Об этой проблеме много раз писали и говорили, но пока ничего не меняется. В стране две крупнейшие конфессии: православная и мусульманская. Остальные (по численности и влиянию на общество) заметно отстают. Тем не менее, руководство России по-прежнему делает упор исключительно на православие.
Больше того, некоторые из крупных начальников в узком кругу не раз заявляли, что война в Чечне - это открытая ошибка христианства и ислама.
Впрочем, эти начальники если и бывали в воюющей Чечне, то наскоками, ничего вокруг себя, кроме вооруженной до зубов охраны, не видя. Следовательно, они не знают, что в федеральных войсках было много солдат и офицеров, исповедующих ислам, а в рядах чеченских сопротивленцев действовали как местные русские-православные, так и украинцы-униаты.
Проблемы религиозного сосуществования в обществе слишком глубоки и разноречивы, чтобы судить о них походя. Надир Хачилаев - депутат Государственной думы России, председатель Союза мусульман России, человек, безусловно, осведомленный во всем том, что сейчас происходит в этом отношении в стране.
Хачилаев хорошо известен на Северном Кавказе. Однако даже там мало кто знает, что именно он приложил немало сил, чтобы остановить бессмысленную бойню в Чечне. Председатель Союза мусульман России явился именно тем человеком, который выступал на переговорах о мире прямым посредником между Александром Лебедем и Асланом Масхадовым. Именно Хачилаев был гарантом неприкосновенности тогдашнего секретаря Совета безопасности в его первом, тайном и стремительном визите в Новые Атаги. Именно Хачилаев охранял Лебедя в поездке по разбитым дорогам Чечни, когда был велик риск получить пулю с двух сторон: федеральной и чеченской.
Сам председатель Союза мусульман России не любит об этом рассказывать, считая, что он просто выполнял свой гражданский и человеческий долг. А свято место пусто не бывает, и сегодня десятки людей, которые совершенно не имеют к тем процессам никакого отношения, заявляют о своей миротворческой деятельности в Чечне.
Хачилаев о своей роли в тех событиях молчит и вообще не слишком охотно идет на интервью, считая, что необходимо работать, а не болтать. Тем не менее, встретиться с ним удалось. Правда, на это пришлось убить почти три месяца.
- В Москве мало знают Вас. Расскажите о себе, хотя бы вкратце.
Родился в Дагестане, в горном ауле Кума, в 1959 году. Отец - пастух, мать - домохозяйка. Семья была большая: четверо братьев, две сестры. Во время летних каникул вместе с братьями чабанил, помогая отцу. Детство помню так: или на огороде работаешь, или на пастбище.
- Отец заставлял?
Да, заставлял. Даже принуждал. Он считал, что труд - это основа всего, а тунеядство развращает человека.
К сожалению, сейчас везде в России, в том числе и на Кавказе, престижно стало жить на отнятое, уворованное. Молодежь не хочет трудиться. Ей постоянно показывают, что можно жить припеваючи на ворованное. И тот, кто трудится, честно зарабатывает свой кусок хлеба, тот почему-то считается этаким бедолагой, неудачником, слабым человеком.
Отец с детства внушал нам, что самый главный капитал в жизни - это честное имя. Причем воспитывал нас исключительно на собственном примере. Он гордится, что за всю свою жизнь из колхозного сада ни единого яблока не своровал. К подобного рода вещам он всегда был предельно строг. И если бы он узнал и тогда, и сейчас, что в доме есть что-то нажитое нечестным путем, - убил бы. Правду говорю.
Отец был членом партии, несгибаемым человеком, преданным коммунистической идее.
- Интересно. Папа - коммунист, сын - человек верующий...
В том-то и дело, что отец был одновременно и глубоко верующим человеком, и коммунистом. Отец молился, исполнял религиозные обряды. Он не был двуличным. В партию он вступил сознательно, а не для того, чтобы выбиться в начальники. Просто он не противопоставлял одно другому.
Вот дядька мой по материнской линии - тот был настоящим антисоветчиком. Он был сильным, отчаянным человеком. Его знали во всем Дагестане. И если был тогда хоть один кавказец, который ни в чем не подчинялся коммунистам, так это дядька. Даже в советское время он всегда ходил с оружием. И в доме у него на стенах тоже оно висело. Говорю это без всякого преувеличения.
Так что отец нас по-своему воспитывал, а дядя - на собственный лад. У него были все причины не любить коммунистов. В годы репрессий погибли его отец и два брата. И даже Сибирь не перевоспитала его.
Вот так мы и росли между ними. Но с детства и я, и мои братья ощущали фальшь того строя.
- Детство - детством, а учеба - учебой...
Школу окончил в 1977 году. Потом - армия. Служил на Украине и в Белоруссии, в спортроте. Еще в школе очень серьезно занимался борьбой. Сначала в Хасавюрте, а потом в Махачкале, в школе-интернате.
В принципе я вольник. Но в армии, как это всегда бывает, выступал и по классике, и по дзюдо. Так что я не только мастер спорта по вольной борьбе, но и кандидат в мастера по классической, а также по дзюдо.
После демобилизации приехал в Ленинград, где выступал за сборную города по каратэ. Братья мои, кстати, в это время были в сборной России по борьбе.
В 1983 году переехал в Москву, поступил в Литературный институт. Когда стал студентом, то знакомые постоянно спрашивали: "Слушай, как ты туда поступил?"
- В самом деле, что подвигло Вас на подобный шаг?
С детства сочинял стихи, рисовал. Была у меня постоянная тяга к искусству. Но занимался я этим, скорее всего, для души.
В 1986 году женился. Жена - домохозяйка. У меня трое сыновей.
- Поговорить с Вами не удавалось в течение очень долгого времени: то Вы в командировках, то заняты по горло в Москве. А на семью время остается?
К сожалению, очень мало. Много времени уходит на депутатские обязанности и дела Союза мусульман.
- Расскажите об этом Союзе.
Это общественно-политическая организация на базе просвещенного ислама. Учредителями стали национальные движения Дагестана, татарское движение в Москве и Исламский культурный центр. Это как бы продолжение идей 1905 года, когда в российской Думе была группа мусульман, представляющая верующих всей империи. Через девяносто лет, в 1995 году, мы такую группу вновь организовали.
- Зачем Союз, когда есть такая мощная религиозная система, как муфтияты, главный муфтий России?
Как и все религиозные институты, законом они отделены от государства, а значит, и от политики. Мы решили занять эту нишу, объединив мусульман всей России в единую исламскую умму, чтобы попытаться решить ее насущные проблемы. Наш главный лозунг прост: "Объединяйтесь вокруг веры!" И мы стараемся его выполнять. Основа так же проста: вера и наша священная книга Коран.
- Все ли мусульмане поддерживают Ваше движение?
Не все, конечно. Было бы удивительно, если бы все поддерживали. Даже обидно было бы. В Коране сказано, что жизнь - это испытание и борьба и надо наставлять на путь истинный тех, кто уходит от своей веры, от ислама. Мы пытаемся следовать этой заповеди.
- У Вас есть своя газета?
Фактически нет, если не считать газеты "Исламские новости". Однако она выходит нерегулярно и не очень большим тиражом. Поэтому мало кто слышал об этой газете. У нас множество проблем, трудностей. Деньги - главная проблема. Но мы можем с гордостью сказать, что до сих пор ни у кого еще копейки не взяли и используем только свои средства.
На телевидение попасть крайне трудно. А СМИ России создают негативный, отрицательный образ мусульманина и всей исламской уммы. Якобы это религия толпы, религия фанатиков, религия темного прошлого. С таким мнением мы, безусловно, пытаемся бороться.
- Не очень-то с этим поборешься, когда в Чечне то и дело захватывают заложников, а потом требуют за них деньги.
Те, кто совершает подобное, - не мусульмане, потому что подобные действия противоречат нашей священной книге. Совершив преступление, они тем самым отрекаются от ислама, так как тот резко осуждает подобного рода наживу. Поэтому бандитов никак нельзя считать мусульманами.
Захват заложников - это шантаж. Подобное компрометирует всех мусульман. Эти бандиты просто показывают свое лицо, которое не является лицом ислама или кавказцев.
Я очень жестко хотел подойти к подобному явлению. Но у меня нет полномочий. Я их требовал. И если бы мне их дали, то я бы поехал и силой освободил захваченных людей.
- И не боитесь, что Вас убьют?
Нет, не боюсь. Я уже давно боюсь одного только Аллаха. В принципе, боязнь умереть - это инстинкт любого нормального человека, но ответственность за регион, Кавказ, ислам - все это перевешивает страх смерти.
С бандитами необходимо очень жестко расправиться. И если бы я сделал это, то совершил бы святое дело.
- Сколько мусульман в России?
Официально - 20 миллионов, а неофициально - 35.
- Почему, по Вашему мнению, по телевидению идут только православные богословские программы?
Такова государственная политика. Сам Ельцин заявлял, что Россия - православное государство. Когда была инаугурация президента, то на сцену пригласили Алексия II, отметив, что в зале есть представители иных конфессий. Все! Это было единственное, чего седьмая часть населения страны удостоилась.
То, что ислам притесняют, - абсолютная истина. Мы являемся изгоями в собственной стране, а ее руководство рассматривает ислам как религию второго сорта.
Мусульманин преподносится России как чужак!!
Это абсолютно не государственный подход. Если обидеть человека, то он лаской никогда не ответит. А здесь речь идет о миллионах и миллионах людей.
Царская Россия в этом отношении была более гибкой. Царь оставил институты местной исламской власти: наибства, ханства. Они были абсолютно естественны в тех этносах. Царизм укреплял подобные институты, и Россия становилась гораздо сильнее.
А теперь возьмите власть Ельцина. Ведь это страшная власть, где каждый лоббирует чьи-то узкие корыстные цели. Фактически в России нет единого руководства и правительства. Есть просто личности, которые ассоциируются с теми или иными кормушками. Это разве нормально?
Потом в Москве еще удивляются, что кто-то не хочет быть в составе именно такой страны, с подобным управлением и руководством.
- Как Вы относитесь к тому, что Россия постоянно примеряет себя к Западу?
На мой взгляд, у русских, к сожалению, есть комплекс неполноценности. Они боятся, что их могут посчитать за азиатов. Они не хотят быть азиатами. Русские считают, что это нечто отвратительное и дикое. Русские хотят быть европейцами, даже сверхевропейцами. Хотя по генотипу они и так европейцы.
Я считаю, что подобные комплексы унижают человека. А слепое подражание Западу унижает всю нацию. Теряются ее естественность, неповторимость и привлекательность.
Существует и другая беда: русские нас не знают. Считают нас чужаками и, соответственно, плохо к нам относятся. В этом виновата и государственная машина. У нее всегда готов ответ на вопрос: "Отчего русский мужик плохо живет?" Он звучит так: "Ну, конечно, от кавказцев!" Нас пытаются представить или бандитами, или иждивенцами. Раньше КГБ так настраивал население по отношению к евреям.
Во многом, кстати, виновато руководство кавказских республик. Вот мне в дагестанском правительстве говорят, что республика - дотационная: 90 процентов денег поступает из федерального бюджета. А я отвечаю: "Мы не должны брать деньги, которые нажиты не нами. Исламом подобные действия не приветствуются. Не нужен нам паразитический образ жизни. Не следует нам развращать подобным молодежь. Давайте иметь свое. Пусть будет мало, бедно, но свое!"
- Вы ощущаете давление?
Ощущаю. Но я ничего не боюсь. Я ни разу не надевал бронежилет. Хожу без телохранителей. На все воля Аллаха. Когда будет суждено умереть, тогда и умру.
- Что может помочь единению общества в нашей стране?
Пусть каждый человек, прежде всего, борется со своими дурными привычками и наклонностями. Не важно, кто он: мусульманин, христианин или буддист. И тогда согласие в обществе непременно будет.