Научно-методические основы концепции системы и технологий
педагогической метрологии и сертификации образования взрослых
В соответствии с Классификатором видов деятельности Образование является отраслью народного хозяйства, участвует в создании валового внутреннего продукта России.
Образовательные учреждения, научные и сервисные организации отрасли Образование, в соответствии с Законами РФ ("Об образовании","О профессиональном образовании", ... ) составляют Большую систему "Образование", создаваемую и развиваемую государством в целях оказания воспитательных и образовательных услуг по "производству" и совершенствованию специфической "продукции": Гражданина России и Специалиста как профессионала в избранной профессии.
Граждане и Специалисты-профессионалы являются основной движущей и производительной силой общества в любой общественно-экономической формации.
От уровня качества (нравственность, знания, навыки, умения) этой "продукции"непосредственно зависят объемы, уровень и темпы экономического роста и социального благополучия страны, региона, отрасли, организации, семьи как основной ячейки государства и самого человека.
Однако качество "продукции" учреждений отрасли Образования (Гражданин и Специалист-профессионал) предопределяется качеством "Системы Образования Взрослых", воспитательных и образовательных услуг потребителям (учащиеся, студенты, слушатели, соискатели), качество которых (услуг) зависит от качества методологии, методов, инструментов и систем образования взрослых.
Для метрологической постановки и декомпозиции проблемы "образование взрослых" , необходимо провести операциональное описание и эмпирическую интерпретацию понятий "образование" и "взрослые", построить концептуальную и гипертекстовую информационную модели Системы, алгоритм имитационного моделирования функционирования Системы.
Для определения направлений и способов решения проблемы возможно применение имеющейся компьютерной методики программно-целевого планирования (статистическая обработка совокупностей многокритериальных экспертных оценок).
Для измерения (метрология) вклада системы образования взрослых, мер по ее интенсификации и результативности в обеспечение "удвоения" объемов и темпов роста внутреннего валового продукта (ВВП) страны, на основе мобилизации и целевого использования для этого всех видов интеллектуальных ресурсов народа, общества и государства, необходимо использовать методы и компьютерные программы разработки Стратегии инновационного развития системы образования взрослых, которая (стратегия) позволит обосновать необходимые объемы стратегического бюджета на развитие Системы образования взрослых, в том числе и на развитие педагогической науки.
В связи с этим актуальной становится проблема измерения и оценки эффективности деятельности учреждений отрасли Образование и результативности их образовательных услуг потребителям, разработки системы показателей и индикаторов эффективности деятельности учреждений образования и результативности их услуг, как получателей бюджетных средств, в соответствии с "Концепцией реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 годах", утвержденной постановлением Правительства РФ от 22.05.2004г Љ249 "О мерах по повышению результативности бюджетных расходов".
При этом весьма актуальной становится научная проблема разработки методологических основ, методов и систем, инструментов и технологий педагогической метрологии, стандартизации и сертификации в системах образования.
Концептуальной и методологической основой педагогической метрологии могут быть научные достижения и опыт классической метрологии и квалиметрии, теории и методы измерений, компьютерные системы и технологии измерений. При этом по новому, применительно к Образованию, формулируются требования к построению образовательных стандартов с учетом теории стандартизации, процедур, инструментария и методов педагогического мониторинга , измерения и оценки способностей, знаний, навыков и умений, а также качества личности, гражданской позиции и профессионализма.
Все это формирует новые содержание, требования и перспективы информатизации образования, требования к взаимодействию методов и систем образования.
Особенно актуальным при этом является системная интеграция и комплексное использование психологических тестов и приборов, энерго-информационных технологий измерения психического состояния человека, компьютерных программ диагностики профессиональной пригодности, измерения и оценки профессиональной квалификации обучаемых и персонала на производстве.
При разработке проблем педагогической метрологии возникают задачи разработки измерительных шкал, образцовых эталонов качества специалистов, измерительного инструментария, требований к точности измерений и оценок, к их обоснованности и надежности (статистические показатели), а также другие методические проблемы, разрабатываемые классической метрологией. Решение этих проблем обогатит содержание системы информатизации образования и педагогическую науку и практику.
Важнейшей проблемой для России становится построение Системы сертификации в образовании, в системе подготовки и повышения квалификации персонала на производстве как это делается в индустриально развитых странах. Объектами классификации, кодирования и сертификации в отраслях Образование должны стать:
- системы образования и образовательные учреждения,
- работы и услуги в системах образования,
- учебные процессы, технологии, инструменты и оборудование, технические и программные средства воспитания, обучения и развития,
- научно-педагогические работники и управленческий персонал,
- учащиеся, студенты, аспиранты, соискатели, слушатели курсов переподготовки и повышения квалификации.
Сертификация обучаемых в системах образования представляет собой проведение в аккредитованных независимых общественных и-или государственных органах квалификационных испытаний (более точных чем экзамен), как процесс измерения (с учетом принципов метрологии), уровня подготовки обучаемых (способностей, знаний, навыков, умений, качества личности, гражданской позиции и профессионализма), а также интегральной оценки (с помощью компьютера) соответствия их установленным требованиям к профессии (специальности) на уровне мировых стандартов качества персонала для работы на производстве в рассматриваемой отрасли экономики или социальной сферы.
По результатам сертификации обучаемого ему выдается Сертификат соответствия уровня подготовки специалиста международному стандарту профессионала, которое гарантирует высокое качество его труда на производстве, качество его продукции и услуг, что обеспечивает его конкурентоспособность на рынке труда, интенсивный и высококачественный и эффективный труд на производстве в организации, доходы организации и экономический рост государства.
В процессе обучения в учебном учреждении, особенно в дистанционной форме образования, включенном в межотраслевую систему интеграции профессионального образования, обучаемые могут получить несколько профессиональных сертификатов по основной и смежным специальностям.
Эта возможность реализуется при широком использовании форм дистанционного образования и консультирования, системы телепедагогики (по аналогии с телемедициной), новейших технологий информатизации образования, которые станут системной основой педагогической метрологии, компьютерных измерительных систем в образовании.
В качестве юридической, нормативной и методической основ разработки поставленных проблем, создания научно-методических основ построения систем и технологий педагогической метрологии и сертификации в системах информатизации образования, необходимо кроме указанного выше использовать:
- Закон РФ "О сертификации продукции и услуг" и нормативно-методические материалы по вопросам сертификации персонала,
- Методические документы Системы сертификации ГОСТ Р,
- Международные стандарты серии ИСО 9000 и ИСО 8402,
- Руководство ИСО/МЭК по сертификации, Европейские стандарты серии Е Љ 45000.
Успешное решение поставленных проблем педагогической метрологии обогатит традиционные педагогические технологии и практику образования.