 - 2011 гг.
Настоящая Концепция содержит современные подходы к решению вопросов социального развития семьи - системный, ресурсный, семейно-центрированный и государственно-общественный. Системный подход рассматривает семью как самостоятельную социальную систему, одновременно являющуюся частью более широких систем: ближайшего окружения, муниципального округа и района, населения города, общества в целом. Системный подход предполагает, что семья является не только объектом государственной поддержки и помощи, но и равноправным субъектом взаимодействия и взаимной ответственности общества перед семьей и семьи перед обществом. Преодоление патерналистских ожиданий, повышение правоспособности семьи, ее ответственности и компетентности, активности в организации собственной жизни и участия в жизни общества, влияния на проводимую социальную политику отвечает тенденциям жизни общества и определяет главный вектор семейной политики как содействие семейному функционированию, а не подмена государством семьи в выполнении ее функций.
Ресурсный подход позволяет оценить собственные возможности и резервы семьи, потенциал для ее развития. Семья обладает относительной самостоятельностью и автономностью, основу ее жизнедеятельности составляет саморегуляция и собственные ресурсы. Семья, успешно реализующая свои основные функции, обладающая достаточными ресурсами, чтобы самостоятельно решать свои проблемы, является основой развития современного общества. В то же время благополучие семьи может и должно быть поддержано с помощью использования внешних ресурсов всех уровней.
Семейно-центрированный подход предполагает оказание поддержки семье как целому с учетом охвата всех ее членов и сторон жизнедеятельности, комплексной оценки ресурсов. Данный подход в противовес индивидуализированной поддержке, оказываемой только одному члену семьи - преимущественно матери или ребенку, ориентирован на качественную поддержку всей системы детско-родительских, а также близких родственных отношений, направлен на улучшение семейной ситуации в целом, что повышает вероятность позитивных сдвигов в положении всех членов семьи в настоящем и будущем. Активная роль отца и родительской семьи в структуре новой парадигмы ответственного родительства повысит солидарную ответственность родителей и семьи в целом за рождение и воспитание детей.
Государственно-общественный подход предполагает разработку и реализацию всех общественно-значимых программ, проектов и мероприятий семейной политики на основе сотрудничества, диалога и социального партнерства государства с общественными организациями, институтами гражданского общества, муниципальными образованиями, церковными объединениями, родительскими ассоциациями, движениями, сообществами. Семья имеет право привлекать внешние ресурсы, как государственных, так и некоммерческих организаций, а государство стремится создавать условия для развития общественных объединений, предоставляющих социально ориентированные услуги, и оказывает им ресурсную поддержку. Роль государства заключается в максимально полном привлечении потенциала гражданского общества, работодателей, профсоюзов, церкви, политических партий, инициирующих и проводящих социальную политику, благоприятную для развития и укрепления ресурсного потенциала семьи, в создании условий для благотворительной деятельности в сфере защиты семьи, родительства и детства.
В настоящее время от политики выживания, ориентированной преимущественно на семьи, находящиеся в тяжелой трудной жизненной ситуации, в зоне социального риска, нуждающиеся во вмешательстве со стороны государства, необходимо переходить к политике семейного благополучия, экономической устойчивости семей, обеспечения им соответствующих современных стандартов качества и уровня жизни.
Семейная политика является ядром социальной политики. Отношение общества к семье не может строиться по остаточному принципу. Любые преобразования в социально-экономической и политической сферах: реформы системы здравоохранения, образования, социального обслуживания населения, культуры, молодёжной политики, строительство жилья, политика занятости, развитие рынка труда, социального и пенсионного страхования, создание новых рабочих мест и развитие предпринимательства, развитие институтов гражданского общества, местного самоуправления, некоммерческих организаций, церковных объединений должны рассматриваться с точки зрения их влияния на семью и детей.
Специфика семейной политики заключается в том, что она включает в себя элементы различных направлений государственной политики (экономической, демографической, жилищной, в сфере занятости, образования, культуры, охраны общественного здоровья, предоставления социальных услуг и др.) в интересах развития семьи. Реализация семейной политики позволит корректировать принципиальные решения, принимаемые в сфере общегородской социальной политики на основе общественного консенсуса, диалога и участия самих семей.
Решающее влияние на базовые характеристики региональной социальной политики Санкт-Петербурга, в том числе семейной политики, оказывают качественные и количественные показатели уровня и качества жизни населения, социально-экономическая и демографическая ситуация в стране в целом и в регионе.
К числу особенностей развития Санкт-Петербурга, влияющих на семейную политику, следует отнести:
высокий удельный вес работников бюджетной сферы: культуры, искусства, науки, образования, здравоохранения, социальной защиты населения, а также студенческой молодежи;
высокий удельный вес семей, имеющих неудовлетворительные жилищные условия (в том числе, проживающих в коммунальных квартирах);
недостаточное развитие инфраструктуры организаций различных форм собственности для развития и воспитания детей, повышения компетентности родителей;
недостаточное развитие инфраструктуры для занятий физкультурой и спортом (бассейнов, спортивных и детских площадок, беговых и велосипедных дорожек);
недостаточную доступность высокотехнологичной и качественной медицинской помощи, в том числе стоматологической;
дифференциацию уровня благополучия окружающей среды для роста и развития детей в разных районах Санкт-Петербурга;
недостаточное развитие социальных услуг в соответствии с потребностями различных категорий семей.
Настоящая Концепция учитывает:
многообразие моделей и типов семей, особенности их структурных характеристик, социально-экономического положения и психологического самочувствия, дифференциацию интересов и потребностей семей, различный уровень внутренних ресурсов;
наличие объективных трудностей в адаптации семей с детьми к условиям экономической нестабильности, порождающих социальное неравенство и напряженность в обществе и обусловливающих потребность семей в государственной и общественной поддержке;
позитивные изменения в системе государственной социальной поддержки и социального обслуживания семей с детьми и развитие сети государственных учреждений, предоставляющих новые нестационарные социальные услуги, активные методы оказания социальной помощи, поддержки и развития семьи;
противоречивые тенденции в развитии некоммерческого сектора, институтов гражданского общества - муниципальных образований, профсоюзов, церкви, общественных организаций и родительских объединений, добровольческих инициатив и активности самих граждан;
сложившуюся в последние годы в Санкт-Петербурге систему реализации семейной политики.
Концепция включает структуру стратегических целей, задач, принципов и приоритетов семейной политики Санкт-Петербурга, важнейших направлений, механизмов и этапов, модель благополучной семьи, ее показатели, критерии оценки реализации концепции, а также целевые ориентиры и ожидаемые результаты. Основные положения Концепции конкретизируются в документах среднесрочного и текущего планирования, что создает необходимые механизмы для ее реализации.
2.Анализ положения семьи в Санкт-Петербурге
Санкт-Петербург является вторым городом в России по численности и плотности населения после Москвы. По данным Росстата по состоянию на 1 января 2011г., численность населения Санкт-Петербурга составила 4600,3 тыс. человек и увеличилась по сравнению с 2007 г. на 29,2 тыс. чел., или на 0,6%. Позитивная динамика обусловлена уменьшением естественной убыли населения за счет увеличения рождаемости и миграционного прироста. В то же время в 2010 г. число умерших превысило число родившихся в 1,18 раза.
В Санкт-Петербурге в 2010 г. родилось 55613 детей (в 2009 г. - 51 993 ребенка, в 2008 г. - 47475 детей), что в 1,7 раза больше чем 10 лет назад (в 1999 г. - 29500). Несмотря на повышение рождаемости, она остается на низком уровне и так же, как и десять лет назад не обеспечивает простое замещение родительского поколения поколением детей.
Численность детской популяции Санкт-Петербурга с 1991 по 2010 гг. сократилась на 415,8 тыс. человек и составляет на 1 января 2010 г. 666 209 человек. В последние годы ситуация с рождаемостью определяется относительно многочисленным поколением женщин, родившихся в 80-е годы прошлого века. В настоящее время в Санкт-Петербурге проживает 1,2 млн. женщин репродуктивного возраста. Однако в ближайшие годы будет происходить сокращение численности молодежи репродуктивного возраста, так как в детородный возраст вступит малочисленное поколение демографической депрессии 90-х годов. В связи с этим особую актуальность приобретает разработка научно обоснованных программ семейно-демографического развития региона. Позитивные изменения в динамике рождаемости в последние три года связаны также с реализацией мер как федеральной (материнский капитал, увеличение размера федеральных пособий), так и региональной семейно-демографической политики (увеличением размера пособий семьям, имеющим детей, расширение круга получателей пособий, финансируемых из городского бюджета, правом на жилищные субсидии).
Одной из тенденций, проявившихся в последние годы, является формирование установок на откладывание рождения детей и, как следствие, увеличение возраста матерей. Средний возраст женщин, родивших первого ребенка в Санкт-Петербурге, составляет - 28 лет; в начале 90-х годов прошлого века он равнялся 22 годам. В 2010 г. на женщин 25-29 лет приходится 37,2% всех рождений, 30-34 лет - 24,0%, 20-24 лет - 23,3%, на более молодых женщин - 3,1% детей. Все чаще дети рождаются у женщин позднего репродуктивного возраста (35-39 лет): на их долю приходится 10,3% всех новорожденных. При этом доля первых рождений в последние годы постоянно сокращается (с 65,3% в 2004 г. до 61,4% в 2009 г.), а доли вторых, третьих и последующих рождений растут. Среднее количество детей в петербургской семье составляет 1,18 человек.
Рождаемость во многом определяется брачностью, стабильностью семейных отношений, удовлетворенностью браком. В Санкт-Петербурге сохраняется тенденция роста семей, оформивших брачные отношения. Число зарегистрированных браков в 2010 г. составило 49 400, что на 11,1% больше, чем в 2007 г. Ежегодно в течение последних лет почти треть всех новорожденных (30%) в Санкт-Петербурге составляют дети, рожденные вне брака. Несмотря на наметившуюся тенденцию сокращения числа разводов (24 700 разводов в 2010 г. по сравнению с 25 794 в 2007 г.), число разводов в семьях, имеющих детей, отстается стабильно высоким (13500 - в 2011г., 14 000 - в 2009 г., 14 049 - в 2008 г., 13 471 в 2007 г.). За период с 2007 по 2010 г. 55 927 детей пережили развод родителей.
Наблюдается снижение доли трудоспособного населения и молодежи и рост числа пожилых людей в общей численности населения Санкт-Петербурга. Доля лиц трудоспособного населения и молодежи в период с 2004 по 2010 гг. снизилась (с 63,2% до 61,6% и с 13,3% до 12,9% соответственно), а пожилых - выросла с 23,5% до 25,5%. Доля детей и подростков в общей численности населения составляет только 14,5%.
Несмотря на позитивные тенденции, по-прежнему высока смертность мужчин, что приводит к диспропорции в половой структуре региона. Высокие показатели смертности мужчин отмечаются в трудоспособном возрасте, превышающие более чем в 3 раза аналогичные показатели у женщин, и в 3-5 раз, чем в большинстве стран сопоставимых с Россией по уровню экономического развития. Высокие показатели смертности мужчин в трудоспособном возрасте, внебрачная рождаемость и высокий уровень разводов в семьях с детьми приводят к тому, что каждый девятый ребенок в Санкт-Петербурге воспитывается в монородительских семьях.
Миграционный прирост населения Санкт-Петербурга ежегодно увеличивается, положительное сальдо миграции в 2010 г. составило 36,8 тыс. чел. (31,2 тыс.чел в 2009 г.). Иностранные граждане составляют 9,9% из числа прибывших на постоянное место жительства. Санкт-Петербург входит в число субъектов Российской Федерации, в которых население увеличилось за счёт превышения миграционного прироста над естественной убылью жителей города.
В 2010 г. практически каждый одиннадцатый брак регистрировался с иностранными гражданами. По информации Комитета по делам ЗАГС Санкт-Петербурга из 49363 зарегистрированных в 2010 г. браков 4429 заключены с иностранными гражданам. Органами ЗАГС в 2010 г. произведена государственная регистрация рождений детей у 4411 иностранных граждан, что составляет около 8% от регистрируемых рождений в Санкт-Петербурге. Рождение и воспитание детей в семьях иностранных граждан актуализирует проблемы социально-культурной адаптации, обеспечения социальных гарантий детям и взрослым членам семей, доступности социальных услуг, медицинской помощи, образования.
Таким образом, демографическая ситуация в Санкт-Петербурге характеризуется превышением смертности над рождаемостью, высокой мужской смертностью в трудоспособных возрастах, увеличением возраста матери при рождении первого ребенка, откладыванием рождения первого ребенка, распространением бездетной, малодетной, монородительской семьи, внебрачной рождаемостью, значительным числом разводов в семьях с детьми, ростом числа рождений в семьях, имеющих в своём составе иностранных граждан.
В ряду основных причин уменьшения населения Санкт-Петербурга и качества жизни стоит ухудшение соматического и психического здоровья. За последние десять лет повысилась заболеваемость по большинству групп болезней во всех возрастных группах населения. Сохранилась тенденция ухудшения материнского здоровья. Из числа женщин, вставших на учет в женские консультации, здоровыми признаны только 19,0 % беременных (в 2007 г. - 20%). Удельный вес нормальных родов в 2010 г. составил 40,3% (в 2009 г. - 41,5%). В течение последних лет показатели материнской смертности были высокими: в 2010 г - 16,2 случаев на 100 тыс. новорожденных детей (в 2009 г. - 26,0, в 2008 г. - 15,9, в 2007 г. - 23,5). В целом, данный показатель отражает низкий уровень репродуктивного здоровья женщин, недоступность качественной медицинской помощи для всех беременных, слабую ответственность женщин за свое здоровье. Продолжает увеличиваться число беременностей и родов, протекающих с осложнениями, что приводит к рождению детей, обладающих меньшим потенциалом здоровья, чем их родители. Каждый пятый новорожденный ребенок болен и, как следствие, риск смерти детей в этой группе повышается.
Отмечается тенденция к снижению числа абортов. Общее число прерываний беременности в 2010 г. составило 21 363 (в 2006 г. - 29889), в том числе у несовершеннолетних - 506 (в т.ч. у девочек в возрасте до 14 лет включительно - 17), у ВИЧ-инфицированных женщин - 107. Благодаря целенаправленной работе специалистов городских Центров планирования семьи и репродукции, охраны репродуктивного здоровья подростков "Ювента", женских и молодежных консультаций число абортов у девушек до 19 лет с 2006 г. по 2010 г. сократилось на 41% (с 3278 до 1944). Улучшилось соотношение числа абортов к 100 родам (43,9 в 2009 г. против 71,5 в 2006 г.). Имеет устойчивую тенденцию к снижению младенческая и детская смертность. За 2000-2010 гг. уровень младенческой смертности в Санкт-Петербурге снизился более чем в 2 раза: с 9,5 до 4,6 на 1000 детей. Прогнозируется возможный рост показателя младенческой смертности, обусловленный рождением детей с массой тела ниже 1000 г., увеличением заболеваемости беременных острыми респираторными заболеваниями и гриппом, увеличением количества родов среди иногородних и иностранных рожениц, не состоявших под наблюдением женских консультаций.
В последние годы в Санкт-Петербурге наблюдается рост показателей общей и первичной заболеваемости детей всех возрастов. Так, с 2001 по 2010 гг. первичная заболеваемость детей увеличилась на 49% (с 1614 до 2406 случаев на 1000 детей), подростков - на 92% процента (с 992 до 1907 случаев на 1000 подростков), взрослых - на 34% (с 496 до 667 случаев на 1000 взрослых). Доля здоровых подростков в Санкт-Петербурге не превышает 11%, хроническая заболеваемость среди подростков составляет 27-30%, более 60% подростков имеют пограничные состояния. Установлен факт ухудшения здоровья каждого следующего поколения относительно предыдущего. Наблюдаются проблемы здоровья среди детей и молодежи, которые были характерны в предыдущие годы лишь для лиц пожилого возраста.
По данным Городского центра по начислению и выплате пенсий и пособий, на 31.12.2010 в Санкт-Петербурге зарегистрировано 13847 семей, имеющих 14153 детей-инвалидов, что составляет 2,12% от общей численности детей в Санкт-Петербурге (в 2007 г. - 2,4%). Специалисты связывают уменьшение численности детей с усложнением процесса оформления и подтверждения инвалидности. По динамике изменения показателя детской инвалидности можно судить о качестве и доступности медицинской помощи, эффективности профилактических мер и медико-генетического консультирования, экологическом состоянии окружающей среды. Среди причин инвалидности у детей факторы генетических нарушений занимают значительное место. Вместе с тем, не менее важными, являются причины, напрямую связанные с образом жизни будущих родителей, низким уровнем ответственности за свое здоровье и здоровье будущего ребенка. Среди них основными являются ухудшающееся репродуктивное здоровье родителей, прежде всего, матерей, высокий уровень заболеваемости во время беременности, нездоровый образ жизни и распространенность вредных привычек, а также неблагоприятные условия труда и жизни беременных женщин, ухудшение экологической ситуации, рост травматизма.
Таким образом, общественное здоровье семей Санкт-Петербурга характеризуется противоречивыми тенденциями. С одной стороны, позитивными, проявляющимися в снижении младенческой смертности и числа прерывания беременности, в увеличении продолжительности жизни. Данные тенденции стали возможны, благодаря инвестициям в систему родовспоможения, повышению доступности и профилактической работе специалистов молодежных и женских консультаций с подростками и молодежью. В то же время, сохраняются негативные тенденции, обусловленные социальным неравенством в доступности качественной медицинской помощи, высокой долей социально уязвимых групп в структуре населении, распространенностью неформальной занятости и отсутствием гарантий в получении медицинской помощи, слабой ответственностью граждан за свое здоровье. Высокие показатели заболеваемости беременных и новорожденных детей свидетельствуют о необходимости совершенствовать охрану репродуктивного здоровья населения, развивать профилактическую деятельность молодежных и женских консультаций, повышать доступность и эффективность медицинской помощи беременным, роженицам и новорожденным всех социальных слоев населения, в том числе социально уязвимых групп.
Бедность является одной из причин негативных тенденций демографических процессов и функционирования института семьи. Чем она устойчивее, тем ниже готовность семьи иметь детей и тем сильнее ограничивается разумное репродуктивное поведение населения. По данным Росстата, численность населения Санкт-Петербурга с денежными доходами ниже прожиточного минимума в процентах от общей численности населения составила в 2010 г. 8,7%, (в 2007 г. - 9,1%, в 2008 г. - 10,8%, в 2009 г. - 9,2%). Соотношение доходов 10% наиболее и наименее обеспеченного населения в Санкт-Петербурге в 2009 г. равнялось 19,7% (в 2007 г. - 19, 9%).
На 1 января 2011 г. 164 632 семьи были признаны малоимущими из числа обратившихся за помощью, в то время как в 2010 г. таких было значительно больше - 224 098 семей. 13,1% детского населения (87 307 детей) проживало в семьях, признанных малоимущими и получавшими социальную поддержку, включая получателей компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, социальной выплаты до прожиточного минимума, родителей детей, на которых назначены ежемесячные пособия. Треть детей (32,4%), проживающих в малоимущих семьях, относятся к детям из неполных или многодетных семей (в 2009 г. - 33%, в 2008 г. - 63%).
Среднедушевые денежные доходы населения с 2007 г. по 2010 г. выросли на 31% и составили в декабре 2010 г. 22 132,6 руб. Стоимость минимального набора продуктов питания выросла на 50% и была равна 2 893 руб. Наблюдается тенденция опережающего роста цен на продукты питания по сравнению с ростом доходов населения в течение последних лет. Рост цен на продовольственные товары составил 47,2%. Продолжала расти доля расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в потребительских расходах домохозяйств с 7,2% в 2007 г. до 8,6% 2009 г.
Рост цен в первую очередь сказался на положении семей с детьми. За период 2007-2010 гг. рост цен на товары для детей опережал рост доходов населения. Белье для новорожденных и детей до 3 лет подорожало на 57%, пластмассовые игрушки - на 58,2%, сухие молочные смеси для детского питания на 54,2%, коляски для новорожденных - на 51,6%, пеленки для новорожденных - на 46,9%, подгузники - на 39,5%, учебники и учебные пособия - на 58,2%. Динамика цен 2007-2010 гг. на жизненно важные лекарства (аспирин, нитроглицерин, анальгин и др.), ритуальные услуги, стоимость проезда в городском транспорте и в поездах дальнего следования также была выше роста доходов населения.
Величина прожиточного минимума (ВПМ) для детей в IV кв. 2010 г. составляла 5056 руб. Среднегодовая величина прожиточного минимума (ПМ, в среднем за четыре квартала 2010 г.) в расчете на душу населения, по сравнению с 2009 г., возросла на 8,12% и составила 5605,00 руб. (в 2009 г. среднегодовая ВПМ - 5184,25, в 2008 г. - 4603,825 руб., в 2007 г. - 3916,875 руб., в 2006 г. - 3469,575 руб.).
Общее количество детей получателей пособий на начало 2011 г. насчитывало 141046 человек, что составляет 20,6% от общей численности детского населения Санкт-Петербурга. В рамках реализации Закона Санкт-Петербурга от 17.11.04 Љ587-80 "О мерах социальной поддержки семей, имеющих детей, в Санкт-Петербурге" за 2010 г. были начислены пособия на детей на общую сумму 2 560 603 861 рублей. Ежемесячное пособие на первого ребенка в возрасте от рождения до 1,5 лет в среднем составляло 32,6% от ВПМ для детей, на ребенка в возрасте от 1,5 до 7 лет ќ- 11,7%, на детей школьного возраста - 10,8% от ВПМ для детей. Денежное содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой и в приемных семьях, составляло 98,9% от ВПМ для детей.
Сохраняется дифференциация в уровне заработной платы по видам экономической деятельности со стабильно низкими позициями работников, занятых в сфере образования, здравоохранения и социальной защиты населения, а также разница в оплате труда между мужчинами и женщинами. Заработная плата работников бюджетной сферы, в которой в основном заняты женщины, значительно ниже среднего уровня заработной платы по Санкт-Петербургу. У работников сферы образования она составляет 73,2%, у работников здравоохранения и социальных услуг - 83,2% от уровня средней заработной платы в целом по городу. Подобная тенденция социальной дифференциации отражает неравноправное положение женщин относительно мужчин в трудовой сфере, отрицательно влияет на социальное самочувствие женщин.
Большая доля петербургских родителей работает в неформальной сфере, без оформления трудовых отношений, что затрудняет доступность услуг здравоохранения и социальных услуг и является существенным фактором ухудшения положения детей.
Наметились позитивные изменения по решению жилищных проблем петербургских семей. В результате изменения законодательства, предоставления безвозмездных субсидий, участия в целевых программах за период 2006 г. по 2010 г. городская очередь сократилась на 75 тыс. семей (185 200 тыс. человек). Всего за период 2007-2010 гг. государственная поддержка в улучшении жилищных условий была оказана более 15,3 тыс. семей. По состоянию на конец 2010 г. в Санкт-Петербурге признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий 197,4 тыс. семей (460,0 тыс. человек), из них 168,8 тыс. семей состоят на учете 10 и более лет. Многие семьи не имеют возможности самостоятельно обеспечить себя жильем в связи с высокими рыночными ценами на недвижимость.
В качестве основных жилищных проблем Санкт-Петербурга можно отметить сохранение значительного числа коммунальных квартир, низкий уровень технического состояния жилищного фонда, недоступность покупки жилья для основной массы населения, ограниченное строительство государственного социального жилья, постоянно возрастающая доля затрат на содержание и оплату жилья в доходах населения. В аварийном и ветхом жилищном фонде проживают 15,3 тыс. семей, в коммунальных квартирах - 329 тыс. семей. Улучшена ситуация с обеспечением жильем детей-сирот, выпускников государственных учреждений. На 1 января 2011 г. в администрациях всех районов Санкт-Петербурга учтено 812 выпускников государственных учреждений, в то время как в 2007 г. только 269. Разработка и реализация новых мер социальной поддержки, направленных на улучшение жилищных условий молодых семей и семей с детьми, является необходимым компонентом повышения качества жизни петербургских семей.
Актуальной проблемой семей с детьми является недостаток мест в дошкольных образовательных учреждениях Санкт-Петербурга. На 1 января 2011 г. очередь по устройству детей в дошкольные учреждения составляла 1450 человек. Только 78,6% детей дошкольного возраста посещают детские образовательные учреждения.
Отмечается низкая доступность психологической и социально-педагогической помощи в образовательных учреждениях (далее - ОУ). В Санкт-Петербурге работало 1127 ОУ, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, а численность педагогов-психологов в детских садах составила только 360 человек, должность социального педагога в ДОУ не предусмотрена. Во всех районах Санкт-Петербурга работают психолого-педагогические медико-социальные центры для детей, нуждающихся в психолого-педагогической помощи (далее - ППМС-центры). В штате ППМС-центров районов Санкт-Петербурга работает 153 педагога-психолога и 40 социальных педагогов. В 547 общеобразовательных школах из 697 имеющихся в Санкт-Петербурге организовано оказание психологической помощи детям, в большинстве ОУ созданы службы психолого-педагогического и социально-педагогического сопровождения школьников.
Низкая рождаемость, распространение малодетности и рождение детей вне брака в значительной степени связаны с трансформацией семейных ценностей, снижением роли семьи и ценности семейного образа жизни в обществе. Социально-экономические проблемы также существенно ослабили институт семьи, его роль в воспитании детей. Наиболее острыми проблемами являются семейные конфликты, некомпетентность родителей в воспитании детей. Прогрессируют процессы снижения ответственности родителей за содержание и развитие детей. На начало 2011 г. на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних ГУВД состояло 3630 родителей, ненадлежащим образом исполняющих обязанности по воспитанию детей. Только в 2010 г. выявлено и поставлено на учет 2 112 родителей. Последние три года постепенно снижается численность детей, родители которых лишены родительских прав (в 2010 г. - 1881 чел., в 2009 г. - 2078 чел., что составляет 27,9% и 31,4% в расчете на 10 тыс. детей в возрасте от 0 до 17 лет), но увеличивается число детей, чьи родители ограничены в родительских правах (в 2010 г. - 139 чел., в 2009 г. - 103 чел.). Отмечается незначительное число родителей, в отношении которых отменено ограничение родительских прав (в 2010 г. - 9 чел., в 2009 г. - 12 чел.) и родителей, восстановленных в родительских правах (в 2010 г. - 35 чел., в 2009 г. - 25 чел.) Поэтому такое явление, как социальное сиротство детей, остаётся по-прежнему актуальным.
Благодаря развитию системы социальных услуг наметилась тенденция постепенного снижения числа детей, оставшихся без попечения родителей. За 2010 г. в Санкт-Петербурге количество выявленных и учтенных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составило 2134 человек (в 2009 г. - 2387, в 2008 г. - 2572, в 2007 г. - 2934, в 2006 г. - 2952). Наблюдается снижение относительного значения данного показателя, рассчитанного на 10 тыс. детского населения. В 2010 г. выявлено детей, рассматриваемой категории 31,6 человек на 10 тыс. детского населения (в 2009 г. - 36 , в 2008 г. - 38,9, в 2007 г. - 43,9).
Более 99,2 % детей в Санкт-Петербурге проживает в семьях. Вызывает беспокойство большое число детей, воспитывающихся вне родной семьи. Численность детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, различных типов в Санкт-Петербурге на начало 2011 г. составила 5 116 человек. В том числе: 919 детей в 11-ти психоневрологических домах ребенка, 389 - в 10-ти учреждениях социального обслуживания семей и детей (социально-реабилитационные центры и социальные приюты), 1032 - в 4-х детских домах-интернатах, 1874 - в 31-м образовательном учреждении. По состоянию на 01.01.2011 г. 37% составляли дети, помещённые в данные учреждения по заявлению родителей: в домах ребёнка таковых было 23%, в детских домах и школах-интернатах - 22%, в детских домах-интернатах - 77%. Основными причинами принятия решения родителями о помещении в учреждения являются социальные и экономические проблемы семьи и состояние здоровья детей.
Несмотря на тенденцию к расширению семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в городе наблюдается тенденция уменьшения числа детей, находящихся на воспитании в семьях граждан (под опекой/попечительством, в том числе добровольной, в приемных семьях, в семейных детских домах, усыновленных гражданами). На 1 января 2011 г. общее число детей, воспитывающихся в семьях, составляло 9 940 детей, в 2010 г. - 11 216 детей, в 2009 г. - 11 630, в 2008 г. - 12891 ребенок. Из всех форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приемные семьи являются единственной формой, численность детей в которых в
Санкт-Петербурге постоянно возрастает, и по сравнению с 2009 г. увеличилась на 200 детей. По состоянию на 31.12.2010 в Санкт-Петербурге создано 632 приемных семьи, в которых воспитывается 768 детей.
С каждым годом увеличивается количество случаев семейного насилия, жестокого обращения с детьми. В 2010 г. зарегистрировано 1975 преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних, в т.ч. совершено 11 убийств, 408 случаев причинения различных телесных повреждений, 373 насильственных действий сексуального характера и развратных действий, 511 грабежей и 133 разбоев. К числу наиболее острых проблем следует отнести детский алкоголизм и наркоманию, алкоголизацию родителей, рост числа лиц, зараженных ВИЧ-инфекцией, вовлечение несовершеннолетних в совершение преступлений. Результатами этих процессов является высокая численность семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации.
В течение последних пяти лет продолжалось формирование сети учреждений социального обслуживания населения, создавались новые подразделения в их структуре. На начало 2010 г. районное звено учреждений включало: 15 центров социальной помощи семье и детям (ЦСПСиД); 10 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних (СРЦН); 13 центров социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов (ЦСРИиДИ). В районной сети учреждений социального обслуживания развита сеть услуг для семей с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении. К сожалению, не все районы имеют подразделения, специализирующиеся на социальном обслуживании семей с приемными и опекаемыми детьми, выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, подвергшихся насилию, и других категорий семей. Ограничения в доступе к социальным услугам испытывают семьи и дети, зарегистрированные по месту жительства в одном административном районе, а фактически проживающие в другом, так как обслуживание в основном осуществляется по месту регистрации. Практически недоступной становится социальная помощь семьям с детьми, в том числе с новорожденными, не имеющими регистрации по месту проживания или пребывания в Санкт-Петербурге, утратившими документы, удостоверяющие личность. Недостаточное число мест для временного приюта женщин вместе с детьми. Семьи в трудной жизненной ситуации вынуждены по причине сложившихся обстоятельств, временно помещать детей, в том числе новорожденных, в дома ребёнка и иные организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Начиная с 2011 г., осуществляется реформирование структуры учреждений и разделение их на бюджетные, автономные и казенные, а также изменение финансирования государственных учреждений, сопровождающееся закреплением норм и стандартов гарантированных бесплатных услуг и расширением спектра услуг, предоставляемых на платной основе. Бедность семей с детьми снижает доступность базовых социальных услуг, особенно в условиях широкого распространения платных услуг.
Анализ положения семей выявил следующие основные тенденции и проблемы функционирования семьи:
низкая рождаемость, не обеспечивающая воспроизводство населения;
низкая доля детей и молодежи в демографической структуре населения;
трансформация брачного поведения, более позднее вступление в брак, откладывание или отказ от регистрации брака;
трансформация репродуктивного поведения, откладывание рождения первого ребенка, увеличение доли рождений детей в зрелом возрасте родителей;
снижение ценности семейного образа жизни, ослабление потребности в детях, распространенность разводов, внебрачных рождений;
значительное число бездетных, малодетных, монородительских семей;
низкий уровень репродуктивного здоровья женщин, большое число заболеваний репродуктивной сферы и осложнений во время беременности и родов;
высокий удельный вес детей с нарушениями здоровья;
высокий уровень смертности мужчин трудоспособного возраста;
высокий уровень распространенности курения, употребления алкоголя, наркотиков, в том числе среди подростков;
высокий уровень заболеваемости детей и подростков;
недостаточный уровень ответственности родителей за свое здоровье и здоровье детей;
распространенность социально обусловленных заболеваний среди взрослых и подростков;
высокий удельный вес людей старших возрастных групп в демографической структуре населения;
высокий уровень миграции и трудности адаптации и интеграции семей мигрантов;
высокий уровень дифференциации доходов наименее обеспеченных и наиболее обеспеченных семей как показатель социального неравенства;
значительная доля бедных семей с детьми в семейной структуре;
высокая доля в структуре бюджета семей расходов на питание и низкая - на образование, занятия спортом, отдых;
высокая трудовая нагрузка взрослых членов семьи и недостаточное время для отдыха и воспитания детей;
значительное число семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий;
распространенность неформальной занятости родителей и, как следствие недостаточная доступность получения пособий и иных мер социальной поддержки родителям, занятым в неформальном секторе экономики;
недостаточная доступность услуг дополнительного образования, здравоохранения, удовлетворяющих потребности детей всех слоев населения;
недостаточная доступность психологической и социально-педагогической помощи родителям и детям всех слоев населения;
распространенность физического, сексуального, психологического насилия в семьях;
распространенность семейных конфликтов;
высокий уровень правонарушений среди несовершеннолетних;
высокий удельный вес семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении, нуждающихся в социальной поддержке;
значительное число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; детей, чьи родители лишены или ограниченных в правах;
высокая численность детей, находящихся на полном государственном обеспечении.
3.Цели, задачи и принципы семейной политики в Санкт-Петербурге
Стратегической целью семейной политики в Санкт-Петербурге является достижение благополучия семьей как условия благополучия каждого человека и общества в целом на основе поддержки семейных ценностей и семейного образа жизни, укрепления внутренних и внешних ресурсов семьи, ее способности успешно выполнять свои основные функции, усиления роли семьи как равноправного субъекта социальных отношений, содействия процессам социальной интеграции всех типов семей в общество.
Задачи семейной политики:
повышение уровня благосостояния семей с детьми, преодоление бедности путем активизации собственных резервов и укрепления семьи ресурсами государственной и общественной поддержки всех уровней;
разработка новых мер по усилению гарантий занятости на рынке труда работников из семей с высокой семейной нагрузкой;
повышение уровня обеспеченности и комфортности жилья семей с детьми;
повышение качества общественного здоровья семьи с детьми путем развития системы оказания доступной и качественной медицинской и медико-социальной помощи, активизации ответственности взрослых членов семьи за свое здоровье и здоровье детей;
совершенствование структурной поддержки согласования родительских и профессиональных ролей мужчин и женщин в целях обеспечения равноправных отношений и равной ответственности за воспитание и развитие детей;
совершенствование системы семейного образования в целях повышения родительской и социальной компетентности семей с детьми;
совершенствование системы социальных услуг, отвечающих потребностям и укрепляющих ресурсы семей разного типа, повышение доступности и качества услуг;
повышение престижа и ценности семейного образа жизни и рождения детей, духовно-нравственных ценностей, материнства и отцовства, повышения статуса семьи в обществе;
расширение мер социальной поддержки семей с детьми;
развитие и улучшение качества системы семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
формирование безопасной городской среды, благоприятной для роста и развития детей;
совершенствование регионального законодательства в области семейной политики, повышающего роль семьи как субъекта ответственности за рождение и воспитание детей, и ответственности государства и общества в предоставлении социальных гарантий поддержки семьи;
создание системы государственно-общественной экспертизы, включая фамилистическую, социально-экономических решений, затрагивающих интересы семей с детьми.
Принципы семейной политики в Санкт-Петербурге
равенство всех семей и их членов в праве на поддержку государством независимо от социального положения, национальности и религиозных убеждений, доступность помощи всем нуждающимся в ней семьям;
государственная поддержка семьи как целого с учетом комплексной оценки ресурсов, охвата всех сторон ее жизнедеятельности;
дифференцированный подход к оказанию государственной поддержки семье в зависимости от характера проблемы и уровня ресурсов семьи;
приоритет защиты интересов ребенка в семье, его права на безопасность, полноценное развитие и воспитание;
суверенитет семьи, недопустимость произвольного вмешательства государства во внутренние дела семьи, за исключением случаев, связанных с нарушением закона и требующих правового регулирования семейных отношений;
самостоятельность и автономность семьи в принятии решений относительно своего развития;
добровольное согласие членов семьи на получение социальных услуг и мер социальной поддержки, право на отказ от получения социальных услуг;
приоритетное развитие мер поддержки для молодых семей и семей, имеющих двух и более детей, поскольку это отвечает стратегическим интересам России и Санкт-Петербурга;
равноправие между мужчинами и женщинами, структурная поддержка согласования родительских и профессиональных ролей на основе принципа равного участия;
преемственность и стабильность мер государственной семейной политики, их дальнейшее совершенствование, соблюдение социальных гарантий семьи со стороны государства;
обязательства государственной власти по безусловной защите семьи в случаях, связанных с чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, войнами и вооруженными конфликтами, вынужденной миграцией;
партнерство семьи, государства, органов местного самоуправления, общественных объединений и благотворительных организаций, традиционных религиозных конфессий, коммерческого сектора при разработке, реализации общественно-значимых программ, проектов и мероприятий, оценке эффективности семейной политики;
научная обоснованность семейной политики, определение приоритетных направлений семейной политики на основании всестороннего мониторинга и анализа состояния семьи, научных исследований в сфере семьи и семейных отношений;
профилактическая направленность семейной политики, разноуровневость системы профилактики, усиление акцента на первичной профилактике, развитии направлений работы, имеющих упреждающий характер по отношению к проблемам большинства семей;
максимальная "приближенность" проводимой политики к повседневной жизни людей, территориальная доступность и развитие социальной инфраструктуры с учетом потребностей жителей, активизация работы с семьей на муниципальном уровне, интеграция семей в местное сообщество;
высокие стандарты качества мероприятий семейной политики на основе профессионализма и компетентности специалистов, высокий уровень подготовки и мотивации кадров, занятых в социальной сфере.
4.Модель благополучной семьи в Санкт-Петербурге
Модель благополучной семьи создана в целях разработки критериев для оценки эффективности реализации Концепции, социальных программ и проектов городского, муниципального и общественного уровня. Модель благополучной семьи позволяет предложить критерии эффективности деятельности городских и муниципальных органов власти и общества в целом по решению проблем семей, направленных не только на поддержание и активизацию внутренних ресурсов семей, но и использование внешних ресурсов всех уровней (государства и общества) для повышения самостоятельности и ответственности семей разного типа, полноценного выполнения семьями своих функций.
Повышение благополучия семьи считается стратегической целью для проведения государственной семейной политики. Под благополучной семьей понимается семья, которая обладает внутренними ресурсами для осуществления своей жизнедеятельности, имеет полную структуру, юридически зарегистрированный брак, характеризуется стабильными отношениями, взаимоответственностью и заботой друг о друге, гуманистическими ценностями, ориентирована на рождение двух или более детей, имеет их, обладает родительской компетентностью и стремлением к ее развитию, имеет устойчивый социально-экономический статус, заботится о сохранении здоровья и успешно справляется с рисками в случае болезни, в состоянии самостоятельно решать все свои проблемы, в полной мере выполняет социальные функции на основе реализации своего внутреннего потенциала с использованием мер законодательно определенной поддержки, обладает способностью к самореализации и саморазвитию как самостоятельная ячейка социальной структуры общества, интегрированная в систему общественных отношений всех уровней.
Модель благополучной семьи включает структуру следующих внутренних ресурсов, позволяющих ей достичь оптимального функционирования.
Благополучная семья - это:
- семья, обладающая гуманистическими ценностями, ценностью человеческой жизни, семейного образа жизни, стабильными отношениями, устойчивым психологическим климатом, семейной солидарностью разных поколений и взаимной поддержкой;
- семья с равноправными отношениями между супругами, родителями и детьми, представителями старших и младших поколений в семье, взаимным уважением, соблюдением прав личности каждого члена семьи;
- семья, достигшая родительской идентичности и компетентности (обладающая надежными и близкими отношениями с детьми, общими целями воспитания детей, стремлением к развитию, ответственностью за рождение и воспитание детей, умеющая конструктивно разрешать конфликты);
- семья экономически самодостаточная (семья, обладающая среденедушевым доходом выше, чем в целом по Санкт-Петербургу, члены которой имеют трудовую занятость, способность к самозанятости, обеспеченная жильем);
- семья с устойчивым социальным статусом всех ее членов (семья, члены которой имеет образование, уровень которого выше, чем в целом по Санкт-Петербургу, наличие работы, имеющая документы, оформленные в соответствии с российским законодательством);
- семья, имеющая юридическую оформленность брачных отношений (зарегистрированный брак);
- семья, имеющая в своем составе обоих родителей;
- семья, которая способна реализовать свои репродуктивные планы и обеспечивающая расширенное воспроизводство населения по Санкт-Петербургу (семья, имеющая двух и более детей);
- семья, ведущая здоровый образ жизни, не имеющая вредных привычек, проявляющая осознанное отношение к здоровью всех членов семьи, обладающая потенциалом здоровья;
- семья, интегрированная в систему общественных отношений на микро-, мезо-, экзо-, и макроуровнях, имеющая социальную поддержку на дружеском, соседском, муниципальном, городском уровне и сама оказывающая поддержку другим семьям с детьми на всех уровнях взаимодействия;
- семья, обладающая социальной активностью и самостоятельностью в решении своих проблем.
При оценке благополучия семьи принимается в расчет состояние ее ресурсов, которые должны быть представлены комплексно и в равной степени, поскольку низкий уровень развития любого из них создает возможность нестабильного функционирования семьи и повышает риск развития семейного неблагополучия.
В качестве показателей благополучия семьи как социального института может выступать качество выполнения семьей следующих социальных функций:
- рождение детей;
- воспитание и социализация детей в соответствии с культурными и моральными нормами и ценностями, отвечающие требованиям общества к социальной компетентности личности, выполнению разнообразных ролей и функций в различных сферах социальной практики;
- экономическая устойчивость семьи, достижение современных стандартов качества и уровня жизни для воспитания и содержания детей;
- обеспечение условий для укрепления здоровья и профилактики болезней всех членов семьи, досуга и отдыха семей, занятий спортом, физического развития всех членов семьи;
- эмоциональная и психологическая устойчивость семейных отношений, семейная сплоченность, солидарность семейных поколений, умение разрешать семейные проблемы и конфликты, взаимная поддержка, ответственность и забота о детях, равноправные отношения между членами семьи и поколениями;
- достижение устойчивого социального и профессионального статуса членами семьи;
- обеспечение развития личности и реализации личных интересов каждого члена семьи без ущерба для семьи в целом (условий для развития всех членов семьи, получения образования, повышения квалификации, профессионального роста, равного участия во всех областях жизни);
- интеграция в социальные отношения на местном (муниципальном), городском и общественном уровнях взаимодействия;
- способность самостоятельно решать свои проблемы и выполнять социальные функции на основе реализации своего внутреннего потенциала.
Таким образом, под благополучной семьей понимается семья, обладающая достаточными ресурсами для выполнения своих функций, а достижение показателей может выступать в качестве отдельных задач в деятельности социальных служб по работе с семьями. Процесс становления благополучной семьи считается успешным, если она с момента своего создания имеет необходимую базу благополучия и дальнейшее развитие семьи с высокой вероятностью будет устойчивым и стабильным. Модель благополучной семьи включает показатели внутренних ресурсов семьи, позволяющие ей достичь оптимальности функционирования. Наличие всего комплекса ресурсов является идеальным образцом, к которому можно стремиться, но в силу разных, в том числе объективных причин, достичь который бывает затруднительно. Реальная практика жизнедеятельности семьи, не обладающей внутренними ресурсами в полной мере, но справляющейся со своими функциями, показывает, что достичь оптимальности возможно при наличии положительного баланса внутренних и внешних ресурсов. В задачи семейной политики входит укрепление ресурсного потенциала семьи, предоставление внешней поддержки, помощь семье с детьми в развитии всех видов семейных ресурсов и поддержание их позитивного баланса.
5.Приоритетные направления семейной политики в Санкт-Петербурге
5.1. Повышение уровня благосостояния семей с детьми, преодоление бедности, снижение социального неравенства и напряженности в обществе
Уровень благосостояния семей с детьми зависит от социально-экономической ситуации в стране и регионе, стратегии государственной социальной политики, системы мер социальной поддержки, основанной на принципах социальной справедливости в распределении ресурсов общества и эффективных механизмах государственной поддержки семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, индивидуальной активности самой семьи в достижении экономического благополучия.
Данное направление включает:
внедрение в деятельность социальных служб технологий активизации ресурсов семьи, повышающих уровень адаптационных возможностей и жизненных сил семей с детьми, направленных на формирование мотивации трудовой занятости и самообеспечения;
внедрение социальных технологий, повышающих социальную компетентность членов семей, в том числе, направленных на оптимизацию домашней экономики, бюджета семьи, освоение приемов эффективного расходования времени, поиска информации, обучение алгоритмам взаимодействия с городскими службами;
разработку новых мер по усилению гарантий занятости на рынке труда работников из семей, нуждающихся в повышенной социальной защите;
введение экономических стимулов (льготного кредитования, снижения арендной платы и др.), повышающих заинтересованность организаций в приеме на работу граждан с высокой семейной нагрузкой или имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, в том числе на условиях неполного рабочего дня, с гибким графиком, с надомной формой работы;
совершенствование и развитие программ для сотрудников в рамках просемейной политики на предприятиях разных форм собственности;
развитие программ повышения квалификации и переподготовки для молодых родителей за счет городского бюджета после и в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет, в том числе для матерей, не имевших до рождения ребенка трудовой занятости;
развитие банка вакансий для родителей с детьми, предусматривающих гибкие формы занятости, позволяющие сочетать семейные и профессиональные обязанности;
поддержку развития молодой семьи как субъекта собственности и предпринимательства, содействие в развитии малого семейного бизнеса, индивидуального предпринимательства; внедрение социальных технологий обучения семей основам семейного предпринимательства и ведения бизнеса, в том числе, в сфере социальных услуг на местном уровне;
поддержку развития женского предпринимательства и самозанятости, развитие надомного труда;
развитие эффективных программ трудоустройства и занятости для подростков (от 14 до 18 лет) и учащейся молодежи в свободное от учебы время;
содействие развитию практики общественных работ для обеспечения временной занятости членов семей с детьми в случае безработицы, формирование заказа на общественные работы на территории муниципального образования, исходя из потребностей жителей территории;
совершенствование и развитие мер адресной государственной социальной поддержки семьям, в том числе, семьям, имеющим двух и более детей, совершенствование механизмов компенсации социальных рисков семьи;
внедрение новых видов социальных выплат семьям с детьми при рождении и воспитании второго, третьего и последующих детей с учетом потребностей и ресурсов семей;
развитие системы субсидирования оплаты жилья и коммунальных услуг в зависимости от детности семьи;
совершенствование системы дифференциации размера родительской платы за детский сад в зависимости от уровня доходов семьи;
создание общественно-государственного алиментного фонда для поддержки монородительских семей с детьми, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, для временной компенсации невыплаты алиментов;
введение процедуры общественной экспертизы социально-экономических решений, затрагивающих интересы семей с детьми.
Ожидаемые результаты:
повышение благосостояния семей с детьми; рост месячных среднедушевых доходов семей по отношению к величине прожиточного минимума;
рост реальных денежных доходов опережающими темпами у наименее обеспеченных семей; существенное снижение доли семей с доходами ниже прожиточного уровня с тенденцией к полному преодолению бедности семей с детьми;
сокращение разрыва в доходах наиболее и наименее обеспеченных семей до уровня современных развитых стран Европы (на основе роста минимального размера оплаты труда, повышения заработной платы в бюджетных отраслях, перераспределения социальных пособий и социальной помощи в пользу малообеспеченных семей, увеличение размера адресных субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг и расширение охвата ими нуждающихся семей);
снижение доли расходов на продукты питания и услуги ЖКХ в структуре бюджета семей;
рост числа семей, имеющих свободный доступ к сети Интернет;
рост обеспеченности личным автотранспортом многодетных семей и семей с детьми-инвалидами;
сокращение числа неработающих родителей, рост доли трудоустроенных граждан, имеющих семьи с детьми из числа обратившихся в государственную службу занятости;
повышение предпринимательской активности населения, рост доли предпринимателей и владельцев малого бизнеса в общей структуре трудовой занятости членов семей;
создание эффективной системы социальных гарантий, направленных на повышение благосостояния семей с детьми, а также на стимулирование выполнения репродуктивной функции по рождению второго и последующих детей.
Целевые индикаторы и показатели эффективности реализации мероприятий данного направления:
соотношение разрыва в доходах наиболее и наименее обеспеченных семей до уровня современных развитых стран Европы (в 5-7 раз);
доля семей с доходами ниже прожиточного уровня в общей структуре семей на уровне не более 5%, в том числе многодетных семей;
доли расходов на продукты питания и услуги ЖКХ в структуре бюджета семей на уровне 30%;
доля предприятий семейного бизнеса в общей структуре трудовой занятости;
число молодых родителей, прошедших подготовку и повысивших профессиональную квалификацию в Центрах занятости населения;
число предприятий малого и среднего бизнеса, использовавших экономические стимулы, повышающие заинтересованность предприятий в приеме на работу граждан с высокой семейной нагрузкой или имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, в том числе на условиях неполного рабочего дня, с гибким графиком, с надомной формой работы;
доля предприятий разных форм собственности, имеющих для своих сотрудников программы в рамках просемейной политики, в общей структуре предприятий и организаций города;
доля лиц, устроенных на работу с гибкой занятостью, благодаря использованию предложений банка вакансий для родителей, имеющих маленьких детей;
доля многодетных семей и семей, имеющих в распоряжении личный автотранспорт до 70% от общей численности семей данной категории;
величина детских пособий не менее 50% от величины прожиточного минимума на детей;
отношение средней заработной платы женщин к средней заработной плате мужчин;
число граждан, реализовавших свои права на социальные пособия и получивших поддержку в ситуации невыплаты алиментов;
доля муниципальных советов, содействующих практике общественных работ для обеспечения временной занятости безработных членов семей с детьми, в общей структуре муниципальных образований;
доля подростков и молодежи, работающих в свободное от учебы время в общей структуре молодежи.
5.2. Содействие в улучшении жилищных условий семей с детьми, в обеспечении жильем молодых семей
Важным фактором благополучия петербургской семьи является наличие комфортного жилья, способствующего повышению качества жизни, улучшению психологического климата семьи, профилактике конфликтов и разводов, более полной реализации репродуктивных планов.
В рамках реализации данного направления необходимо:
совершенствование системы улучшения жилищных условий семей с детьми, в том числе молодых и многодетных семей, семей с детьми-инвалидами и с ограниченными возможностями здоровья;