Методические рекомендации по разработке и выполнению
стратегии инновационного развития муниципального образования
Настоящие Методические рекомендации разработаны на основе интеграции идей зарубежных научных публикаций и отечественного опыта их применения при разработке стратегий развития регионов.
Методические рекомендации предназначены для использования руководителями органов местного самоуправления, разработчиками стратегий инновационного развития муниципальных образований, слушателями учебных курсов и семинаров по специальному менеджменту при переподготовке и целевом повышении квалификации государственных и муниципальных служащих и при подготовке кадрового резерва.
Необходимость разработки Стратегии инновационного развития муниципальных образований обусловлена объективными требованиями:
- ускорения экономического роста и повышения уровня жизни населения на основе интенсификации инновационных процессов социально-экономического развития,
- повышения результативности бюджетных расходов всех уровней бюджетов в соответствии с постановлением Правительства РФ от 22 мая 2004 Љ 249 "О мерах по повышению результативности бюджетных расходов", утвердившем "Концепцию реформирования бюджетного процесса в РФ в 2004-2006 годах".
Стратегия инновационного развития муниципального образования разрабатывается на основании полномочий органов местного самоуправления по решению местных вопросов, предоставленных пунктом 6 статьи 17 ФЗ РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Стратегия разрабатывается в целях увеличения объемов доходной части местного бюджета путем выявления, мобилизации и консолидации в стратегическом местном консолидированном бюджете муниципального образования дополнительных финансовых ресурсов из различных источников, создаваемых путем интенсификации использования нематериальных активов, интеллектуального капитала, управленческих возможностей, информационных ресурсов и других резервов и возможностей, выявляемых с помощью Стратегии инновационного развития.
Концептуальной основой Стратегий является комплексное использование, как важнейшего фактора социально-экономического развития и повышения уровня жизни населения, инструментов "Идеология нравственности", суть которой состоит в использовании исконных нравственных традиций и ценностей, не нанесение людьми морального вреда и материального ущерба себе и близким, обществу и природной среде обитания, выполнение требований экологической безопасности жизнедеятельности, гармония духовных и материальных устремлений и потребностей.
Стратегия принимается (одобряется) путем консенсуса и компромиссов на общенародной местной конференции граждан муниципального образования с участием депутатов всех уровней и работников органа местного самоуправления, руководителей всех хозяйствующих субъектов и общественных объединений
При разработке и осуществлении Стратегии с использованием мировых методических стандартов повышается конкурентоспособность и инвестиционная привлекательность муниципального образования, возрастают инициативность жителей и активность общественных объединений, расширяется их созидательная деятельность, сокращаются аномальные социальные явления и пороки.
В результате осуществления Стратеги, за счет мобилизации, консолидации и интенсивного использования нематериальных активов и ресурсов интеллектуального капитала, растут доходы хозяйствующих субъектов, увеличивается размер налогооблагаемой базы, увеличиваются объемы местного валового продукта, возрастают неналоговые поступления в местные целевые бюджетные фонды на финансирование местных целевых программ по выполнению мероприятий Стратегии.
Содержание
Введение
1.Разработка концептуальной модели муниципального образования
как большой системы, социально-экономической корпорации,
общественно-государственного объединения жителей, общественных
объединений, хозяйствующих субъектов, органов самоуправления
2.Разработка экономической модели усиления роли и вклада интеллектуального
капитала, общественного сознания и социальных инноваций в экономический
рост и социальное развитие, в улучшение жизни в муниципальном образовании
3.Разработка плана информационного обеспечения разработки Стратегии
и Сбалансированной Системы Показателей инновационного развития
муниципального образования
4.Анализ факторов внешней среды и внутренних сил инновационного
развития муниципального образования (STEP-анализ и SWOT-анализ)
5.Разработка миссии и ценностей муниципального образования
6.Обоснование видения будущего состояния (генеральной цели развития) муниципального образования
7.Программно-целевое обоснование стратегии (способов действий), выполнение мероприятий по которой обеспечит наступление ожидаемого видения,
осуществление миссии и ценностей муниципального образования
8.Разработка формул целей, итоговых показателей и индикаторов (факторов улучшения) показателей результативности инновационной деятельности муниципального образования как социально-экономической корпорации
(в подсистемах "Финансы", "Потребители", "Созидательные процессы",
"Обучение и развитие работников и жителей")
9.Построение причинно-следственных связей целей, итоговых показателей и индикаторов во всех подсистемах Стратегической карты инновационного развития муниципального образования
показателей и индикаторов, разработка инициатив (мероприятий), необходимых для достижения целей, итоговых показателей и индикаторов во всех подсистемах Стратегической карты развития муниципального образования
11.Составление карт технологической маршрутизации инноваций, выполнения основных видов деятельности по программным мероприятиям Стратегии
12.Составление проектов Комплексного плана социально-экономического развития и Стратегического консолидированного бюджета инновационного развития муниципального образования
13.Выбор приемлемого программного комплекса информационного
обеспечения разработки стратегии
- 2 -
ВВЕДЕНИЕ
Настоящие Методические рекомендации разработаны на основе интеграции идей зарубежных научных публикаций и отечественного опыта их применения при разработке стратегий развития регионов.
Методические рекомендации предназначены для использования руководителями органов местного самоуправления, разработчиками стратегий инновационного развития муниципальных образований, слушателями учебных курсов и семинаров по специальному менеджменту при переподготовке и целевом повышении квалификации государственных и муниципальных служащих и при подготовке кадрового резерва.
Необходимость разработки Стратегии инновационного развития муниципальных образований обусловлена объективными требованиями:
- ускорения экономического роста и повышения уровня жизни населения на основе интенсификации инновационных процессов социально-экономического развития,
-повышения результативности бюджетных расходов всех уровней бюджетов в соответствии с постановлением Правительства РФ от 22 мая 2004 Љ 249 "О мерах по повышению результативности бюджетных расходов", утвердившем "Концепцию реформирования бюджетного процесса в РФ в 2004-2006 годах".
Стратегия инновационного развития муниципального образования разрабатывается на основании полномочий органов местного самоуправления по решению местных вопросов, предоставленных пунктом 6 статьи 17 ФЗ РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Стратегия разрабатывается в целях увеличения объемов доходной части местного бюджета путем выявления, мобилизации и консолидации в стратегическом местном консолидированном бюджете муниципального образования дополнительных финансовых ресурсов из различных источников, создаваемых путем интенсификации использования нематериальных активов, интеллектуального капитала, управленческих возможностей, информационных ресурсов и других резервов и возможностей, выявляемых с помощью Стратегии инновационного развития.
Концептуальной основой Стратегий является комплексное использование, как важнейшего фактора социально-экономического развития и повышения уровня жизни населения, инструментов "Идеология нравственности", суть которой состоит в использовании исконных нравственных традиций и ценностей, не нанесение людьми морального вреда и материального ущерба себе и близким, обществу и природной среде обитания, выполнение требований экологической безопасности жизнедеятельности, гармония духовных и материальных устремлений и потребностей.
Стратегия принимается (одобряется) путем консенсуса и компромиссов на общенародной местной конференции граждан муниципального образования с участием депутатов всех уровней и работников органа местного самоуправления, руководителей всех хозяйствующих субъектов и общественных объединений
При разработке и осуществлении Стратегии с использованием мировых методических стандартов повышается конкурентоспособность и инвестиционная привлекательность муниципального образования, возрастают инициативность жителей и активность общественных объединений, расширяется их созидательная деятельность, сокращаются аномальные социальные явления и пороки.
В результате осуществления Стратеги, за счет мобилизации, консолидации и интенсивного использования нематериальных активов и ресурсов интеллектуального капитала, растут доходы хозяйствующих субъектов, увеличивается размер налогооблагаемой базы, увеличиваются объемы местного валового продукта, возрастают неналоговые поступления в местные целевые бюджетные фонды на финансирование местных целевых программ по выполнению мероприятий Стратегии.
1Разработка Декларации о Миссии организации
Миссия организации (органа власти, ведомства, муниципального образования, корпорации, фирмы, общественного объединения) - это концептуальная основа Стратегии инновационного развития организации. Миссия отвечает на вопрос - почему существует организация, определяет причину существования, основное назначение организации, основной вклад (польза, ценность,) в общее дело, постоянный ориентир, компас, маяк, путеводная звезда, к которой стремится организация в своем инновационном развитии.
Декларация о Миссии организации предназначена для:
повышения конкурентного преимущества и инвестиционной привлекательности организации,
концептуального обоснования содержания разрабатываемой стратегии инновационного развития организации, стратегической цели, тактических задач и способов их достижения,
мобилизации и концентрации внутренних интеллектуальных резервов и человеческих ресурсов организации на приоритетных направлениях консолидированной созидательной деятельности,
привлечения заинтересованных партнеров, спонсоров, инвесторов к совместной деятельности и потребителей (клиентов) продуктов и услуг организации.
Требования к содержанию Миссии:
Миссия должна зажигать чувства созидания, завоевывать сердца и умы всех членов организации, вдохновлять их на осуществление развития, движения вперед, позитивного роста, внутренних изменений организации к лучшему,
Миссия должна быть рассчитана (ориентировать) и формулироваться на долгосрочную перспективу - на 100 и более лет,
Миссия должна оставаться в этот период фундаментом организации, служить ориентиром для всех будущих поколений, стратегий и управленческих решений.
Миссия должна быть сформулирована простым языком,. понятна и доходчива всем ее читателям и исполнителям, обращена к людям, затрагивать их чувства и мотивировать их поведение и действия на выполнение целей организации, привлекать единомышленников, партнеров, спонсоров и инвесторов,.
Миссия должна мобилизовывать неиспользованные резервы и возможности людей, поднять и вести всех и каждого члена организации в увлекательную совместную созидательную деятельность на благо всех и организации в целом,
Миссия должна обеспечивать согласованность и единую направленность мыслей и чувств, поведения и действий всех членов организации в соответствии с Миссией организации.
Методика формулирования Миссии организации основана на концепции "Пять раз - почему?", разработанной Коллинзом и Поррасом : "Ответь пять раз на вопрос - почему существует организация?":
затем пять раз задайте вопрос: "Почему это важно?",
проведите анализ ответов, проведите их унификацию в обобщенную (абстрактную) формулу Миссии до указания истинного, главного предназначения (причины существования) организации для народа (общества, государства),
Опубликуйте формулу Миссии, проведите ее обсуждение в организации, затем утвердите ее в качестве основы для разработки Стратегии инновационного развития организации.
Рекомендуемые публикации:
.Декларация о миссии - Нивен Пол Р. Сбалансированная система показателей: Шаг за шагом: максимальное повышение эффективности и закрепление полученных результатов / Пер с англ.-Днепропетровск: Баланс Букс, 2004, стр.72-76.:
.Collins and Porras "Building Your Companys Vision", с.65-77.
2.Разработка Декларации о Ценностях организации
Декларация о Ценностях организации разрабатывается в тех организациях, в которых Ценности очень важны, так как человеческий потенциал (знания, навыки, умения), убеждения и поведение людей являются основным конкурентным преимуществом организации, основной производительной силой, фактором их экономического роста и социального развития.
.Ценности - Нивен Пол Р., Сбалансированная система показателей: Шаг за шагом: максимальное повышение эффективности и закрепление полученных результатов / Пер с англ.-Днепропетровск: Баланс Букс, 2004, стр. 76-82
3.Разработка Декларации о видении будущего организации
На основе утвержденных Миссии и системы ценностей организации необходимо составить Декларацию о видении организации [ ]
Видение - это словесное описание завтрашних реальных возможностей с учетом проблем, реально желаемого (ожидаемого), более высокого качественного состояния организации, какой ее реально желают видеть большинство членов организации в обозримом будущем, через 5, 10 или 15 лет.
Декларация о видении является концептуальной основой для формулирования системы целей деятельности организации.
Декларация о видении должна очень конкретно описывать картину желаемого состояния организации: желаемая сфера деятельности, применяемая технология деятельности (управления), будущая оценка качества организации (конкурентоспособность, надежность, совместимость, инвестиционная привлекательность) заинтересованными субъектами взаимодействия (инвесторы, партнеры, потребители, власть)
Декларация о видении должна:
отражать единое видение будущего организации, разделяемое и претворяемое в жизнь всеми членами организации, обеспечивающее большую мотивационную силу,
служить источником вдохновения, направлять действия всех членов организации, побуждать их присоединиться к решению сложных проблем и задач, стоящих перед организацией,
видение должно выполнять роль связующего звена между Миссией, Системой ценностей и Стратегией, которую необходимо претворять в жизнь, чтобы добиться Видения желаемого состояния организации.
Декларация о видении, используемая в процессе совершенствования деятельности организации, должна служить трем важным целям [ ]:
1. разъясняя общее направление изменений, Видение упрощает принятие сотен или тысяч конкретных решений,
2. видение побуждает людей действовать в нужном направлении, даже если первые шаги оказываются для них очень трудными,
3. декларация о видении позволяет быстро и эффективно координировать действия разных людей во всей организации.
Декларации о видении должна удовлетворять ряду требований [ , стр.84]: краткость, обращенность ко всем заинтересованным лицам, соответствие Миссии и Системе ценностей, возможность проверки, осуществимость, способность вдохновлять.
Для разработки формулы Декларации о видении организации рекомендуется использовать любой из предлагаемых методов [ , стр.85-86]
метод собеседования с членами высшего руководства организации (с участием внешнего консультанта) по ряду вопросов (общие, специальные, о прошлом, настоящем и будущем организации),
метод мысленного путешествия в будущее - многократное "фотографирование" (запись) формулы будущего состояния организации.
Видение - Нивен Пол Р., Сбалансированная система показателей: Шаг за шагом: максимальное повышение эффективности и закрепление полученных результатов / Пер с англ.-Днепропетровск: Баланс Букс, 2004, стр.82- 87.
John P. Kotter, Leading Change (Boston: Harvard Business School Press, 1996)
Главе муниципального образования
Предложение о совместной разработке
стратегий решения местных проблем
Постановлением Правительства РФ от 22.05.2004г Љ 249 "О мерах по повышению результативности бюджетных расходов", утвердившем "Концепцию реформирования бюджетного процесса в РФ в 2004-2006 годах",
рекомендовано органам местного самоуправления разработать и реализовать меры по повышению результативности расходов местного бюджета согласно основным положениям указанной Концепции.
На основании статей 14, 17, 18, 19 ФЗ РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предлагаем Вам поддержать наши методические рекомендации по реализации указанной Концепции в муниципальном образовании "" и утвердить решением Совета МО "" совместно разработанную "Программу мер по повышению результативности бюджетных расходов".
Основная идея предлагаемой нами концепции - публичная разработка и реализация стратегий местного самоуправления по развитию приоритетных видов деятельности или решению опасных местных проблем "всем миром" под руководством авторитетных местных лидеров, с привлечением населения, общественных объединений и хозяйствующих субъектов, с использованием собственных резервов, новейших технологий и нематериальных активов, всех видов местных ресурсов и финансовых средств местного бюджета.
Разработка и выполнение Стратегий будет осуществляться с использованием мировых информационных ресурсов и методических стандартов, новейших информационных и компьютерных технологий, с привлечением квалифицированных специалистов, профильных подразделений научных организаций и ВУЗов Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Концептуальной основой Стратегий является комплексное использование, как важнейшего фактора социально-экономического развития и повышения уровня жизни населения, инструментов "Идеология нравственности", суть которой состоит в использовании исконных нравственных традиций и ценностей, не нанесение людьми морального вреда и материального ущерба себе и близким, обществу и природной среде обитания, выполнение требований экологической безопасности жизнедеятельности, гармония духовных и материальных устремлений и потребностей.
Для ресурсного обеспечения (всеми видами ресурсов) выполнения разрабатываемых стратегий, в дополнение к официальному местному бюджету, предлагаем формировать местный корпоративный управленческий консолидированный бюджет как совокупность местных целевых бюджетных фондов и местных целевых программ выполнения разработанных стратегий развития территории (создания новых видов деятельности, решения местных проблем).
В местных целевых бюджетных фондах объединяются все виды ресурсов из всех возможных источников, в том числе и в основном неналоговые поступления участников реализуемых стратегий "всем миром".
Целевые программы будут разрабатываться с использованием новейших методов программно-целевого планирования, экспертных систем и информационных ресурсов.
Научно-методическое руководство разработкой стратегий рекомендуем поручить