- Бублик из астероидов, - задумчиво проговорил Том Раскос и со скрипом потер большими пальцами рук указательные, словно пробуя материальную неизвестность на ощупь, - космический десерт для черных великанов, живущих в черных дырах. Хлоп и съели.
-Рядом нет черных дыр, и свойств черной дыры рассматриваемые объекты не имеют, - безапелляционно заявил электронный мозг, отбрасывая лирические отступления человека как неуместную яркую обертку с подаренного осциллографа, - однако действительно видимая организация пространства напоминает тор, но тор не совсем обычный, для нас. Он не один, он множественен.
- Множественен? То есть мы имеем не один, а несколько бубликов вращающихся вместе. Та-а-к, где же они, и как они расположены, пирамидально друг над другом или вписаны один в другой, увеличиваясь по мере удаления от определенной оси? Сколько их?- космолетчик как всегда задавал несколько вопросов зразу, словно боялся, что может их забыть.
- Если бы было так, как вы предполагаете, то мы имели бы очень редко встречающуюся в пространстве систему, удивительное сочетание известных взаимно уравновешенных сил, но существующую по вполне стандартным законам как, например те же кольца Сатурна, несмотря на то, что в отличие от нашего примера они сжаты в диск. Однако в этом случае все не так. Данный тороид не просто объёмный, он имеет внутреннюю предельно организованную структуру. В нем все намного сложнее и его строение математически точно. Его структура развивается не наружу, а внутрь.
- Так. Остановись. Don"t say. Чем глубже в космос, тем меньше планет и больше вопросов, и тем меньше я понимаю,- перефразировал древнюю поговорку Том Раскос и добавил. - Давай-ка по возможности иллюстрируй свои данные на экране, так мне будет ясно, о чем идет речь. Сейчас твои схоластические рассуждения мне ничего не дают, мой опыт не готов к анализу твоих виртуальных данных.
Воздух заискрился, посветлел, виртуальный экран ожил, и на месте исчезнувшей траектории пути возникли столбики цифр и знаков. Символы первого столбика высветились, стали желтыми и послышался голос.
- Эти данные показывают упорядоченность структуры согласно...
- Нет, нет, нет,- непроизвольно замахал руками космолетчик, отчего изображение заплясало, бросаясь из стороны в сторону. - Я же просил. Иллю-стри-руй. Эти колонки знаков на экране я, в крайнем случае, могу принять за пчелиные соты, а не процессы, о которых ты рассказываешь. Я не могу увидеть в фрагменте двоичного кода изображение кита, разве только зебру, если постараюсь. Я не машина. Так что давай графики, модели и прочее, прочее. Все то, что для человека, то есть для меня, более привычно.
Колонки знаков рассыпались и вместо них, в воздухе заскользили изгибающиеся линии, выстраивая идеальный тор. Его четкая сетчатая конструкция не давала шансов творческому воображению художника, Гое, с его старухами и стариками здесь не место, но позволяло каждому разумному существу осознать геометрическое совершенство окружающего мира или представить его таковым.
Появление фигуры сопровождалось все тем же бесстрастным голосом машины.
- Данные полученные после исследования объекта показывают упорядоченность структуры согласно основным законам физики, законам, существующим на данном этапе развитии науки в этой части космоса. Однако по мере того как цивилизации, в том числе человеческая, продвигаются в новые области вселенной, эти законы или не действуют или действуют не так как на Земле. Вот и здесь, вполне правильная структура, с точки зрения нашей науки, в своей глубине несет непривычные для нас свойства и характеристики.
Скажем так, на изображении тор. Как известно эта фигура получается вращением образующей плоскости имеющую форму окружности вокруг оси, лежащей в той же плоскости, но не пересекающей окружность по центру, в противном случае вместо тора получиться просто шар. Если ось пересекает окружность или дотрагивается до нее всего в одной точке, то образуется закрытый тор, то есть фигура без отверстия посредине, но вогнутая в точках прохождения оси. Чем дальше ось проходит от центра окружности, тем больше вогнутость тора.
- Да, если не бублик то плюшка, - с улыбкой прокомментировал Том. Слушая четкое изложение фактов, он чувствовал себя учеником на уроке математики строгого учителя.
- Нет. Плюшка не имеет форму тора. У нее вогнутость не идеальна, к тому же вогнутость существует только у одного полюса оси, у другого ее нет.
Тому Раскосу стало неудобно за свои слова и сравнения. Шутить с машиной глупо и нерационально, юмора она не поймет, а своей педантичностью замучит, потому человек решил шутить молча, про себя.
- Если ось вращения не пересекает образующую окружность, то получается открытый тор, то есть фигура имеющая отверстие посредине.
По изображению тора с нарастающей скоростью побежала окружность, превратив сетчатый каркас в синий кистевой эспандер.
- То, что сейчас изображено на рисунке тор, но если заменить окружность кругом, мы визуально снова получим ту же фигуру. - На экране ниже закружился круг и тысячи его копий снова превратились в синий тор. Две абсолютно одинаковые фигуры зависли в пространстве.
- Внешне полностью похожие друг на друга они совершенно разные. Первая фигура тор - в середине пустая. Внутреннюю часть второй заполняют точки круга создавшего его и это уже не тор, а полноторий или полноторие. Поэтому ставить примером тора бублик неправильно, так как он заполнен внутри крошками хлеба. Бублик это настоящий полноторий со своими особенностями и характеристиками. Все эти фигуры и их разновидности не выходят за рамки обыкновенной геометрии, но перед нами в данном случае ни то ни другое.
Ниже синих фигур снова появился каркас тора.
- Даная система при всей ее привычной для нас форме построена ни окружностью, ни кругом. - На экране появилась линия образующей окружности зеленого цвета. В стороны от нее поползли, изгибаясь, новые линии и образовали уже знакомую фигуру, бортовая система продолжила. - Она построена тором. Скажем так тор первого порядка состоит из множества торов второго порядка, более того торы второго порядка не сливаться в единое целое при вращении как в известных нам фигурах, а существуют самостоятельно друг от друга. Таким образом, перед нами и тор и полнотторие одновременно, что не противоречит физике, но противоречит привычной для нас математике.
Том Раскос увидел вполне знакомую фигуру. Она была похожа на пожарный гофрированный шланг соединенный своими концами в единое целое.
- То есть в середине этот тор имеет туннель по всей окружности и к тому же частично заполнен. А чем? - выстрелил вопросом космолетчик.
- Он заполнен космической пылью, обломками разнообразных материалов от окислов металлов до глыб льда. Но это не все.
- Да, я понял, что не все, я даже уверен, что далеко не все, - вполголоса проговорил Том и сощурил глаза, всматриваясь в тор в торе.
- Торы второго порядка также состоят из торов, которые в свою очередь построены теми же фигурами.
- Ты хочешь сказать, что существую торы третьего четвертого пятого и так далее порядка.
- Нет, торов пятого порядка нет. В основе тора четвертого порядка обыкновенный круг, что дает нам обычный полноторий. Кроме того удивительно точна механика рассматриваемой системы. Каждый новый порядок торов меньше предыдущего в 360 раз, вращается по часовой стрелке на 45 минут быстрее предыдущего. В процессе их беспрерывного вращения происходят электрические разряди, и на всех поверхностях накапливается электричество, создающее электрическое поле. Это поле в свою очередь создает магнитное поле направленное внутрь замкнутого пространства.
- Объект обладает свойством самоподобия, значит это фрактальная система.
- Не совсем. Это ограниченная фрактальная система. В середине она действительно фрактальна. Но она имеет четкие начало и конец, похожая на ваши бронхи.
- Мои? - удивился Том.
- Человеческие бронхи, которые ветвятся, становятся меньше, но, в общем, имеют одинаковое строение, повторяя друг друга в меньшем масштабе, и ограничены трахеей вначале и альвеолами в конце.
- Тогда перед нами ограниченные фракталы.
- Да. Но тут есть еще одна особенность. Природные объекты не имеют идеальных абстрактных фракталов, они квазифрактальны, при развитии их структуры фрактальность исчезает или нивелируется, но в исследуемой нами системе фрактальность идеальна, словно построенная по определённой математической закономерности.
-Ты хочешь сказать, что этот объект имеет искусственное происхождение.
- Безусловно. Природа не строит вселенную с такой точностью, в пространстве это ни к чему. Для космоса сущность процессов более важна, чем форма. Впрочем, для космоса понятия важности чего-либо тоже не существует. Он не живой организм и ранжировать себя или процессы в себе не будет.
- Красота спасет мир, но не спасает вселенную, - подтвердил Том сказанное машиной.
- Красота относительная и субъективная категория, поэтому в физических величинах и явлениях она присутствует только как побочное явление, подтверждающее целесообразность происходящего. Или, как это не парадоксально временами, ее нецелесообразность. Вселенная по сути акрасотарна по представлениям разумных рас функционального развития.
- Почему же человек видит красоту космоса, наблюдая его с Земли или с борта космолетов?
- Он ее не видит, он - представляет. Красоту нельзя увидеть, ее можно только почувствовать. Источник красоты не мир, а человек. Кроме того человечество, единая раса из известных в изученном пространстве, которая испытывает чувство прекрасного наблюдая хаотичность и непоследовательность. Только художники с Земли изображают в своих картинах то, чего нет. Тем не мене именно такие алогичные картины считаются среди людей высокохудожественными, хотя с научной точки зрения, в большей части из них, действительно ничего нет. Большинство людей чувствуют красоту формы, и лишь единицы красоту смысла. Однако формы в основном стабильны, а смысл текуч и не постоянен.
Слушая рассуждения машины, Том понял, что ко всему прочему вместе с плохоньким космолетом ему достался в собеседники искусственный разум старого образца. Когда - то, во время конструирования первых небольших космических аппаратов, инженеры-программисты считали своим долгом создать управляющую систему способную поддерживать беседу на разные темы, чтобы по возможности скрасить добровольное или случайное одиночество скитальцев бесконечного пространства. Конечно, машина рассуждала в рамках заложенной в нее программы, используя обычную базу данных. Готовые фразы, выдержки с разнообразных источников, чужие мысли и знания, так что из этого. Огромная часть людей в прошлом, и сейчас оперирует теми же инструментами, готовыми познаниями предыдущих поколений, не вникая в их смысл и не придумывая ничего нового. Тем не менее, именно они считают себя человеком разумным, хотя больше похожи на человека - попугая, повторяя одно и то же от поколения к поколению, изменив всего лишь обертку. Именно теперь попугаи правят миром.