Аннотация: Это шпионская история, основанная на реальных событиях.
САША
Американская тюрьма. Из камеры выводят девушку в кандалах, надетых поверх тюремной робы. Девушка маленького роста, примерно метр пятьдесят - метр пятьдесят пять. У неё светлые короткие волосы, распадающиеся на прядки. Впечатление, что прядки слиплись. Пальцы на руках могли бы быть и подлинней. Круглое лицо, невыразительный рот. Плотная фигура. Вроде всё на месте, но чего-то не хватает.
Девушку проводят по коридору и вводят в кабинет. В кабинете у стены американский флаг. За столом сидит пожилой мужчина - это прокурор. Рядом стоят двое мужчин средних лет - это федеральные маршалы. Девушку усаживают на стул. По обе стороны стоят тюремные охранники с дробовиками. Сзади пожилой мужчина - начальник тюрьмы.
Прокурор обращается к девушке:
- Я прокурор штата Массачусетс Джордж Донован. Как мне Вас называть? Александра С. Вельмакина, как утверждает ФБР? Саша Кокс, как написано в ваших документах? Или Саша Нокс - Ваш артистический псевдоним?
Девушка молчит. Мы не различаем выражения её лица, потому что камера показывает её немного сзади, так что мы хорошо видим прокурора. У девушки нам видны: щёка, ухо и ресницы. Прокурор продолжает:
- Собственно это не имеет значения. В документе, подписанном президентом, указаны все варианты Вашего имени. Я должен получить подтверждение Вашего согласия на депортацию в Россию. Если вы согласны, то Вы будете переданы двум федеральным маршалам (маршалы кивают) и в течение семидесяти двух часов будете ими доставлены в Вену и обменяны на осуждённого в Москве американского гражданина.
Девушка Саша кивает. Прокурор продолжает:
- Но появилось одно непредвиденное обстоятельство. С Вами хочет увидеться Ваша мать.
Саша удивлённо вскидывает голову, её глаза и рот округляются.
***
На экране надпись: "Несколько лет тому назад". Саша стучит в дверь кабинета и приоткрывает дверь. На кабинете табличка: "Декан факультета иностранных языков"
- Авдей Матвеевич, можно?
- Заходи, Саша, заходи.
В кабинете за столом сидит декан - Авдей Матвеевич. Перед его письменным столом приставной столик "для заседаний". За ним на одном из стульев сидит приятный улыбчивый мужчина. Между ним и деканом прерывается какой-то приятный разговор. Декан остаётся за столом, а улыбчивый мужчина встаёт.
- Вот, Саша, познакомься Олег Николаевич. Он хочет поговорить с тобой о твоём распределении.
Олег Николаевич, улыбаясь, выходит из-за стола, отодвигает стул и приглашает Сашу присесть:
- Присаживайтесь, Александра Сергеевна. Можно Саша?
- Да, - отвечает Саша устраиваясь на стуле.
- Вы тут побеседуйте, а мне нужно ... . У меня... . Лекция у меня.
- Авдей Матвеевич, а вы разве читаете, - наивно спрашивает Саша.
- Читает, читает, Сашенька, - улыбаясь, говорит Олег Николаевич.
***
Мы выходим из кабинета вместе с деканом. Декан идёт по коридору, спускается по лестнице на один этаж и заходит в приёмную ректора.
- Катя, Александр Петрович у себя? - обращается декан к секретарше.
- Да, Авдей Матвеевич, он Вас ждёт.
Авдей Матвеевич заходит в кабинет ректора. Ректор стоит у окна и встречает декана вопросом:
- Ну что, вербует твою сироту детдомовскую?
- Да-а, - цедит Авдей Матвеевич. Прямо у меня в кабинете.
Ректор смотрит в окно на площадку перед входом.
- Твой вербовщик на Мерседесе прикатил. Откуда только деньги берёт?
- Жалко Сашу.
- А чего жалеть-то? Без него-то она кто будет? Училка? Продавщица на рынке?
- Ведь и умница, и затейница, и в самодеятельности, и танцы. На красный диплом идёт. Самородок. Как Ломоносов.
- Лучше Ломоносова! У того родители были нормальные, а у этой алкаши!
- Про её отца этого сказать нельзя, строго говоря. Он под поезд попал, когда Саше два годика было. А маму родительских прав лишили в пять лет. Она быстро потом умерла от водки и от простуд. ... Я просто влюблён в Сашу!
Ректор смотрит на декана с сожалением.
- А сам-то ты кем бы стал, если бы на нас не стучал? А, Авель Мордухович? Знаешь, как мы тебя звали? - с усмешкой спрашивает ректор.
- Знаю, Моссад.
- Куда бы ты, Адик, делся!? Кто бы тебе ходу дал!? Так и она.
***
На экране надпись: "Два года спустя".
Москва. Большое красивое здание. В него входят и выходят люди. Это СВР: служба внешней разведки.
***
Просторный светлый кабинет. Двое мужчин в светлых костюмах о чём-то разговаривают с серьёзными лицами. Камера медленно приближается к собеседникам. За кадром звучит текст:
- Два разведчика обсуждают пути решения сложной задачи. Если бы мы слышали их разговор, то он был бы столь же непонятен для нас как беседа двух астрономов или физиков теоретиков.
Наконец камера подъехала достаточно близко, и разговор двух разведчиков стал нам слышен.
- Вот так вот все деньги и поделили.
- А агентов для внедрения как не было, так и нет.
- Чем отчитываться будем? Ты к чему клонишь?
- К тому, что делёжка не закончена. Придётся нам поделиться с моим Пензенским знакомым. Моим однокурсником Олегом. У него есть подходящий для нас кандидат.
Разведчик открывает сейф и достаёт оттуда папку.
- Вот копия её личного дела. Александра Сергеевна Вельмакина.
- Ведьмакина?
- Вельмакина. Она закончила с красным дипломом иняз в педагогическом. На старших курсах стала нашим добровольным помощником. Работает с представителями чеченской диаспоры. По её наводке завербовали двоих и предотвратили одно террористическое проявление. Хорошо знает английский. Сейчас торгует на рынке фруктами.
- Пока не пойму: какая идея? Как её внедрить в Америку.
- Она поедет в Москву на заработки встретит тут морского пехотинца из охраны посольства. Есть у нас один на примете.
Разведчик достаёт из сейфа ещё одну папку и продолжает:
- Роберт Бауэр. Дебиловатый коротыш. Его влечёт неведомая сила к противоположному полу. Они поженятся, уедут в США. Немного поживут, разведутся. Чтобы ей выйти из-под колпака, поедет в Канаду и там исчезнет. Мы сделаем для неё настоящие документы на имя Саши Кокс. У нас есть её свидетельство о рождении. Девочка умерла в пять лет от менингита. Мама у неё непутёвая. Когда Саша была маленькая, её мама отбывала срок. Теперь мама слепой инвалид, ревностная прихожанка баптистской церкви у себя в аризонской глуши. ... Из Канады въедет Саша Кокс.
- Да. Это хорошая отчётная позиция. Пусть вживается. Если она такая замечательная, может кем-то там стать. Отчётисто! Очень отчётисто. Этим мы сможем прикрыться.
- И не только, тут есть ходы.
***
На экране надпись: "Наши дни". В кабинете четверо: прокурор штата Массачусетс Джордж Донован, пастор и угловатый неотёсанный мужчина - адвокат из Аризоны. Справа от стола прокурора стоит его помощник. Адвокат напористо говорит прокурору.
- Господин прокурор, обращаю Ваше внимание на то, что в судебном заседании не было доказано, что паспорт дочери моей клиентки поддельный. А, следовательно, нет никаких оснований для всех остальных обвинений. В этом случае ничего криминального Саша Кокс не совершила. Более того! Сама идея выдать гражданку США в Россию - просто аморальна. ...
Прокурор прерывает адвоката, подняв руку:
- Хорошо мистер ... (прокурор смотрит на бумаги, лежащие перед ним на столе) Уолш! Ваша клиентка может встретиться с той, кого она считает своей дочерью. Но семьдесят два часа уже пошли. Вам придётся апеллировать к президенту. Он принял решение. В данном случае только он может его отменить.
Адвокат и пастор покидают кабинет. Прокурор и его помощник остаются вдвоём. Прокурор обращается к помощнику:
- Я так понимаю, что у нас ничего нет.
- Да. Роберт Бауэр (муж Александры Вельмакиной) погиб в автомобильной катастрофе. Проверили несколько раз. Скользкая дорога. Поблизости никого не было.
- Давайте посмотрим, что есть у них.
- Вот самое сильное их доказательство.
Помощник трогает курсором мышки значки на экране монитора. На экране появляется изображение: Саша в бикини в туфлях на высоченной платформе. Она шевелится в кадре, поглаживая себя руками с короткими пальчиками.
- Это Саша Нокс. Нокс - псевдоним Саши Кокс. Добавила к Kox одну букву, получилось Knox. А это (помощник вновь колдует с курсором) ... . Это - её "мама" двадцать четыре года назад.
Мы видим лицо прокурора освещённое мерцающим светом монитора.
- Действительно похожа. Но есть ещё и генная экспертиза!
- Не в этом случае. Церковь, прихожанкой которой является предполагаемая мать, категорически против анализа крови и против любого забора биологических образцов. Ни каких перспектив у генной экспертизы в нашем случае нет.
Звонит мобильный телефон. Прокурор достаёт из кармана трубку:
- Донован.
На другом конце линии связи директор тюрьмы:
- Господин прокурор. Через десять минут мы предъявим Вам арестованную.
- Окей!
Прокурор обращается к помощнику:
- Федеральные маршалы уже готовы?
- Да.
***
Прокурор и его помощник входят в помещение с американским флагом, которое мы видели в начале фильма. Прокурор обращается к маршалам:
- Господа. Ситуация неожиданно осложнилась. У вашей подопечной появилась "мать". Это женщина, которая опознала в ней свою дочь! Причём слепая женщина. Мы должны предоставить им возможность встретиться друг с другом.
Помощник выходит из кабинета. Прокурор усаживается за стол. По сторонам встают федеральные маршалы. Открывается дверь. Два охранника с дробовиками и директор тюрьмы вводят в комнату Сашу и усаживают её на стул. Теперь мы хорошо можем разглядеть её лицо.
Прокурор обращается к девушке:
- Я прокурор штата Массачусетс Джордж Донован. Как мне Вас называть? Александра С. Вельмакина, как утверждает ФБР? Саша Кокс, как написано в ваших документах? Или Саша Нокс - Ваш артистический псевдоним? Собственно это не имеет значения. В документе, подписанном президентом, указаны все варианты Вашего имени. Я должен получить подтверждение Вашего согласия на депортацию в Россию. Если вы согласны, то Вы будете переданы двум федеральным маршалам (маршалы кивают) и в течение семидесяти двух часов будете ими доставлены в Вену и обменяны на осуждённого в Москве американского гражданина.
Девушка Саша кивает. Прокурор продолжает:
- Но появилось одно непредвиденное обстоятельство. (Саша готовится реагировать на слова прокурора.)С Вами хочет увидеться Ваша мать.
Как по команде Саша начинает реагировать. Она удивлённо вскидывает голову, её глаза и рот округляются.
***
Комната, в которой происходит свидание госпожи Кокс с её "дочерью". По одну сторону сидит Саша. Рядом с ней федеральные маршалы и прокурор. По другую сторону стола две женщины с суровыми постно-гневными лицами (как из XIX века) усаживают за стол пожилую слепую, едва движущуюся, женщину. Рядом с ними пастор и адвокат.
Пожилая женщина протягивает перед собой руки:
- Саша, Саша, где ты?
Прокурор тихо говорит маршалам:
- Снимите кандалы.
Наконец руки женщины касаются лица Саши. Саша напряжена. Женщина причитает:
- Доченька моя! Дочка! Я знала, что ты жива.
Круглые глаза Саши наполняются неподдельными слезами. У неё вырывается:
- Мама!
Две суровых женщины с гневным осуждением во взоре смотрят на маршалов и прокурора. Маршал и прокуроры опускают глаза. Адвокат роняет слёзы. Пастор смотрит на всё это с довольным видом человека хорошо делающего своё дело.
***
На экране надпись "Кэмп Дэвид - резиденция президента США".
В гостиной на диване перед журнальным столиком сидит чернокожий президент. По другую сторону столика в кресле чернокожая женщина. На журнальном столике открытая папка. Президент обращается к женщине:
- Мишель, я не знаю что делать. Нет никаких сомнений, что Саша Кокс - это русская Александра Вельмакина. Её нужно поменять на американца. Но это убьёт старушку, которая обрела, наконец, смысл жизни. Она думает, что нашла свою дочь.
- А как же американец, на которого её должны обменять?
- Если я подарю Сашу Кокс её аризонской маме, он останется сидеть в российской тюрьме. Этот глухонемой маньяк совершил два убийства в России. Америке он нужен, чтобы продолжать отбывать срок в этой стране. И может быть удастся посадить его на электрический стул за что-нибудь, что может быть есть за ним здесь.
***
На экране надпись "Два дня спустя".
Помещение в российской тюрьме. Мрачные стены. Тусклый свет. Два человека, которых мы видели беседующими в СВР в середине фильма встают с привинченных к полу табуретов. За столом остаётся их собеседник - заключённый.
- Ну, вот считай, что тебе повезло. Теперь тебе не нужно изображать глухонемого маньяка. Досиживай свой срок.
Заключённый иронически тянет:
- Угу. Хоть бы скостили срок! Терпел, терпел. За что я терпел?
Пока его собеседники выходят из помещения, он продолжает причитать:
- Пластические операции делали-делали! Все наколки вывели! У! Волки позорные!
***
Просторный светлый кабинет. Трое мужчин в светлых костюмах прикладываются к рюмкам с дорогим коньяком. Двое мужчин нам знакомы. Третьего мы видим впервые. Он говорит:
- Деньги перевели?
- Перевели, перевели. Всё в порядке и в полном объёме.
- Если бы не пастор, послали бы вы своего урода изображать глухонемого. Его бы американцы сразу в Вене бы и раскусили! Вот позору-то было бы. Не жалейте денег.
- Ну, у тебя и клад в Аризоне закопан! Сколько же ты ему отдашь?
Третий посерьёзнел. Отхлебнул коньяку. И сурово сказал:
- А ничего. Он не за деньги, а за страх работает. Его отца Лев Сергеевич Термен завербовал ещё во время великой депрессии. Его папу использовали во время работы по Манхэттенскому проекту. Сынок его в Юте за заводом в Магне следил, пока там наше представительство не открыли. (В обмен на американское в Воткинске). С тех пор он законсервирован в Аризоне. Ловит человеческие души, добывает подходящие документы.
***
Улица американского городка. Утро. Перед маленькими домиками аккуратные газончики. Только перед одним грядки. Их заканчивает поливать Саша. Она выключает воду, сворачивает шланг и идёт в дом.
- Мама, мамочка! Я готова. Пойдём.
Пока Саша копошится со своей мамочкой дома, камера осматривает грядки. Всюду приметы нашего российского провинциального огородничества. То помидорные кусты подвязанные тряпочками к корявым палкам, то птичий помет, замоченный в закрытом фанеркой битом эмалированном тазу.
Саша и её мамочка выходят из дома. Саша поддерживает свою маму. Они отправляются по улице в сторону церкви.
***
У входа в церковь прихожан встречает пастор:
- Здравствуйте, миссис Кокс. Здравствуйте, Саша.
***
Послесловие к фильму. На экране человек, который рассказывает о появлении замысла этого фильма.
В июне 2010 года случился шпионский скандальчик. В США были задержаны несколько семей, которые оказались российскими агентами. Средства массовой информации сообщали, что они были направлены в Америку для длительного вживания в образ американцев. Они не должны были заниматься разведкой, а только вживаться. Попались они на какой-то шпионской суете. Сразу возник вопрос: "Зачем нужно было суетиться?" Ведь можно было тихо жить и ждать своего часа.
Я позвонил одному своему авторитетному знакомому, который много понимает в оперативных вопросах. Как обычно в подобных случаях он сказал, что ничего не слышал и не читал. Он так всегда отговаривается, чтобы не сказать лишнего. В таких случаях я пересказываю ему своими словами размноженные прессой факты, а он их комментирует.
Выслушав меня, авторитетный товарищ направил мои мысли в правильное русло.
- Видите ли, - сказал он. Скорее всего, выделенные на внедрение деньги были благополучно разворованы. (Миллионов двадцать долларов.) На оставшийся миллион и скроили тяп-ляп. Вот всё и развалилось.
Поэтому мы можем гордо сказать, что наш фильм основан на реальных событиях!