Гастроли "той самой" хеви-металл группы в кинотеатре "Мир" предвосхищал ряд интервью. Дмитрий Варшавский, творческим псевдонимом которого и являлось когда-то словосочетание "Черный кофе", был вежлив и обходителен с орскими СМИ. После пресс-конференции репортеру "ОХ" удалось побеседовать тет-а-тет с постаревшей и располневшей легендой отечественного металла.
Улыбчивый, внимательный и спокойный Варшавский в черной майке с логотипом звукозаписывающей компании и мешковатых штанах пристроился на среднем из стрех приготовленных стульев. И налил минералки в ближайший из трех приготовленных стаканчиков. Два его музыканта не вышли в фойе кинотеатра и продолжали греметь на сцене кинозала, отстраивая инструменты. Ударника Анатолия Абрамова и бас-гитариста Ивана Михайлова Дмитрий уважительно называл "легендарными", но, судя по всему, они лишь помощники маэстро. Это Варшавский пишет тексты и музыку, исполняет солирующие партии на гитаре и поет неповторимым высоким голосом. Причем вкладывает в свои песни глубокий религиозный смысл, неожиданный для многих...
- Дмитрий, вы верующий человек?
- Люди все верующие, я неверующих не встречал еще.
- Но вы "практикующий" православный христианин? То есть участвуете в церковных таинствах?
- Ну, да... Да.
- Тексты песен "Черного кофе" благословляет духовный отец? Или сами себе выступаете цензором?
- Хм... (Д. Варшавский ухмыльнулся и почему-то задумался.) Мне сложно сказать. Не могу однозначно ответить на этот вопрос. В общем-то, у меня всё, конечно, в рамках...
- Творчество каких коллективов вас может заинтересовать... Тех, кто работает в схожем с вашим музыкальном жанре или тех, кто разрабатывает религиозную тематику?
- Конечно, в первую очередь по содержанию, по тексту. Музыка является всего лишь обрамлением, способом донесения до слушателя. Человек пишет тексты, соответственно - музыку, исполняет все это и получается рок-группа. Начинающим исполнителям я посоветовал бы задуматься, для чего они будут выходить на сцену. Если у них нет серьезной причины для этого, не стоит этого делать, потому что печально жизнь потом складывается.
- А что вас побудило выходить на сцену?
- Когда я начинал, у рокера вообще не было никаких перспектив выступать публично. Я говорю о начале 80-х. А вообще музыкой начал заниматься с 6 лет. С детства был пропитан классической музыкой и продолжаю ею заниматься до сих пор. Классическая музыка в традиционном исполнении "закончилась" давно уже, лет сто назад. Возродилась она в виде тяжелого рока. Христианского рока, конечно. Он и продолжает традиции классики.
- А что вы, все-таки, относите к христианскому року?
- Первая такая группа - "Black Sabbath".
- По-моему, это как раз антихристианская группа.
- Ерунда... (Усмехается.) Первая настоящая христианская группа. С нее начался христианский рок, который развивается последние несколько десятилетий.
- Кстати, существует мнение, что рок вообще не может быть, например, православным...
- Сегодня рок - это стилистика музыкальная. Слово утратило свое изначальное понятие.
- Во всяком случае, вы серьезно изучаете Православие?
- Да...
- Это особенно заметно по альбому "Они бесЫ", в котором есть серьезные подтексты. Но рядовой слушатель может не понять и даже не заметить вкладываемого вами сакрального смысла.
- Ну и хорошо, зачем "рядовому" это понимать...
- Кинчев не дает концерты во время многодневных постов, вы как?
- А я даю. (Смеется.) Потому что публика вряд ли вовлечена в эти посты. У него, может быть, такая миссия: вовлекать в них. Отлично, одобряю... Но у меня такой миссии нет на сегодняшний день. Если говорить конкретно о вовлечении в посты...
- А какая у вас миссия? Вы говорили, что помимо самовыражения пытаетесь что-то донести до слушателя...
- Ну, конечно.
- Что именно?
- Вот, что в моих песнях есть, то и... Ничего более. Там все сказано.
- До или после сегодняшнего концерта можно приобрести ваши альбомы?
- Нет, я не занимаюсь торговлей.
- Ваши выступления аскетичны визуально. А ведь небольшое шоу сыграло бы на продажу билетов...
- Моя музыка - это и есть моя реклама. А применять какие-то другие способы рекламы, например, через телевизор, - это не мое. Лишняя публика не нужна. Я через это проходил уже двадцать лет назад, когда все подряд посещали концерты. Сотни тысяч людей... И где они? Зачем я для них буду петь?
- Сейчас "Черный кофе" посещает с гастролями небольшие города?
- Мне-то нравится небольшие посещать. Но, в основном, объезжаем областные города России. За границу не хочу, даже на Украину. За последние семь лет были по три-четыре раза в некоторых мегаполисах. А, например, в Москве я очень мало выступаю. Потому что она переполнена концертами. Каждый день - сотни концертов.
- Ваша публика, это люди среднего возраста, которые знают "Черный кофе" по творчеству начала 90-х?
- Нет, как правило, молодежь. Которая следит за тем, что я делаю в последние годы. Они находят мои новые альбомы, знают наизусть мои песни. А людям постарше нужно по телевизору раскрутить группу, только тогда они придут на концерт... Хотя, конечно, есть и взрослые поклонники, "со стажем".
- Это для них в записи последних альбомов не используются синтезаторы и компьютер...
- Мне это совершенно ни к чему. В 90-х, когда все это только появлялось, я имел возможность со всем этим поработать в студии. И, в общем-то, исчерпал интерес к улучшению звука. В моих песнях это не нужно.
- А не боитесь стать "несовременным"?
- Я не стремлюсь быть современным. Что такое современность, то, что происходило последние сто лет или последние годы? Это же все относительно...
- Кстати почему некоторые элементы в вашей символике напоминают символы третьего рейха?
- Да? Где?.. А, вы, наверное, имеете в виду буквы в логотипе... Да, это готический стиль, по-моему, называется. В свое время сделали такой логотип...
- Не вы его разрабатывали?
- Нет, это художник, который делал оформление альбома. Я даже не был вовлечен в процесс. Не вижу в этом ничего фашистского.
- Вашим фанатам нужен концертный драйв или они готовы вдумчиво вслушиваться в тексты?
- Ну, это как хотят. Кто как реагирует, это индивидуально. В каждом городе, на каждой площадке свои традиции. Это больше связано с особенностями места проживания...
***
Через пару часов можно было судить об особенностях нашего города.
Аншлага не получилось. На концерт пришли, в основном, взрослые ценители творчества группы, поклонники светлого металла. Возрастная категория покупавших билет - от 25 до 40 лет. Заняты были самые дешевые, передние ряды (350 руб.) Места за 400 и 500 руб. мало пользовались спросом.
В фойе кинотеатра орских рокеров запускали по одному, охрана изучала содержимое карманов. В зал не разрешали проходить с сигаретами и зажигалками, пивными бутылками и банками. Но горючее можно было перелить в пластиковый стакан. Впрочем, с алкогольными напитками пожаловали единицы. Орские металлисты расселись в удобные новенькие кресла кинозала и приготовились трезво оценивать нестареющую классику жанра. Колбаситься в проходах "зрители" явно не собирались.
С небольшим опозданием появился Дмитрий Варшавский сотоварищи. Выскочив из-за спин сидящих в зале, невысокий лидер "Черного кофе" добежал по покатому полу до сцены, схватил гитару и без предисловий дал старт своему первому боевику. Его длинноволосые соратники в майках с далеко не православными рисунками оседлали барабанную установку, облачились в бас-гитару и плавно вступили в бой за своим лидером.
Только после первой композиции солист кратко пообщался с публикой:
- Орск! Вы лучшие!
На сцене он не улыбался, как во время интервью. Был полностью сосредоточен на своих руках. Он не думал об эффектности выступления. Лишь пару раз поднял гитару высоко над головой и удерживал ее на ладони под аплодисменты. Черный Кофе время от времени вскидывал вверх кулак с оттопыренным мизинцем и указательным пальцем, но это выглядело призывом чувствовать единение публики с группой. Публика тут же отвечала сотнями рук, салютующих рокерской козой. К христианству эти рога имеют мало отношения, но что ж поделаешь, особенности музыкального жанра...
Среди орских фанатов выделялся парень, который выбежал к сцене, но охранники вежливо усадили его в кресла. "Бесноваться" разрешалось только сидя.
Дмитрий Варшавский несколько раз выходил на бис, пока не включили свет, и толпа потянулась за автографами. Выступление прошло спокойно и цивилизованно.