-- Они иногда прилетают, -- негромко произнес дон Хуан, глядя в грязное сумеречное небо. Очередной бесполезный серый день скрипел к концу. Земля недовольно покачивала сдвинутой осью.
-- Кто они? Они добрые? -- спросил я.
-- Они -- агенты другой стороны... Они не добрые и не злые. Они не дадут тебе еды и не напоят тебя, когда ты будешь умирать от зноя в пустыне. Они абсолютно пусты, абсолютно равнодушны и абсолютно одиноки. Их бесчисленное множество, и каждый из них -- как песчинка в океане песка.
-- О ком ты говоришь, дон Хуан? -- недоуменно спросил я.
-- О снежинках смерти -- просто отпусти их в небо... -- прошептал дон Хуан, и сменил тему.
-- Тебе надо понять главное: ты уже маг. У тебя даже есть ключ -- ключ зажигания, чтобы запустить мотор. Автомобиль магии готов, бак давно наполнен силой намерения, и дело только за водителем. Но водитель -- ты сам, и ты -- он -- куда-то ушел. Возможно, в кино, или кафе, и пока не хочет вернуться за руль.
Тебе не надо практиковать магические техники. Тебе просто надо вернуться обратно -- туда, откуда ты пришел, и просто сесть за свой руль. Но это должно быть предельное усилие духа, а не рутинное действие обыденности. Иначе магическая практика превратится в худшее из твоих бедствий.
Запахло гарью и печалью.
-- Пока же ты играешь в игру -- игру в мага. Выучиваешь жесты, правила, ритуалы, читаешь книги, играешь в практики -- но совершенно не хочешь даже на йоту отождествиться с учением, не желаешь хотя бы на миг стать исследователем осознания. Не хочешь по настоящему пожертвовать силе самый крохотный кусочек твой жалкой индульгирующей личности.
Если ты будешь пытаться таким образом "стать магом", этот процесс займет очень и очень много времени. И, вполне возможно, ты так никогда и не приблизишься к цели. Возможно, ты уйдешь еще дальше от автомобиля, который пока еще недалеко от тебя. Но с каждым шагом ты можешь отходить все дальше и дальше в обыденность, и в конце концов заблудишься в ней окончательно. А все, что нужно -- это просто сесть за руль. Достаточно только открыть дверь -- и ты тотчас окажешься в месте безмолвного понимания.
-- Как это сдел...
Дон Хуан прикрыл мой рот рукой.
-- Очень просто, -- пробормотал он мне в левое ухо. -- Пойми неважность, и все. И ты сразу же окажешься за рулем, вдобавок с ключом зажигания в левой руке.
-- Неважность чего, дон Хуан?
-- Неважность всего.
На небе проступила огромная луна, и неожиданно я почувствовал, что и эта странная синеватая луна, и это мрачное небо с незнакомыми цепочками созвездий -- другое. И облака на нем -- тоже другие. И вся окружавшая реальность стремительно теряла свое привычное значение...
Голос дона Хуана, привычно спокойный и насмешливый, быстро привел меня в чувство.
-- Ты думаешь, что бенефактор будет заботиться о тебе, как об ученике. Ничего подобного. В мире магов заботы о другом не существует. В мире магов никто никогда не будет о тебе думать в терминах заботы или сожаления. Просто думать о другом -- для мага означает вмешиваться в чужую свободу. Оставь других в покое. Позволь другим жить, как они хотят. Их жизни совершенно неважны для духа. Их мир существует в обычном положении точки сборки, а мир мага -- в особенном.
Ветер стих и стал незаметен.
-- Да и кто ты такой, чтобы думать о другом? Что ты можешь им сделать, как ты можешь им помочь? Зачем ты вообще создаешь в своем уме диалоги о других? Даже своими мыслями ты пытаешься тонко влезть в другого человека -- зачем? Вместо того, чтобы развивать собственную безупречность, твоя человеческая форма защищается и не желает сдаться нашей первоначальной природе...
Другие люди свободны, свободны абсолютно. Орел дал всем людям абсолютную свободу, и маг уважает эту абсолютность в других людях. Уважает, принимая тот факт, что она не имеет абсолютно никакого значения -- именно в этом плане она и абсолютна.
В то же время имей в виду, что понимание неважности всего -- очень рискованно, смертельно опасно. Как только ты поймешь истинную суть неважности, ты фактически приготовишь собственную смерть. Стать магом -- значит умереть. Магия всегда была смертью. По этой причине лишь мужественные воины вступают на этот путь. Воины, которые любят жизнь так сильно, что готовы ради нее пожертвовать собой. Они предельно отчетливо осознают, что одетый в повседневность мир нагваля -- обман, и поэтому готовы заплатить любую цену за реальную жизнь.
Не обращай внимания на команды, которые отдает тебе первое внимание. Оно отдает тебе неверные команды; оно создано таким, что может отдавать тебе только ошибочные команды и представления о мире, совершенно не являющиеся реальными. Задача первого внимания -- погрузить тебя в мир иллюзий. Это именно первое внимание создает ночью сны, а днем оно поддерживает тебя в сонном состоянии. Ты считаешь, что делаешь что-то магическое, а на самом деле ты незаметно для самого себя спишь. В глубине твоего сознания продолжают течь бессознательные реки снов -- и эти реки не имеют ни малейшего отношения к истинным осознанным сновидениям.
Когда мы прекращаем внутренний диалог, мы тотчас теряем опору в мире первого внимания. Мы теряем свою форму, иллюзии, свою целостность и стабильность, определенность и устойчивость. Практика остановки внутреннего диалога представляет собой просто привыкание к этому состоянию ненадежности.
Дон Хуан пристально посмотрел на меня в упор. Я неожиданно заметил, что прекрасно могу разглядеть самые мельчайшие детали на его исполосованном морщинами лице.
-- Я бы даже сказал, привыкание к состоянию безнадежности, -- усмехнувшись, кивнул он.
Начинающие маги приближаются к кромке, к границе сознаний, постепенно и безупречно, настойчиво концентрируя свое намерение. Ведь в любой миг точка сборки любого человека может сдвинуться. Любой крохотный пустяк с точки зрения второго внимания -- увольнение с работы, пожар, смерть отца или сестры, уход жены к любовнику -- и человека уже везут в сумасшедший дом. Или в лучшем случае, к психоаналитику.
Но что сделает ваш психолог? Он просто попытается неосознанно сдвинуть твою точку сборки обратно в положение безэнергичносги -- отсутствия энергии, отсутствия светимости. Его задача -- как можно дальше отогнать твое сознание от границы между мирами. В этом и заключается все его мастерство, все его умение -- сделать тебя немагом. У магов же, понятно, задачи совершенно другие.
Но способность останавливать внутренний диалог еще не означает превращения в мага, видящего. На первых порах это просто психологический навык, способность замечать наличие или отсутствие мыслей. Чуть более продвинутые практикующие добираются также до состояния, в котором не замечается ни присутствие, ни отсутствие мыслей. Однако это все еще не состояние мага. Пока ты просто следишь за процессом своего мышления, и не продвигаешься далее такого довольно простенького упражнения, ты не достигнешь безупречности. Подобные упражнения -- лишь бегство трусливого человечка в более-менее безопасное состояние ума, которое имитирует отсутствие опасности. А легкомысленная неосторожность вдобавок приманивает к таким трусам мрачных неорганических существ.
Сырой ветер вновь принес мимолетный аромат -- на этот раз жареного мяса.
-- Ты не можешь "стать магом" по своему желанию. Я постоянно тебе об этом напоминаю -- никакое человеческое усилие не сделает тебя магом и не сорвет с мира покров таинственности.
Тебе придется стать мужественным. Истинный воин всегда принимает опасность, смотря ей глаза в глаза. Существование ужасающе, неизведанно, грозно и таинственно. Таинственно буквально все вокруг нас, от едва заметного дуновения свежего воздуха, до завораживающих мистерий небесных глубин. Глубин, в которых нас вечно ожидает абсолютно безличностное...
Путь одинокого воина -- это путь в опасность. Путь одинокого воина -- это прагматизм неведения. Без такого прагматизма, исключительной разумности и несгибаемой строгости жизнь человека становится пустым дрейфом -- бессмысленным, бессильным, пустым ожиданием смерти.
Сквозь тонкую улыбку моего собеседника я едва уловил довольно напряженное дыхание. Неожиданно какое-то насекомое коснулось моей шеи, и я брезгливо смахнул его.
-- Как в этом поиске может помочь бенефактор, дон Хуан?
-- Бенефактор не может помочь никому, если он не нагваль. Иногда дух выбирает человека на роль бенефактора, чтобы он выполнил определенные команды Орла, но такой человек может и не быть истинным магом. Обычные люди не способны распознать нагваля, поэтому рассказывать о помощи, которую он оказывает другим, бессмысленно. Но возможности его с позиции первого внимания действительно выглядят колдовскими. Бенефактор способен досконально узнать все про человека, просто посмотрев на него или услышав его голос.
Бенефактор напоминает зеркало, которое идеально точно и безукоризненно отражает содержимое ученика -- и красивое, и, чаще всего, отвратительное и смешное. Каждый жест, каждое слово, каждое дуновение намерения бенефактора-нагваля разрушает ту или иную привязанность ученика, освобождает его от обусловленности, постепенно подводит к свободному и радостному пути воина.
- Все ли бенефакторы одинаковы по своим возможностям?
- Когда точка сборки сдвигается достаточно сильно, бенефактор воспринимается совсем иначе, нежели в привычном состоянии неведения.
Тогда ты видишь, что каждое действие нагваля пронизано магическим духом. Он не просто идет по улице как человек -- он, точнее, его энергетический кокон, парит над землею, и утонченное внимание заметит, что восседает нагваль на красной птице с коротким клювом -- миниатюрном двойнике Орла, рожденном на великой красной мексиканской скале, в которой высечены белые ступени. Нагваль не ходит сам -- он плавно движется по воздуху на этой птице, и волшебные ветра поддерживают его, а четыре избранных ученика восхваляют его заслуги. Во все стороны от него исходит равномерное золотистое тепло, а сам кокон сверкает отраженными потоками энергии, так как составлен из восьми полупрозрачных магических зеркал. Когда ты внимательно смотришь на него, три магических слога возникают в твоем уме и пять ярких огней загораются в теле. Бенефактор непрерывно трудится ради всех живущих, он совершенен в методах и практиках, и из его энергетического кокона непрерывно изливаются всевозможные благодеяния.
Дон Хуан приумолк и насмешливо скосил на меня глаза. В ужасающей глубине его на миг посветлевших зрачков я разглядел тончайшие золотые руны, которые тотчас снова заволоклись непроницаемой чернотой.
-- Бессмысленные благодеяния, которые абсолютно никому не нужны, -- ехидно дополнил он.
-- Тебя, вижу, воодушевили мои рассказы? Ты рвешься стать магом, нагвалем? Имей в виду, что соблазн магии второго внимания гораздо более тонок, нежели соблазн первого внимания. Обычные люди обучены в жизни фактически только одному: навыку -- или метанавыку, как любят говорить ваши философы, справляться с препятствиями. Под препятствиями же понимаются исключительно неприятные проблемы, как то конфликты, болезни, несчастья, потери близких людей, денег, имущества. При этом справляются с такими препятствиями более-менее успешно не только обычные люди, но и практикующие магическое видение. За счет более развитого внимания ученикам магов действительно удается, как говорится, с честью выходить из сложных жизненных ситуаций -- только к истинно магической практике это не имеет ни малейшего отношения. Более того, ученики подчас полагают, что таким образом двигаются по пути мага, и лишь усиливают чувство собственной важности. Многие люди, чуть-чуть сдвинув точку сборки, быстро сталкиваются с удивительными для их восприятия событиями, и начинают думать, что что-то из себя представляют, обладают какими-то способностями, даже могут помогать и учить других. "Как замечательна жизнь! Сколько в ней интересного и захватывающего! А я так много могу сделать для других людей!" -- это типичный шаблон яростно индульгирующих. Именно здесь ученика подстерегает мощный враг -- приятное препятствие. Он особо опасен тем, что заметить и опознать его крайне сложно. Люди обычно думают, что приятные события -- это свидетельство их развития и движения по пути мага. А на самом деле они -- однозначный симптом того, что человек незаметно для себя стал жертвой этого коварного врага...
- И что же делать, дон Хуан?
- Ты настойчиво продолжаешь думать о практике единственным известным тебе способом. А я так же настойчиво объясняю: отыщи лазейку в своем восприятии -- и просочись в трещину между мирами...