Народ: 'Что написано пером, того не вырубишь топором'.
Инструкция по технике безопасности: 'Не стой под грузом и стрелой'.
Воланд: 'Рукописи не горят'.
А ежели это не рукопись, а, предположим, портрет - холст, масло, размер, подпись, год? Льняной холст на подрамнике.
Сгорит, или нет? Еще как сгорит! И дыму будет достаточно - грунт, краски, лак...
У одного моего коллеги (можно сказать, родственника) сгорели работы всей его жизни вместе с мастерской и всем, что там было. Остался один стол, запах от которого долгое время не давал забыть пожарное горе, пока я не упросил домашних его выкинуть. Возгорание так его потрясло, что он до самой смерти кисти в руки не взял. Жил - сильно талантливый человек. Умер - и... ничего не осталось. После художника должны остаться картинки.. Полотна останутся. Если не сгорят.
Бывает другое. Начнешь портрет, а натура пропала и вдруг, появившись, сильно выросла, или состарилась. Портрет пропал вместе с натурой. Не реалисту такой оборот непонятен - "Так крась без натуры!" Без натуры не могу! Мне, без натуры, неинтересно! Это же все одно, что вместо любимой, резиновая женщина... Включил воображение, остальное - дело техники.
А как вам понравятся искусственные цветы? А колбаса из салфеток с наполнителем из соевой муки? А...
В общем, реалисту подавай натуральное.
Бывает и так. Приходишь к заказчице договариваться о будущем портрете и она, поправляя складки шелкового халата, говорит мечтательным голосом: "Изображать меня моложе не нужно, но и так как... Вы нарисуйте так, чтобы я выглядела, как в молодости, но, так как сейчас..."
Как, так, сяк, так как ...
ВСЁ! Портрет сразу пропал вместе с натурой...
Бывает совсем по-другому.
В пору студенческого раздолья снимал комнату у одинокой, томной, совершенно исстрадавшейся дальней родственницы. Она уже четвертый месяц была одна и мучилась несовершенством женской доли. Я мучился голодом и отсутствием угла для раскрашивания. Меня ей порекомендовали. Как именно рекомендовали, не ведаю, но, судя по всему, хорошо. Чуть ли не с порога в мое сплюснутое студенческое нутро мягко влетели: котлетки, жаркое, бульончик, "наполеон" и вишневый компот. Примерно так имело место быть почти каждый день (ну, может за исключением "наполеона"). Через две недели ни одни брюки на мне не застегивались. Пробовал приводить нежданно соучеников - не вышло. Как только я входил вечером под сень ждущего меня чертога не один, на столе (уже на кухонном!) стояла банка килек в томате, тарелочка соленых огурцов, хлеб, маргарин и заварник с жидким чаем. Ребята сказали, что я заносчивый врун и совершенно не известно, куда меня все это может занести. Не лучше было бы для всех сменить месторасположение? Так я и рад был бы, но... Плата плюс кормежка были настолько комфортными, что при моих тогдашних денежных возможностях и зверском аппетите, решиться на такое без особых отягчающих обстоятельствах было делом немыслимым.
НО! Как всем пожившим гражданам хорошо известно - из обстоятельств наша жизнь и состоит.
В один из вечеров, особенно вкусно и как-то терпко накормив, хозяйка стала намекать. При всем положительном отношении до слабкої статi, женщины с усиками меня сильно тревожили совершенно в другую сторону. Каким же образом можно уклониться от дачи показаний? Для отказа нужна уважительная причина. А какая у студента в пору остолбенелой юности может быть уважительная причина?! Только смерть.
Пошел на балкон курить именно для подумать срочно.
В конце второй сигареты пришла простая, на мой взгляд, затея - отвлечь томящееся сердце хозяйки предложением изобразить ее портрет. Может это будет неким даром на жаждущий жертвы алтарь? Тем самым "жрица" хотя бы временно успокоится. А там видно будет.
Взял картон и сказал, что для серьезного портрета нужен эскиз. Один вечер набрасывал карандашом. Второй - тонко промазал одним цветом. Через неделю понял - или нужно заканчивать портрет, или...
Решил попробовать первое. Посадил натуру, выдавил краски, поставил на этюдник начатый портрет, сел. Сижу и твержу себе: "Не увлекайся, не увлекайся..."
До сих пор не могу понять, как можно красить с "холодным носом"? Вот, и в тот вечер начал красить осторожно. НО! ... Понимая ответственность задачи, все же не заметил как, увлекся. Даже забыл предложить натуре отдохнуть. А она, натура, незаметно для меня встала и решила посмотреть, что у этого претендента получается.
И как кульминация, как идея всемогущества рока из-за моей спины простерлась рука и, схватив портрет, разорвала его на куски...
Далее было предложено быстро собраться и "Чтобы духу твоего тут никогда!".
А ведь говорил же себе "Не увлекайся" ...
И портрет пропал. Вместе с натурой. Вместе с ее усиками. Вместе с котлетками и "наполеоном"...