Программирование социальной безопасности мегаполисов
путем рассредоточения социума в поселениях региона
(Концепция деурбанизации на основе социополисов)
1.Обоснование проблемы
Не смотря на геологические прогнозы ученых о надвигающемся на Землю перемещении климатических условий (затопление, вымерзание, обледенение) на большей части территории в странах Европы и России, в крупных городах-мегаполисах (Санкт-Петербург и другие) усиливаются темпы техногенного развития инфраструктуры города и особенно бурный рост количества личного автомобильного транспорта семей и предпринимателей, резкого ухудшения воздушной среды обитания в крупных городах возникла региональная угроза национальной безопасности России - резкого ухудшения качества здоровья и массовых заболеваний жителей, вероятной массовой гибели населения в чрезвычайных ситуациях, при которых в панике невозможна эвакуация людей из-за автомобильных пробок (тромбы) на магистралях движения из города.
Поэтому объективно стоит задача деурбанизации - массового "переселения народов" из крупных городов "на землю", освоение заброшенных территорий, создание новых, модернизации депрессивных и инновационного развития успешных поселений как образцов подражания (бенчмркинг лучшей социальной практики).
По объективным и субъективным причинам в Ленинградской области и в других, особенно в депрессивных субъектах России сложилась аномальная дифференциация экономического уровня, социальных условий жизнедеятельности и качества социума в пригородных и удаленных муниципальных образованиях, расположенных на обширных, удаленных от цивилизации и мало освоенных территориях вокруг крупных городов и особенно мегаполисов России.
Программой социально-экономического развития России на период до 2020 года поставлены масштабные задачи устранения сложившейся дифференциации уровней экономического развития регионов (субъектов РФ), модернизации и инновационного развития всех отраслей экономики и социальной сферы.
Для решения этих цивилизационных задач модернизации и инновационного развития экономики и социальной сферы страны и ее регионов возрастает роль муниципальных образований, для развития которых необходима ускоренная целевая переподготовка и повышение профессиональной квалификации муниципальных служащих. При этом в ходе учебного процесса и дистанционного консультирования (скорая технологическая помощь) необходимо соучастие слушателей в освоении новых социальных и техногенных (производственных) технологий и в разработке маркетинговых инструментов продвижения их в социальную практику, в управленческую деятельность муниципалитетов и других органов местного самоуправления.
2.Концепция Социополиса муниципального образования
Муниципальный Социополис - это социальная система нравственного созидательного жизнеустройства социума людей в поселении по эффективному освоению территории и местных природных и иных ресурсов для возрождения нравственности, здорового образа жизни и достойных условий жизни человека, расширенного воспроизводства качества и численности многодетных семей Русского народа и других коренных народов России, поселившихся и постоянно проживающих на выделенной им территории муниципального образования.
Ядром Социополиса, генеральной целью его жизнедеятельности и его движущей силой признается и утверждается многодетная Семья, действующая на основании совершенного чина церковного венчания в Храме, Акта государственной регистрации Брака, заключенного Брачного контракта и подписанной Декларации между главой семьи и главой Муниципального образования о взаимных обязательствах по обеспечению нравственной и успешной жизнедеятельности и развития Семьи, по расширенному воспроизводству здорового образа жизни, количества и качества детей в Семье.
С учетом традиций населения, географического положения и местных природных ресурсов территории МО жизнедеятельность Социополиса может развиваться как Агрополис, Экополис, Рекреациполис, Технополис.
Успешность развития поселения любого типа и социальная безопасность жизнедеятельности в регионе прямо зависят от решения основной социальной проблемы - возрождения статуса Семьи как основы государства.
3.Социум и социальная сфера - основной фактор инновационного развития и экономического роста муниципальных образований
В развитых странах социальная сфера (Социум) является не иждивенцем, а основным фактором открытости страны (региона, муниципального образования) к сотрудничеству, фактором их инновационного развития и экономического роста.
В структуре международного Индекса открытости экономики (доверия) из 50 показателей большая их часть относится к качеству социума ((уровень преступности, дееспособность власти, коррупция и т.д.). Индекс открытости-доверия к России на 120 месте!
В Концепции повышения результативности бюджетных расходов, утвержденной Правительством РФ, в качестве показателей результативности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления приняты показатели и индикаторы качества Социума (прирост и здоровье народа, сокращение социальных аномалий, условия и уровень жизни населения и т.д.).
Для реализации Концепции намечены меры по программно-целевому планированию, информатизации экономики и социальной сферы, созданию и развитию информационных ресурсов. Информатизация Социума - актуальная задача!
Информатизация Социума должна обеспечивать достоверной информацией:
1.Социальное управление - систематическое и основанное на достоверном знании Социума воздействие субъекта управления (Администрации МО) на социальный объект (Социальную систему МО) и его отдельные сферы - экономическую, политическую, социальную, духовную для того, чтобы обеспечить их нормальное функционирование, совершенствование и развитие, успешное движение к заданной цели.
2.Функционирование и развитие Социальной системы - совокупности различных социальных групп, слоев, социальных общностей, находящихся между собой в определенных отношениях и связях и образующих определенную целостность.
3.Гармонизацию Социальной структуры - совокупности относительно устойчивых связей между элементами социальной системы, возникающей в связи с общественным разделением труда, отражающая ее сущностные характеристики.
4.Оптимизацию Социальной стратификации - структуры социального неравенства в связи с общественным распределением результатов труда (социальных благ): размеры доходов и собственности, неравное вознаграждение за одни и те же усилия или достижения, участие в управлении, престиж и статус по роду занятий и квалификации, образования и информированность, профессиональная карьера, самореализация, а также условий, при которых социальные группы имеют неравный доступ к таким социальным благам.
Уровень информатизации Социума обусловливает и формирует мировоззрение, тонкий духовный мир, все формы общественного сознания, жизни и деятельности людей и социальных групп:
- Социальные представления - идеи, мысли, образы, ценности, знания и практики, разделяемые людьми и формирующиеся в социальных взаимодействиях.
- Социальные ожидания - компоненты системы регуляции социального поведения, взаимодействия в группах, обществе, обычно неформализованные; система ожиданий, требований
- Социальную адаптацию - процесс приспособления, освоения, как правило активного, личностью или группой новых для нее социальных условий или социальной среды.
- Социальную активность - деятельное, волюнтаристское преодоление наличных диспропорций и социального неравенства
- Социальную апатию - состояние личности или социальной группы, характеризующееся полным безразличием, социальной и психологической пассивностью, полной или частичной утратой интереса к социальной...
- Социальную мобильность - изменение социального статуса (см.), т.е. перемещение индивида (или социальной группы - см.) между различными позициями в системе социальной стратификации (см.). Поскольку...
- Социальные установки - фиксированная в социальном опыте личности (группы) предрасположенность воспринимать и оценивать социально значимые объекты, а также готовность личности (группы) к определенным...
- Социальное взаимодействие - процесс непосредственного или опосредованного воздействия социальных объектов друг на друга, в котором взаимодействующие стороны связаны циклической причинной зависимостью...
4.Учебно-практическое освоение концепции создания новых, модернизации депрессивных и развития успешных поселений в рамках образовательного проекта:
"Системы дистанционного дополнительного образования муниципальных служащих как маркетинговый инструмент (бенчмаркинг) продвижения социальных инноваций в практику создания новых, модернизации депрессивных и развития перспективных поселений" (Проект "Социополис").
Для ознакомления с предлагаемой Концепцией "Социополис" как основы развития поселений предлагаем провести в Муниципальных образованиях электронную презентацию типового социального проекта: "СИСТЕМА ИНФОРМАТИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ" (Проект "Социополис"). Докладчики: канд.экон.наук Бизянов В.Ф. и ... Презентацию рекомендуем провести на очередном собрании, лучше на семинаре руководителей и специалистов подразделений администраций подведомственных городских, поселковых и сельских муниципальных образований района.
В результате проведенной презентации и заполнения участниками совещания (семинара) "Карты экспертной оценки концепции, структуры и эффективности муниципальной политики ... района" (Приложение 1) будут выявлены и сформулированы местные проблемы и потребности муниципальных образований, успешное решение которых может быть выработано руководителями и специалистами органов местного самоуправления при активном участии их в работе учебно-практических семинаров, предлагаемых профильным Университетом.
Предлагаем совместное проведение ряда учебно-практических семинаров и тренингов руководителей и специалистов подразделений Администраций поселений района по индивидуальной программе, согласованной с Администрацией района как заказчиком. Программы семинаров ориентированы на достижение конкретных целей и адаптируются в соответствии со спецификой деятельности органов местного самоуправления (заказчик), общей стратегией развития муниципального образования и уровнем подготовки персонала. Семинар может быть организован по широкому спектру тем для успешного решения задач (проблем, потребностей) по местным вопросам поселений (по предметам ведения) и при осуществлении полномочий органов местного самоуправления.
В ходе учебного процесса, тренинга и деловой игры участников и экспертов будут уточнены формулы проблем и потребностей при решении местных вопросов поселений (по предметам ведения) и при осуществлении полномочий органов местного самоуправления, выработаны наиболее предпочтительные способы их успешного решения, разработаны концепции стратегий инновационного развития поселений, комплексной программы социально-экономического развития поселения, схем территориального планирования (планировки территории), приоритетных муниципальных социальных программ и инновационных проектов, строительства новых, модернизации депрессивных и инновационного развития успешных поселений (агрополис, экополис, рекреациполис, технополис).
При проведении учебно-практических семинаров применяется маркетинговая технология Бенчмаркинга - выявление, отбор и распространение лучшей практики.
Аналогичную схему обучения мы предлагаем провести в подведомственных муниципальных учреждениях и предприятиях, а также в хозяйствующих субъектах, формирующих налогооблагаемую базу местного бюджета.
Координатором предлагаемого образовательного проекта с нашей стороны утвержден - тел.
5.Цели и задачи образовательного проекта
1.Содействие информатизации и инновационному развитию экономики и социальной сферы поселения для нейтрализации опасных синергетических явлений в социуме (хаос, случайность, неустойчивость, точки бифуркации, аттракторы и т.д.) на основе решения следующих задач:
1.1.Улучшение имиджа и инвестиционной привлекательности муниципального
образования поселения
1.2.Повышение уровня интеллектуального капитала муниципального образования
(информационные ресурсы и технологии, знания и умения населения, ...)
1.3.Укрепление взаимодействия субъектов социума с администрацией, хозяйствующими субъектами и общественными объединениями
1.4.Улучшение социально-психологического климата на территории муниципального образования
1.5.Создание местных информационных ресурсов о составе, функционировании и развитии экологии, экономики
2.Увеличение интеллектуального капитала социума и его вклада в развитие экономики поселения для устранения информационного неравенства жителей, повышение качества и результативности взаимодействий в социуме, роста количества пользователей Интернет и услуг сотовой связи на основе решения следующих задач:
2.1.Содействие всеобщей компьютерной грамотности жителей всех возрастных групп населения, особенно пожилых
2.2.Обеспечение свободного доступа к информационным ресурсам Интернет граждан всех возрастных и социальных групп населения
2.3.Преодоление препятствий вхождению жителей в мировое информационное пространство
2.4.Устранение возможного информационного неравенства членов малообеспеченных семей и аномальных социальных групп населения
2.5.Обеспечение соучастия дееспособных жителей в выдвижении и осуществлении социальных инициатив и проектов
6.Целевые группы, на кого направлен образовательный Проект
1.Руководители и специалисты (муниципальные служащие) органов местного самоуправления в муниципальных образованиях (районах, поселениях ) субъектов РФ (области, края, республики).
2.Руководители и специалисты социальных и хозяйствующих муниципальных учреждений и предприятий.
3.Руководителей муниципальных инновационных программ и инвестиционных проектов по созданию новых, модернизации депрессивных и развития успешных поселений как самостоятельного или составной части социополиса, агрополиса, рекреациополиса, технполиса.
4.Руководители местных общественных объединений жителей поселения
7.Возможные партнеры образовательного Проекта
В качестве возможных партнеров указанного образовательного проекта можно пригласить организации из Ленинградской области, которые устно и письменно проявили интерес к Проекту "Социополис":
- Комитет по труду и социальной защите населения Ленобласти, подведомственные им социальные учреждения - участники проекта,
- Совет муниципальных образований Ленинградской области (Орган межмуниципального
сотрудничества) - определят муниципальные образования как экспериментальные площадки,
- Администрация МО, например "Гатчинский муниципальный район",
- Администрация МО городского поселения, например поселок Вырица Гатчинского района (основная экспериментальная площадка Проекта),
- ГУ "Дирекция жилищных строительных программ Ленинградской области",
- Спб государственный университет (факультеты психологии и социологии)
- Ленинградский Госуниверситет им. А.С.Пушкина (Институт информатики, ДО),
- Аграрный университет (г.Пушкин)- разработчик образовательного проекта "Агропоселение",
- Ленинградский областной филиал ОАО "Северо-Западный Телеком".
8.Планируемые мероприятия Проекта
8.1.Разрабтка типового инновационного проекта "Система информатизации социальной сферы муниципального образования поселения" (Проект "Социополис").
8.2.Разработка организационно-методического проекта создания типовой региональной системы дистанционного дополнительного образования по переподготовке, повышению квалификации и консультированию муниципальных служащих и руководителей муниципальных учреждений и предприятий без отрыва их от рабочих мест.
8.3.Разработка типового инновационного проекта создания регионального педагогического технологического парка "Системы и технологии дополнительного образования" для методического и технологического обеспечения ускоренной переподготовки тьютеров и преподавателей
8.4.Разрабтка типовых технологических образовательных регламентов, электронных учебных и методических пособий по подготовке тьютеров для системы дистанционного обучения и консультирования (скорая методическая помощь) муниципальных служащих и руководителей муниципальных учреждений и местных общественных объединений поселений.
8.5.Проведение опытного дистанционного и выездного учебного процесса в ряде муниципальных образований по экспериментальной отработке концепции Проекта, методических документов и электронных учебных пособий.
9.Механизм реализации Проекта "Семья и государство" как основы жизнедеятельности Социума поселения:
9.1. Разработка и научная апробация концепции, проектов нормативных актов и методических инструментов создания молодой Семьи и ее укрепления как социальной основы государства.
9.2.Апробация основных положений Проекта среди членов и участников мероприятий региональной общественной организации по профилю Проекта .
9.3.Апробация основных положений Проекта на методическом семинаре специалистов органов местного самоуправления и общественных организаций, работающих в сфере молодежной политики и семейных отношений.
9.4.Экспериментальное применение Проекта в социальной практике муниципальных образований.
9.5.Подготовка типовой местной целевой программы обучения и консультирования
членов молодых семей по освоению рекомендаций Проекта.
10.Ожидаемые последствия от выполнения Проекта
В результате выполнения Проекта ожидается ряд положительных последствий:
- будут выявлены и вовлечены в созидательную деятельность местные природные и интеллектуальные ресурсы поселения, увеличится налогооблагаемая база местного бюджета, инновационное развитие поселения станет основным мотивом созидательной деятельности, общественной активности и социального творчества населения,
- повысится качество социума поселения и уровень социальной стабильности в поселении, возрастет индекс открытости экономики поселения к межмуниципальному взаимодействию и сотрудничеству, возрастет конкурентоспособность и инвестиционная привлекательность поселения,
- основная масса жителей, различные социальные группы населения в поселении будут вовлечены в информационное пространство Интернет, будет устранено информационное неравенство аномальных и малообеспеченных групп населения,
- будут заложены основы создания социальной системы возрождения нравственности, здорового образа жизни и достойных условий жизни человека в поселении,
- будет явлена концепция расширенного воспроизводства качества и численности многодетных семей Русского народа и других коренных народов России, поселившихся и постоянно проживающих на выделенной им территории муниципального образования,
- начнется возрождение нравственной традиции, при которой признается и утверждается многодетная Семья, как основной фактор возрождения и развития поселения,
Научный руководитель Проекта Бизянов В.Ф., канд.экон.наук