Аннотация: Драматургия, проза, повести и рассказы.
"ФИЛЬМ ФИЛЬМОВ"
Богданчиков Александр Викторович
Драматургия, проза
Александр Богданчиков -- писатель, драматург, журналист. Основатель одного из первых в России изданий на темы непознанного -- журнала "Невероятный мир", а также газеты "Литер БМ". Он является главным редактором журнала, генеральным директором издательства "Невероятный мир". Автор бестселлера начала 90-х "Звезды наших судеб", "Русских секретных материалов", известных публикаций, радио- и телепередач.
No А. В. Богданчиков, 2000, "Невероятный мир". Copyright No 2000. All rights reserved.
ISBN 5 - 7728 - 0002 - 7
В книге Александра Богданчикова представлены киносценарии, театральная пьеса в классическом стиле, документальная повесть и рассказы.
Мистика и проклятые вопросы русской жизни, легкий взгляд на вещи и философская подоплека бытия -- все, что определяет разнообразие и сложность существования современного общества, найдет здесь заинтересованный читатель.
ПЕРЕХОД
Сценарий художественного фильма
Действующие лица:
ЯХОНТОВ, Кузьмич -- мастер участка, пятьдесят с лишним, на лице следы долгих лет работы под открытым небом и регулярных обеденных и вечерних возлияний. Человек добродушный, нехитрый.
МАЛЬКОВ Сергей Иванович -- молодой прораб (25лет), закончил строительный техникум, учится на вечернем отделении института.
ТАНЯ -- девушка 20--25лет, любовница начальника строительства магистрали и Малькова.
КОВАЛЕВСКИЙ -- начальник строительства скоростной магистрали.
ОСТАПЕНКО ПЕТР ИЛЬИЧ -- министр путей сообщения, 68 лет.
В эпизодах:
ЖЕНА Малькова.
ДОЧЬ Малькова лет трех.
ТОРГОВЕЦ ГАЗЕТАМИ.
СОСЕДКА МАЛЬКОВЫХ, 35 лет.
УЧАСТНИК СОВЕЩАНИЯ.
ДРУГОЙ УЧАСТНИК СОВЕЩАНИЯ.
ДЕЖУРНЫЙ МИЛИЦИОНЕР.
ПРОХОЖИЙ-САКСОФОНИСТ.
ВОДИТЕЛЬ КОВАЛЕВСКОГО.
Рабочие -- строители подземного перехода.
Действие происходит в Санкт-Петербурге и Москве не так давно.
ТИТРЫ. Санкт-Петербург.
Ранняя осень. Вид сверху с телебашни. Красивый город.
Камера парит над районом строительства Ушаковской транспортной развязки и подземного перехода на Черной речке в Санкт-Петербурге. Строительство в самом разгаре.
Погода, похоже, установилась славная. Тяжелые ватные тучи превратились в легкую ребристую дымку. Синоптики (да кто им верит сегодня), обещают "без осадков", значит, можно продолжать копать без опасения, что поутру котлован вновь превратится в огромную грязную лужу.
Строительная площадка подземного перехода.
Рабочие сидят кружком на корточках, дымят папиросами и травят анекдоты.
ОДИН ИЗ РАБОЧИХ. А старшина ему и говорит: копать будешь от штаба до обеда. Вот тебе и совместишь пространство и время, раз ты такой умный! Мать твою!
РАБОЧИЕ. Ха-ха-ха!
ОДИН ИЗ РАБОЧИХ. А вот еще один. Приходит как-то генерал домой, а там...
Двое мужчин в оранжевых строительных касках стоят у котлована, ногами сталкивают в воду строительный мусор. Круги идут по мутной воде. Мужчины ежатся от пронизывающего холода.
ЯХОНТОВ. Напрасно Виктор Ваныч говорил, что сработаем быстро. Сглазил! Грунты неплохие здесь, конечно. Чего там, хорошие грунты, как раз для перехода, а с погодой не везет! Мать ее! Как всегда, не везет! До ливней осенних бы перекрыть его! Начисто. А там пущай мочит.
МАЛЬКОВ. Ты, Кузьмич, поди, переходы не копал? На моей памяти всегда такая хреновина с погодами. А Виктор Ваныч твой в кабинете штаны протирает, на него не капает.
ЯХОНТОВ. Дак, под осень опять капаем! В который раз! Осень... дожди, мать их! Всю жизнь, Серега, по хрен в воде! Куда ты затесался, парень? Шел бы в бизнесмены, в торговлю, в менты, наконец! Молодой же пацан. Охота тебе грязь месить? Стоял бы сейчас на перекрестке, палкой волшебной махал. Смотри, вон какой мужик... сытый (показывает на гибэдэдэшника, стоящего здесь же, на перекрестке.)
МАЛЬКОВ. Нет, Кузьмич, у меня батя -- праведник по натуре, ну просто ненавидит халявщиков и хапуг. Да и "бабки" приличные для того, чтобы вот так пристроиться пастись на дороге, нужны. Впрочем, он меня ремнем в техникум строительный загнал. Будешь, мол, Серый, пока ямы копать! А там посмотрим.
ЯХОНТОВ. Переходы подземные вообще-то дело неплохое. Я люблю... их.
МАЛЬКОВ (мечтательно). Когда закончим его, может, в метрострой уйду, там посолиднее, получше. (Подумав.) Да нет! Не уйду! Вот мрамором его заделаем. Красота! Люди пойдут. Даже не верится, что тут через полгода будет! Как все изменится, обустроится!
Скажи ребятам, чтобы насос быстрее чинили! Захлебухи! Никак не перестроятся! Ничего их не берет! Ни перестройка, ни демократизация, мать их!
ЯХОНТОВ. Сергей Иваныч, вот ты молодой человек, грамотный, в институте учишься, а не понял, что приватизация и демократизация всей этой... страны проведены под неослабным контролем партии. Под ее, мативо, родимой, руководящим и направляющим оком.
Что, изменилось, собственно?! Для мужика даже водки подешевле, наподобие андроповской, помнишь?.. не придумали. Не решились рабочему человеку послабление сделать. Все себе...
Вот и пьют ребята. Так ведь опять... с горя, с нужды...
ЯХОНТОВ (угрюмо). Вот так всю жизнь -- отсоси, отсоси... Понятное дело! Что работяге остается? Потому и серп и молот на гербе советском восемьдесят лет красовались. Как говорится: хочешь -- жни, а хочешь -- куй...
Чтобы через пять минут, падлы!.. (Обращаясь к мужикам, лениво копошащимся возле неисправного насоса.)
Торжковская улица.
Мальков выходит из почтового отделения и направляется к своей не очень свежей "пятерке". В машине на заднем сиденье дочка трех лет и жена.
Навстречу молоденькая очаровательная девушка в длиннополом пальто, изящно обтягивающем фигурку. Их взгляды встретились. Девушка улыбнулась: чуть-чуть, в уголках губ. Это было что-то! Точеное чудо завиляло бедрами так, что Мальков смутился и покраснел.
Его состояние заметила из машины жена.
Девушка, перейдя дорогу, остановилась у блестящей иномарки и села за руль.
Мальков с открытым ртом остался у своей "пятеры", тыкая неловко ключом в замок.
Автомобильная стоянка у Московского вокзала.
Останавливается машина Малькова. Из нее вылезают жена и дочь. Мальков с отвращением пинает ногой колесо, спускающееся прямо на глазах.
Московский вокзал.
Суета. Мальков с большими сумками в руках провожает дочь и жену в Москву, где живут ее родители. Жена волнуется. Волнение передается Малькову.
РАДИО. ...Носильщик Козлов, срочно подойдите к замначальника вокзала.
...Носильщик Козлов, срочно подойдите к замначальника вокзала.
МАЛЬКОВ (жене). Хорошо хоть не носильщик ослов! Ха-ха!
ЖЕНА (у вагона скорого поезда Санкт-Петербург -- Москва). Смотри ...Сережа! То есть ...не смотри... на девчонок этих. Ладно?
МАЛЬКОВ. Да брось ты! Что, к той фифе приревновала? Ревнюха. Приедете -- сразу позвоните мне. (Сажает их в вагон.)
Жена Малькова и его дочь машут "папе ручкой" сквозь стекло вагона.
Мальков идет вдоль перрона. Подходит к забору, огораживающему огромный котлован строительства вокзального комплекса скоростной магистрали "Санкт-Петербург -- Москва". С интересом рассматривает проект, выставленный на стенде здесь же. Недоуменно пожимает плечами.
МАЛЬКОВ (вслух). Зачем такую махину городить?
Жена с дочкой устраиваются в вагоне.
ДОЧКА. А почему папуля с нами не поехал, он позвонит?
ЖЕНА. У папы работа, доченька.
Приедет твой папуля, приедет скоро.
ДОЧКА. В Москву? Да, мамочка? К бабушке и дедушке?!
Котлован.
Малькова что-то заинтересовало в котловане.
Он протискивается в щель забора и спускается вниз. Осматривается. Подходит к диковинному механизму.
Тут пара цепких рук хватает его за плечи. Это охранник.
ОХРАННИК (со значением). Ну, ты попал, мужик! Уже какую неделю за тобой охотимся. (Передает по рации сообщение о задержании.) Да, захватили! Да, у землечерпалки!.. Он... еще не успел ничего...
МАЛЬКОВ. Куда попал-то?! ЧТО не успел?!
ОХРАННИК. Разберемся, голубчик, разберемся.
МАЛЬКОВ. Ты че, за террориста меня принял?
ОХРАННИК. А какого лешего здесь нормальному гражданину делать, в яме-то? За кого нам тебя принимать?
Волочит его к будке КПП.
На КПП... та самая, девушка ...из иномарки (Таня, и она любовница начальника строительства магистрали), что-то говорит в телефонную трубку. Ласково.
Отвлекается от разговора и удивленно рассматривает с ног до головы Малькова.
ТАНЯ к охраннику (вспоминая, что видела где-то Малькова). За мной, что ли, следил?
ОХРАННИК. Следил не следил, вынюхивал что-то, бомбу подложить хотел, наверное.
МАЛЬКОВ. Ты что несешь, какую такую бомбу, какой из меня террорист, я сам строитель!
ТАНЯ (с насмешкой). Строитель?
МАЛЬКОВ. Да, строитель! На Черной речке подземный переход у метро строю. Знаете?! Машиной вот вашей заинтересовался.
ТАНЯ. Значит, номер запомнил?!
МАЛЬКОВ (в сердцах). Господи, помилуй, какой номер! Ма-ши-ной! Земле-чер-палкой! Заморской! Заинтересовался. Как профессионал, как специалист, как человек заинтересовался.
ТАНЯ. Понятно, понятно -- промышленный шпионаж! Это так, кажется, классифицируется! ...Ну во всем догоняем Запад! (В телефонную трубку.) Да так просто, господин директор, не вор, коллега наш, техникой интересовался.
Ты, кстати, захвати мой сотовый, у тебя оставила, вот с проходной и звоню. Террористов отлавливаю заодно. Целую. (Таня произнесла последнюю фразу, улыбнувшись растерянному Малькову, который все еще в руках охранника.)
МАЛЬКОВ (Тане и охраннику).
Спасибо большое. Я пойду?.. Ребята?
ТАНЯ Малькову. Погоди, шпион.
(Выходит с ним на Лиговский проспект. Идет в сторону своего авто.)
Тебе... Вам... куда? Могу подвезти.
МАЛЬКОВ. Да уж спасибочки вам, я уж на своей "пятерочке". Вот колесо только...
ТАНЯ (лукаво). А говоришь, переход строишь. Кто строит что путевое, тот на чермете не ездит.
МАЛЬКОВ. Понятное дело. Я же переход для людей сооружаю. А не дорогу в собственное светлое будущее. Мой переход всего лишь с одной стороны улицу на другую, а не из одного состояния в другое -- из миллионеров в миллиардеры! Не совмещаю я пространство и время. Я не новый русский! Я простой рабочий парень -- Сергей Мальков.
ТАНЯ. Очень приятно, Таня.
МАЛЬКОВ (совсем не слушая). Из Питера на Канары путепроводы тянут! Мудрецы!
ТАНЯ. Вот завелся. Во базар! Про светлое будущее?! Если ты такой умный, то почему такой бедный?
МАЛЬКОВ (как бы неохотно). Ладно, подвози... Только у нас в России все наоборот...
ТАНЯ. Ничего не поняла.
Садятся в Танину машину.
МАЛЬКОВ (осматривается в салоне авто). Хороша машина! Почему бы не прокатиться? Хотя, может быть, неудобно? Не по пути? А где вы живете?
ТАНЯ. У "Пионерской".
МАЛЬКОВ. Тогда отлично, я там же, неподалеку (явно врет).
Машина мчится по городу. Красивый Петербург. Великолепные улицы. Мосты. Транспортная развязка. Строящийся подземный переход.
Таня за рулем. Мальков рядом. Смотрит на ее красивые колени, не прикрытые короткой юбкой и распахнувшимся пальто. Таня чувствует взгляд, радуется и беспокоится одновременно.
Подъезжают к метро "Пионерская".
ТАНЯ. Вам куда конкретно?
МАЛЬКОВ. Да вы подъезжайте к своему дому, я же тут рядом, пешком дойду.
Таня молча сворачивает в переулок, к многоэтажному кварталу и паркует машину у своего дома.
ТАНЯ. Все, я дома.
Оба выходят из машины.
Мальков с непривычной галантностью, несколько неуклюже целует ей руку.
МАЛЬКОВ. Может, пригласите?
ТАНЯ. ...Наглый... Да я тебя первый раз вижу...
МАЛЬКОВ. Не первый. А кто так красиво хвостиком вилял?..
ТАНЯ. Нет у меня никакого хвоста...
МАЛЬКОВ (наклоняется к Тане). Неужели?..
В Таниной однокомнатной, но со вкусом отремонтированной квартире.
Сцена в постели.
ТАНЯ. Сережа, Сереженька. Как хорошо! Мне никогда не было так хорошо!
МАЛЬКОВ. Таня, Танечка.
Через некоторое время. В кухне. Пьют кофе.
МАЛЬКОВ. А твой... нас не застукает здесь?
ТАНЯ. Боишься, заяц!
МАЛЬКОВ. Отчего же заяц?
ТАНЯ (ласково). Заяц, потому что Серый, Сережа.
МАЛЬКОВ. Не заяц -- шпион, сами в шпионы чуть было не произвели. Хотя нет -- шпионы на Западе. Я разведчик.
ТАНЯ. У моего... друга (делает акцент на слове "друга") не тот уровень. Чтобы по квартирам меня выслеживать. Да я ему и не изменяю. (Строит рожицу.) У него жена, дети, как положено. Я... для него... просто... (подбирает слово).
МАЛЬКОВ. Бойфренд.
ТАНЯ. Ну ты сказал!
МАЛЬКОВ. Понял -- герлфренд.
ТАНЯ. В общем, да. Девушка для времяпрепровождений! Как это ни обидно.
МАЛЬКОВ. Да все так живут, успокойся.
Я как-то раз из Москвы ехал, так со мной одна девчушка-блондиночка в одном купе... Ее еще один курсантик провожал. Такое расставание между ними было трогательное.
ТАНЯ. И ты, конечно, не упустил девушку?
МАЛЬКОВ. Что ты, я же женат!
ТАНЯ (с неподдельным изумлением). Неужели?
МАЛЬКОВ. Не в этом дело. Разговорились. Она студентка пединститута, вечерница, секретаршей во Дворце пионеров, ну детского творчества сейчас, подрабатывает. Бабок маловато. Она с матерью и братишкой маленьким... Жить трудно.
ТАНЯ. И что?.. С тобой?.. За деньги?!
МАЛЬКОВ. Погоди, погоди, не в этом дело. Хотя... вообще-то за деньги, конечно. Возьми, говорит, меня, мол, Сережа, в герлфренды.
"А что нужно для этого?" -- уточняю. "Квартира, конечно, отдельная, немного денег на содержание..."
ТАНЯ. И ты?
МАЛЬКОВ. Да нет, конечно. Я ведь женат, -- сказал.
ТАНЯ. Понятно, Сережа, денег было маловато. Неадекватное предложение?!
МАЛЬКОВ. Вообще-то правда.
ТАНЯ. Я для тебя хорошенький вариант в этом смысле.
МАЛЬКОВ. Танечка, я просто счастлив, что такая девчонка...
ТАНЯ. Сережа, а я еще ничего не решила. И не решала... И наша встреча ничего не значит. Просто так...
МАЛЬКОВ (с грустью). Так... получилось.
ТАНЯ. Получилось -- и получилось.
Да ты смотри, сам меня не разыскивай и не поджидай. (Достает из шкафа пейджер и протягивает ему.) Пейджера у тебя нет, наверное? Я пошлю тебе сообщение, если нужно будет.
МАЛЬКОВ (радостно). Я так и подумал -- мафия!
ТАНЯ (прикладывает палец к губам). Тсс! (Смеется.) Добро пожаловать в семью.
Мальков становится на колени и целует Тане руку. Затем обнимает ее за бедра и притягивает к себе.
По Ланскому шоссе мчится автомобиль Малькова.
Радио сообщает о погоде. Напоминает о времени радиослушателям.
РАДИО. Еще раз доброе утро. Сейчас в Питере 8.00.
Строительная площадка подземного перехода.
Из машины выходит Мальков, деловито поправляя пейджер на поясе.
ЯХОНТОВ. Тебя, вроде как, говорят, повысили?
МАЛЬКОВ (испуганно, про себя). Неужели так быстро? (Яхонтову). С чего ты взял, Кузьмич? Не знаю ничего, не слышал.
ЯХОНТОВ. А вот это что за штуковина на штанах такая? У нас только в управлении мужики с такими ходят.
МАЛЬКОВ (маскируя пейджер под пиджаком). Ой, не надо, не надо. Сейчас даже у детей сотовые, а это пейджер всего-навсего.
ЯХОНТОВ. Не, я своим детям не покупал еще. В самый раз после ботинок старшему и куплю. Зима скоро.
МАЛЬКОВ. Ой, зима, зима! Лужу-то хоть осушили? А то не подземный переход у нас получится, а ледовый дворец к чемпионату мира.
ЯХОНТОВ. Сергей Ваныч, тут дело такое странное выходит. Охренеть можно!
МАЛЬКОВ (с тревогой). Плывун?
ЯХОНТОВ. Вроде место простое. Мы же землю-то сверлили, не раз. Вроде ничего. А тут вдруг пустоты какие-то!
МАЛЬКОВ. Пустоты?
ЯХОНТОВ. Ты давеча уехал, а воду как пылесосом гигантским, мативо, кто-то высосал в момент, со свистом!
МАЛЬКОВ (удивленно). Ну?.. Может, ребята перепугались? Я же предупредил... Чтобы через пять минут...
ЯХОНТОВ. Ваныч, чего гадать, давай лучше посмотрим. Я пока выше никому не докладывал.
МАЛЬКОВ. Чего докладывать? Может, дело рядовое? Разберемся.
ЯХОНТОВ. Боюсь, не рядовое; придется разведку новую проводить на предмет пещеры карстовой. Недавно читал, как под Тулой где-то все озеро в воронку ушло вместе с рыбаками и лодками.
МАЛЬКОВ. Под Тулой, говоришь?
Идут в котлован.
ТИТРЫ. Москва. Тверская. 8.15.
Жена Малькова с дочкой и дедом выходят из такси.
ЖЕНА МАЛЬКОВА. Слава Богу, дома!
ДОЧЬ МАЛЬКОВА. А вот и не дома! Мы ведь в Питере живем! В нашем Питере наш дом!
ЖЕНА МАЛЬКОВА (к своему отцу, показывает на огромную лужу возле дома). Москва-Москва, как у нас уже стало, как в Питере. Лужа, как Маркизова, посреди Тверской.
ОТЕЦ (недоуменно, вынимая чемодан из багажника). Вчера ведь не было никакой лужи. Авария, наверное!
Ты, доча, за Сережей приглядывай. Не ночевал дома-то. Загулял, кобель.
ЖЕНА МАЛЬКОВА. То есть как не ночевал, папа?
ОТЕЦ. А мы звонили с матерью, для интереса! Не было дома его, не было!
ЖЕНА МАЛЬКОВА. Вот зачем эти проверки? Строительство у него. Может, аврал? А вы мне душу бередите. Все хорошо у нас с Сережей. Понятно?! Хо-ро-шо!
ОТЕЦ (бурчит недовольно). Хорошо. Вам, молодым, слова не скажи. Сам не спал из-за вас обоих. А мать? Тоже переживает!
А Сережа твой -- карьерист! Хитрый! На москвичке женился, на москвичке!
ЖЕНА МАЛЬКОВА. И что с того? Живем-то в Петербурге. Питер, кстати, куда интеллигентней, чем наша... ваша Москва.
ОТЕЦ (ерничая). Интеллигентней! (Отходчиво.) Прижилась, доча, на чужбине, прижилась... предательница.