Аннотация: Выписки и впечатления из дневников 80-х-90-х гг.
EX LIBRIS.
Выписки из прочитанного.
Мангейм. Идеология и утопия. (Германия, 29 год).
"...Оргиастический хилиазм анабаптистов".
...подлинный признак хилиастического переживания есть абсолютное присутствие...для хилиаста настоящее становится брешью, через которую то, что было чисто внутренним, прорывается и внезапно преобразует внешний мир: у хилиаста чувственный опыт присутствует во всей его непосредственности и неотделим от духовного начала его природы как хилиаст от своего "теперь", он как бы только "теперь" вступил в мир и в своё тело. Мюнцер говорит : " Я стремлюсь только к тому, чтобы вы восприняли слово живое, которым я живу и дышу, чтобы оно не вернулось ко мне пустым..примите его в сердце своё, я жду ответа от вас и сам держу вам ответ...если я не сумею это совершить, то я лишь дитя времени и вечной смерти, иного залога спасения у меня нет".
(Хилиаста) ...интересует не столько само тысячелетнее царство, сколько то, чтобы оно было здесь и теперь, возникло бы из земной жизни как внезапный переход в инобытие...Хилиазм всегда сочетается с революционными взрывами и одухотворяет их ...рассматривает революцию как единственный животворный принцип непосредственного присутствия в мире, как прорыв в мир..
"Либерально- гуманистическая утопия"..противопоставляет "дурной" действительности "правильный" рациональный образ..не для насильственного изменения мира, а лишь для того, чтобы иметь масштаб при оценке всего происходящего. Утопия в Л-Г сознании есть "идея"..формальная, проецированная в даль, и воздействующая оттуда определённая цель, которая просто "регулирует" посюстороннее становление. Для либерала характерно приятие культуры и этическое отношение к человеческому бытию..восприятие истории как прямолинейного прогресса,..сближение нормы и бытия в направлении всё большего приближения к разумному...Хилиастическое ощущение времени переходит в эволюционное, проявляется в концепции исторического времени.
Нормативно- либеральное сознание также содержит качественную дифференциацию исторического процесса и презирает как дурную действительность всё, что завершило своё историческое становление и всё настоящее. Далёкое будущее возникает в недрах становящегося здесь и теперь, в недрах повседневного. Либеральная идея может быть адекватно понята только в её противопоставлении экстатичесому ожиданию прорыва, которое часто скрывается за рационалистическими конструкциями.. Мир хилиазма был миром уходящего средневековья, периодом распада...все боролись против всех.. Движущая сила либеральных идей Просвещения, кроме возбуждающего фантазию направленного к горизонту предзнаменования, также и в том, что эти идеи всегда обращались к свободной воле и пробуждали ощущение того, что они не обусловлены, не предвзяты..
Специфика же консервативного сознания обусловлена уничтожением остроты этого ощущения...сознательно противопоставив себя либеральной идее, (консерватизм) патетически акцентировал именно обусловленность сознания. Человек адаптировавшийся к данной реальной ситуации, склонен ощущать окружающее как часть раз и навсегда установленного мирового порядка..не знает и утопии. Лишь противодействующее этому сознанию движение оппозиционных слоёв...как бы извне воздействует, заставляя его поставить вопрос о природе своего господства, создать необходимую для обороны антиутопию.
Для консервативно насторенного Гегеля идея исторической действительности становится зримой лишь когда мир обрёл свою законченную форму.
"...история...необходимо показывает нам, что лишь в пору зрелости действительности идеальное выступает наряду с реальным и строит для себя в образе интеллектуального царства тот же самый мир, лишь постигнутый в своей субстанции.. когда философия начинает рисовать своей серой краской по серому, что показывает, что некоторая форма жизни постарела, и своим серым по серому философия может не омолодить, а лишь понять её : сова Минервы начинает свой полёт лишь с наступлением сумерек".
Чисто субъективному представлению (либерально-просветительской идеи) противопоставляется погружённая в реальную действительность hic et nunc..идея,
утопическое начало, конкретизированная идея полностью присутствует в этом мире.
В основе поисков "внутренней формы" лежит та же эмфатически акцентированная консервативная идея обусловленности, которая будучи проецирована вовне, находит своё выражение в подчёркивании исторической обусловленности. Именно поэтому исторический образ не может быть сделан, он , подобно растению, вырастает из некоего внутреннего центра. Нечто, именно потому, что оно есть, уже обладает высшей ценностью, и из-за чарующего воздействия его иррациональности..."Почему именно они? Почему ты сам именно то, что есть?" Эта непостижимость в том, что бытие не может быть растворено в мышлении, его необходимость не может быть доказана,..его причина в некоей высшей свободной силе.. Если для либерала будущее-всё, а прошлое-ничто, то консервативное восприятие времени видит подтверждение существующего в признании значимости прошлого, в значимости времени...присутствие прошлого в настоящем придаёт восприятию времени воображаемую трёхмерность.. В соответствии с господствующей консервативной теорией идея "внутренней свободы" с её отсутствием определённой мирской направленности должна подчиниться объективной нравственности.
Социал- коммунистическая утопия.
...задача- радикализовать либеральную утопию, но парализовать внутреннюю оппозицию анархизма. Угроза со стороны консерватизма вызывает опасения лишь во вторую очередь : ближайший вызывает более резкий антагонизм, чем отдалённый.
...В социализме...некая сбалансированность..основанная на внутреннем синтезе различных форм утопий...
Без соотношения с реальностью (идеи) превращаются в маскирующие.. Абсолютизированной реальностью социалистов становится соц.-экономическая структура общества.., прославление того материального принципа, который воспринимался раньше только как негативный, тормозящий фактор...материальные условия гипостазируются в свете интерпретированного как материализм экономического детерминизма, преобразуясь в движущий принцип мирового процесса..Происходит проникновение идеи обусловленности в стремящуюся изменить мир утопии..Люди стали считать обусловленными не только себя, но и бытие, значимость и возникновение идей..восприятие истории подчиняется стратегическому плану настоящего, все исторические явления воспринимаются как объект интеллектуального и волевого господства...
--
* *
Из книги Амфитеатрова "История цензуры".
..на Высочайшее усмотрение..
..были Высочайше одобрены...
...всеподданнейший доклад..
...Высочайшая резолюция...
...соответственное вразумление..
...с величайшей осмотрительностию...
...Троякое направление умов: глубокую преданность престолу и вере,чувство национальной гордости,готовое на борьбу с врагами и пожертвования,и порывы негодования против посягательств чуждых народов на величие и благоденствие России.
...Недоброжелательство к настоящему порядку вещей и косвенное неодобрение мер,предпринимаемых правительством к благу народному.
..Стихотворения темны и от этой неясности смысл их подозрителен.
...неуместныя умничания...
Герб Клейнмихеля: Усердие превозмогает всё.
Пришвин.Глаза земли.Дневники 46 года, ему было за 70.Хочется многое подчеркнуть.
Об Альдонсе и Дульсинее. А.-индивидуальное, частное, детальное. Д.-общее, чужое, обидное для живого и частного.Реализм и романтизм.
О своём оптимизме:о чередующихся состояниях тоски и радости.Пишет после тоски, на плюсовых максимумах. Физиология оптимизма.
О своей обиде, о преодолении её слиянием с природой.Выход к людям через самоуничтожение.
Пришвин: Нельзя давать мёртвым управлять живыми!
У Пришвина о свободе как гармонии.Не своеволие, предполагающее противодействие и тем ограниченное.Нет, как рыба в воде, как в смерти.
Витаньи. Три уровня творческой способности. Первый-нулевой,объективация неотделима от деятельности.Второй-фольклорный.Варьирование стандартных элементов.Сюда же-эпигоны.
Уровень в лучшем случае таланта.
Tретий- генеративно-инновативный, введение новых элементов, их варьирование.
Астафьев.Печальный детектив. Неразбавленная желчь,фельетонная хлёсткость.Спешит выговориться.Всерьёз-об источнике зла в русской душе,упоминает и Ницше,и Достоевского.Мимоходом про десяток еврейчат в русской филологии.
В чём же причина бескорыстного зла,о котором Астафьев?Откуда это небреженье жизнью другого,как не от отсутствия индивида-в себе?Не социализированные люди,община не способствовала социализации,человек в общине не целостная личность,поэтому прав другого не признаёт,сам у себя таковых тоже не подозревая. Плюс ещё два минуса:
-отречение от религии и пустобрёхи,что про(с)рали деревню.
Из апокрифа "Евангелие от Филиппа":
45. Вера получает, любовь даёт.Никто не может получить без веры,никто не может дать без любви...Ибо если некто даёт без любви,нет ему пользы от того,что он дал."
52.Осёл, ходя вокруг жернова,сделал сто миль,шагая.Когда его отвязали,он находился на том же месте.Есть люди,которые много ходят и никуда не продвигаются.Когда вечер настал для них.они не увидели ни города,ни села,ни творения,ни природы,ни силы,ни ангелов.Напрасно несчастные трудились.
62.Не бойся плоти и не люби её.Если ты боишься её,она будет господствовать над тобою,если ты полюбишь её,она подавит тебя.
64.Есть одни-и не желают и не могут.Другие же,если желают,нет им пользы,ибо они не сделали.Ибо то,что они желают,делает их грешниками.Но нежелание-справедливость скроет их обоих: и отсутствие желания,и отсутствие дела.
101. Тот,кто обладает знанием-свободен.Свободный не терпит греха,ибо тот,кто творит грех-раб греха.Тот,кто стал свободным из-за знания- из-за любви раб тех, кто ещё не смог подняться до свободы знания.Любовь ничего не берёт-как возьмёт она что-бы то ни было?Всё принадлежит ей. Она не говорит: это моё, но она говорит: это твоё.
114.Тот,кто раб против своей воли,-он может быть свободным.Но тот,кто стал свободным по милости своего господина и сам отдал себя в рабство-он более не может быть свободным.
123...истина даёт свободу. Логос сказал:если вы познаете истину, истина сделает вас свободными.Незнание-это рабство.Знание-это свобода.Если мы познаем истину,мы найдём плоды истины в нас самих.
...тайны истины скрыты в символах и образах...
Мамардашвили:
..то,чем мы занимались..было способом выражения и отстаивания самоценного в жизни вопреки всяким внешним смыслам.Это было восстанием (во всяком случае,я его так осознавал и так мне кажется по сей день)-восстанием против всех внешних смыслов и оправданием жизни, утверждением жизни как внутренне неотчуждаемого достоинства личности,самого факта,что ты живой, поскольку жизнь не есть нечто само собою разумеющееся,а есть усилие воли..вся европейская культура построена на жизненном усилии, на предположении того,что человек только тогда фигурирует как элемент порядка,когда сам находится в состоянии максимального напряжения всех своих сил.А нигилизм отказывает в такой возможности сначала себе,а затем уже всем другим.Я думаю,первоисточник зла в невыносимости человека для самого себя и в обращении его вовне.Если я невыносим себе,я так или иначе разрушу всё вокруг.В результате сначала рушится личность,(а она-условие Бога),затем рушится Бог...
Из Фромма,Сущность человека.
..для них (Маркс,Спиноза,Фрейд)свобода была чем-то большим,чем действие с сознанием необходимости:она была для них возможностью выбирать добро в противовес злу.Выбирать между реальными возможностями на основе осознания и приложения усилий. Добро заключается в преобразовании нашего существования в максимальном приближении к нашей сущности, зло-в увеличивающемся отчуждении между существованием и сущностью.
..Однако если человек задавлен до такой степени,что не является средоточием своих склонностей и тенденций,то он уже не свободен в выборе..
Читаю Дневник самоистязаний Нагибина-записи вечерних терзаний, ибо дни он посвящал безобразиям,дающим занятие совести.Днём она,усталая,спит.Негативизм,обращённый на хозяина-кормильца.Военная жуть 42 года.Выплески антисемитизма.Он Маркович по одному из отчимов.Отчаянный был гуляка,впечатляющие описания пьянок с лит-мерзавцами. КГБист Беляев,холуи в охотхозяйстве.Но любовь-без тормозов!Тут описания великолепны,особенно подробности по поводу Геллы-Беллы.Кто-то на пиру об её голову разбил бутылку-не с того ли она стала заикаться? Злой мальчик.Поминает Пруста,Жироду,Селина.
Там же упаковано много не опубликованного. В 68-69 он подметил ресталинизацию и смело написал об этом в дневнике.Попрежнему в суете, разгуле и в работе,но к 50-ти ещё и в болезнях,своих и родительских.Толпы приживалок и холуёв,бабы с попытками поживиться.Развод с Ахмад.,обзывала его советской сволочью.
Путешествую вдоль его разнообразной жизни-и скушно,и страшно,и интересно,т.к.,похоже,без утайки.Он был всегда на плаву поэтому в среде плавающего Добросовестный комсомольский разврат времён упадка вызывает неприязнь,сбивает аппетит на разгул, который живёт латентно в любом(?)организме.
Среди учителей называет Бунина, ценит Платонова и ставит себе в заслугу его воскрешение.
Открыл и вывел в люди Казакова.О большинстве-мнение Собакевича.
Пошутил: у русского народа было одно право: крепостное. У него ещё и потому так черно в дневнике,что всё светлое шло у него на продажу,а в дневник сливался негатив.Ещё несколько вечеров, и жизнь Нагибина для меня закончится. Он закончил дневник 86-м годом, а умер в 94-м.Так что умер он не в дневнике.Многое в нём объясняется тем,что полжизни он считал себя евреем,пока не узнал,что отец-ариец-умер в 20-м.Мать дала ему отчество первого отчима Левенталя,который сидел, и умер в ссылке.
Читаю-перечитываю Л.Гинзбург.Нелёгкое чтение.Мысли,вылежавшие долгие годы,спрессованы в камень.Лапидарий. С Франсом-Уайлдом её сверстники распрощались ещё в гимназии.Я до сих пор не простился.Пруст-при ней.Размышляет неодобрительно о пишущих "в стол".Трусят, что не признают их гения,или это-самоуверение в бездарности,что оправдывает утаение-но не оправдывает загубленную жизнь свою и своих. "Каждый имеет право записать свою жизнь",в том числе и бездарный пошляк.Но надо быть Прутковым,чтобы пошлость стала искусством.
Лотман о происхождении искусства:-Животные живут в предсказуемых ситуациях,их поведение ритуально-пока они не изгнаны из своего ареала.Когда-то протолюди были выброшены и стали поневоле соображать.Так и люди искусства живут вариативной жизнью,в отличие от оставшихся в мире ритуала,однако дают возможность тем остальным пожить и другой жизнью,в вариативном мире...Прошлое объяснимо,поэтому есть соблазн продолжить линию прошлого в будущее,но это только соблазн,при этом исключается выбор,т.е. свобода.