Творчество Александра Башлачева лежит как бы особняком, наособицу. Наверно, это одна из причин, по которой различные исследователи, в том числе и иностранные(1), посвящали ему свои работы. И обращали внимание на социальные, поэтические, фольклорные, биографические и иные моменты в творчестве А. Башлачева. Один из таких моментов, важный как раз для нашей темы, - духовные элементы и основы в произведениях поэта.
Многое в творчестве А. Башлачева наполнено образами историческими, фольклорными и мифологическими(2). Но какова эта мифология? Какова духовная составляющая в произведениях А. Башлачева, а значит и самого поэта?
Многие исследователи, авторы статей и люди, задумывающиеся над данным вопросом согласны, что подоснова творчества СашБаша скорее древняя, дохристианская, языческая. Да и само видение мира и ряда иных вопросов и проблем самого поэта скорее языческое или, как минимум, еретично относительно христианства.
Но встречаются и иные мнения. Так встречаются работы, в которых мифологической и религиозной основой творчества Башлачева является христианство, а относительно самого СашБаша говорится, что он "вне всяких сомнений был христианским поэтом"(3). Но и в данном случае признается, что христианство это не каноническое, "а весьма своеобразное". Верны и ощущения автора о связи этого "своеобразного христианства" со временами начала христианизации Руси (конец X-XIвв.). Но вот считать этот период "молодостью христианского мира" вряд ли верно. С подобной формулировкой можно согласиться для периода гораздо более раннего - не то что до раскола церквей, но и до возникновения, собственно, церкви (до возникновения епископата, Константина и ряда религиозных христианских центров, т.е. приблизительно до IVв. н.э.).
Для явления, отразившегося в творчестве А. Башлачева, существует вполне устоявшийся в исторической литературе термин - "двоеверие". Процесс христианизации Руси (история христианства на Руси несколько древнее официальной даты крещения - 988г.) был весьма длительным (и не факт, что вообще закончился). Первый, явный период двоеверия, когда происходили первые напластования христианских мотивом на древние, языческие, и когда происходило "прикрытие" языческих явлений христианскими названиями длился довольно долго, как минимум до XIIв(4), а вероятно и позже (языческие капища продолжают действовать до XIIIв, до Татаро-монгольского нашествия(5)). В последующее время это явление (двоеверие) не исчезает, а только расширяется: увеличивается количество святых - покровителей того или иного ремесла или вида деятельности (Козьма и Демьян, часто сливающиеся в одного "святого" Козьмодемьяна, Флор и иные(6)), а также продолжают существовать различные ритуалы, древние в своей основе, в основном на бытовом уровне.
Именно проявление "двоеверия" мы можем наблюдать и в творчестве А. Башлачева. Это проявляется на нескольких уровнях. Во-первых, Александр Николаевич все же довольно часто использует христианские термины (Господь, ересь, молитва и другие). Но при этом, стоит отметить, что используются эти термины не в классическом, каноническом смысле, но в иных смыслах и формах: иногда как ирония, иногда как противопоставление. Так "Господь" ("Вечный Пост) как бы противопоставляется более древним Богам, олицетворенным в символе Грома (в ряде вариантов текста именно с большой буквы). Именно в песне "Вечный пост" звучит идея "двоеверия", когда человек уже признавая себя христианином, при этом искренне возвращается к древней вере.
"Храни нас Господи, храни, покуда не грянет Гром".
Да и сам "Вечный Пост" на Руси - это в первую очередь пост духовный, ущемление и ограничение именно в духовном плане.
Но первый уровень - это еще не язычество, а пока скорее антиклерикализм, некоторая ересь, не желание принимать христианство в его ортодоксальном виде. Причем, сознательное причисление себя к этой "ереси" - ибо ересь эта - любовь.
"Не суди ты нас. На Руси любовь
Испокон сродни всякой ереси.
Испокон сродни черной ереси."
Но в полной мере идея двоеверия отражена в произведении "Посошок". Именно "Посошок" можно в полной мере назвать "гимном двоеверия". Множество ярких мифологических и исторических образов наполняют это произведение. В том числе и фраза, отражающая позицию автора в исследуемом вопросе:
"И наша правда проста, но ей не хватит креста
Из соломенной веры в спаси-сохрани."
Вот оно, такое важное слово - Правда. И правда эта наша, пусть и простая в чем-то, но своя. И именно, Правда выступает, как древняя составляющая, в отличие от привнесенного "креста". Именно здесь более ясно проступает именно языческая составляющая, перевешивающая вторую часть двоеверия. И она усиливается еще рядом моментов и мотивов.
"Отпевайте немых, а я уж сам отпоюсь.
А ты меня не щади, срежь ударом копья."
Здесь виден не просто протест против "ритуала", но и позиция автора, поэта - самого претендующего на роль жреца. (Виден здесь и еще один мифологический сюжет, весьма глубокий, но не известно вкладывал ли его изначально автор. Тем не менее, здесь виден мифологический мотив жертвы и жертвенности. Но в христианском ли смысле? Почему-то это скорее напоминает скандинавский миф о жертве Одина(7)).
И конечно же, весьма смелый, но яркий образ:
"Часовой всех времен улыбнется: "Смотри!"
И подымет мне веки горячим штыком".
Явно видна отсылка к произведению Н.В. Гоголя и образу Вия, который в свою очередь восходит к образу древнего божества связанного, а то и ответственного за "тот", "иной" свет: собственно Вию, Ныю или, вероятно, Велесу(8).
Итак, на ряде образов идей и мыслей автора можно проследить путь лирического героя от человека "замаливающего грехи стихами" и, недовольного каноничностью христианства, еретика, до жреца и даже образа божества.
И хотя сам А. Башлачев не был явным язычником, но можно уверенно говорить о двоеверной основе его творчества, в образах Грома, "бога Николы-лесной воде" и ряда иных. И двоеверие это стоит на твердой языческой подоснове. И это видно не только в словах, но и в самой энергетике песен А. Башлачева. Ибо его песни - это "Свистопляс", наполненный энергетикой. И СашБаш выступает словно в роли скомороха (далеко не только в увеселительном смысле) Нового времени. Нового времени во всех смыслах - и как нашего, действительно, нового, так и того, старого "Нового времени" (период 16-17вв), когда церковь и светские власти вели борьбу с остатками язычества и двоеверия, в том числе и с явлением скоморошества(9). И, как известно этот, Свистопляс всегда оставался для А. Башлачева "славным язычеством".
1.Например, А. Казилло (Италия) "Невероятная встреча итольянца с Башлачевым"/Русская рок-поэзия текст и контекст. Тверь 2005г.
2.Мифологичными в его древнем, серьезном значении, переплетающимися с магическими и религиозными представлениями. См. например работы Стеблина-Каменского или А.В. Платова.
3.В. Денисенко Эссе "Рок-это судьба".
4.Об этом говорится во многих работах посвященных христианизации Руси. Например, см. работы Фроянова И.Я., Голубинского, Рыбакова Б.А., Прозорова Л.Р.
5.Археологические исследования святилищ начала XIIIв. Приведены в работе Русановой и Тимощука.
6.См. например, статью Прозорова Л.Р. о двоеверии.
7.Старшая Эдда. И исследования по данному вопросу.
8.См. работы Д.Гаврилова, С. Ермакова, А. Платова и др.
.9См, например работу Белкина "Скоморохи", а также грамоты царя Алексея Михайловича.