|
|
||
Основной принцип при этом - экономия в пределах разумного. Конечно, есть более дешевые и менее комфортные варианты проживания и передвижения, чем будут описаны в этом отчете, но для поездки людей среднего достатка они вполне приемлемы.
Изначальный маршрут поездки: дом (Тверь) - Санкт-Петербург - Хельсинки - Таллинн - Стокгольм - Хельсинки - дом (Тверь)
Время поездки: 22-30 мая 2009
В итоге маршрут чуть корректировался: дом (Тверь) - Санкт-Петербург - Хельсинки - Тампере - Турку - Стокгольм - Хельсинки - дом (Тверь)
Изначальные плюсы в подготовке к поездке (если вы ими обладаете, сложности сокращаются): доступ в интернет (для бронирования и поиска информации), владение разговорным английским, кредитная карточка Master Card с необходимой суммой, отсутствие проблем с финской визой.
Транспорт
Проезд прямиком до Хельсинки (Тверь-Хельсинки) дороже, чем через Санкт-Петербург.
Поезд Хельсинки-Тверь-4210руб., для сравнения - до Питера можно доехать поездом за 560 рублей, "Сибелиус" Санкт-Петербург-Хельсинки - 2750руб. К тому же можно провести полдня в северной столице и уже оттуда двинуться в путь.
Паром
В Стокгольм или Таллинн и обратно очень удобно передвигаться на пароме. Существует несколько фирм-перевозчиков: Викинглайн (www.vikingline.fi), Сильялайн (www.sijaline.fi) и Линдалайн (www.lindaline.fi). Они предлагают схожие услуги по разным ценам. В англоязычной брошюре, опубликованной на сайте, существует услуга раннее бронирование кают (Early Bird), а русской версии ее почему-то нет. То есть: если вы бронируете каюту за месяц до поездки, то скидка может получиться до 80%. Ваучер на билет покупается в Москве, например, в фирме Викинг. Если вы по каким-то причинам не сможете поехать, то деньги за билеты при раннем бронировании не возвращаются.
Кстати, с 14 июня начинается высокий сезон, и цены на паром резко скачут вверх. Поэтому время поездки и было выбрано так, чтобы уже было достаточно тепло, но высокий сезон еще не наступил.
Каюты на паромах можно условно разделить на 3 класса: экономный - 4-местный номер без душа и туалета и окон на нижней палубе под палубой с машинами; средний - 2-х и 4-х местные номера с очень широкими кроватями, столиком, душем, туалетом, но тоже без окон; и люкс-класс - номера на верхних палубах с хорошим видом и дополнительными удобствами.
На пароме есть, чем себя занять помимо стояния на палубе: здесь есть буфеты со шведскими столами, кафе, рестораны, танцзалы для молодежи и людей постарше, бары и, конечно, магазин duty-free.
Основной контингент на пароме - шведские школьники и финские пенсионеры. Создается впечатление, что шведы ездят в Финляндию реже, чем финны в Швецию.
Возможно, все дело именно в duty-free. Со всех уголков парома они (финны) стекаются туда и огромными коробками набирают всякий товар, в основном спиртное.
Русских на пароме тоже очень много, может даже каждый третий, они в отличие от финнов предпочитают верхнюю палубу с прекрасными видами.
Все билеты на паром лучше брать заранее. Решив, что билеты в Таллинн мы купим на месте, мы совершили ошибку - единственный день, выделенный на поездку, выпал на воскресенье. А именно воскресенье - пиковый день, когда финны в массовом порядке плывут в Эстонию отовариваться в дешевых таллиннских магазинах. К нашему большому разочарованию, все билеты на паром были распроданы. Однако приведу полезную информацию для тех, кому повезет больше.
По Таллинну предлагаются следующие однодневные варианты (дневной круиз):
1) дневной круиз с Викинглайн -33 евро туда - обратно. Самый дешевый вариант, только на осмотр города остается максимум 4 часа.
2) Круиз с Сильялайн - 52,5 евро и 8,5 часов времени
3) Круиз с Линдалайн- 44 евро, в Таллинне - 7,5 часов максимум. Самый оптимальный и самый скоростной вариант.
Метро
Метро очень дорого как в Финляндии, так и в Швеции (2 евро или 20 SEK). Поэтому лучше выбирать гостиницу в центре города, чтобы все достопримечательности были поблизости. В Финляндии легко ходить везде пешком, а в Швеции приходится делать крюки, переходя с одного острова на другой.
Междугородние поезда
Не надо ничего заранее бронировать Достаточно прийти на вокзал и воспользоваться благами цивилизации. В Финляндии введена очень удобная система: на специальном автомате нужно нажать кнопку, и машина выдаст номер вашей очереди. Далее можете пойти присесть, пока через некоторое время на электронном табло не появится ваш номер и номер кассы. Тогда уже можно идти к кассе и купить билет, назвав нужный город и время поездки. И никаких очередей у касс! Все комфортно ждут своего номера на табло! Не мешало бы такую систему внедрить и у нас.
Вообще в Европе о людях думают, и это заметно в любых мелочах. В поезде, пусть даже он идет всего 2 часа, разносят кофе, работают туалеты, есть мониторы, где отражается название станции и скорость поезда; на каждом сидении есть подушка под голову, которую можно регулировать. И это даже не в бизнес-классе, а в самом обычном вагоне.
Гостиницы
На сайте www.tophotel.ru можно выбрать удобную гостинцу в любом интересующем вас городе, отсортировав их список по цене или количеству "звездочек". Затем уже переходите к сайтам самих гостиниц (на многих англоязычных версиях сайтов скидки). При бронировании гостиницы за месяц предоставляются скидки. В Финляндии на проживание с пятницы по воскресенье тоже делают скидки во многих гостиницах.
В Швеции гостиницы подороже. В Финляндии нет предоплаты при бронировании - оплата осуществляется после выезда. Если же вы не приезжаете, то с вашей кредитной карточки снимут стоимость одних суток. Довольно демократично.
В Хельсинки мы остановились в отеле Hotel Arthur , 3 звезды (www.hotelarthur.fi). Он в двух шагах от ж/д вокзала, что очень удобно, и к тому же, приемлемо по цене (79 евро за комнату на двоих). В Стокгольме выбрали отель Colonial (2 звезды). Он один из самых дешевых и тоже расположен близко к вокзалу. Его сайт www.colonial.se (есть на русском языке). Отель очень простой, без излишеств; есть стандартные номера со всеми удобствами и эконом-номера с кроватью. Завтрак во всех отелях - шведский стол, что так любят все туристы, особенно русские.
Проживание в этом отеле в стандартном двухместном номере обошлось в 995 SEK (эконом дешевле).
Ориентирование
На всех транспортных узлах (вокзалы, морские терминалы) и гостиницах и крупных торговых центрах можно увидеть стенды с бесплатными брошюрами. Но большинство из них англоязычные. Как ни крути, а без знания иностранного будет сложно. Можно, конечно, заранее распечатать карты из Интернета.Однако в брошюрках есть много дополнительной информации, что делает их похожими на мини-путеводители.
Осмотр достопримечательностей
Об этом расскажу кратко, так как информации по этой теме много.
Хельсинки: Не очень большой город. Основные достопримечательности - Кафедральный собор и православная церковь, центральный рынок, крепость Свеаборг (Suomen Linna). Она была построена во время войны против России, выдержала один бой и затем пала. Интересное место. Легко добраться на пароме с торговой площади (3,5 евро).
Православная церковь в Хельсинки
В Тампере: парк Сяркянниеми - самый крупный парк развлечений в Финляндии, смотровая башня на холме Пююникки, с которой видно город и два озера по бокам - типичная картина для многих брошюрок. Именно из них мы почерпали кучу информации, например о том, что в Тампере огромное число музеев. Среди них как обычные, так и экстраординарные- музей финского бокса (ни разу не слышала о том, что в Финляндии есть свой бокс), музей садовых участков, музей шпионажа и даже музей Ленина, единственный в Европе. А еще Тампере - родина Муми-Троллей.
Добраться до Тампере можно на поезде от Хельсинки, ехать чуть больше 2 часов. Билет стоит примерно 28 евро.
Вид на Тампере со смотровой башни.
Турку - город, построенный шведами. Здесь другая архитектура, совсем не похожая на Хельсинки. Городок небольшой и тихий. Основные достопримечательности- Кафедральный собор (самый крупный в Финляндии), древняя крепость, построенная также шведами. Только находятся эти объекты довольно далеко друг от друга, придется прогуляться. От Хельсинки до городка идет поезд, 2 часа езды, 23 евро.
Средневековая крепость в Турку.
Стокгольм
Большой город с кучей музеев; здесь есть даже целый музейный остров (Djurgarden). На нем Junibacken - музей сказок А. Лингрен, Северный музей, музей корабля Васа, океанариум, биологический музей, парк развлечений Тиволи и самый большой по площади музей - Скансен, музей фольклора. Еще - множество достопримечательностей: самая маленькая скульптура мальчика, памятник, похожий на гигантское ухо, самый узкий переулок Троцига (всего 40 см шириной), древний рунический камень...всего и не перечислить. Говорят, в Стокгольме музеев на душу населения больше, чем где-либо еще.
Старый город (Гамла стан) в Стокгольме - сам по себе большой музей. По нему ходят группы школьников, по виду совмещающих ориентирование с изучением истории.
Хорошо бы посетить Королевский дворец; каждый день ровно в 12 там происходит смена караула: гвардейцы маршируют, играет музыка. Интересное зрелище, особенно для туристов.
Виды Стокгольма очень живописные, и осматривать их удобно с экскурсионного катера. Катера ходят как между островами Стокгольма, так и за пределы города. Круглогодично работают две водные экскурсии: плавание под мостами (15 мостов, 2 шлюза, продолжительность 2 часа - 190 SEK), королевский тур по каналам (через зеленую часть города, продолжительность 50 минут, 140 SEK). Летом число водных экскурсий по Стокгольму утраивается. А ведь катера еще плавают к загородной королевской резиденции и маленьким городкам , расположенным на многочисленных островах архипелага.
Домики в Стокгольме.
Все достопримечательности этого города не успеть увидеть за одно посещение. В этой поездке мы побывали в двух музеях: Васа и Скансен.
Музей Васа действительно впечатляет. Он посвящен кораблю "Васа", затонувшему в первый же свой рейс. А по прошествии 333 лет его подняли на поверхность и организовали туристический объект. В музее можно посмотреть фильм о судьбе корабля, осмотреть его макет, узнать об истории "Васа" с момента создания до поднятия на поверхность и даже услышать истории людей, погибших при крушении. Радует, что везде таблички с описанием того или иного экспоната на 3 языках. Не обошлось и без магазина с символикой корабля и одноименного ресторана.
Макет корабля "Васа"
Скансен - музей шведского фольклора. Сюда очень часто водят школьников для изучения истории. Здесь воспроизведены дома старинной постройки, мельницы, церкви, прудики; есть целый городок мастеров - булочники, стеклодувы, ремесленники - прямо на глазах изготавливают изделия (их, конечно, можно приобрести). Тут же жители в традиционных костюмах развлекают туристов.
Полезная информация по музеям: В Скансене в течение мая после 17:00 вход всего 40 SEK вместо обычных 90.
В музей Северной культуры бесплатный вход каждую среду с 16:00 до 20:00, а в Технический музей - с 17:00 до 20:00 (скидки действуют до конца мая, когда в Стокгольме начнется высокий сезон)
Обмен валюты
Основной принцип здесь такой - по минимуму менять евро на шведские кроны, так как курс просто грабительский (потеря при обмене около 15%!). Лучше расплачиваться кредиткой, благо ее принимают в большинстве мест. Для ровного счета 10SEK приравниваются к 1 Евро (на самом деле курс немного отличается от 1 к 10).
Еда
Какого бы ранга ни было заведение питания, цены в нем дороже, чем у нас. Кафе и рестораны дороги, а гамбургеры можно поесть и дома.
Неплохой вариант - это пиццерии и кекабные. Еда там вкусная, порции огромные и цены приемлемые. Одно блюдо обходится в 7-9 евро. Во многих таких заведениях в определенные часы есть так называемый "комплекс" - за те же деньги, на которые обычно покупается одно блюдо, вы можете заказать его же плюс напиток. Внимательно смотрите меню. И в Швеции, и в Финляндии в таких заведениях можно бесплатно брать разные добавки к основному блюду - оливки, салаты...
Покупки и сувениры
Сувениры в Швеции и Финляндии примерно одни и те же, только вот в Стокгольме цены на них почти в 2 раза ниже. Есть целые улицы сувениров, и цены везде разные. Походите, поприценивайтесь.
Tax-free лучше оформлять в Швеции, так как скидка начинается уже с 200 SEK (примерно 20 евро), а в Финляндии - лишь с 40 евро.
Подведем итог: поездка на 8 дней.
Бюджет поездки(на 1 человека):
Билет Спб- Хельсинки | 2750 руб (62,5 евро) |
Гостиница в Хельсинки (двухместный номер) | 79 х 3 /2=118,5 евро |
Паром в Свеаборг | 3,8 евро |
Поездка в Тампере и обратно | 28 х 2 = 56 евро |
Поезд до Турку | 23 евро |
Паром Турку-Стокгольм | 32/2= евро (за двухместную каюту) |
Музеи | 9,5 +4 = 13,5 евро |
Гостиница в Стокгольме | 2 х 99,5/2=99,5 евро (за двухместный номер) |
Круиз по каналам Стокгольма | 19 евро |
Паром Стокгольм-Хельсинки | 54/2=27 евро (за двухместную каюту) |
Еда на одного | 15 х 8 = 120 евро |
Сувениры | (по желанию) |
Билет Хельсинки-Москва | 4210 руб. (96 евро) |
Итого: | 670,8 евро |
* Основную трату составляет здесь гостиница. Этот подсчет сделан ихсодя из того,что вы проживаете в 2-местном номере и делите его стоимость на двоих. Это будет дешевле, чем снимать одноместный номер (тогда каждый потратил бы целых 769,8 евро).
Удачных путешествий!
Блинова Дарья, Free-wheel@mail.ru
|
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"