Boycow Nicolay :
другие произведения.
Философская энциклопедия
Самиздат:
[
Регистрация
] [
Найти
] [
Рейтинги
] [
Обсуждения
] [
Новинки
] [
Обзоры
] [
Помощь
|
Техвопросы
]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оставить комментарий
© Copyright
Boycow Nicolay
(
boycow@netman.ru
)
Размещен: 19/02/2003, изменен: 19/02/2003. 1198k.
Статистика.
Статья
:
Философия
Скачать
FB2
Оценка:
3.69*8
Ваша оценка:
не читать
очень плохо
плохо
посредственно
терпимо
не читал
нормально
хорошая книга
отличная книга
великолепно
шедевр
Аннотация:
Готов переслать
Свои мнения,пожелания и идеи по поводу новой энциклопедии
просим посылать по электронному адресу:boycow@netman.ru
ФИЛОСОФСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
Содержание.
А стр. стр.
Абсолют 1 Антиципация 49
Абсурд 4 Антропология 50
Абу-Бекер 5 Апатия 51
Августин 7 Апология 52
Аверроэс 10 Апологетика 54
Авиценна 11 Априори-Апостериори 55
Автодидактик 12 Апулей 55
Абеляр 14 Арабская философия 56
Автономия 16 Аристип из Кирены 57
Агриппа 17 Ареопагитика 58
Аг. Неттесгеймский 18 Аристотель 59
Адам 20 Архей 62
Адекватный 21 Архелай 62
Адрестейя 21 Архетип 63
Академия 22 Архит Таренский 64
Акиба 23 Аскетизм 64
Акроматический 23 Ассоциация идей 66
Аламбер 24 Атом 67
Альберт Великий 25 Аттрибут 68
Александрийская шк.27 Б
Аллегория 30 Баумгартен 69
Анализ 33 Бесконечность 70
Аль-Фараби 35 Башляр 71
Амелий 35 Бессмертие 72
Амоний Саккс 36 Бессознательное 73
Анаксагор 36 Беркли 74
Анаксимен 38 Беме 76
Анаксимандр 39 Библия 78
Аналогия 40 Благо 79
Английская филос. 41 Биология 80
Андроник Родосский 42 Бог 81
Ансельм Кентербер. 42 Бонавентура 82
Антиномия 44 Бруно 83
Антипатия 47 Буддизм 84
Антисфен из Афин 48 Буридан 85
- 02 -
стр. стр.
Бытие 86 Дунс Скотт 152
Бэкон Роджер 87 Душа и дух 153
Бэкон Френсис 88 Е
В Евгеника 156
Вера 89 Единое и многое 157
Вещество 91 Естествознание 158
Вид 92 Ж
Вико 93 Животные 159
Вина 95 Жизнь 160
Витгенштейн 96 Г
Вкус 97 Гадамер 111
Власть 98 Галилей 113
Внутреннее-внешнее 99 Гартман Эдуард 114
Возвращение 100 Гегель 116
Война 101 Гедонизм 119
Воля 102 Гельвеций 120
Воображение 103 Генетика 121
Вольтер 104 Геометрия 122
Вольф 105 Гераклид Понтийский 124
Вопрос 106 Гераклит 124
Время 107 Гипотеза 126
Врожденные идеи 108 Гносеология 127
Восточная философия109 Гоббс 128
Д Гольбах 130
Дао и даосизм 136 Государство 131
Дарвин и дарвинизм 137 Греческая философия 133
Движение 138 Гуссерль 135
Дедукция и индукция140 З
Демократия и десп. 141 Закон 161
Декарт 142 Зенон из Кития 163
Демокрит 145 Зенон из Элеи 165
Детерминизм 146 Знак и значение 168
Диалектика 147 Знание 169
Дидро 148 Заратустра 170
Диоген 149 И
Добро и зло 150 Игра 171
Долг 151 Идеализм и идеология 173
-03 -
стр. стр.
Идея 174 Локк 226
Иисус Христос 177 Лукреций 229
Имя 179 Лютер М 230
Информация 180 Маймонид 231
Индуизм 181 Мальбранш 232
Интуиция 183 Марк Аврелий 233
Иоан Скот Эриугена 184 Математика 234
Иррациональное 185 Материализм 235
Искусство 187 Мелисс 237
Ислам 188 Мера 238
Истина 190 Метафизика 239
История 191 Метод 241
Иудаизм 193 Мир и мировоззрение 242
К Мифология 244
Кальвин 194 Монада 246
Камю 195 Монтень Мишель 247
Кант 196 Мораль 248
Карлейль 199 Мысль и мышление 249
Карнеад из Кирены 200 Н
Кассирер 200 Наука 251
Катарсис 201 Немецкая философия 253
Категории 202 Неоплатонизм 254
Католицизм 203 Николай Кузанский 255
Кастанеда Карлос 204 Ницше О 257
Китайская философия 208 Образование 261
Коммуникация 210 Объект и субъект 262
Кондильяк 211 Оккам 263
Космология 212 Онтология 264
Ксенофан из Колофона214 Оптимизм и пессимизм 265
Культура 215 Орфей и орфизм 266
Кьеркегор 216 Ощущения 267
Л П
Ламетри 218 Память 268
Лейбниц 219 Парадокс 269
Литература 221 Парменид 270
Личность 223 Паскаль 271
Логика 224 Первопричина 272
- 04 -
стр. стр.
Пифагор 273 Спиноза 314
Платон 274 Стоицизм 315
Плотин 278 Субстанция 316
Позитивизм 279 Схоластика Т 318
Познание 280 Творчество 319
Политика 281 Телеология 320
Право 282 Темперамент 321
Православие 283 Теология 322
Природа 284 Теория и практика 323
Прокл 285 Уайтхед 324
Протестантизм 286 Удивление и ужас 325
Психология 287 Фалес 326
Р Фейербах 327
Равенство и рабство 288 Феномен 328
Разум и рассудок 289 Физика 329
Реальность 290 Филолай 330
Религия 291 Философия 331
Рефлексия 292 Фихте 336
Реформа и революция 293 Фома Аквинский 337
Робине 294 Хайдеггер 338
Руссо 295 Христианство 340
Русская философия 296 Цицерон 341
С Часть и Целое 342
Суицид 297 Шеллинг 343
Сартр 301 Шлейермахер 344
Сведенборг 302 Штирнер 345
Свет и тьма 303 Шопенгауэр 346
Секст Эмпирик 304 Экзистенциализм 347
Семиотика 305 Экономика 348
Сенека 306 Экспликация 349
Сковорода Г.С. 307 Эмпидокл 350
Смерть и смысл 308 Эпикур 351
Слова 309 Эпихарм 353
Сократ 310 Эстетика 354
Солипсизм 311 Этика 355
Соловьев В.С. 312 Юм 356
Софисты 313 Язык 357
Ясперс 358
А-первая буква многих алфавитов у разных народов мира.Эта
энциклопедия философских знаний о мире построена в алфавитном порядке.
Французское просвеще-
ние представляло уже миру философию от А до Я,запечатлев в знаменитой эн-
циклопедии Дидро и де Аламбера известные идеи и имена из области фило-
софии,социологии и других гуманитарных наук.В истории философии оста-
лись разнообразные примеры систематизации философских идей и зна-
ний.Многие современные учебные пособия по философии выстраивают свое
повествование на основании одной или нескольких удобных для их автора
идей,эти авторы следуют старой идеологической традиции,которая ограни-
чивает их мысль рамками общественной,религиозной или политической сис-
темой идей.Новый тип лексикона рассматривает философию как собрание
самых разнообразных идей,которые можно встретить в системах и воззре-
ниях мыслителей разных эпох.Лексикон представляет всем известные име-
на,прославлявшие философию в античную эпоху,использовавшие ее силу в сред-
невековую эру схоластики как служанку и возродившими ее былое вели-
чие в новое время.В лексиконе представлены и некоторые современные
мыслители,имена многих из современных философов оставлены без внима-
ния,так как их учения и мировоззрение не проверено временем,а кроме
того,их часто повторяемые мысли отражены во многих других критических работах
по философии.
Абсолют и абсолютизм-слова,имеющие один латинский корень
"абсолютум",обозначающий первоначально в латинском мире особую сущность,ос-
вобожденную от каких-либо рамок,окончательно сформированную и законченную.
Как существительное Абсолют обозначает в философии особенную субстанцию,которая
ни в мышлении,ни в самой действительности не только независима и безусловна,
но и сама служит основанием всего мыслимого и зависимого.Таким безусловным
миром по отношению к нашему,от которого зависят все мыслимые и не только
миры,выступает платоновский идеальный мир.Наш мир реальный,мир нашей мыс-
ли,воображаемый мир и все вещи,явления,входящие в их существование зависят
от абсолютного мира идей.Наш разум является мостом между идеальным и дейс-
твительным миром.Мышление находится в зависимости как от мира идей,так и от
мира вещей,который также зависим от абсолютного мира идей.И только сам иде-
альный мир независим и самодостаточен,являя собой абсолютную причину всего
сущего.Этот платоновский мир сам себя породил и сформировал,но наш мир может
- 2 -
не только черпать идеи для своего существования,а и быть следствием Абсолюта.
Наш разум стремиться к абсолюту и не может существовать без него.Без
Абсолюта наш разум теряет смысл в существовании,так как иначе выступает как
бесполезная сущность когда все в мире зависит от реальной причины,а не от иде-
альной сущности.Бесполезными становятся и другие понятия так называе-
мой системы идеализма.
Сама мысль,приходя из идеального мира,не может быть чем-либо ограничена,
кроме как самим человеком или реальными вещами этого действительного ми-
ра.Поэтому мысль остается в нас,становясь конечной для человеческого
разума. Абсолют учит мыслить безусловное и независимое,но безусловная
ограниченность человека во времени и пространстве рождает незаконченную
мысль,заключенную в разные формы.Формы существования мысли и есть сущест-
вование абсолюта в нашем мире.Мысль может облекаться в культурные,религиоз-
ные,мифологические и материальные формы.Музыка,поэзия,философия,наука имеют
свои формы облачения абсолютной мысли .Мысль выступает внутренним содер-
жание по отношению к внешней действительной форме.
Человеческая мысль может исходить и из уже существующих реальных форм,
так как они пришли в действительность из идеального мира помимо нашей воли,а
часто во времени до нас.Так появились все стихийные первоэлементы:во-
да,огонь,земля и воздух.Все эти стихии появились,если не раньше человека,то вместе
с ним,а поэтому они выступают для разума как абсолютные сущности.Они неза-
висимы и неограничены как в пространстве,так и во времени.Они независимо су-
ществуют даже в нашей мысли,так как безграничны,подобно идеям.Однако для них
Абсолютом будет идеальный мир,из которого они произошли.Уже сейчас
стихии существуют в нашем разуме благодаря соприкосновению его с идеальным
миром.Уже Платон заметил,что мысль рождается от соприкосновения разумной
части души с идеальным миром.Другая бессознательная и чувственная часть души
соприкасается с миром вещей,придавая тем самым необходимую для понимания
форму для мысли.Так рождаются реальные образы и философские понятия.С по-
мощью образов художник создает свою картину мира,а философ с помощью понятий
выстраивает свою систему.Труднее всего для философа составить понятие об Аб-
солюте или составить систему для абсолютного мира идей.Не хватит даже всех уже
существующих понятий,так как многие идеи,как грани идеального мира,еще не
высвечены,чтобы отразить Абсолют или втиснуть его в тесные рамки искусс-
твенной философской системы.Только по этой причине многие умы предпочитают
обратиться к абсолютному безмолвию,к идеальной тишине.Кое-кто делает попытку
возвысится над внешним и внутренним миром для того,чтобы помыслить Абсо-
- 3 -
лютный мир в полном объеме.Такой пример встречается и в греческой философии.
Так, некий мыслитель покинул тело и на крыльях души вознесся к бесконечному