Этот вопрос будет более подробно рассмотрен нами, наверное, только в последующих работах нашего книжного цикла. Здесь же чрезвычайно коротко о нем можно сказать примерно следующее. Ключи, к "тайному Пушкину", находятся - в самом его грандиозном замысле.
Коротко поясним, сказанное. Дело здесь в том, что Пушкин всегда интересовался, - ещё даже до Лицея! - именно Историей. Интересовался как таковой, разумеется. И всегда интересовался, тоже, разумеется, Историей России. Она была, для нашего Великого поэта, его второй, - после, разумеется, литературы и поэзии! - "могучей страстью". Кстати, это выражение пушкиниста Г. Невелева из его книги "Истина сильнее царя. Это - с одной стороны.
С другой стороны, он после выпуска из Лицея (где тоже интенсивно изучает и Историю!) прочитывает: как девять томов "Истории государства Российского", Н.М. Карамзина, так и: "Записки" и "Наказы" Екатерины II; письма молодого Александра I; "Записки" Воронцовой-Дашковой (позднее, разумеется);и т.д.
Вот именно всё это, в своей совокупности, и заинтересовало, - прямо-таки с неистовостью (то есть именно уже как профессионального историка.)! - молодого Пушкина, уже вышедшим, в 1817 году, из Лицея. В частности, я, во второй книги нашего исследовательского цикла о поэте, в книге "Пушкинские тайнозаписи", обращаю внимание читателя, на то, что Пушкин именно в послелицейские годы прочитывает девять томов "Истории государства Российского", Н.М. Карамзина.
И, через братьев Тургеневых, знакомится, в том же 1818 году, к примеру:
- со строго запрещенными "Записками" Екатерины II;
- тоже строго запрещенным, в то время, произведением А. Радищева "Путешествие из Петербурга в Москву";
- с некоторыми письмами, молодого, ещё, Александра I к Лагарпу и к Ланжерону, тоже ходившими, по России, в тайных списках;
- с современниками и, даже, с некоторыми прямыми участниками александровского, 1801 года, переворота; и прочее.
И не только знакомится, но и уезжает 6-го мая 1820 года, в южную ссылку, с тайным замыслом написать - именно современную Историю России. Истории, в которой главной фигурой у него окажется - именно Екатерина II. А сама пушкинская История будет, уже, именно объективной Историей России. Вот этот тайный свой замысел он и начнет реализовывать, - или претворять в жизнь! - даже ещё находясь, в то время, в первой, то есть ещё в южной, ссылке.
А прямое свидетельство-факт, тому, он всего через два года, 2-го августа 1822 года, и создаст, в южной ссылке, свои "Заметки по русской Истории 18-го века".
Тоже через два года с небольшим, то есть уже в декабре 1824 года, поэт приступает к созданию именно своего первого "фундаментального", если здесь можно так выразиться, труда по современной Истории России.
Другими словами, создает - своего сценического "Бориса Годунова". Где главная фигура, у него, именно Самозванец. И, через это произведение, поэт раскрывает, перед нами, именно первую историческую эпоху по современной Истории России. Что вновь отчетливо указывает, нам, именно на существование у поэта, в его сознании, грандиозного исторического замысла.
Здесь же сразу же выделим, что и сам способ, изобретенный, поэтом, именно для создания и доведения своей Истории России, до читателя, оказался не только оригинальным и, наверное, гениальным, но и - весьма и весьма, в общем-то, необычным. И оказался способом, неожиданным - именно для исследователей его творчества.
Именно из-за своей новизны, неожиданности и необычности самого способа доведения информации исследователи, - уже нескольких поколений! - так и не сумели даже близко подойти - к "тайному Пушкину" (Или, уже открытым текстом, подойти - именно к Пушкину-историку.). К большому сожалению, распознал Пушкина-историка, - через прямое предательство, поэта, Идалией Полетикой! - только царь Николай I. А простейшая суть, - и уже схема! - его, заключена примерно в следующем.
Пушкин именно через вполне определенные художественные произведения и довел, до своих будущих читателей, современную Историю России. Вот в чем главная суть его способа, или метода, доведения своей Истории, России, именно до будущего своего читателя.
Кстати, поэт, чтобы сохранить именно этот способ в тайне и, следовательно, в сохранности, не выдал, его главную тайну, никому. А если бы выдал, то моментально поплатился бы, за это, своей головою. Так что этот способ был изначально нацелен, у поэта, именно на будущих его читателей. Через вскрытие его, разумеется, будущими исследователями его творчества.
Ну а теперь попытаемся: как-то пояснить и объяснить, его, именно вам. И, разумеется, проиллюстрировать, то есть показать, его, тоже именно вам. Что, кстати, не менее важно сейчас. А начнем, все это, с просьбы прочитать указанные, выше, пушкинские "Заметки по русской Истории 18-го века", самостоятельно. Так вы лучше поймете не только "тайного Пушкина", но и его, тоже тайный, замысел по созданию, им, современной Истории России.
Кратко же пушкинские "Заметки..." состоят из двух тем: темы царствования Петра Великого и его "ничтожных наследников"; темы царствований Екатерины II и Павла I. Кстати, "ничтожные наследники" Петра Великого Россию, по Пушкину, не "уронили". А по Екатерине можно сказать следующее: именно она "уронила" Россию, по Пушкину: до нищеты; до вновь образовавшейся, в её царствование, отсталости, России, от Западной Европы; до мощного бунта русского народа против неё. И так далее.
Вот только что выделенные, вам, пушкинские "Заметки..." и являются ключом: как для понимания, нами, "тайного Пушкина", так и для понимания, нами, его тайного замысла по созданию современной Истории России. Ключом, разумеется, смысловым. Или, - более точно! - тематическим. Попытаемся показать, вам, именно его главную суть.
Первое. Именно через эти "Заметки..." Пушкин сразу же выделил, своим будущим читателям (Уже заметим, здесь, ещё в 1822 году.), что главное ядро его Истории России будет, у него, именно царствование Екатерины II. Главное и, подчеркнем, самое важное. Что он и подтвердит потом, через создание своих тайных произведений, именно по этому царствованию.
Второе, не менее важное на данный момент. Через объективную оценку всего царствования Екатерины II в целом, приведшее, Россию, к нищете, к отсталости и к мощному пугачевскому бунту, выделяет, - именно через ярко и специально выраженную, поэтом, враждебность к ней! - что она: прямой враг России; что она пришла к власти - именно через дворцовый переворот. Что, при самой её родословной (Захудалая немецкая принцесса, вышедшая замуж за российского императора. И, потому, не имеющая никаких прав на российский престол.), уже есть, по Пушкину, чистейшей воды - самозванство.
Очень важный вывод поэта-историка. Вывод, который поэт нам развернет, при самом хронологическом раскрытии, им, современной Истории России (Уже обратите своё внимание и на это обстоятельство.):
- и в своем сценическом "Борисе Годунове". Где у него, главная фигура, тоже Самозванец!
- и, потом, в своей тайной "Пиковой даме" (С её, тоже тайным окружением, разумеется.).
Третье, тоже не менее важное. Не случайна, у поэта-историка, и первая тема его "Заметок...", коротко раскрывающая, у Пушкина, Историю царствования Петра Великого и - его "ничтожных наследников". Ибо, следуя именно самому хронологическому ходу русской Истории, он вскроет нам, - практически - в след "Борису Годунову"! - и Историю царствования Петра Великого. Другими словами, вскроет - сразу же после создания своего сценического "Бориса Годунова". Вскроет - через поэму "Полтава". Уже обратите, своё внимание, и на это обстоятельство.
Другими словами, выделяемые, здесь, пушкинские "Заметки по русской Истории 18-го века" - это именно тематические ключи к "тайному Пушкину". Именно через выделяемые, здесь, "Заметки..." и открывается, перед нами, Пушкин-историк. И вскрывается, собственно, сам тайный замысел нашего Гения. Уже просим обратить, внимание, и на это обстоятельство.
2.
Ну а теперь настало время пояснить и объяснить, вам, как Пушкин-историк претворяет этот тайный свой замысел в жизнь. Выделим, крайне опасный, для него, замысел. А главная суть, его, примерно в следующем.
Первоначально поэт через нарушение самого хронологического хода русской Истории, - обратите внимание, уже, и на это обстоятельство! - создает именно выделяемые, здесь, "Заметки...". И, тем самым, они, стоя в творчестве поэта именно вне хронологии, - и, следовательно, изолированно! - не слишком привлекают к себе внимание как его будущих читателей, так и, особенно, исследователей его творчества. Но являются у поэта, в то же время, его, - как вы уже знаете! - тематическими ключами, открывающими - именно его современную Историю России.
Другими словами, он именно через историческую заметку о царствовании Екатерины II очень точно указывает, нам, что главное ядро его Истории будет именно царствование Екатерины II. Это - с одной стороны.
С другой стороны, как довести, саму современную Историю России, - обратите, внимание, уже и на это! - своему будущему читателю? Как довести, если показ её, через исторические труды, для поэта Пушкина - чрезвычайно опасен и, потому, невозможен? Вот в этих вопросах, собственно, и таится - ответ.
Тайный замысел поэта по доведению, до будущих своих читателей, объективной Истории России заключен, у нашего Гения словесности, в том, что он доводит её, свою современную Историю России, не через исторические труды! Он доводит её, до своих будущих читателей, - через, разумеется, будущих исследователей его творчества! - именно через свои художественные произведения. Вот в чем главный секрет, - и тайный замысел! - нашего Чародея словесности!
И доводит её, - обратите уже внимание и на эту особенность тайного замысла нашего Гения! - именно в хронологической её последовательности. Которую он потом с обязательностью усилит и, даже, несколько "переиначит" (Здесь я имею, в виду, его "Историю Петра I", уже поставленную, нами, именно в хронологический ряд пушкинской Истории России.), - обратите уже внимание и на эту особенность тайного замысла нашего Гения! - именно через создание, им же, своих, уже чисто исторических, трудов.
Таких трудов, как: поэма "Полтава" (с его же "История Петра I") и "История Пугачева". В которой он вновь выделит нам, - обратите внимание уже и на это обстоятельство! - именно мощный бунт русского народа против закрепощения, России, Екатериной-самозванкой и Екатериной - узурпаторшой. Кстати, здесь существует резко выраженный, поэтом-историком, смысловой и идейный контраст:
- между его поэмой "Полтава" (С продолжением, её, именно через "Историю Петра I".), главный смысл, которой, что Россия начинает процветать именно с Петра Великого;
- между его тайной "Пиковой дамы" (С продолжением, её, именно через "Историю Пугачева".), главный смысл которой, что Россия именно в царствование Екатерины II вновь становиться нищей и отсталой страной.
Вот перед вами, собственно, и все главные особенности грандиозного пушкинского исторического замысла по созданию, Гением, именно современной Истории России. Они, как видите уже и сами, не так уж и сложны. Но именно к пониманию как "тайного Пушкина" (то есть Пушкина-историка.), так и его тайного замысла, - со всеми его особенностями и со всей его грандиозностью! - пушкинисты, двух прошлых веков, так и не подошли. Что, конечно, очень и очень жаль.
3.
Остается только подтвердить вам, - и подтвердить, уже, именно в качестве фактов! - как Пушкин претворял, в жизнь, свой грандиозный исторический замысел. Постепенно создавая, именно через него, свою Историю России. Так, к примеру, всего через два с половиной года от выделяемых, здесь, "Заметок...", то есть уже в декабре 1824 года, поэт приступит к созданию своего сценического "Бориса Годунова". И, 7-го ноября 1825 года, завершит создание своей исторической трагедии. Трагедии, в которой, собственно, нет - никаких тайн. Кроме как появления, в России, именно мощного Самозванца.
Не включает в себя тайны и пушкинская поэма "Полтава", уже отражающая, у поэта, вторую, - после "Бориса Годунова" с его Смутным Временем! - эпоху пушкинской современной Истории России. За исключением того, что и в эту историческую эпоху вновь появляется, в России, мощный европейский завоеватель. Второй, по счету (И появляется, разумеется, второй Самозванец! В виде украинского гетмана-изменника Мазепы. Здесь Пушкин ведет нас, по русской Истории, именно через Самозванцев! Это, кстати, самая наиглавнейшая идея всей пушкинской современной Истории России.).
После Смутного Времени, разумеется. Эпох, в которых, - то есть: и в Смутное Время и в эпоху Петра Великого! - Россия, всё же, побеждает. Кстати, поэма "Полтава" и выделяет, у Гения, именно победу русского народа над новым европейским завоевателем. Это, прошу уже обратить внимание и на это обстоятельство, тоже очень в этом произведении А.С. Пушкина.
Исключение, по тайнам, содержит, в себе, только пушкинская лучезарная "Пиковая дама". Другими словами, красивейшая повесть и, потому, знаменитая, на весь Мир. Да как бы стоящая, - поодаль (то есть совсем недалеко и, в то же время, далековато, - по своему смыслу и не по сказочности! - его роман "Капитанская дочка". А их объединяет, между тем, именно Екатерина II.
Не слишком броско, но - именно объединяет. И именно в тайной (Которая - огромна, то есть шести плановая.), а не в лучезарной "Пиковой даме" таится, у поэта-Гения, печальная историческая судьба России. Точнее, наверное, её финал. Главный смысл, которой, покорение России в третью её историческую эпоху, через тайную династическую интригу во главе с Екатериной II, - организованную англичанами и пруссаками с их масонами! - именно тайным Самозванцем.
Видите теперь, какой внезапный логический поворот, - по тайной записи и по самой внезапности и неожиданности! - производит, наш Гений, именно при дальнейшем показе, им, современной Истории России. Не только через художественные произведения, только что выделенные вам, выше, но и через - саму тайность "Пиковой дамы". Кстати, его фраза "На тайные листы записывал я жизнь" прямо указывает, нам, именно на наличие, в его творчестве, тайных произведений.
Кроме того, он, через такой показ, сразу же и закольцовывает, - с тайной "Пиковой дамой", разумеется! - не только своего "Бориса Годунова". В "Борисе Годунове", в котором, у него, тоже властвует именно Самозванец. Но и закольцовывает, - через нападение, на Россию, то поляков с их Самозванцами, то шведского короля Карла XII (с самозваным Мазепой) в эпоху Петра Великого! - и само хищничество европейских государств по отношению к России. Хищничество, приведшее, англичан и пруссаков, к своеобразному покорению, ими, именно России.
Вот так выглядит пушкинский способ доведения Истории России, до будущего своего читателя, именно через художественные произведения. Как видите уже и сами, он не только прост, - но - гениален! - но и, в общем-то, очень нагляден. И это, как видите уже и сами, сама основа пушкинской Истории России.