Разработка Миссии, Видения будущего и Декларации о ценностях в "Стратегии-2020"
1.Разработка Декларации о Миссии организации
Миссия организации (органа власти, ведомства, муниципального образования, корпорации, фирмы, общественного объединения) - это концептуальная основа Стратегии инновационного развития организации. Миссия отвечает на вопрос - почему существует организация, определяет причину существования, основное назначение организации, основной вклад (польза, ценность,) в общее дело, постоянный ориентир, компас, маяк, путеводная звезда, к которой стремится организация в своем инновационном развитии.
Декларация о Миссии организации предназначена для:
повышения конкурентного преимущества и инвестиционной привлекательности организации,
концептуального обоснования содержания разрабатываемой стратегии инновационного развития организации, стратегической цели, тактических задач и способов их достижения,
мобилизации и концентрации внутренних интеллектуальных резервов и человеческих ресурсов организации на приоритетных направлениях консолидированной созидательной деятельности,
привлечения заинтересованных партнеров, спонсоров, инвесторов к совместной деятельности и потребителей (клиентов) продуктов и услуг организации.
Требования к содержанию Миссии:
Миссия должна зажигать чувства созидания, завоевывать сердца и умы всех членов организации, вдохновлять их на осуществление развития, движения вперед, позитивного роста, внутренних изменений организации к лучшему,
Миссия должна быть рассчитана (ориентировать) и формулироваться на долгосрочную перспективу - на 100 и более лет,
Миссия должна оставаться в этот период фундаментом организации, служить ориентиром для всех будущих поколений, стратегий и управленческих решений.
Миссия должна быть сформулирована простым языком, понятна и доходчива всем ее читателям и исполнителям, обращена к людям, затрагивать их чувства и мотивировать их поведение и действия на выполнение целей организации, привлекать единомышленников, партнеров, спонсоров и инвесторов,.
Миссия должна мобилизовывать неиспользованные резервы и возможности людей, поднять и вести всех и каждого члена организации в увлекательную совместную созидательную деятельность на благо всех и организации в целом,
Миссия должна обеспечивать согласованность и единую направленность мыслей и чувств, поведения и действий всех членов организации в соответствии с Миссией организации.
Методика формулирования Миссии организации основана на концепции "Пять раз - почему?", разработанной Коллинзом и Поррасом : "Ответь пять раз на вопрос - почему существует организация?":
затем пять раз задайте вопрос: "Почему это важно?",
проведите анализ ответов, проведите их унификацию в обобщенную (абстрактную) формулу Миссии до указания истинного, главного предназначения (причины существования) организации для народа (общества, государства),
Опубликуйте формулу Миссии, проведите ее обсуждение в организации, затем утвердите ее в качестве основы для разработки Стратегии инновационного развития организации.
Рекомендуемые публикации:
.Декларация о миссии - Нивен Пол Р. Сбалансированная система показателей: Шаг за шагом: максимальное повышение эффективности и закрепление полученных результатов / Пер с англ.-Днепропетровск: Баланс Букс, 2004, стр.72-76.:
.Collins and Porras "Building Your Companys Vision", с.65-77.
2.Разработка Декларации о видении будущего организации
На основе утвержденных Миссии и системы ценностей организации необходимо составить Декларацию о видении организации [ ]
Видение - это словесное описание завтрашних реальных возможностей с учетом проблем, реально желаемого (ожидаемого), более высокого качественного состояния организации, какой ее реально желают видеть большинство членов организации в обозримом будущем, через 5, 10 или 15 лет.
Декларация о видении является концептуальной основой для формулирования системы целей деятельности организации.
Декларация о видении должна очень конкретно описывать картину желаемого состояния организации: желаемая сфера деятельности, применяемая технология деятельности (управления), будущая оценка качества организации (конкурентоспособность, надежность, совместимость, инвестиционная привлекательность) заинтересованными субъектами взаимодействия (инвесторы, партнеры, потребители, власть)
Декларация о видении должна:
отражать единое видение будущего организации, разделяемое и претворяемое в жизнь всеми членами организации, обеспечивающее большую мотивационную силу,
служить источником вдохновения, направлять действия всех членов организации, побуждать их присоединиться к решению сложных проблем и задач, стоящих перед организацией,
видение должно выполнять роль связующего звена между Миссией, Системой ценностей и Стратегией, которую необходимо претворять в жизнь, чтобы добиться Видения желаемого состояния организации.
Декларация о видении, используемая в процессе совершенствования деятельности организации, должна служить трем важным целям [ ]:
1. разъясняя общее направление изменений, Видение упрощает принятие сотен или тысяч конкретных решений,
2. видение побуждает людей действовать в нужном направлении, даже если первые шаги оказываются для них очень трудными,
3. декларация о видении позволяет быстро и эффективно координировать действия разных людей во всей организации.
Декларации о видении должна удовлетворять ряду требований [ , стр.84]: краткость, обращенность ко всем заинтересованным лицам, соответствие Миссии и Системе ценностей, возможность проверки, осуществимость, способность вдохновлять.
Для разработки формулы Декларации о видении организации рекомендуется использовать любой из предлагаемых методов [ , стр.85-86]
метод собеседования с членами высшего руководства организации (с участием внешнего консультанта) по ряду вопросов (общие, специальные, о прошлом, настоящем и будущем организации),
метод мысленного путешествия в будущее - многократное "фотографирование" (запись) формулы будущего состояния организации.
Видение - Нивен Пол Р., Сбалансированная система показателей: Шаг за шагом: максимальное повышение эффективности и закрепление полученных результатов / Пер с англ.-Днепропетровск: Баланс Букс, 2004, стр.82- 87.
John P. Kotter, Leading Change (Boston: Harvard Business School Press, 1996)
3.Разработка Декларации о Ценностях организации
Декларация о Ценностях организации разрабатывается в тех организациях, в которых Ценности очень важны, так как человеческий потенциал (знания, навыки, умения), убеждения и поведение людей являются основным конкурентным преимуществом организации, основной производительной силой, фактором их экономического роста и социального развития.
.Ценности - Нивен Пол Р., Сбалансированная система показателей: Шаг за шагом: максимальное повышение эффективности и закрепление полученных результатов / Пер с англ.-Днепропетровск: Баланс Букс, 2004, стр. 76-82