Аннотация: Программно-целевое планирование модернизации и развития России
Бизянов В.Ф., канд.экон.наук
Разработка стратегических целей модернизации и развития России
Содержание статьиСтр.
1.Определение стратегических целей в системе концептуального
управления модернизацией и развитием России 1
2.Создание Центра стратегического прогнозирования
(Концептуальный центр стратегических инициатив) 6
3.Концепция Проекта "Форум инноваций" для модернизации и
развития России 9
4.Структура Концепции проекта, программы, инновации 13
1.Определение стратегических целей в системе концептуального
управления модернизацией и развитием России
При определении стратегических целей развития России должно осуществляться целеполагание как инструмент формирования политики, как первая стадия функции концептуального управления, как важнейшая функция системы государственного управления.
Политика является формой общественного сознания и социальной практики по захвату, удержанию и осуществлению власти - как совокупности политической воли, человеческих ресурсов и технологической возможности принуждения людей и организаций к исполнению решений, норм права и нравственности для успешного выполнения государственных функций, решения проблем и предупреждения угроз в интересах коренных народов России.
Федеральным законом РФ "О науке и государственной научно-технической политике" и в ряде других законах РФ определен порядок формирования социально-экономической и научно-технической политики России.
Президент РФ как глава государства России обязан предлагать и в ежегодных посланиях Президента РФ Федеральному Собранию РФ предлагает народу, обществу и государству основные приоритетные направления внутренней и внешней политики государства.
На основании пункта "е)" статьи 71 и пункта 1 статьи 76 Конституции РФ Послание Президента РФ об основных направлениях внутренней и внешней политики России должно быть введено в действие Федеральным законом РФ.
Однако послание Президента РФ пока предлагается, публикуется и воспринимается не как правовой (юридический) акт, а лишь как политический документ, не обязательный к исполнению всеми ветвями и уровнями власти в России.
Необходимо принять федеральный закон РФ:
"О ежегодных посланиях Президента РФ Федеральному Собранию РФ "О положении в стране и об основных направлениях внутренней и внешней политики в стране".
Совокупности (Реестр) целей по направлениям политики государства также должны быть утверждены федеральным законом РФ, в котором каждая цель должна быть записана по указанной ниже полной формуле цели (текст, показатели качества и количества, структура "цели-способы-меры").
Однако, таких федеральных законов Федеральное собрание РФ не принимает, а послания Президента РФ становятся только политическим документом, объектом критики и остаются лишь пожеланиями.
Современная философия экономического роста и формирования бюджетных расходов в развитых странах мира основана на программировании результатов (эффектов), для обеспечения которых программируется номенклатура товаров, работ и услуг, а затем разрабатываются программы развития систем организации и управления.
В России пока эта логика не соблюдается - сначала проводится административная реформа системы государственного управления, после этого намечается инновационная политика и только теперь предпринимаются попытки программирования бюджетных расходов по результатам, оставляя при этом неизменной бюджетную функциональную, а по сути ведомственную и затратную, классификацию расходов бюджета.
Необходима новая концепция бюджетной классификации расходов - основой бюджетов всех уровней должна стать целеваяклассификации расходов бюджета (Результаты), на основе которой строится функциональная классификация (Услуги), а затем ведомственная классификация (Системы управления) расходов бюджета.
Концептуальной основой выявления и предложения формулы цели для обоснования в бюджете необходимых объемов финансовых ресурсов являются (схема приведена ниже):
1.Потребности народа, общества и государства - возникают в общественном сознании людей и социальной практике для обеспечения жизнедеятельности населения, общества и государства с ориентацией на мировые стандарты качества в виде социальных стандартов уровня и условий жизни, стандартов качества управления, стандартов качества технологий и товаров.
2.Проблемы жизнедеятельности народа, общества и государства, которые возникают естественно и объективно из-за противоречия (несоответствия) между возникшей острой необходимостью (потребностью) и ресурсными возможностями человека, общества, государства.
3.Угрозы национальной (государственной) безопасности России - критические величины отклонений от признанной нормы системных качеств структуры, функционирования и развития государства России как системы, опасные для народа, общества и государства как системы в целом так и ее частей.
Совокупности (Реестры) потребностей, проблем и угроз должны быть утверждены федеральными законами РФ.
В соответствии с пунктом "е)" статьи 84 Конституцией РФ, на основе анализа и прогноза потребностей народа, общества и государства, социально-экономических и других проблем и угроз национальной безопасности России, Президент РФ обязан обращаться с ежегодным посланием к Федеральному Собранию РФ о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства (России).
Послание Президента РФ является конституционным актом и должно иметь установленное Конституцией РФ наименование:
"О положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства".
Послание должно содержать в основном формулы проблем, угроз и основных направлений политики, которые должны содержать описание (текст) сути политики.
Однако в ряде посланий Президента РФ Федеральному Собранию РФ указанные выше конституционные и методологические требования не соблюдаются:
- послания не имеют наименования "О положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства",
- форма, стиль и содержание послания предъявлены и воспринимается как доклад и совокупность взглядов Президента РФ,
- в тексте послания не упоминаются направления внутренней и внешней политики, но сформулированы описания (текст) целей и задач без указания качественных и количественных показателей.
В посланиях Президента РФ осуществляется первая стадия функции концептуального управления - целеполагание - важнейшая функция системы государственного управления.
В связи с отсутствием в России конституционного закона РФ и полномочного государственного органа концептуального управления осуществление функции целеполагания в инициативном порядке осуществляют экономические министерства РФ: Минфин РФ и Минэкономразвития РФ.
В совместных Методических рекомендациях Минфина РФ и Минэкономразвития РФ - в Приложении 1 "Примерный переченьстратегическихцелей для разработки Докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования" - опубликован трехуровневый перечень целей, которые рекомендуются всей России с учетом послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ. При этом цели и задачи, указанные в послании Президента РФ, почему то оказались на третьем (последнем) уровне "дерева" целей, рекомендуемых указанными министерствами. Получается так, что министерства рекомендуют более системные и важные стратегические цели, чем цели и задачи, поставленные в послании Президента РФ.
Это не только провоцирует политические проблемы (превышение полномочий), но и приводит к методологическим ошибкам в Методических рекомендациях Минфина РФ и Минэкономразвития РФ.
Эти ошибки затруднят осуществление ими мероприятий по методическому обеспечению перевода бюджетной системы РФ и процесса формирования бюджетов на программно-целевой метод финансирования расходов на основе планируемых результатов у потребителей общественных услуг получателей (распорядителей) бюджетных средств и бюджетных учреждений.
С правовой (юридической) и методологической точек зрения нужно четко разграничить полномочия и процедуры выявления потребностей, проблем и угроз, формирования направлений внутренней и внешней политики, программирования целей и задач по направлениям бюджетирования с ориентацией их на результат у потребителей государственных услуг.
Основным понятием в системах измерения, оценки и программирования эффективности и результативности деятельности бюджетных учреждений является понятие "цель".
Ниже приведена Концептуальная модель системы выявления, формирования и достижения целей.
Поднять: Ликвидировать:
Стандарты качества жизни Опасные отклонения в системе
(социальные, управления,...) из-за снижения управляемости
Система критериев
относительной важности
Система критериев
эффективности
Семантически формула цели состоит из ряда элементов:
- описание (текст) цели,
- показатели качества и количества целевых установок,
- декомпозиция элементов структуры цели в виде иерархического "дерева": Генеральная Цель (миссия) - Цели - Задачи - Способы - Меры.
При отсутствии одного из этих элементов формула цели заявлена некорректно, допускает многозначное толкование, провоцирует нецелевое и неэффективное использование бюджетных средств, что может привести к ошибкам и злоупотреблениям в бюджетном процессе.
Категория цели выражает:
-пространственно-временную характеристику желательного (необходимого) состояния или траектории и параметров социального движения (изменения, развития) социальных систем (государство, общество, социальные группы, корпорации, организации, учреждения),
- намерения в деятельности субъектов или объектов системы по изменению (развитию) системных качеств системы или ее элементов, основных показателей качества управления системы (эффективность, результативность), по изменению или развитию структуры, организации, управления, менеджмента и функционирования (оказание услуг потребителям).
Формула любой цели начинается с глагола, выражающего суть и интенсивность деятельности субъектов (органов управления) или объектов (бюджетные учреждения) системы по достижению необходимых и планируемых результатов у потребителей при функционировании (оказание услуг) системы.
Определение понятия "Цель" деятельности Системы состоит из постоянной и переменной части (по аспектам Системы):
Постоянная часть: Переменная часть:
"Ожидаемое (прогнозируемое, планируемое) или ...результат (эффект) у потребителя
и-или принятое (утвержденное) к достижению... от использования продукта (услуг)",
или ...продукт (выпуск) функционирования
(деятельности) системы",
или ...состояние данной системы
(орган управления - объект)"
На основе обобщения различных определений понятия цели предлагаем следующее определение понятия "цель".
Цель - это ожидаемый (прогнозируемый, планируемый и-или принятый (утвержденный) к достижению:
- результат(эффект)у потребителя от использования продукта системы - общественных услуг государства (бюджетных учреждений). Этот вид целей является исходным и основным маркетинговым инструментом для обоснования номенклатуры, объемов и качества услуг и объемов бюджетных средств, необходимых бюджетным учреждениям.
- продукт (выпуск) бюджетных учреждений в процессе их функционирования (деятельности) по оказанию общественных услуг населению, другим бюджетным учреждениям и органам власти. Этот вид целей направлен на создание новых видов услуг, увеличение объемов и качества услуг на основе развития инновационной деятельности для получения больших результатов (эффекта) у потребителей услуг бюджетных учреждений.
- качество состояния, функционирования и развития системы
государственного управления отраслями бюджетной сферы.
Этот вид целей направлен на совершенствование организации,
менеджмента и системы государственного управления, на проведение административной реформы в России.
Формула цели системы по сути является "проектом" необходимого потребителям результата, планируемого к получению у потребителей при потреблении услуг системы.
Категории цели (результаты) и методы их измерения и программирования являются важнейшими маркетинговыми инструментами повышения результативностиуслуг государства как большой системы, конкурентоспособности России в рыночной экономике.
Показатели эффективностидеятельности государства, в отличие от показателей результативностиуслуг государства, характеризуют соотношение объемов выпуска (выход) системы и входящих ресурсов (вход) системы, позволяют выявить внутренние факторы и резервы в организации, управлении и деятельности организаций государства для повышения результативности их услуг (выпуска) у потребителей, рассчитываются при обоснованиях потребности в финансовых бюджетных ресурсах для развития номенклатуры, объемов и качества услуг, повышения результативности услуг потребителям.
Формирование объемов расходной части проектов бюджетов всех уровней на очередной год необходимо планировать и осуществлять на основе показателей результативности управленческих решений органов власти и общественных услуг подведомственных бюджетных учреждений потребителям.
Поэтому показатель результативности деятельности систем власти в условиях роста конкуренции является важнейшим интегральным показателем качества функционирования систем государства.
Новейшая философия развития системы государственного управления вообще и построения систем управления объектами экономики и социальной сферы в развитых странах с "новой" рыночной экономикой ориентирует деятельность всех участников системы на общественные потребности и на конечный результат (эффект) у потребителей (население, бюджетные учреждения) от использования ими продукции (товаров, работ, услуг) системы.
Вся бюджетная система и бюджетный процесс в развитых странах основаны на приоритете целевого планирования результатов удовлетворения общественных потребностей.
На основании выявленных, измеренных и оцененных общественных потребностей (результатов) программируются бюджетные расходы для финансирования необходимого выпуска (продукция) товаров, работ и услуг бюджетных учреждений для обеспечения необходимых общественных потребностей (результатов).
Затем программируется развитие системы бюджетных учреждений и системы управления ими, в том числе и обеспечение структуры, функционирования и развития самих бюджетных учреждений.
Однако, в отличии от развитых стран, в России, в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, формирование бюджетов всех уровней пока осуществляется по "затратной" философии - осуществляется либо "от достигнутого" в прошлом году, либо от объемов затрат на содержание и функционирование бюджетных учреждений без учета объемов и качества его услуг и их результативности (эффекта) у потребителей.
2.Создание Центра стратегического прогнозирования
(Концептуальный центр стратегических инициатив)
2.1.Необходимость создания Центра
По основным макроэкономическим показателям:
- эффективности (отношение результатов к затратам ресурсов) федеративного устройства (политико-организационной инфраструктуры), функционирования (деятельность государства), развития (модернизации, реинжениринга) России и
- результативности бюджетных расходов в России и субъектах РФ, в отраслях управления, экономики (промышленности, транспорта, АПК и т.д.) и социальной сферы (наука, образование, здравоохранение и т.д.)
в несколько раз хуже, по сравнению с развитыми странами мира.
Особенно провальными (в 2-3 раза хуже) является отставание России по стратегическим показателям: производительности общественного труда, номенклатуры и качества базовой (собственной) продукции, фондоотдачи (объем ВВП/стоиомость фондов или ВВП/национальноt богатство страны), интеллектуальной капиталоемкости (наукоемкости) продукции, удельной материалоемкости и энергоемкости единицы ВВП, конкурентоспосбность (качество/цена) и т.д.
В результате этого усиливается концептуальное стратегическое отставание и цивилизационная (технологическая) несовместимость воспроизводственных процессов (Производство-Распределение-Потребление) в России с другими странами.
Из-за снижения наукоемкости (интеллектуального капитала) отечественных предприятий в России увеличивается количество предприятий, рыночная цена которых в несколько раз меньше их балансовой стоимости (по бухучету), что неминуемо ведет их к необратимому технологическому банкротству.
По сравнению с Россией, в технологически развитых странах мира объемы и темпы роста ВВП страны, региона, отрасли, корпорации на 50-60% предопределяются интенсивными факторами экономического роста (новые технологиии, знания, информатизация).
Это достигается путем массовой разработки и использования в экономической практике концептуальных прогнозов структуры, функционирования и развития объектов (территорий, отраслей, систем), стратегий их инновационного развития, программно-целеавого планирования, целевого бюджетирования.
Этим документам придается статус нормативных предписаний, обязательных к исполнению.
По сравнению с зарубежной практикой, в России имеются нормативные документы федерального и регионального уровня по разработке в основном социально-экономических прогнозов изменения во времени лишь статистических показателей - временных трендов (только координата времени) без установления количественных взаимосвязей показателей (функций) с определяющими их факторами (причинами): внешними факторами среды, внутренней логиой и закономерностями структуры (системных элементов и свойств), функционирования (выполнения работ и оказание услуг) и развития (эволюция, модернизация, реинжениринг) не только во времени, но и в других измерениях (разные виды пространств, взаимосвязей, ограничений и т.д.)
Эти задачи решаются с использованием методов и систем концептуального прогнозирования как совокупности экспертных, информационных, имитационных, социальных и других технологий.
2.2.Виды прогнозов, разрабатываемых Центром
При разработке прогнозов необходимо указывать соответствующий их содержанию код из Государственной системы классификации и кодирования научно-технической, экономической и социальной информации.
Разрабатываекмый проноз должен быть отнесен к соответствующему классу вида прогноза по следующим основаниям:
- целевое назначение прогноза - указать код стратегической цели из "Примерного перечня стратегических целей страны", утвержденного Минфином РФ и Минэкономразвития РФ,
- предмет прогнозирования - указать код направления РЖ ВИНИТИ и шифр Рубрики в направлении РЖ ВИНИТИ,
- объект прогнозирования (продукция, технология) - указать код ОКП и код МКИ,
- сфера использования (применения) прогноза - указать код видов деятельности по Всероссийскому классификатору видов деятельности.
В Центре разрабатываются только стратегические прогнозы, то есть прогнозы, которые охватывают важнейшие (приоритетные) сферы их использования и направлены на достижение стратегических целей страны.
Прогнозу присваивается статус стратегического прогноза, отнесенного к указанным выше приоритетной цели и сфере деятельности, если относительная важность предмета и объекта прогнозирования имеют наибольшую относительную важность.
Относительная важность (приоритет) целей и сфер использования прогнозов, предметов и объектов прогнозирования должны определяться с использованием компьютерной системы обработки совокупности многокритериальных экспертных оценок относительной важности вклада варианов решений в достижение цели.
Предметами прогнозов могут (должны) быть инфраструктура, ресурсы, процессы и результаты деятельности:
- природных сил, систем и явлений,
- техногенных производственных систем и их проявлений,
- системы и технологии управления, экономики и социальной сферы,
- развитие технических систем и технологий,
- воспроизводство, жизнь и деятельность человека,
- политические, общественные, интеллектуальные и духовные системы и процессы.
Наиболее предпочтительным (перспективным) для Центра является разработка стратегических прогнозов, в которых возможна системная интеграция элементов ряда предметов прогнозирования.
Концептуальным ядром стратегического прогноза может быть избран наиболее важный предмет прогнозирования, вокруг которого интегрируются другие предметы прогнозирования.
Для отработки системы, методов и технологий разработки стратегическизх прогнозов необходимо в качестве концепптуального ядра (экспериментальной площадки) использовать муниципальное образование как первичную единицу государственно-территориального и административно-территориального деления России и субъектов РФ, так как.в муниципальных образованиях:
- сосредоточены (заземлены) причины и проявления всех видов потребностей населения, социально-экономических и других проблем, региональных и местных угроз национальной безопасности России,
- реализуются региональные и местные компоненты (задания) многих федеральных, ведомственных и региональных целевых программ и национальных проектов России,
- формируются и проявляются все задачи, потребности и проблемы развития системы государственной власти (управления) и местного самоуправления.
2.3.Типы прогнозов, разрабатываемых в Центре
В Центре должны разрабатываться три типа стратегических прогнозов:
1)Исследовательский прогноз - разрабатывается на основе проведения научных исследований информации из баз данных "прошлой" и-или "настоящей" (текущей) научно-технической информации с использованием информационных ресурсов Государственной системы научно-технической информации (ГСНТИ): ВИНИТИ, ИНИОН, МЦНТИ, ВНТИЦентр, ВИМИ, региональные Центры НТИ Объединения "Росинформресурс", отраслевые ЦНТИ и т.д.).
Иследовательский прогноз оформляется и представляется на утверждение в соответствии с требованиями ГОСТ 7.32-2001 "Отчет о научно-исследовательской работе".
2)Экспертный прогноз - разрабатывается для выявления и генерации неизвестной (не зарегистрированной) информации "из настоящего", с использованием программно-целевого метода, на основе компьютерной статистической обработки совокупнгстей многокритериальных экспертных оценок относительной важности вклада сравниваемых вариантов целей (задач, мер) и-или способов (технологий) их решения (осуществления) для достижения Миссии (генеральной цели) при заданных Ценностях (ограничесниях) и ожидаемого Видения будущего.
При разработке экспертного прогноза необходимо руководствоваться требованиями применения программно-целевых методов, указанными в "Концепции реформирования бюджетного процесса в РФ в 2004-2006 годах", утвержденной постановлением Правительства РФ от 20.05.2004г N249 "О мерах по повышению результативности бюджетных расходов".
Формулы целей желательно должны быть направлены на достижение стратегических целей развития России, приведенные в "Примерном Перечне стратегических целей страны" как приложение к Методическим указаниям по подготовке Докладом об основных результатах и направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования (федеральных министрерств, агентств и служб, субъектов РФ и муниципальных образований), утвержденных Минфином РФ и Минэкономразвития РФ.
Разработку экспертных прогнозов и их оформление необходимо осуществлять с использованием государственных стандартов и нормативных актов, регламентирующих методы и процесс проведения экспертиз и оценочной деятельности.
3)Концептуальный (нормативный) прогноз - разрабатывается для выявления и генерации новой информации (знаний) "из будущего", декларирования желаемого будущего состояния (функционировани, развития) программируемого объекта (системы, организации) во времени и в различных видах пространств (системные свойства, требования внешней среды, внутрення логика, жизненный цикл, процесс воспроизводства и т.д.).
Концептуальный (нормативный) прогноз должен разрабатываться на основе использования мировых методических стандартов и программных комплексов имитационного моделирования программируемых объектов (систем, организаций, процессов), методов формализации выработки формул и содержания Миссии, Ценностей и Видения будущего, формулирования Концепции осуществления Генеральной цели, Сбалансированной Системы Показателей, Стратегическрой карты взаимосвязей показателей и их факторов в разрезе основных Перспектив (групп критериев): финансы, клиенты, обучение, инициативы и т.д.
Концептуальный прогноз и стратегия его реализации представляются для утверждения как составная часть инновационных программ и бизнес-плана стратегического плана мероприятий по удвлетворению новой материальной (интеллектуальной, духовной, гуманитарной) потребности населения, общества или государства, решения социальной (экономической, экологической и т.д.) проблемы, предотвращения федеральной, региональной или местной угрозы национальной безопасности России.
Системная интеграция всех методов концептуального прогнозирования дает максимальный эффект при разработке Стратегии инновационного развития системы (организации).
Концептуальная схема процесса разработки Стратегии инновационного развития организации приведена на рис.1, реализацию которой целесообразно отработать на примере муниципальных образований, так как на их территории, в среде обитания и в жизни людей сосредоточены источники всех материальных, интеллектуальных и духовных потребностей, социальных аномалий поведения, всех видов проблем и региональных угроз национальной безопасности России.
3.Концепция Проекта "Форум инноваций" для модернизации
"Знания, изобретения и инновации - в социальную практику!"
Выявление, маркетинг, продвижение инноваций
(Системы, технологии, продукты)
1.Цели Проекта "Форум инноваций":
1.1.Выявление перспективных научных достижений, объектов интеллектуальной собственности, наукоемких социальных изобретений и ноу-хау, как основы инноваций в социальной сфере по профилю Форума, требующих общественной, политической и государственной поддержки,
способствующих сокращению социальных аномалий и болезней, укреплению семьи и здорового образа жизни, нравственных и духовных основ жизни общества и государства, улучшению здоровья, развитию качества личности граждан, профессиональных знаний и навыков, долголетию и трудовой активности мужчин и женщин коренных народов России
как основы технологического прорыва России из отсталости к инновационному развитию наукоемких производств городского областного хозяйства (инфраструктура), в межотраслевых комплексах, в отраслях социальной сферы и экономики
страны, федерального округа, субъекта РФ и муниципальных образований, корпораций и предприятий.
1.2.Выявление, отбор и привлечение к сотрудничеству авторов нового знания, ноу-хау, изобретений и инноваций, руководителей и специалистов научных организаций, которые могут обеспечить трансферт и продвижение этих инноваций в социальную практику,
способствовать распространению среди трудовых коллективов и всех слоев населения здорового образа жизни, улучшению здоровья, увеличению продолжительности жизни, уменьшению смертности, сокращению социальных болезней, укреплению семьи, развитию валеологической деятельности в отраслях социальной сферы, технологическому прорыву и опережающему развитию страны.
1.3.Формирование из участников мероприятий Форума творческих рабочих групп по разработке типовых инновационных программ и проектов по профилю мероприятий Форума, выработка механизмов и процедур общественной и политической поддержки, содействия и лоббирования продвижению наукоемких инноваций в социальную практику (Программа "Интеграция")
2.Стратегия проекта "Форум инноваций":
Генерация наукоемких идей и инновационных предложений, системная интеграция научной информации Библиотеки, объектов интеллектуальной собственности и социальных изобретений, научных достижений и знаний ученых и специалистов как экспертов в "Системы технологий и оборудования (материалов)" для технологического прорыва в проблемных видах деятельности, выявление возможностей (потенциала, ресурсов) научных организаций и профессиональных общественных объединений к сотрудничеству, координация их взаимодействия по содействию продвижению наукоемких инноваций в национальные проекты и в отрасли социальной сферы на основе федерального закона РФ "О науке и государственной научно-технической политике", "О профессиональном образовании" и других Законов и нормативных актов РФ в области научной, информационной, инновационной и социальной деятельности.
3.Видение интересов, миссии и участия Российской Национальной Библиотеки в Пректе "Форум инноваций"
Российская Национальная Библиотека предоставляет Организатору мероприятия Форума инноваций в аренду помещение (кабинет, аудиторию, конференц-зал), организует тематические выставки документов из фондов Библиотеки, разрабатывает и готовит к публикации (по заказу Организатора мероприятий Форума) тематические библиографические, реферативные и аналитические сборники гипертекстовой структуры по обсуждаемым проблемам.
Предлагаемые нами конгрессные технологии и планируемые научно-информационные результаты (продукция) Форума инноваций позволят Библиотеке принять участие в конкурсах на получение грантов, уточнить стратегию инновационного развития Библиотеки , улкучшить диверсификацию ее деятельности и результативность услуг, создать новые виды информационного продукта, которые будут ориентированы на посильный совместный вклад в осуществление Национальных проектов "Здоровье" и "Образование", а в последующем и других Национальных проектов.
Интеллектуальными инвесторами, экспертами и разработчиками мероприятий Форума инноваций могут стать активные читатели и друзья Российской Национальной Библиотеки.
Методы преобразования информации Библиотеки в новые знания, информационные ресурсы и собственные информационные продукты с повышенной рыночной потребительской ценностью, коммерциализации объектов интеллектуальной собственности
основываются нами на марктинговых инструментах, опубликованных в монографии Еремин В.Н. МАРКЕТИНГ: основы и маркетинг информации. - М.: " ", 2006.
В качестве учредителей проекта "Форум инноваций" предлагаем, по согласованию с Российской Национальной Библиотеков, приглашать 2-3 заинтересованные и авторитетные научно-общественные организации по проблемам Национальных проектов и по профилю Форума инноваций, которые будут выполнять роли коллективного эксперта, информационного спонсора и профессионального гаранта качества мероприятий Форума.
Финансовыми инвесторами Форума инноваций могут быть:
- Грантодатели и спонсоры (доноры) международной системы фандрайзинга.
- Организация-организатор авторского мероприятия в Рамках Форума инноваций по продвижению собственных инноваций.
- Организации и физические лица - участники платных мероприятий Форума инноваций как заказчики и покупатели информации, продукции и услуг организаций Форума инноваций.
При этом рекомендуем использовать методичесие инструмены привлечения инвесторов, опубликованные в монографиях:
- Шафф Терри. Путеводитель по фандрайзингу. Рабочая модель по привлечению спонсоров.-М., 2006.
-Даушев Д.А.Как просить деньги. В помощь пишущим заявки на гранты.- М., 1999.
- Ушаков И.И. Как привлечь инвестиции.- СПб,2006.
4.Учредители Форума инноваций (указываются постоянно на титульном листе Программы мероприятия Форума):
4.1.Российская Национальная Библиотека - предоставляет Организатору мероприятия Форума в аренду помещение (кабинет, аудиторию, конференц-зал), организует тематические выставки документов из фондов Библиотеки, разрабатывает и готовит к публикации (по заказу Организатора мероприятий Форума) тематические библиографические, реферативные и аналитические сборники гипертекстовой структуры по обсуждаемым проблемам.
4.2.....
4.3.Российская Академия естественных наук - рекомендует дирекции Форума научные учреждения и творческие коллективы в качестве Организаторов и спонсоров их мероприятий на Форуме, авторов научных открытий и объектов интеллектуальной собственности для инноваций в качестве научного руководителя конференции, авторского семинара, круглого стола, мастер-класса на Форуме, а также экспертов и оппонентов инноваций, стратегий и концепций, программ и проектов их реализации, обсуждаемых на авторских мероприятиях Форума.
4.4.Международная .... обеспечивает публикацию в ..... материалов научных докладов и предложений участников мероприятий Форума за их счет или за счет средств Организатора мероприятия Форума.
5.Организация - Организатор предлагаемого тематического мероприятия Форума - указывается в Программе в числе соучредителей Форума при условии оплаты ею аренды помещения и офисного оборудования в Российской Национальной Библиотеке и всех расходов по подготовке и проведению Мероприятия.
Организатор мероприятия по согласованию с Дирекцией Форума планирует и обеспечивает всеми видами ресурсов: платное концептуальное мероприятие Форума с проведением его в помещении Библиотеки, демонстрацию участникам мероприятия Форума предлагаемых инноваций на базе организации- Организатора мероприятия, презентацию инновационного проекта по заявке с выездом в организацию-заказчик (инвестор).
6.Участники мероприятия Форума, активно участвующие в генерации идей, системной интеграции информации, в выработке коллективных экспертных оценок, программ реализации инноваций и маркетинговых концепций продвижения их в социальную практику:
руководители и специалисты (эксперты) научно-технических организаций, профильных кафедр и лабораторий ВУЗов, профессиональных общественных объединений, специалисты в социальной и научно-технической сфере, представители профильных предприятий и организаций - заказчиков инноваций, авторы нового знания, ноу-хау, изобретений и инноваций, ищущие поддержки в продвижении авторских инноваций.
7.Основной метод работы участников мероприятия Форума - активная, созидательная творческая деятельность с ориентацией на результат, с персональной ответственностью авторов за рекомендации:
Системная интеграция информации Библиотеки, новых знаний, научных идей, технических и социальных изобретений и инновационных предложений участников мероприятия Форума, последующий аналитический доклад об актуальности общественной потребности, социальной проблемы, угрозы национальной безопасности России, оценка новизны концепции решения проблемы (общественной потребности), задания Заказчика с предложением организационно-политического и экономического механизмов удовлетворения общественной потребности, успешного решения проблемы, устранения угрозы национальной безопасности.
Деловые игры руководителей и специалистов (экспертов) с участием авторов инноваций в Кабинете деловых игр (в помещении Библиотеки или в организации) либо в сетевом режиме видеотелеконференции в Интернет.
. Руководителем Деловой игры назначается заведующий профильной кафедры или лаборатории ВУЗа, разрабатывающие тематику исследуемой проблемы (инновации, проекта, программы).
Руководитель Деловой игры приглашает (по согласованному сценарию) необходимых участников деловой игры из числа представителей заинтересованных органов исполнительной власти, заказчиков, партнеров, научных организаций отрасли, общественных объединений.
8.Научные идеи, объекты интеллектуальной собственности и коммерческие ноу-хау, вырабатываемые участниками мероприятия Форума, оформляются, регистрируются и защищаются (охраняются) в установленном законом порядке.
9.Мероприятия Форума осуществляются в основном в форме электронных презентаций, демонстрации действующих систем, тематических учебно-практических семинаров в Кабинете деловых игр или в сети Интернет с использованием компьютерной методики и Системы "ПСКОВ".
Информация о ходе и результатах Деловой игры отображается на дисплее компьютеров и-или на экран в форме презентации проекта, с выдачей информации по электронной почте, на принтер и-или на ксерокс, цифровой блок оперативной полиграфии (мини типография) для получения малых тиражей и рассылки участникам деловой игры, удаленным экспертам и руководителям органов государственной власти в регионе.
Результаты Деловой игры представляются в виде статистических показателей и графических данных распределения экспертных оценок обоснованности выбранного варианта цели и-или способов ее достижения (концепции инновации, проекта ее выполнения ).
Решение статистических задач в Деловой игре осуществляется с использованием стандартных программ статистики в системе компьютерных программ "Офис".
Деловая игра с использованием Системы "ПСКОВ" основана на использовании метода программно-целевого планирования типа "ПАТТЕРН"(США), которая позволит подготовить концептуальное обоснование наиболее приемлемого (возможного, оптимального) варианта направления (цели) деятельности, обеспечивающих достижение задач или способов (технологий) их достижения, решения проблемы, внедрения и продвижения инноваций.
В процессе Деловой игры ее участникам предоставляется сетевой доступ к базам данных информационных ресурсов Центров ГСНТИ и Объединения "Росинформресурс", к профессиональным базам данных зарубежных центров информации.
В результате Деловой игры, с использованием специальных методов и компьютерных программ, осуществляется системная интеграция частных научно-технических, социальных и других достижений авторов научных идей, открытий и публикаций, изобретателей, партнеров и конкурентов в "Системы технологий и оборудования (материалов)", формируется программа трансферта инноваций, программа научно-технического сотрудничества, производственной кооперации и субконтрактинга.
Проекты "Систем технологий и оборудования (материалов)" формируются по видам деятельности в социальной сфере (Международный классификатор), обеспечивающих возрождение, сохранение и развитие генотипа и здоровья, достойных условий и традиционного образа жизни коренных народов России для успешного осуществления Национальных проектов, технологического прорыва и экономического роста страны как мировой державы и социального государства.
Проект "Системы технологий и оборудования (материалов)" предлагается как комплектный региональный продукт (экспортный товар) всех участников его создания и продвижения на рынок.
Первый этап мероприятия Форума проводится в Кабинете деловых игр в Библиотеке или в базовой организации мероприятия Форума, в организации-заказчика, в органе власти в форме презентации Деловой игры, Программы сотрудничества (Интеграции), Системы "ПСКОВ", Пресс-релиза базовой организации по проблеме (проекту), офферты (концепции) инновационного проекта, сценария Мероприятия Форума и Программы Деловой игры.
Последующие этапы мероприятия Форума и Деловой игры по проблеме (проекту) проводятся на базе заинтересованной организации по согласованному сценарию мероприятия в форме проблемных научно-учебно-практических семинаров по освоению инновации.
10.Итоговые документы мероприятия Форума от имени Оргкомитета (учредителей) Форума представляются в федеральные и региональные органы исполнительной власти и управления, заинтересованным организациям и предприятиям и потенциальным заказчикам с приложением проектов их официальных документов (проект Закона, постановление, распоряжение, приказ и т.д.).
11.По результатам проведения мероприятия Форума подготавливается Решение учредителей Форума и краткий научный отчет о Мероприятии в виде научной статьи в профильный научный журнал.
12.Решение Форума и отчет (статья) с рефератами от имени Научного совета Библиотеки в электронном виде передаются на депонирование в ВИНИТИ или ИНИОН, или МЦНТИ для включения в их базы данных и опубликования в их профильных реферативных журналах и изданиях.
Научные руководители Проекта "Форум инноваций":
- канд.экон.наук Бизянов В.Ф.,
ОРГКОМИТЕТ Форума инноваций
4.Структура Концепции проекта, программы, инновации
Концепция является документом, обосновывающим новое и успешное решение проблемы на основе новейших научных достижений.
Поэтому Концепцию следует рассматривать как результат ранее выполненных научных исследований и разработок и оформлять в соответствии с требованиями ГОСТ 7.32-2001 "Отчет о научно-исследовательской работе"
Наименование Концепции:____________________________________________