Бородянец Валерий Иванович : другие произведения.

Лётное происшествие

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  Лётное происшествие.
  В полёте на планере есть особенно счастливые минуты, когда после трудного набора высоты лёгкий безмоторный аппарат выходит из-под облака.... Впереди расстилается голубой простор, а душу охватывает щемящее чувство свободы.
  И вот в такой чудесный момент у меня отказало управление.
  Произошло это так. Дойдя до облачной клубящейся нижней кромки, я вышел из восходящей спирали и подал ручку управления вперёд. Мой планер с бортовым номером 07 послушно опустил нос и стал стремительно набирать скорость. Разогнавшись до сотни, я потянул ручку "на себя" и с удивлением обнаружил, что "на себя" эта самая ручка не идет. Как будто кто-то невидимый уперся в неё изо всех сил.
  Так! Спокойно! Нужно оценить размеры бедствия.
  Я пошевелил ручкой влево, вправо. Планер качнулся с крыла на крыло - с элеронами все в норме. Поработал педалями - здесь тоже порядок.
  Значит, отказал руль высоты - самый худший вариант.
  Немного отдал ручку "от себя". Вперёд пошла как обычно. А назад не стронулась с места, так и оставшись в новом переднем положении. Чтобы окончательно убедиться в характере отказа, я ещё раз отжал ручку вперёд. И тут же понял, что этого делать не следовало.
  Моё положение, достаточно неприятное, стало просто отчаянным.
  Круто наклонившись к земле, "семёрка" помчалась вниз, с каждой секундой наращивая скорость, которая и так была уже достаточно велика.
  Я взялся за ручку управления двумя руками и попытался сдвинуть её хоть немного назад.
  В глазах потемнело от напряжения, но упрямая ручка так и осталась в переднем положении.
  С тоской посмотрел на голубеющую далеко внизу землю и машинально поправил лямки парашюта. - Надо прыгать. Да не мешкая. Очень скоро ураганный напор воздуха разорвёт мой хрупкий аппарат на части. И хорошо ещё, если при этом не заклинит фонарь кабины.
  Неохотно расстегнул привязные ремни. Взглянул на указатель скорости. Ого! Уже 250 км/ч. Впрочем, десяток секунд у меня ещё есть. Да и высоты пока хватает.
  Так не хочется покидать привычную кабину, камнем падать вниз, раскрывать парашют и приземляться неизвестно куда, может, даже , в овраг или на деревья.
  Вспомнил, что на спасательном парашюте удар о землю гораздо более жесткий, чем в тренировочных прыжках, и невольно поёжился.
  Итак, ремни расстегнуты, остается аварийно сбросить фонарь кабины... и вперёд! Что же я медлю? Ах, да! Моя "семёрка". Она обречена, и меньше чем через минуту станет грудой искорёженного алюминия.
  Многие лётчики влюблены в свою машину. Я не был исключением. По утрам мыл плоскости тёплой водой. Может, чаще, чем нужно, подтягивал и регулировал все узлы, и иногда потихоньку разговаривал с ней перед полётами. Ну конечно же, тайком от всех, иначе не избежать дополнительного врачебно-лётного обследования у психиатра.
  Ладно. Хватит переживать. Пора действовать. Я снял ноги с педалей, отпустил бесполезную теперь ручку управления.
  Все-таки очень сильное ощущение, что её сзади что-то держит. Я даже невольно обернулся. Разумеется, там, во второй кабине с дублированным управлением, никого не было.
  Тем не менее, с трудом развернувшись боком и пригнув голову, я заглянул назад, в щель под приборную доску. - Так и есть! Из-за сильной болтанки второе сиденье оторвалось от полика и легло враспор на дублирующую ручку. Попытался дотянуться рукой. Не пускает парашют, пристегнутый к спине.
  Сознавая всё безрассудство своих действий, сбросил парашют и дотянулся-таки до злополучного сиденья. Оставалось только кулаком отбить его вверх, и ... мгновенно почувствовал, что это движение будет для меня смертельным.
  Я и сам сейчас с трудом верю в реальность случившегося в те критические мгновения моей жизни. Как будто видение перед глазами - учебный класс аэроклуба, и на доске мелом изображен схематично мой планер в крутом пикировании с отклонённым вниз рулём высоты.
  Если сейчас убрать упор с дублирующей ручки, от набегающего потока воздуха руль высоты резко качнётся вверх.
  Так же резко планер вынырнет из пикирования. Чудовищная перегрузка мгновенно сломает крылья.
  А я без парашюта в щели под задней приборной доской.
  Это только в кино каскадёры-парашютисты умудряются надеть парашют в свободном падении. Без специальной подготовки выполнить такой трюк практически невозможно.
  Энергично развернувшись в тесной кабине, я нажал на рычаг триммера руля высоты.
  Теперь специальная пластинка удержит этот руль в отклонённом положении.
  Теперь можно и нужно освободить управление. И побыстрее.
  Ещё раз взглянул на указатель скорости и ужаснулся - 370.
  Планер давно уже должен был развалиться, но каким-то чудом ещё держался.
  -Держись, "семёрочка"! Ещё чуть-чуть!
  Возможно, я прокричал это вслух. Не помню.
  Не помню, как освободил управление, как вернулся на своё пилотское место.
  Парашют где-то сбоку. До педалей еле дотягиваюсь. Ну да ладно. Сейчас не до комфорта.
  Осторожно-осторожно потянул ручку "на себя" - пошла!
  Свинцовая тяжесть перегрузки сдавила всё тело. Прижала голову к груди. - Ещё осторожнее!
  Кошмарно долгими были эти секунды выхода из пикирования на запредельной скорости.
  Никогда ещё не приходилось балансировать на такой узкой грани между жизнью и смертью.
  До земли оставались считанные метры.
  Едва не касаясь вершин деревьев, оказавшихся подо мной, я снова взмыл вверх, используя гигантский запас скорости.
  В общем, всё закончилось вполне благополучно.
  Мне даже удалось самостоятельно долететь до аэродрома.
  Но какой интересный разговор я случайно услышал на следующий день!
  - "Говорят, вчера на "семёрке" заклинило управление. Пилот пикировал почти до самой земли!"
  - "Ты что-то путаешь! Я сам видел, как он вчера финишировал."
  - "Ну да! Он лазил во вторую кабину и что-то там исправлял."
  - "Это в воздухе, что ли? Ты хоть ври правдоподобно!"
  
  
  Валерий Бородянец,
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"