Бобе Сергей Леонидович : другие произведения.

Расписка дома Месгрейвов. Как люди 17 века - ненадолго - обманули Шерлока Холмса

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками Юридические услуги. Круглосуточно
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Сокровище Месгрейвов существует. И это не жесть и стекляшки. И Холмс его нашёл.

Расписка дома Месгрейвов. Как люди 17 века ненадолго обманули Шерлока Холмса.

- Копайте, копайте, ребята, - сказал Сильвер с холодной насмешкой. - Авось выкопаете два-три земляных ореха.
Р-Л Стивенсон, "Остров Сокровищ"

"На заборе всякое написано, а за забором дрова лежат."
Русский анекдот.

"...отбросьте все невозможное, то, что останется, и будет ответом, каким бы невероятным он ни казался."
Шерлок Холмс.

Crusoe, 2020-2025.

  1. Очарование и разочарование.

Итак, вы пришли на какой-то - пусть даже на ваш собственный - садовый участок. При вас теодолит; компас; шесты и рейки; колышки; мерные шнуры. При вас документ 230-летней давности: в документе инструкция по поиску клада. И вот, после тщательных, захватывающих, изобретательных измерений на местности, вы попадаете в подвал, где хранится картошка и находите там ветхую телогрейку. Вы были совершенно очарованы поисками клада - и оказались сокрушительно разочарованы результатом.

Вот некоторый, приземлённый аналог впечатления от рассказа "Обряд дома Месгрейвов" из шерлокианы. Такое впечатление я получил в ранней юности, при первом прочтении, и не расстался с ним и по сей день. Но к чему вам мои личные впечатления? Возможно - надеюсь - это эссе прочтёт единомышленник по литературным пристрастиям; но так или иначе я не одинок в описанном впечатлении.

Уже много лет, как "Обряд" задаёт читателям десятки вопросов, а сотни исследователей пытаются найти на них удовлетворительные ответы. Этот рассказ вываливает на читателя изрядное число неразрешённых головоломок, возникших помимо и по ходу работы Холмса над двумя явно описанными и, как утверждает сам Холмс, решёнными детективными загадками. Сошлюсь, например, на прелестный сборник статей по этому поводу: "The Case Files of Sherlock Holmes -The Musgrave Ritual", Penyffordd Chester 1996. 13 статей, 167 страниц, множество ссылок, десятки рассмотренных вопросов. Например: откуда взялись железные монеты времени Карла I, когда в это царствование железных монет не чеканили? Почему Брантон рванул выкапывать клад, не надемши ни сапог, ни даже, кажется, штанов? Зачем Брантон изучал "Обряд" в библиотеке, где и был пойман барином? Не проще ли было скопировать несколько строк и думать над ними у себя? И так далее, и тому подобное. Но меня интересуют далеко не все эти загадки. Я равнодушен к истории Брантона и служанки Рейчел. Мне досаждают следующие вопросы:

- Почему Холмс нашёл абы что и абы где?

- Почему люди 17го века спрятали абы что и абы где?

К счастью, рассказ допускает частные вопросы такого рода - в нём два сюжета: клад и убийство. Убийство полностью опёрто на поиски клада Брантоном, но захоронение клада сподвижниками Стюарта и дальнейшие поиски клада Холмсом нисколько не зависят от трагедии дворецкого и служанки. Итак, я ограничиваюсь двумя поставленными выше вопросами; и полагаю, что сумел найти на них удовлетворительные ответы.

Я предполагаю, что читатель этой работы помнит - или перечитает и освежит в памяти - рассказ "Обряд дома Месгрейвов". Я не стану переписывать здесь сюжет, я буду излагать его кусками, важными для решения поставленных выше задач, обрезая ненужные здесь сюжетные линии. Естественно, что при этом полностью выхолащивается волшебная прелесть самого рассказа, так что убедительно прошу - перечитайте.

  1. Расписка.

Занятно, что читатели и комментаторы "Обряда", из тех, кого я знаю, видят в бумаге 17го века, с которой всё и началось, какое-то странное соединение топографической карты с текстом средневекового оммажа или гоминиума - как будто бы на кадастровом плане начертали "Боже, царя храни" или что-то вроде этого. Подозреваю, что оммажи неуместны в стране, где гражданское общество только что сурово наказало одного короля за злоупотребления, а второй бегает от армии Парламента, как мышь под веником. Я вижу в тексте обряда простой договор на ответственное хранение ценности.

В первом издании рассказа (Журнал "Стренд", май 1893 года) документ перепечатан так:

- Whose was it? - His who is gone.

- Who shall have it? - He who will come.

- Where was the sun? - Over the oak.

- Where was the shadow? - Under the elm.

- How was it stepped? - North by ten and by ten, east by five and by five, south by two and by two, west by one and by one, and so under.

- What shall we give for it? - All that is ours.

- Why should we give it? - For the sake of the trust.

- Чьё это было? - Того, кто ушёл.

- Чьё это будет? - Тот, кто придёт.

- Где было Солнце? - Над дубом.

- Где была тень? - Под вязом.

- Как отмерить путь? - Десять и десять на север; пять и пять на восток; два и два на юг; один и один на запад; и там внизу.

- Что мы отдадим взамен? - Всё, что у нас есть.

Почему такой залог? - По причине обязательства.

В классическом русском переводе Лифшица: "Во имя долга". Я перевожу иначе, немного сместив акцент. Можно и "Во имя долга", но долг (обязательство) бывает имущественным и неимущественным. Я вижу здесь первое.

Итак, договор как договор. Чья ценность. Кто имеет право её забрать. Где хранится. Что будет, если хранитель утратит ценность. Ответственность огромная - всё имущество хранителя; значит, и ценность немалая. А где хранение - там и сейф. Присмотримся к сейфу.

  1. Сейф.

Сейф - каменный мешок, размером 1,22 х 1,22м, глубиною в 2,13м. Закрывается очень плотно пригнанной каменной плитой весом несколько сот килограммов - её с трудом подняли Холмс в паре с "дюжим сассекским полицейским". Яма вырыта в подвале под старым крылом дома; в подвал ведут винтовая лестница и две двери - внутренняя и вход в здание. Итак, сейф отлично защищён 4мя (две двери, винтовая лестница, неподъёмная крышка) уровнями инженерной защиты. И ещё он засыпан дровами - дополнительный уровень защиты. Один грабитель с ним не справится, а если нападёт шайка - у хозяев будет время кликнуть вооружённую челядь, пока злые люди будут преодолевать все перечисленные препятствия. Такое хранилище ничем не уступает современному железному ящику с засыпными стенками, привинченному к полу.

Но это не тайник. Это хранилище семейной казны - податей, фамильного серебра, предметов, для отправления службы в домашней часовне, каких-то ещё ценностей деревенского состоятельного поместья. Все знают, где это хранилище. Оно защищено, но оно не сокрыто. Плохой сейф для ценности с громадной страховой стоимостью! Солдатам Кромвеля не нужно будет мерять теней от деревьев и считать шаги. Они просто спросят: "А где у барина казна?" - и их немедленно проводят в подвал. Это первое недоумение.

Второе недоумение: почему Брантон, дворецкий, то есть начальник всех слуг, не знает о такой архитектурной примечательности поместья?

Думаю, ответить на первый вопрос можно только одним образом: хранилище нашли и разграбили. Иного быть просто не могло. По пятам короля шли республиканские солдаты, розыски королевских регалий велись с превеликим рвением (см. историю коронных сокровищ Шотландии)[1]. Как это ложится в сюжет, мы обсудим в своём месте.

О Брантоне можно судить по следующим свидетельствам от сэра Реджинальда Месгрейва. Он огласил Холмсу следующие факты: старое крыло (где находится хранилище) стало неудобным для жилья, и, "в прошлом веке", то есть в 17хх году было выстроено новое, куда все и переселились. Теперь старое крыло необитаемо и заброшено (это уже слова Холмса при осмотре местности). Далее, Брантон - "старейший из слуг", и прослужил в поместье 20 лет. Отсюда мы выводим следующее: от переселения в новое крыло, до описываемых событий, то есть до 1879-1880 года[2], прошло не менее 80 лет и сменилось не менее 4х поколений слуг. Хранилище, при переселении, засыпали дровами; необитаемое крыло в отоплении не нуждалось; подвал закрыли и более не посещали. Дубовые или ясеневые дрова - если в подвале сухо - могут и продержаться лет 50, не превратившись в гниль и труху. Соответственно, второе поколение слуг лишь слышало о хранилище, а третье и четвёртое прочно забыли о нём. Тем более, что там не лежало ничего, кроме хлама.

  1. Хлам в подвале.

У нас есть 3 прямых описания содержимого хранилища и одно косвенное.

Во-первых, исходно, сэр Реджинальд оценил находку так: "Выловили льняной мешок; внутри нашлась масса ржавчины, тусклый металл, несколько мутных кусочков хрусталя или стекла".

Во-вторых, экспертиза Рейчел Хоуэлл: выбросила в пруд.

В-третьих, Шерлок Холмс:

- Первое впечатление: " металл был чёрен; камни - тусклы и мутны."

- Действие: "Я потёр один из них о рукав, и он засверкал, как искра на моей ладони. Металлическая часть в оригинальном виде имела форму двойного обруча, но теперь была изогнута и перекручена".

- Вывод: " древняя корона королей Англии".

В четвёртых, Месгрейву разрешили оставить реликвию у себя - за деньги, после хлопот. А одно это значит, что ни о какой "древней короне королей Англии" речи идти не может. Коронные регалии - неотчуждаемая собственность царствующего монарха, переходит только к наследнику. А исторические ценности в виде найденного клада во многих случаях подлежали тогда (как и сейчас) изъятию и передаче соответствующим музейным и научным учреждениям с выплатой премии тому, кто их обнаружил. Нашедший клад обязан был заявить о находке, полиция расследовала, коронер принимал решение, проверялись все обстоятельства бесхозности и т.д. Так что, видимо, находка не имела и значительной исторической ценности - но по судам и по экспертам пришлось походить.

Ну и современные мнения. Учёные исследователи[3][4] пишут: первый - что подлинность короны не подтвердилась экспертизой; второй - что это, в лучшем случае, пэрская малая церемониальная корона (coronet), то есть венец, диадема.

Я полагаю, что и того не было. Бижутерия, диадема какой-то мелкой фрейлины, жесть и стекло.

Иными словами - хлам. Холмс слукавил. Он был молод; его распирала гордость; он увенчал этой короной своё расследование. Он был романтиком, наш любимый Шерлок.

  1. Визит республиканцев в поместье.

Отряды Кромвеля пришли в Харлстоун, и спросили, где казна. Откинули плиту, вынули содержимое, взяли всё ценное, что там было. А явно монархический предмет из жести и стекла растоптали сапогом, разбили прикладом. И ушли. Настоящие регалии из Тауэра Кромвель разбил и переплавил, а тут и плавить было нечего. Верные слуги престола положили остатки в мешок, заперли в сундук, закрыли плитой и разошлись, положившись на милость короля - буде вернётся. Случилось это в октябре 1651 года - около того времени, когда Карл II убегал от Кромвеля через Сассекс. А дальше, в течение 230 лет, Месгрейвы ответственно хранили разграбленный сейф.

Бедные Месгрейвы! 250 лет они ждали, когда придут от очередного венценосца и отберут у них всё - согласно расписке.

Остановившись на этом, мы обвиним людей 17 века в несомненном идиотизме: как можно так захоранивать и хранить огромную ценность, имея погоню за плечами? Плохой вывод. И мы не станем его делать. Посмотрим на "координатную" часть обряда.

  1. Как Холмс искал клад.

Освежим в памяти измерения и вычисления, проделанные Холмсом по тексту "Обряда".

Дуб из "Обряда" нашёлся сразу - очень древний, "патриарх", 7 метров в обхвате, видевший ещё нормандское завоевание. С вязом вышла незадача - "был один, очень старый", но пострадал от удара молнии 10 лет тому назад и его срубили. Но расположение вяза осталось известным и Месгрейв вспомнил даже высоту дерева - 19,51м[5].

 []
Рис.1. Измерения Холмса. Расстояния даны в метрах.

Прочее видно из рисунка. Дуб и вяз росли напротив стены старого крыла поместья, вяз - примерно на середине расстояния от дуба до стены. Из дальнейшего станет ясно, что стена идёт ровно по направлению юг-север, а линия вяз-дуб ориентирована почти на запад.

Холмс решил, что слова о "Солнце над дубом" означают то, что нижний край солнечного диска касается кроны дуба, а такое наблюдение зависит от положения наблюдателя, и наблюдатель - за неимением иных координат - должен наблюдать за Солнцем от подножия вяза. Совершенно естественное предположение.

Затем Холмс смастерил гномон. Он взял два колена удилища, составил из них шест высотой в 1,83 м и поставил его на то место, где рос вяз. Солнце коснулось кроны дуба; Холмс измерил тень от шеста - 2,74 м. и решил подобные треугольники:

- если гномон в 1,83 м даёт тень в 2,74 м,

- то дерево, высотою в 19,51 м., дало бы тень в 29,6 м.

Холмс отмерил шнуром расстояние в 29,6 м. и отметил результат колышком. Отметка оказалась "почти у самой стены". Далее Холмс отмерил шаги, пользуясь карманным компасом. Рост Холмса - 183 см[6], а значит длина шага у него около 90 см; соответственно, он шёл:

На север 10+10=900+900=1800=18м.

На восток 5+5=450+450=900=9м.

На юг 2+2=180+180=360=3,6м

На запад 1+1=90+90=180=1,8м

Выяснилось, что стена старого крыла ориентирована в точности по направлению юг-север и крыло в плане очерчено прямоугольником; итак, Холмс просто шёл вдоль стены, поворачивая на каждом углу (см. Рис.1) и шаги на юг привели его к открытой двери, а последние 1 и 1 шаг на запад оставили детектива в начале коридора, вымощенного старыми, истёртыми каменными плитами. Напротив (см. Рис. 1) - окно; прямо в окно светит заходящее Солнце. Так мы узнаём, что линия вяз-дуб ориентирована почти точно на запад.

Но Холмс в замешательстве. Он полагал, что в конце пути нужно будет копать землю, но копать невозможно. И тут Месгрейв восклицает: "В "Обряде" написано "И там внизу", тут есть подвал, он выстроен вместе с домом!" Искатели клада проходят в некоторую дверь (расположение её не ясно), спускаются по некоторой винтовой лестнице (то же) и оказываются в подвале.

У нас есть три непосредственно выясненных факта: в тот день гномон в 1,83 м дал тень в 2,74 м; линия вяз-дуб ориентирована почти по линии восток-запад, то есть азимут Солнца был около 270град.; дело происходило в Западном Сассексе. Возьмём для нужд расчёта центральную точку этого района: это город Сторрингтон, 50град.55'00'' с. ш. 0град.30'00'' з. д.

Теперь у нас есть все данные для выяснения: в каком месяце происходили эти измерения.

 []
Рис.2. Время действия.

Все подробности указаны на Рис.2. А вывод такой: это были дни около дня летнего солнцестояния, то есть дня, когда тени самые короткие в году.

  1. Как люди 17 века в первый раз обманули Холмса.

Первый действительно ключевой тезис этого эссе: люди 17 века понимали в гномонике, в светилах и тенях. Потому что они жили по солнечным часам. Карманная механика широко пойдёт в люди лет через 40-50, тогда наступит бум доступных носимых часов[7]. Пока же - Солнце. И гномон - это гладкий шест на ровной, белой площадке; а ещё лучше - специально и строго исполненный треугольник.

А Холмс - городской человек 19 века. Он выучил геометрию по Эвклиду - тогда и теперь так учат геометрии - и для него линия не имела ширины, а гномон-удилище был тем же, что и вяз. Однако это совсем не так.

 []
Рис. 3. Удилище и дерево.

Если удилище в самые длинные дни в году даёт - в перерасчёте на высоту вяза - тень, почти доходящую до стены, реальное дерево - хоть с какой-то кроной - даст тень, ложащуюся на стену, во всякий день года. Мерить до дюймов по тени дерева - невозможно. Читатель может и сам выйти на улицу и увидеть, что тень дерева - причудливое тёмное пятно с пятнышками света; а в 5-6 часов вечера (тогда мерил Холмс) он увидит ещё и колышущуюся, серую оборку полутени вокруг чёрной, густой тени. А попробуйте-ка читатель считать тень в 5-6 вечера на траве? Нет, не на площадке гномона белой и ровной а на траве или на чёрной земле. Вы просто попробуйте, это очень даже запросто исполнить.

К тому же, деревом этим был вяз: дерево-паук. Знающие специалисты пишут, что для Англии наиболее характерен Ведьмин вяз или Шершавый вяз. Я подобрал картинку 200-летнего вяза такой разновидности; однако кто не видел вяза? У нас растут такие же пауки, с очень слабыми корнями. Они падают от сильного ветра и склонны к гниению. И ещё: это дерево никак не сойдёт за гномон.

Люди 17 века никогда не составили бы такой инструкции, какой пользовался Холмс. Они всего лишь хотели сообщить следующее: бери азимут по линии дуб-вяз и ищи на этом направлении единственно возможную точку, то есть иди, пока не уткнёшься в стену, а оттуда меряй шаги. И, кстати, именно это они и написали.

 []
Рис.4. Чья тень?

Чья тень указана в тексте "Обряда"? Если вяза - меряйте её длину. А если дуба - просто идите по азимуту. Обмотайте дуб верёвкой, тяните до вяза, берите направление - безо всякого Солнца, днём или ночью. Упадёт дуб? Не беда; остался бы пень. Упадёт вяз - то же, и нам не нужны никакие высоты деревьев. Это очень устойчивый шифр.

Но ведь Холмс делал неверно и пришёл к тем же выводам? Не совсем. Если бы вяз не снесло ураганом, он, возможно, не стал бы обманут людьми 17 века во второй раз.

  1. Как люди 17 века во второй раз обманули Холмса.

Второй ключевой тезис этого эссе: люди 17 века понимали в тайниках. Хотя бы потому, что они - и их отцы и деды - прятали в них священников. Начиная с правления королевы Елизаветы и далее по ходу лет, за римо-католическими священниками охотились по всей стране, а крепкие в вере и состоятельные люди прятали священников такого направления по домам, в весьма изобретательно устроенных тайниках - их назвали "Priest Holes", то есть "Норы для священников". Вот иллюстрация одной из таких нор.

 []

 []


Рис. 5. Устройство "Норы" в Boscobel House, Шропшир. [8]

Естественно, что умели они строить и тайники поменьше, для материальных ценностей. Кстати, церковная утварь для католических богослужений также относилась к ценностям, которые нужно было прятать. В книге Allan Fea, "Secret Chambers and Hiding Places" есть соответствующая глава 14 " Miniature hiding-holes for valuables, etc".

А что мог понимать в хороших тайниках человек 19 века Шерлок Холмс, хранящий ценности в банке? Поменьше своих сограждан-предков, полагаю.

И одним отличным способом скрыть такой тайник было обустройство ложного тайника. Собственно, этот метод был известен ещё древним египтянам - ложные погребальные камеры.

Все видимые обстоятельства, связанные с хранилищем в подвале, говорят за то, что это был ложный тайник. Но "Обряд" только один. И если принять, что один и тот же текст определяет как ложный, так и настоящий тайник, можно прийти к следующему выводу.

 []
Рис.6.

Тень (направление) доходит до стены и, во всякий день года, ползёт вверх по стене, указывая на то, что здание можно обойти и по земле, снизу, и по краю кровли, сверху, получив 2 точки - одну над другой.

Конечно, ходить по карнизу необязательно. Но определить вторую точку входа очень просто - она ровно над тем местом, откуда в дом вошли Холмс и Месгрейв. Дальше, видимо, нужно поднять куски черепицы, пройти на чердак, углубиться на 1,8 метра и "там, внизу". Люк, кирпич печной трубы, пустое осиное гнездо и так далее. Может быть, там было и мансардное окно? Кто знает.

  1. Петушиное слово.

Итак, если мы добавим к тексту "Обряда" всего одно волшебное слово: "Крыша", "Карниз" или "Чердак" - план поиска сокровища проясняется в полной мере. А без такого ключа это одновременно и расписка, и план расположения ложного тайника, но никак не инструкция по хранению действительно ценной вещи или вещей. Разумеется, такое слово должны были знать только двое - доверитель и хранитель. А то и вообще один из них. Кажется, именно утрата этого слова в неизвестных нам обстоятельствах и привела к тому, что всё повествование и дальнейшие исследования ходят по кругу вокруг ложного тайника. Можно выстроить множество версий о том, как было утрачено это слово, но всё это будет уже чистая выдумка. Никаких намёков на это в рассказе нет. Самое интересное в другом - лежит ли истинное сокровище под застрехой до сего дня? Нужно ли ехать в Западный Сассекс, захватив с собой стремянку?

Думаю, что не нужно. Холмс всё же догадался, и тому есть свидетельство.

Но сначала ещё один, небольшой эпизод из семейной хроники Месгрейвов.

  1. Как кур в ощип.

Истинная тайна этой истории - зачем Месгрейв времени Революции (будем называть его старым Месгрейвом) пошёл на такой договор. Он, думаю, точно знал, что ложный тайник найдут. А значит, вернувшийся монарх получит право отнять у Месгрейвов "всё, что у них есть" - потому что тайное слово сказано без свидетелей, а условие хранения ценностей нарушено. А монархи Англии всегда не при деньгах, их стреножит Парламент, так что имущество Месгрейвов было бы кстати и для Карла II, и для Иакова, и для Вильгельма и так далее. Можно, конечно, судиться, упирая на форс-мажорные обстоятельства в смысле Кромвеля, однако такой суд - дело затратное, а "всё, что у Месгрейвов есть" становится спорным имуществом с начала процесса, на что Месгрейвам судиться? Так что, совсем не зная почему в Харлстоун после Реставрации не пришёл королевский гонец, я вполне понимаю, почему старый Месгрейв не поехал в Лондон. Чтобы не будить лиха.

И они никак не могли умыкнуть истинный клад. Любое покушение на такую регалию повело бы их по маршруту Олд Бейли - Ньюгейт - Тайберн.

Месгрейв старший и его наследники буквально попали как кур в ощип.

  1. Добавленные строки.

"Обряд" впервые появился в журнале "Стренд", май 1893 года. А уже 13 декабря того же года в свет вышел сборник с 11ю рассказами: " The Memoirs of Sherlock Holmes", где в текст обряда были добавлены 2 строки:

- Whose was it? - His who is gone.

- Who shall have it? - He who will come.

- Where was the sun? - Over the oak.

- Where was the shadow? - Under the elm.

- How was it stepped? - North by ten and by ten, east by five and by five, south by two and by two, west by one and by one, and so under.

- What shall we give for it? - All that is ours.

- Why should we give it? - For the sake of the trust.

- Whose was it? - His who is gone.

- Who shall have it? - He who will come.

What was the month? - The sixth from the first.

- Where was the sun? - Over the oak.

- Where was the shadow? - Under the elm.

- How was it stepped? - North by ten and by ten, east by five and by five, south by two and by two, west by one and by one, and so under.

- What shall we give for it? - All that is ours.

- Why should we give it? - For the sake of the trust.

"Какой был месяц? - Шестой, начиная с первого".

Иными словами, Ватсон зачем-то откорректировал оригинальный текст. Это нелепые слова в смысле определения координат. Тот факт, что человек, стоящий под вязом, видит солнце, касающееся дуба, даёт и солнечный азимут, и угол восхождения солнца над горизонтом; две эти величины можно вычислить вообще без солнца, даже ночью и в любой день года, зная высоту дуба. Дуб как стоял тогда, так и стоит сейчас. А зная солнечный азимут, и угол восхождения солнца над горизонтом можно вычислить направление и длину тени от любого шеста в любом окрестном месте.

Вставка явно подложная, нелепо дополняющая и искажающая оригинальный текст "Обряда". Полагаю, история её появления следующая.

Холмс уехал домой, в Лондон. А Реджинальд Месгрейв пошёл в полицию, заявил о найденном кладе, побывал у коронера, проследовал к экспертам сокровищницы Тауэра и в Британский музей. Там его очень разочаровали, сказав, что ржавое железо и стекло ценности не представляют, что в лучшем случае найден разбитый венец какого-то пэра, так что, после должных формальных судебных процедур и экспертиз он, вероятно, сможет забрать всё это себе. И Месгрейв стал хлопотать. А Холмс курил трубку и думал. Он ощущал некоторую неудовлетворённость.

Через несколько времени, в Харлстоун пришла телеграмма от Холмса с просьбой о визите. Однокашники встретились; Холмс попросил у хозяина лестницу, влез на крышу, покопался под застрехой и предъявил сэру Реджинальду находку вместе с разъяснениями. Ошеломлённый Месгрейв едва сумел выразить благодарность и ушёл к себе на негнущихся ногах, а Холмс уехал в Лондон.

Прошло семь лет. Холмс, нехотя перебирающий архивы по надоедливым просьбам несносного Ватсона о наведении порядка в комнатах, увидел вдруг способ уязвить коллегу. Однажды, Ватсон торжествующе и неосторожно уличил Холмса в незнании астрономии[9]. Пришло время поквитаться - и за Коперника, и за нудные ламентации по поводу чистоты и порядка. И Холмс подсовывает Ватсону задачку по практической астрономии: "Обряд дома Месгрейвов".

Ватсон глотает наживку вместе с удилищем-гномоном. Он публикует историю, как она есть. И тут на Бейкер-стрит является недовольный сэр Реджинальд Месгрейв, со словами о том, что джентльмен не должен много говорить о делах другого джентльмена. Потому что он получил и имеет официальную бумагу с разрешением оставить находку себе, а та или другая находка хранится у него в сейфе - никого не касается. А теперь у границ Харлстоуна появляются какие-то неприятные люди с измерительными инструментами, желающие что-то там перемерить на местности.

И тогда Ватсон, известный знаток астрономии, вносит в следующее издание две строки - по просьбе Холмса и сэра Реджинальда. Чтобы тень не шла по стене - если мерить рыболовным удилищем. Потому что в шестой месяц, начиная с первого, вертикальные предметы дают самые короткие тени.

  1. Очень рекомендую. Осада Данотара, тайное спасение регалий, дальнейшее их обнаружение сэром Вальтером Скоттом - чудо, что за история, достоверная, с интригой не хуже любого романа.

  2. Холмс родился в 1854 году; следовательно, поступил в колледж в 1873-4 году; учился в колледже 2 года ("Глория Скотт") и встретился с Месгрейвом через 4 года после окончания колледжа, то есть в 1879-1880 году. Согласно William S. Baring-Gould, "Sherlock Holmes of Baker Street: A Life of the World's First Consulting Detective" издание 1962 г., стр. 41 это 1879 год.

  3. Bengis, Nathan L. "Whose was it? An examination into the crowning lapse of Sherlockian scholarship. Baker Street Journal, 3:2 (April 1953), pp.69-76.

  4. Brend, Gavin. "The Black Boys visit to Hurlstone". Baker Street Journal, 3:4 (October 1953), pp.217-224.

  5. Помнил из задач по практическому определению высот - их задавал юному Реджинальду домашний учитель, обучая тригонометрии. Здесь и далее я перевожу футы в метры.

  6. "Три студента".

  7. Об этом написана хорошая книжка: Пипуныров В.Н. История часов с древнейших времен до наших дней. М.: Наука, 1982.

  8. Allan Fea, Secret Chambers and Hiding Places.

  9. "Но, когда оказалось, что он ровно ничего не знает ни о теории Коперника, ни о строении солнечной системы, просто опешил от изумления. Чтобы цивилизованный человек, живущий в девятнадцатом веке, не знал, что Земля вертится вокруг Солнца, - этому я просто не мог поверить!" "Этюд в багровых тонах".


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"