Прошлое России, как, впрочем, и прошлое других стран, неразрывно связано с религией. На протяжении многих веков в глазах народа церковь была носителем истинных знаний. На православной вере держалось русское государство. Весь образ жизни русского мужика был пронизан христианской верой, православные почитали и исполняли заповеди Иисуса Христа, ходили на исповедь, соблюдали посты, усердно молились, прощали господам все свои унижения, своей жизнью стараясь заслужить себе пропуск в рай. Вера в Бога помогала русским людям переносить любые беды и невзгоды, принимая их за испытания, посланные свыше. И эту веру несла в народ церковь, которая занималась нравственным воспитанием человека на религиозной основе.
Верующие воспринимали жизнь так, как учили их священники. А христианское учение подразумевало наличие наместников Бога на земле. На папской митре написано выражение, в переводе с латинского означающее "Наместник сына Божия". Православная же церковь объявила наместником Бога на земле царя, поэтому все люди должны были безоговорочно подчиняться царю и людям, наделённым им властью.
Подобное, вроде бы, противоречит Священному Писанию. "Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи" сказано в Евангелие от Луки (4:8). Но вера во Христа была перенесена на царя. Люди были научены тому, что царь и его представители (графы, помещики) олицетворяют волю Божью, священники внушали мужикам, что власть царя и помещиков установлена самим Богом. Православное воспитание было тем живительным потоком сил и энергии, который поддерживал власть помещиков и капиталистов, помогал держать в повиновении огромную массу совершенно бесправных трудящихся.
Именно об этой роли церкви я и говорю, вовсе не желая как-то обидеть людей, верящих в Бога, почитающих и исполняющих заповеди Христа. Я пытаюсь объяснить, почему церковь вмешивается в мирские дела, почему во все времена власть опиралась на церковь, а церковь служила власти.
Жизнь простого труженика была тяжелой всегда. О страданиях и бесправии русского мужика сказано очень много. Почитайте хотя бы исторические очерки, произведения классиков. Особенно безграмотными и бесправными были крестьяне.
О деревенском укладе жизни рассказывал мне мой отец. Ребенком он застал стариков-крестьян, которые помнили ещё крепостное право. Батя любил слушать их рассказы о тяжёлой крестьянской доле. Изнурительный труд и нищета, полное бесправие. Помещики смотрели на крестьян как на свою собственность, почти как на скотину.
Однако и после отмены крепостного права жизнь крестьян сильно не улучшилась. Не имея своей земли, бывшие крепостные опять-таки были вынуждены батрачить на помещиков.
Изнурительный труд на барина и единственное утешение по воскресеньям и праздникам поход в церковь, где батюшка окажет психологическую помощь, пообещав за праведный труд вечное блаженство в раю после смерти.
Действительно, нищий, бесправный несчастный мужик находил утешение только в религии. Кто-то из классиков в своём стихотворении о пожилом крестьянине, всю свою жизнь "горбатившемся" на барина, верно подметил: "Старику не много надо: лапти сплесть и сбыть, да и вся его отрада в Божий храм сходить".
Божий храм был отрадой для бедноты. Простые труженики могли в церкви "слить" свои страдания, послушать проповеди батюшки и помечтать.
Но священники внушали людям смирение и покорность. Библия учит слушаться властей. Устами апостола Павла утверждается, что власть такая, которую мы заслужили. Бессмысленно бунтовать против власти. Пойти против царя и помещиков значит, пойти против самого Бога. Церковные служители говорили и говорят до сих пор об обязанности каждого человека покориться гражданским властям как авторитету, определённому Богом.
Веря в непогрешимость церкви, её прихожане терпеливо переносили и переносят сейчас все невзгоды и унижения.
Конечно, вредному церковь учить не может. Но религия отвлекает людей от борьбы за свои права, учит верующих пассивности и слепому следованию своим заповедям, обещая в награду "царство небесное".
К сожалению, современному человеку не дано познать, что будет с ним после смерти. Смерть это великая тайна. Религии раскрывают эту тайну по-своему, в соответствии с собственными представлениями и интересами. Религия помогает человеку спокойно относиться к смерти, но одновременно воспитывает смирение и кротость характера.
Карамзин в "Истории государства Российского" писал о том, что Иоанн Грозный превзошёл всех в жестокости, а подданные его в терпении, так как считали власть царя Божьей, а любое сопротивление ей беззаконием.
Меня нельзя назвать атеистом. По крайней мере я верю в бессмертие души, высший разум и справедливость. Я просто говорю о том, что любая религия служит интересам правящего класса, потому что воспитывает смирение и покорность, заставляет мириться с судьбой. Я очень хочу, чтобы меня переубедили в этом мнении, но пока, увы, всё больше понимаю Карла Маркса, который считал религию орудием духовного порабощения масс.
В школе нас заставляли учить стихотворение Алексея Некрасова "Парадный подъезд". Оно о том, как деревенские мужики пешком пришли из удалённой деревни пожаловаться чиновнику на невыносимый гнёт, а их даже не пустили на порог. Уходили мужики с непокрытыми головами, повторяя: "Суди его бог!" Только в зрелом возрасте я понял, что это стихотворение о феноменальной покорности русского человека, а покорность эта идёт из религии, из Закона Божьего, который был основным предметом в любой царской школе.
Религия была тормозом в борьбе с самодержавием, с властью богачей.
И этот тормоз был существенно ослаблен именно в январе 1905 года.
Первая русская революция 1905 года, а затем и события 1917 года в нашей стране оказались возможными, потому что большевикам удалось подорвать веру народных масс в царя как наместника Бога на земле, многовековую веру народа в хорошего царя и плохих бояр. Ключевым событием стало Кровавое Воскресенье в 1905 году, когда мирные колонны горожан с детьми, иконами и церковными знамёнами были встречены шашками и выстрелами из винтовок в упор. Люди шли к царю с петицией пожаловаться на свою тяжёлую жизнь, а их жестоко расстреляли. Это событие помогло многим поменять взгляды на существующий порядок и мироустройство, когда одни купались в роскоши, а другие влачили жалкое, абсолютно бесправное существование. Многие усомнились тогда, что существующий порядок угоден Богу, поняли наконец, что заповеди Иисуса Христа, вера в Бога и высшую справедливость это одно, а использование веры для эксплуатации людей это совсем другое.
Власть царя и помещиков во многом держалась на вере. Ослабла вера в то, что существующий порядок угоден Богу царя вскоре свергли.
Так и во Франции усилиями Вольтера, Гольбаха, Гельвеция и других французских писателей и философов-просветителей, которые боролись в своих произведениях с церковным мировоззрением, была подготовлена почва для революционной ситуации. Критика религии была одним из основных факторов, поспособствовавших победе французской революции.
Кровавое Воскресение поменяло мировую историю. Октябрьская революция и создание первого в мире социалистического государства стали прямым следствием этого недооцененного историками события.
Заметка цитирована по моей книге о роли непознанного и религии в нашей жизни (А.В.Большаков "Непознанное. Как защитить себя": http://samlib.ru/b/bolxshakow_a_w/nepoznanoe.shtml)