Помню, когда учился в школе, нам часто повторяли, что каждая профессия-почётна. Внемля школьным толкованиям, сразу после института устроился на фармацевтический завод, слесарем. Как инженеру АСУ (автоматизированные системы управления), мне давали максимум три тысячи, нововведёнными купонами. В шутку их называли хохло-баксами. Так вот, на заводе мне сразу отвалили десять тысяч, этих самых хохло-баксов. Это была целая куча денег. Маленький ребёнок, жена-врач интерн, с копеечной зарплатой, и ту вовремя, не платили. Выбирать не приходилось. Слесарь, так слесарь. Ответственной работы, как слесарю с инженерным образованием, мне не доверяли. Гонять, принеси-подай, тоже воздерживались. Поэтому основной моей задачей было-не мешать. В перерывах вместе со всеми пил спирт, для аппетита, благо его хватало с лихвой. Иногда помогал по мелочам мастерам в ампульном цехе. Конечно, бывало не по себе. Но в духе последних перемен, которые подобно мощной бомбе, разорвали СССР, на независимые государства, стала расхожей фраза, мол, деньги, не пахнут. Местечковые партруководители, сразу после развала Союза, с восторгом и облегчением вздохнули, в предчувствии огромных прибавлений, к их и без того толстой мошне, а народ в очередной раз перекрестился, сплюнул три раза через левое плечо, авось теперь будет лучше. Ох, уж этот русский- авось!
Когда моя зарплата на заводе 'замёрзла' на одиннадцати тысячах, отец предложил тридцать. Тогда он работал в автосервисе, и копейка водилась. И я начал в любую погоду, мыть карбюраторы, менять бензонасосы, свечи и т.д. Это были деньги, заработанные своими руками. Затем поездки в Польшу, в Китай, в Турцию. Между поездками, кочевая жизнь по базарам городов России, и Украины, в надежде продать то, что привёз. А после с лёгкой руки дружка закадычного попал на таможню. Но это всё было там! Где там? Там, где дымили заводские трубы. Там, где все профессии почётны. Где все старались перевыполнить, ускорить, перегнать. И пока ускоряли, обгоняли, перевыполняли, нас потихоньку имели те, кто с голубых экранов наших чёрно-белых телевизоров втолковывал, что все профессии почётны...
...Самолёт делал третий круг, но разрешения на посадку не давали. В иллюминатор было видно бесконечное море огней. Наконец шасси мягко коснулись земли. Салон аплодировал. Это было немного дико для меня. Чего хлопать? Сели, ну и хорошо. Хотя, шут его знает?
...Из шести сумок, долетела только одна. Где остальные никому не известно. Давай вспоминать, что же в них было? Постельное бельё, так, учебники по медицине, так, что ещё? Сковородка, вилки, ложки, тарелки, ножи, чашки, короче всё самое необходимое. Началась процедура: - Покажите документы. И тут я понял, что я где - то не там, где обычно. В ушах стоял сплошной гул. И имя этому гулу было - английский язык. Белозубый негр, с голливудской улыбкой, штамповал наши паспорта.
-Welcome to USA, - и улыбка снова обратилась в зал: -Next!
Мы стояли посреди зала, в полной растерянности. Что же делать дальше? Куда идти? Где искать сумки? Хорошо, что нас встречала Инна, мы с ней учились в одном институте. Выяснили, что самолёт был перегружен, и сумки прилетят другим рейсом.
Из кондиционерного рая, попадаем в июльскую парную нью-йоркского лета. По серпантину дороги вниз к выезду из аэропорта.
Откуда столько машин? Половина двенадцатого ночи, а они несутся сплошным трёхполосным потоком, лишь иногда ныряя в рукава экзитов, не сбавляя скорости...
Вид второй: Прекрасный вид!
Из моего кухонного окна прекрасный вид. Безоблачными, прозрачными вечерами видны светящиеся изгибы моста Verrazano. Этот мост нравится мне больше всех в Нью-Йорке. Особенно ночью. Утро начинается с медикал офиса. Не думайте, что у меня какие-то проблемы со здоровьем, нет. Просто напротив моего кухонного окна расположен офис д-ра Срулевича. Черными, плакатными буквами написано:
"ХИРОПРАКТОР д-р. ДАВИД СРУЛЕВИЧ" и перечень оказываемых услуг на английском и русском языках.
Мы переехали с женой в этот апартмент осенью 1999года. До этого нашим пристанищем был однобедрумный подвал в тихом и зелёном районе Шипсхедбэй. Пока хозяев, а они жили сверху, нет дома, хорошо и спокойно. Но вот первый пошёл: - Тыг-дым, тыг-дым, тыг-дым!-это ребёнок вернулся из школы...
В этом подвале мы прожили больше года. Именно здесь начиналась самостоятельная жизнь в Америке. Приехав в начале июля 1998г, две недели жили у Инны.
Когда-то я учился с ней в ХИРЯТНЕ, так в Харькове называли Харьковский институт Радио-Электроники. С её лёгкой руки была заполнена анкета на Гринкарту в феврале 97-го...
Особо долго мы не выбирали, а вернее сказать, вообще не выбирали. Я позвонил по объявлению в газете. Договорились о встрече. Платить надо было только рент и за телефон. Свет, газ и прочие радости жизни, как здесь говорят, были фри(free), т.е. бесплатно. По началу жилось не очень весело. Я работал на мувинге (т.е. грузчиком), и частенько уходя чуть свет, приходил заполночь. Оксана готовилась сдавать TOEFL, это такой специальный экзамен по английскому языку, чтобы потом поступать в медицинскую школу. Поэтому видеться приходилось, только во сне. Ну да ничего, свыклись. И подвал уже не казался таким убогим, каким был на самом деле. Две проходные комнаты, кухня (единственное место, где можно было умыться), и туалет с отгороженным душем. Однако самым потрясающим строением нашего жилища являлась барная стойка, за которой имелась ещё одна раковина. Но чтобы подобраться к ней, не говоря об умывании, нужно иметь особую гибкость и виртуозность. Так вот, барная стойка нам очень пригодилась. За ней хранилось всё, что не радовало глаз. Увы, настоящего применения ей испытать не пришлось...
Вентилятор гонял тёплый воздух по комнате. Лето в Нью-Йорке невыносимо душное. При почти стопроцентной влажности, температура поднимается до сорока градусов по Цельсию. Люди напоминают рыб выброшенных на сушу. Вдыхая и наполняя лёгкие раскалённым, влажным воздухом, ищут спасения возле кондиционеров. Пляж усыпан копчёными телами. Впечатление, как будто никто не работает. Мне всегда было интересно, для чего загорают, как здесь принято говорить Афро-Американцы. Причём в воду они заходят довольно редко, не считая детей, плескающихся возле берега. Дети выросшие здесь, в Америке, смело могут утверждать, кто зимой и летом одним цветом. Какой-то чёрный юмор...
За два года проживания в США, я купался в океане всего раза три-четыре. Один из них в конце октября, когда кроме рыб и крабов в воде никого не было. И один раз довелось купаться в Тихом океане, когда делал трип по Америке... Это отдельная история, о ней потом.
А жизнь продолжается. В очередной раз сижу без работы. Пытаюсь найти, что нибудь через объявления в газетах. Но, увы, пока ничего нет. Родные и близкие, в лице жены неимоверно злятся по поводу моего бездействия. Или действия, но не совсем активного. Но жизнь продолжается...
И теперь, глядя в кухонное окно, на проносящиеся по Оушен авеню машины, и развлекая воспоминаньями себя, и может быть, кого-то ещё, кому доведётся прочитать всё это, вспоминаю тишину и тень ставшего родным, при всей своей убогости, для нас подвала. Может это потому, что он был нашим первым жильём в Америке? А всё, что впервые, всегда запоминается лучше всего.
Май 2000 г.
Вид третий: Одна из проблем Америки на сегодняшний день!
Довольно много приходится мне ездить по американским дорогам. И одной из самых больших проблем этой самой ездовни остаются - пробки на хайвэях, т.е. скоростных дорогах, которые подобно капелярным сосудам, несущим кровь в самые отдалённые участки нашего организма, позволяют водителям добраться из одного конца города в другой, с минимальной затратой времени. Но не всегда это получается. Только что, похожие на скакунов, разномарочные авто неслись по хайвэю отменным галопом, на ходу обгоняя друг друга и вдруг бац; красавцы иноходцы превратились в маленьких, невзрачных пони. Они еле-еле плетутся, чуть не касаясь бамперами. И так ковыляя десять-пятнадцать миль в час, можно ехать очень долго. Особенно это раздражает, не просто раздражает, а в буквальном смысле выводит из себя, когда опаздываешь. Хочется выскочить из своего авто и вручную растолкать плетущихся перед тобой, хотя они такие же жертвы этой невыносимо - нудной пробки. Но вот бампер впередиползущего, к которому ты уже привык, как к родному и знаешь, все вмятины и царапины на нём, устремляется вперёд. И уже перед тобой влезает, какой-то наглый сарай в виде шевроле-каприз-классик, обдав через открытое окно сизыми клубами едкого выхлопного газа и утробно, и надрывно урча, тоже устремляется вперёд. Тут ты приходишь в себя, потому что в такие минуты иногда забываешь, что за рулём, на скоростной дороге, так как последние двадцать пять минут проще было остановиться, выйти из машины и толкать её вручную, с таким же успехом продвижения вперёд. Найдя ногой, педаль газа, кидаешься в погоню за успевшими оторваться от тебя. А что же являлось причиной двадцатипятиминутного тягомотства. Как говорится: причины устанавливаются...
Вообще, для себя я установил следующие причины возникновения пробок на дорогах Америки:
-- Аномальная, которая была описана выше.
-- Дождь. Обязательно, кто-то, кому-то въедет в зад, и тогда смотри пункт-4
-- Ремонт одной из полос. Перестроиться из полосы в полосу для американских водителей - это немыслимое мероприятие. Все спешат и опаздывают, поэтому едут по полосе, которая закрыта до последнего, и уже затем стараются влезть в общий поток. Естественно пропускать их никто не собирается, но они в наглую лезут, ожидая более нерешительного водилу, чтобы влезть перед самым его носом.
-- ДТП. Тогда пробка возникает с обоих сторон (все дороги в Америке, в целях безопасности односторонние). Сторона, на которой произошло ДТП, останавливается, потому что начинает действовать вышеобозначенный пункт-3. Сторона противоположная, потому что всем интересно, что же произошло. Реакция американца на ДТП: - Вауууу! Реакция русского эмигранта на ДТП: -Так, сколько денег можно получить от страховой компании!
-Так что, сдав на права, прежде чем покупать автомобиль, хорошенько подумай: А готов ли ты к такой езде? Но долго думать не приходится. Без машины в Америке, как без......(вставить по желанию). И автомобиль в Америке был и будет не роскошь, а средство передвижения!