Зло недолговечно. Никогда не суди о целом круге жизни, когда видишь лишь часть его.
Фрэнк Норрис
Сладкое зло - ортодоксально воспитанному уху непривычно слышать подобные сочетания. Но при ближайшем рассмотрении оказывается, что этот парадокс гораздо глубже, нежели стоило ожидать.
Удобно делить мир на черное и белое. Раз и навсегда расписаны роли, установлены координаты и табу. Для свободы выбора остается лишь механическая сортировка возможностей соответственно их расцветке. Простой и незамысловатый мир дуализма.
Но к сожалению или к счастью, реальность этой схеме редко соответствует. Слишком много причинно-следственных связей, слишком широк круг взаимодействия всего со всем. И добру, и злу приходится мириться с невозможностью окончательной самоидентификации. Даже инфернальный мудрец Мефистофель вечно хочет зла, но совершает благо.
Уподоблять наш мир дуалистичной схеме все равно, что уподоблять шахматы крестикам-ноликам. А что - две стороны имеются и клеточки надо занимать поочередно. Похоже? Не очень.
Каждый из нас, заточенных в оболочки бренной плоти бессмертных духов, сам строит для себя системы правил и законов. Кое-где они зачастую однотипны, кое-где сугубо индивидуальны - все согласно свободе воли. Всегда есть выбор.
На этом поле и сталкиваются извечные противники, стремясь обратить выбор каждого в свою сторону. И выбор этот должен быть добровольным. Здесь становится возможным появление сладкого зла.
Не стоит напоминать о лживости злых посулов. Они будут исполняться лишь до тех пор, пока это выгодно темной стороне. Тут речь немного не об этом.
Вспомним свой последний злой поступок. Последний грех. Не правда ли, до того, как он был совершен, он казался гораздо заманчивей? Обещал наслаждение? Манил? А потом...а потом ничего. В лучшем случае короткое удовольствие. Не более.
Сладкое зло эфемерно. Оно играет ненасытностью человеческих желаний, неизменно изображая недоступное желаннее и слаще того, что уже есть. Но поддайся ему - и обретешь пустоту. Гонись за ним - и это будет столь же разумно, сколь было бы гнаться за миражами в пустыне. Но ведь гнались. И погибали.
Затуманенный разум слаб. Ослепленный желанием, он не оценивает последствий, не думает о целесообразности, не рассчитывает. Немногие смогут плеснуть в костер желаний ледяной водой здравого смысла, прежде чем очертя голову бросаться за приманкой. И эти немногие всего лишь получают еще один шанс на успешную сдачу экзамена под названием жизнь.