Аннотация: Любовь в Киеве 70-80х годов не хуже,чем любовь в Париже. Неразрешимые загадки сознания.
В жизни романтиков случаются только романтические события
Л.Даррел
Часть I
Tertium gaudens
Девушка сидела на парковой скамье, сложившись к коленям, закрыв лицо руками.
-- Господи, господи, господи, как стыдно, -- быстро и очень тихо повторяла она, пытаясь успокоиться и прийти в себя.
-- Извините, пожалуйста, -- услышала она слева от себя негромкий мужской голос из темноты.
-- А! -- вскинулась она всем телом, вглядываясь против света в силуэт мужской фигуры. По пропорциям поняла, что это не те, от кого она убежала из ресторана. Она решила, что к ней пристает какой-то загулявший в парке мужик. -- Боже мой! -- Она метнулась в густые заросли, которые ночью выглядели, как остатки крепостной стены.
-- Простите меня, я не хотел Вас напугать, -- говорил мужчина мягким красивым голосом, оставаясь снаружи, не входя в тёмное пространство, отгороженное высокими, колючими, выстриженными секатором кустами самшита. -- Наоборот, -- продолжил он общение с невидимой девушкой. Она молчала, соображая, как выбираться из этой ловушки.
-- Вы испугались, -- печально констатировал он. -- Не надо. Уверяю Вас, Вам ничего не грозит. Я не маньяк. -- Он отошел к той скамейке, где только что сидела она. -- Конечно, я немного пьян и оттого веду себя нетипично, но, уверяю Вас, это не опасно для окружающих. Скорее, для меня самого. Что-то произошло там, наверху, -- продолжал он объяснять своё поведение. -- Нет, не на небе, а в зале на втором этаже. Я вышел из-за поворота, а там Вы трепещете, вся в золотых струях, как под солнечным водопадом. Это просто праздник какой-то! Помните, как говорил худрук Карабас-Барабас. Хотя он говорил о музыке, но я его понимаю. В кино в такой момент начинает звучать что-то очень лирическое, и камера кружится, как от шампанского. Как голова от шампанского.
Из-за кустов раздалось хмыканье.
-- Вы смеётесь или всё ещё плачете? -- спросил он. -- Наверно, Вы ушли давно, и мне только чудится, но я всё равно рад. Мне давно не было так весело. Я хотел бы увидеть Вас ещё раз хоть когда-нибудь, -- он вздохнул. -- Если бы я знал, как Вас зовут.
Фигура девушки появилась в арке между кустами. Сообразив, что он, действительно, пьян, раз говорит такие вещи, значит, догнать её не сможет, хотя она и в длинной юбке и на каблуках.
-- Вы здесь, -- обрадовался он и встал. -- Не волнуйтесь, я не подойду. -- Он любовался золотыми струями её плиссированной блузки, отражающими свет, горящий на террасе ресторана.
Его лица она не видела против света, но разглядела вьющиеся волосы и прямые плечи.
-- "Прямая линия плеча, обуженные панталоны. Вы могли бы быть примером для молодёжи", -- подумала она и улыбнулась. -- Я хотела бы выйти из парка и попасть на троллейбусную остановку.
-- Вы хотите, чтобы я Вас проводил? -- с энтузиазмом отозвался он. -- Понимаете, совсем уйти я не могу, меня там ждут, -- он показал в сторону ресторана. -- Но до ворот, пожалуйста.
-- Если Вам трудно, то не надо, -- спокойно сказала она и довольно быстро пошла по дорожке к выходу, стуча каблучками по асфальту.
-- Нет, мне совсем не трудно, мне приятно, -- приговаривал он, идя немного сзади, будто догоняя её, и любовался её лицом и фигурой в свете фонарей. До него долетал запах её духов, что-то манящее, лёгкое. У выхода из парка он не остановился. Они почти дошли до остановки троллейбуса.
-- Вы не назовете мне своё имя? Хотя, извините, я не представился. Нет, -- перебил он сам себя. -- В этом нет никакого смысла. Вы даже не посмотрели на меня. Зачем Вам моё имя? Зачем знать название того, чего ты не видел? А мне Ваше имя совершенно необходимо. Вы понимаете?
-- Лишь бы Вы понимали, -- отозвалась она, думая о своём.
-- Не понял.
-- У меня очень простое имя. В переводе означает "фиалка".
Они шли вдоль дороги, троллейбус приближался к остановке, она уже видела номер маршрута над лобовым стеклом.
-- А без перевода? На языке оригинала, так сказать.
-- Что? -- она покопалась в сумочке в поисках денег на проезд.
-- Без перевода на цветочный язык Вас зовут...,-- он ждал.
Девушка подняла голову и обернулась к нему, улыбаясь, собираясь назвать своё имя. Вместо этого, разглядев его в свете множества ярких фонарей, освещавших остановку, она изменилась в лице, произнесла:
-- О, нет! -- и побежала к троллейбусу, который, впустив её, тут же уехал.
Мужчина постоял пару секунд, осознавая случившееся, посмотрел на наручные часы и сказал вслух:
-- Если бы была полночь, я бы еще что-то понял: крысы, тыква, вместо золотой блузки синий комбинезон.
Вернувшись в ресторан, он подошел к коллеге, который курил на террасе и спросил:
-- Коля, у меня с лицом всё в порядке? Посмотри.
Тот посмотрел на него сквозь дым сигареты и винные пары, витающие в вечернем воздухе вокруг них, обошел сзади, потом всмотрелся в профиль и закончил пантомиму словами:
-- Рогов и копыт нет. Что я должен увидеть? Ты стал другим человеком?
Махнув на Колю рукой, он отправился в туалет и посмотрел на себя в зеркало. Всё было, как обычно: вьющиеся красивые волосы, печальные глаза, нос с небольшой горбинкой, яркий рот, белые ровные зубы, во время улыбки складочки в углах рта. Одет он был в приличный костюм. Правда, галстук отклонился от вертикали, и румянца на щеках многовато, но от этого дамы обычно в обморок не падают.
-- Не понял, -- прокомментировал он увиденное. -- Второй сюжет тоже отпадает: на чудовище я не тяну. Хотя на принца тоже не похож. Фиалка, -- мечтательно улыбнулся он своим воспоминаниям и пошел к столу, ближе к народу.
-- Где ты был? -- встретила его вопросом Таисия Викторовна, одна из подчиненных. Будучи близкой подругой его жены и его многолетней поклонницей, она в нерабочее время называла его на "ты", хотя он был директором организации, сотрудники которой в этот вечер праздновали в ресторане 50-летие завуча, заводного дядьки из военных, который обожал всякие шумные сборища и ухитрялся пригласить на них даже уборщицу из их училища.
-- Его воля, он бы и учащихся позвал, чтобы повеселились за его счет, -- думал директор, потягивая очередной бокал шампанского. Потом спросил, обращаясь к соседке, -- Тася, у нас в бурсе фиалки есть?
Дожевывая кусок сырокопченой колбасы, возбужденная выпитым Тася ответила ему вопросом:
-- Узамбарские? В смысле сенполии?
Он выразил на лице полное непонимание.
-- Фиалки узамбарские?
-- Может быть, -- отпив еще шампанского, сказал он. -- Какого они цвета?
-- А золотые? -- мечтательно спросил он, улыбаясь воспоминаниям под грустную музыку, звучащую в зале. Он смотрел на танцующих и представлял запах духов, исходивший от девушки на аллее, ласкавший его лицо, обещавший что-то незнакомое. -- Они пахнут? -- продолжил он расспросы.
-- Фиалки? Ты пьян, Лёва, -- остановила Тася поток радости в его душе. -- Тебе надо проветриться, -- решила она. Засунув в рот очередной кусок колбасы, она встала, схватив его за руку. Он послушно пошел с ней вдоль зала, мимо танцующих, мимо столика, за которым увидел Золотую Фиалку, трепетную, возбужденную, испуганную чем-то. За "её" столиком тяжело сидела группа тёмных мужчин.
Он с удовольствием прошел мимо и, попав на воздух, спустился по лестнице к кустам самшита.
-- Ты куда? -- пыталась контролировать его перемещения в пространстве Тася.
-- Посижу здесь, -- ответил он вполне дружелюбно и плюхнулся на скамейку.
-- Я сигареты забыла, -- женщина пошла обратно, оставив его наедине с воспоминаниями и ощущениями.
-- Фиалка, -- вздохнул он и закрыл глаза.
Когда открыл их, перед ним стояла Тася, прикуривая сигарету, которую потом сунула ему, вытащив из своего напомаженного рта. Он попытался возразить, что не курит, но подруга со знанием жизни заявила, что по пьянке курят все. Он с ужасом представил себе новую знакомую в расхлябанной позе с дымом изо рта и содрогнулся:
-- Неужели все?
-- Может, на тысячу один и не курит, но я с ним не знакома, -- падая рядом с ним на скамейку, вещала коллега.
-- Слава богу! Ты чуть не убила мою веру в людей.
-- Ты сейчас или странный или пьяный. Надо будет Риммку спросить, какой ты, когда пьяный. -- Она придвинулась к нему очень близко, -- или сам расскажешь?
При желании он мог бы поцеловать её. Их никто не видел. Он отодвинулся, посмотрел на проход между кустами, будто оттуда кто-то мог выйти, выбросил сигарету в урну, стоящую рядом, сказал:
--Извини, -- встал и пошел умываться. Он мыл лицо холодной, пахнущей железом, водой над не очень чистой раковиной и думал:
-- Ещё та не уехала, а эта уже так близко садится. Подруга!
-- Мама, какое женское имя означает "фиалка"?
-- Ты кроссворд решаешь?
-- Нет, хуже. Загадку.
-- Если не отгадаешь, голову отрубят? -- развеселилась мама.
-- Хуже.
-- По-моему, ты мне загадку загадываешь.
Он улыбнулся, поцеловал её в висок:
-- Найдешь имя, куплю твой любимый торт.
-- О, это серьезно. Но сегодня торта не видать. Пятница, -- объяснила ему она.
-- Не понял.
-- Библиотеки закрыты, дорогой. Придется походить стройной, а уж на выходных приблизимся к панкреатиту вплотную.
-- Как ты мрачно смотришь на мир.
- Это не заразно, мой мальчик. Жди результатов.
В субботу мама позвонила ему.
-- Тащи торт, Лев Александрович.
-- Говори!
-- Утром деньги, вечером стулья, -- процитировала мама. -- Вдруг тебе не понравится. Одни оперные мотивы: хочешь, Верди, хочешь, Чайковский.
-- Не понял.
-- Слушай, Виолетта. И немецкий вариант -- Иоланта.
Он молчал в трубку.
-- Не скорби так громко. Удовлетворюсь хорошим эклером из кулинарии на Крещатике.
-- Что-то не сходится.
-- Где? В загадке?
-- Там было что-то не соответствующее этим именам.
-- Или в ней что-то не соответствует им, -- подсказала мама весёлым тоном.
-- Да, -- машинально ответил он. И тут же очнулся, -- о чем ты говоришь, мама?!
-- Не волнуйся, я храню тайны лучше, чем пират, спрятавший клад на острове. Тащи пирожное. Пока.
Это было разочарование. Но как ни странно, оно не уничтожило и даже не сгладило те ощущения, которые поселились в нём. Ничего подобного он очень давно не испытывал. Незатухающая радость, легкость восприятия. Всё стало интересным. Повседневные рабочие хлопоты отступили, стали незначительными. Отъезд жены и сына за границу, который раньше воспринимался как обида, как унижение, перестал беспокоить вообще, будто они уже уехали. Больше всего новое состояние напоминало действие анестетика во время зубной боли. Стало хорошо. И вообще он стал другим: молодым, легким, весёлым. Он демонстрировал всем радость, которая в нём поселилась, улыбкой, возникающей вдруг, ни с того, ни с сего. Дамы стали смотреть на него с любопытством и с надеждой. Он похорошел. Даже коллеги по училищу заметили, что Лев Александрович изменился. Так он прожил несколько дней. Для него почему-то вовсе не существовал вопрос -- кто она? Мелочи, вроде возраста и адреса, никогда его не беспокоили с дамами. Но имя! У него была физическая потребность приложить название к тому, то крутилось в памяти. Пока хватало Фиалки, но хотелось избавиться от ботанического привкуса.
Через 10 дней он просто затосковал от желания её увидеть. Если раньше он перестал есть лишнее и начал бегать, то теперь он есть не мог вообще. Даже у своей любимой мамочки, которая заподозрила неладное.
-- Может, расскажешь? Тебе полегчает. Ты переживаешь из-за отъезда Риммы и Кирилла? -- грустно спросила она. Он посмотрел на неё, ковыряя в тарелке вилкой без всякого энтузиазма.
-- Боюсь рассказывать.
-- Тебя увольняют из-за их отъезда?
-- Пока нет. Дураков мало на моём месте работать. Это всё пустяки, поверь мне.
-- Ты стал шпионом, -- перешла на шепот мама, -- продал родину, желающим её купить, и продешевил?
-- Мама! Когда ты станешь серьезной? -- улыбаясь, спросил он, отлично зная ответ.
-- Посмертно. Но твердо обещаю, -- она поцеловала его в макушку.
-- Ты влюбился, наверно?
-- Угу.
-- Она замужем?
-- Понятия не имею, но вряд ли. Я тебе не расскажу. Боюсь растворить ощущения в словах.
-- А зовут её Фиалкой.
-- И это всё, что я знаю.
-- Только не говори, что познакомился с ней в ресторане. Я буду долго смеяться.
-- Ничего не скажу, потому что я с ней не познакомился.
-- Даже так. Хочешь, я угадаю?
Он вопросительно поднял к ней лицо.
-- Она молодая, красивая и грустная.
-- Откуда знаешь?
Мать вздохнула и забрала у него тарелку.
-- Чаю хоть выпьешь?
-- Лучше глоток компота, -- попросил он.
-- Пей и шагай. Не хватало тебе домашних сцен с Риммой Аркадьевной на прощание.
В эту ночь Лев Александрович видел сон. Молодой и лёгкий, вовсе не директор училища, а студент, он поднимается по роскошной мраморной лестнице их богадельни с толпой таких же безалаберных шумных оболтусов, а сверху вниз по следующему пролету сбегает Фиалка в чем-то невесомом золотом, парящем вокруг неё. Она улыбается ему и протягивает обе руки, чтобы он поймал её. Он ловит и кружит, прижав к себе её тонкое теплое тело. Она говорит ему на ухо, чтобы никто не слышал:
-- Угадал, как меня зовут? Это очень просто.
Он проснулся. Вспомнил то, что ускользало. Она сказала ему тогда вечером:
-- У меня очень простое имя.
Из тех двух, что нашла мама, ни одно нельзя назвать простым. Утром он сообщил ей всплывшую со дна памяти подробность. Ей самой уже было интересно. Она собралась на днях идти в городскую библиотеку.
В тот же день, выглянув из окна своего кабинета, он увидел, что его Фиалка идет вдоль фасада училища по противоположной стороне улицы к остановке транспорта. Он побежал по лестнице вниз, едва успев запереть дверь кабинета, чуть не сбивая с ног учащихся, поднимающихся ему навстречу. Сверху кто-то из преподавателей кричал ему о своём желании поговорить с ним, он обещал вернуться.
Высмотрев девушку в толпе, стоя на пандусе между колоннами, он побежал к трамваю, в который она вошла, и успел сесть последним. Пробравшись к ней между пассажирами, он встал позади неё и тихо сказал:
-- Здравствуйте, Фиалка, -- обращаясь к её затылку, который находился на уровне его подбородка.
Она вздрогнула от неожиданности, но не обернулась.
-- Не волнуйтесь, я поумнел. Не буду Вам показываться, днём тем более, -- говорил он, наклоняясь близко к её маленькому круглому уху. Она слушала, опустив глаза, и молчала.
Трамвай резко затормозил перед светофором, и девушку бросило ко Льву Александровичу. Она, не удержавшись за спинку сиденья, на секунду прислонилась спиной к его груди. Он придержал её за плечо. Её волосы цвета только что вылупившегося из скорлупы каштана прикоснулись к его лицу. Они пахли свежескошенной травой.
-- Извините, -- повернув голову в пол оборота, сказала она ему.
-- Что Вы! Было очень приятно. У Вас обворожительный запах.
Одну остановку они проехали молча. Людей в вагоне стало ещё больше, их прижали друг к другу. Он ощутил незнакомое волнение, спросил её шепотом:
-- Вы хоть раз вспомнили обо мне с тех пор? -- думая о том, что сейчас трамвай поднимется в горку, она выйдет и растворится в толпе на Крещатике.
-- Да, --тихо ответила она.
Он положил свою руку на её ладонь. Она не выдернула её, но и не посмотрела на него.
Тяни-толкай добрался до конца маршрута, пассажиры тугой массой вываливались на площадь. Вагоновожатый запер одну кабину и прошел мимо них в противоположную. Лев Александрович с девушкой шли к выходу последними. Он взял её за руку:
-- Я увижу Вас ещё?
Она улыбнулась, не поворачивая голову:
-- Не пожалеете потом?
-- Нет, -- успел сказать он. Девушка спустилась по ступенькам и, обогнув трамвай сзади, перешла дорогу в толпе пассажиров. Он сел на сиденье и смотрел ей вслед. Как же её зовут? Даже не спросил.
Лев Александрович вернулся в училище. Его уже ждал преподаватель эстетики, который готовил ежегодную, художественную выставку студенческих работ. Директор должен был одобрить всё, что с этим связано. Он с ужасом смотрел на всю эту самодеятельность: поделки, подделки и прочее. Обнаружил две картины, на которые можно было смотреть без боли. Одна из них - портрет, написанный явно по фотографии, а вторая - вид Киева.
- Я хотел бы за эту присвоить I место - показал эстет на пейзаж.
- Согласен. А кто автор?
- Гагарина.
- Знакомая фамилия.
- Что она делает у нас, я не знаю. Рисует, стихи пишет и вообще...
В кабинет вошла Таисия Викторовна со стопкой грамот в руке.
- Можно?
- Вот, Вашей Гагариной дадим I место. Директор согласен.
- Правильно, хоть один раз заслужено, -- отозвалась она. Исаак Аронович посмотрел на неё укоризненно и пошел к выходу, а она положила на стол директору стопку заполненных бланков.
-- Вот, Лев Александрович, надо подписать.
Он заглянул в бланк грамоты, лежащей сверху, и достал из кармана авторучку с золотым пером. Машинально подписывая одну бумагу за другой, не глядя в них, он спросил:
-- Тася, ты почему своих учеников называешь по фамилии? Я сегодня слышал.
-- А как прикажете, товарищ директор? -- ехидно спросила она.
-- Я тебе задал простой вопрос. Просто ответь. Ты же знаешь их по имени.
-- Конечно, знаю. Но если у тебя в группе 4 Ларисы, 3 Тани, 5 Лен, 4 Иры и 2 Наташи и всего несколько человек с непарными именами, невольно начнешь называть всех по фамилии. С некоторыми по имени вообще не договоришься. С Вениным, например, или с Лёнечкой Парко. Они тут же на "ты" переходят. Есть, конечно, уникальные фигуры, вроде Лурье. Его только господином можно назвать. Или Жорушкин.
-- Этот тот, что политэконома довёл? Хромой?
-- Да. Политэконом тоже... Как будто Жорушкин не прав, и у нас не государственный монополизм.
-- Тася, я тебя умоляю, ты хоть ему эту фразу не говори: настучит на тебя, куда надо.
-- На Гагарину он тебе не жаловался?
-- Нет ещё. Это твоя "лучшая по профессии"?
-- Да. Он с ней воевал сначала, а теперь на работу пригласил в управление.
-- Без диплома?
- Нет, после окончания.
- Уговорил?
- Не знаю. Она не скажет. Странная девочка.
- Гагарина. Из дворян или из космонавтов? - спросил директор, продолжая подписывать бумаги.
- А ты как думаешь? Видел её?
- Не помню. Наверно, видел где-нибудь на линейках, на собраниях. Слышу всё время. Вот эстет говорил про стихи сейчас.
- Картины, стихи - это не всё. Отличница сплошная, из принципа. Иностранные языки изучает. И красивая.
- Как это ты барышню хвалишь? Не слышал никогда.
- Люблю её. Уникальная девица. Знаешь, что она написала при поступлении, когда почерк проверяли? "Мне скучно, бес...Таков вам положен предел, его ж никто не преступает. Вся тварь разумная скучает..."
- Пушкин? - директор удивился. - Сколько же ей лет?
- Двадцать.
- Молодец. "И всяк зевает да живет - и всех вас гроб, зевая, ждёт. Зевай и ты", - процитировал Лев Александрович.
- Ты тоже знаешь? - обрадовалась коллега.
- С моей мамой я ещё не то знаю. Забирай, - он подвинул ближе к ней подписанные бумаги.
- Лёва, - Тася навалилась на стол, складывая грамоты, - как твоя мама реагирует на их отъезд?
- Адекватно.
- Мне Римка не говорит, когда. Сглазить боится.
- На этой неделе, - сказал он, не поднимая глаз. Медленно надел золотой колпачок на авторучку и покручивал её в руках.
- За Кириллом будешь скучать?
- Может ему там не понравится, и он вернется к нам с мамой, - Лев Александрович вздохнул.
- Ну да, не понравится. Ты сам-то веришь в то, что говоришь? - она выпрямилась, встала возле стола, за которым он сидел. - Потом женишься снова?
- Тася, имей хоть каплю такта, - возмутился он.
- Что ты разнервничался? Ухожу. Сочиняй речь, скоро грамоты вручать.
- Кошмар! - выразил он своё отношение к грядущему мероприятию и полез в ящик письменного стола, где хранил речи, сочиненные его мамой на все случаи директорской жизни.
Через пару дней директору понадобилось съездить на остров, на спортивную базу училища. Завуч уехал раньше и ждал его там. Выйдя из трамвая у Пешеходного моста, Лев Александрович поднялся наверх и пошел через реку на остров, наслаждаясь ветром в лицо, солнцем, простором вокруг. Один его школьный друг говорил в таких случаях: душа развернулась. На верхней точке моста он ощутил себя абсолютно счастливым, а посмотрев оттуда вниз, задохнулся от радости. Конечно, он мог ошибаться, и девушка, идущая ему навстречу, могла оказаться незнакомой, но желание встретить Фиалку именно сейчас было таким острым, ожидание таким сладким, что он отбросил все "может быть", перешел на ту сторону, по которой поднималась она, и остановился лицом к ней.
Разглядев знакомого на своём пути, девушка смутилась, пошла медленнее, засомневалась, не перейти ли на другую сторону дороги. Потом сообразив, что в этом нет никакого смысла, приближалась к нему, пытаясь спрятать улыбку.
-- Здравствуйте, -- пошел он к ней, когда между ними оставалось несколько шагов.
Она продолжала идти, улыбаясь и опустив глаза.
-- Я вижу, Вы рады, что мы встретились. И не убегаете.
-- Бесполезно. Не прыгать же в воду?
-- Конечно, не надо. Я прыгну следом, спасу Вас, как полагается, и стану героем. Мне дадут медаль "За спасение утопающего", вернее утопающей. Тогда Вам придется сообщить своё имя, если не мне, в знак благодарности, то уж точно, журналистам для заметки о моём подвиге в газету.
Она смеялась.
-- Вы ещё не знаете его? Забыли? Не искали.
-- Что Вы! Половина семьи, можно сказать, из библиотеки не выходит, просто поселилась там, спит между полками, но, увы. Те имена, что мы нашли, Вам не подходят.
-- Виолетту и Иоланту нашли?
-- Да. И ещё я думаю, почему Вы не спрашиваете, как меня зовут? Вам не интересно?
-- Это нелогично, -- просто ответила она.
-- Что? -- не понял он.
-- Спрашивать Ваше имя, не называя своего.
-- Может, назовете сейчас? Я бы знал, что петь по утрам, -- он любовался её свежим красивым лицом, развевающимися на ветру волосами. Ему страшно захотелось обнять её.
Она попыталась обойти его сбоку, но он ласково попросил:
-- Побудьте еще немного. Я Вас так редко вижу. И так случайно!
-- Вам не надо меня часто видеть.
Он, игнорируя её замечание, спросил:
-- Может быть, есть еще какие-нибудь подсказки, кроме цветочной.
-- Конечно, есть.
-- Скажете?
-- Pourquoi pas? Ведь это абсолютно безопасно, как я понимаю.
-- Ехидная Вы. Давайте Вашу подсказку.
-- Подсказка киношная. Слушайте внимательно. -- Лицо её стало весёлым и абсолютно детским. -- Южный город, печальная молодая дама, бывалый мужчина. Мораль: не так сталося, як гадалося.
-- Это всё?
-- Да. Хотя, нет. Фильм черно-белый. У меня такое же имя, как у исполнительницы главной роли.
Он задумался.
-- Не представляю, но знаю, кого озадачить.
-- Жену? -- спросила она, улыбаясь с иронией, и, опустив голову, пошла туда, куда направлялась до их встречи.
-- Что мне делать, когда я узнаю имя? Куда звонить? -- он пошел рядом с ней, заглядывая в лицо.
Она хмыкнула.
-- Вам нельзя мне звонить, особенно с работы.
-- Почему? -- удивился он.
-- Ответ станет очевиден.
-- А здесь Вы бываете часто? -- сменил он тему. -- Может быть мы встретимся на острове, погуляем.
Она не ответила и пошла гораздо быстрее. Он догнал её:
-- Постойте! -- встал совсем близко. Она отодвинулась к чугунному ограждению. Если бы он сделал еще один шаг, он мог бы коснуться её всем телом. Эта мысль беспокоила их обоих. Ей стало трудно дышать. Она опустила глаза, оперлась рукой на перила. Лев Александрович почувствовал непреодолимое влечение, накатившее волной. С трудом сопротивляясь ему, он быстро тихо говорил:
-- Посмотрите на меня! Скажите, что я Вас еще увижу! Когда? Пусть без имени. Мне хватит и Фиалки!
Она отрицательно покачала головой.
-- Вы замужем?
-- Нет! -- она испуганно подняла на него глаза. Встретившись с ней взглядом, он ощутил потрясение, будто всё внутри рухнуло. Лев Александрович положил руку на её ладонь, лежащую на перилах и почувствовал очередной удар по нервам, как от поцелуя. Она резко выдернула руку и быстро отошла от него.
-- Вам этого нельзя.
-- Почему? -- волновался он. -- Именно мне? Или никому?
Она уже удалялась по мосту вниз и, обернувшись, посмотрела на него, опасаясь погони. Он помахал ей рукой, чтобы она не волновалась. Девушка бежала по дорожке, ведущей к центру города.
Внутри у него бушевала настоящая буря. Никогда в жизни он не испытывал ничего подобного. Что это было вообще? Ему хотелось пережить это снова. Нет, переживать это снова и снова.
Когда она исчезла за поворотом, Лев Александрович попытался успокоиться, посмотрел на часы и пошел в противоположную сторону, на встречу с завучем и физкультурником, думая о том, что если работа мешает личной жизни, то нужно... А еще он подумал о том, что здесь, на острове, делала его Фиалка?
Вечером, едва переступив порог дома, он кинулся к маме:
-- Выручай! Очередная загадка. Киношная. Может быть, не придется дышать пылью по библиотекам, если угадаем фильм.
-- Торт срывается, -- с наигранной тоской смотрела на него мама.
-- Не срывается. Думай! Фильм черно-белый. Это сильно ограничивает круг поиска. Южный город. Сядь, думай.
-- Не нервничай, на тебе лица нет. Что значит, южный? Самарканд, Ташкент, Каир или Сочи, Ялта?
-- Печальная дама и бывалый мужчина, -- продолжил он.
-- Похоже на "Касабланку".
-- Мама, девушке двадцать с лишним, или без лишнего. Какая "Касабланка"?! Фильм, наверняка, советский.
-- Не нервничай, что еще известно?
-- Мораль.
-- Что? - развеселилась мама.
-- Мораль, -- повторил сын. -- Не так сталося, як гадалося.
-- Весёлая девушка -- твоя Фиалка. Это "Дама с собачкой". Может быть, она не случайно об этом фильме? Она не замужем?
-- Почему не случайно?
-- Герой хотел подгулять от жены, как всегда, а потом влюбился. Навсегда.
-- Мамочка, не отвлекайся! Кто играл главную роль?