Настало время отметить положительные последствия шокотерапии, вдохновителем и исполнителем которой был Е. Гайдар. Да, именно сейчас, когда помимо традиционных критиков с левого политического фланга его начинают охаивать бывшие политические и духовные единоверцы. Дело понятное: шоковой эксперимент над Россией не удался, экономика агонизирует, поэтому надо как можно быстрее и подальше от него отстраниться, приняв позу непримиримых критиков. И чем дальше во времени, тем больше будет объявляться охотников пнуть лежачего ногой.
Мое намерение молвить доброе слово об отдельных результатах шокотерапии отнюдь не означает, что я из-менил свое мнение относительно методов реформирования российской экономики. Ничуть! Воинствующий дилетантизм, экономическое невежество, абсолютное не-понимание (или намеренное игнорирование) российской специфики и махровый цинизм - все эти качества, считаю, сполна продемонстрировала команда Гайдара. Теперь в этом уже никого убеждать не надо. Прозрели... Вот и А. Солженицын тоже так считает, пробыв в "но-вой" России без году неделю.
Разумеется, главные достижения шокотерапии Е. Гайдар не устает рекламировать сам. Мы же поговорим о других, мало приметных. Командно-административная система выявила много уродливых явлений и в социальной сфере, и в экономике. Однако на первое место нужно поставить дефицит, породивший блат, множество форм распределительных систем - кормушек и кормушечек, задвижек, кранов и крантиков, при которых сидела несметная армия чиновников, в чьей власти находились все каналы товародвижения, товаропотоки. Своего апогея размах дефицита достиг в канун либерализации цен.
Специфическим видом дефицита были услуги такси, ну, собственно, как любой ходовой товар или услуга. Но этот вид дефицита все же был особенным. Кричащим, что ли. Или более досаждавшим - в общем, был больше других на виду. Наверное, в силу характера людей, его персонифицировавших. Сами таксисты образовали крепкую по своей иерархии, внутренней дисциплине и характеру деятельности касту, больше напоминавшую мафиозную структуру. Может быть, я не прав, характе-ризуя так негативно всю таксистскую братию. Может. Но мне почему-то не повезло встретить таксиста, который бы без кислой мины, с улыбкой, по первому требованию вез тебя по нужному адресу, взимал плату строго по счетчику и не навязывал (точнее сказать - не вымогал) свою цену, пользуясь безвыходным положением пассажира.
Вспоминается, как в годах 89-91-х, особенно благо-приятных для их профессии, таксисты дружно выступали против засилия кавказцев в Москве. Правда, только в связи с рядом убийств их коллег "чурками". Помните? Громили рынки, устраивали демонстрации у Моссовета, перекрывали своими машинами движение на ул. Горького, забывая при этом, что кавказцы были глав-ными их клиентами, приносившими основной доход.
Таксисты всегда с выгодой для себя использовали любой дефицит. Хорошее, доходное у них было место! Госмашина в безраздельной личной собственности: бен-зин дармовой; монополия на перевозки пассажиров; криминальные связи с преступным миром (как с Адама Козлевича началось, так, видимо, и не прекращалось) и милицией. У таксиста можно было достать все: нужна водочка - пожалуйста (особенно после объявления антиалкогольной кампании); желаете проституточку - нет ничего проще, отвезут по назначению и привезут обратно, а можно "обслужить" и прямо в машине; наркотики - нет проблем; дефицитный товар - мигом сосватаем и т. д. и т. п.
И вот грянула либерализация цен... Исчез дефицит товара, таксисты как посредники в их приобретении стали не нужны. Из-за дикого роста цен и сдерживания доходов населения его платежеспособность упала. Естественно, стали экономить, в том числе и на такси. Да и цена не стояла на месте - разве таксисты могут плестись в хвосте событий! Потом стал дорожать бензин...
Наконец, к исходу 1992 года грянула приватизация... Да, она также оказалась костью в горле таксистам. Им совсем не хотелось выкупать казенные машины, пусть даже по смехотворной цене. Для них это действительно был абсурд, который и в кошмарном сне не привидится. Это ж надо выдумать: выкупать машину, которая и так была твоя, в полном твоем ведении. Больше того, изъездилась голубушка - государство даст тебе другую, бес-платно. А теперь и старую, и другую, и... n-ую надо по-купать на свои кровные.
Вот и приуныли таксисты. Стало их меньше и как-то незаметно. Вспоминаю, как до либерализации цен в моем подмосковном городе, в какое время суток ни придешь на "пятачок", где у нас обычно тусовались таксисты, - всегда стоит 5-8 машин. И не оттого, что нет клиентов. Мы ведь как пассажиры им были не нужны, они обделывали более прибыльные делишки, чем перевоз клиента. А теперь на "пятачке" ни одного такси не увидишь. Их место заняли бывшие клиенты, только теперь они не пешие, а на иномарках.
Так вот, по прошествии двух с половиной лет реформ по Гайдару можно констатировать, что таксистская "мафия" сошла на нет. А может, просто померкла на фоне новых? Выбили у нее почву из-под ног, лишили питательной среды. Да и самих такси поубавилось - только изредка мелькнет в потоке авто обшарпанная "волга" лимонного цвета в шашечку...