Бровин Александр Михайлович : другие произведения.

Деревня.Часть вторая

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Жизнь в деревне:местные жители, понаехавшие, условия проживания и преимущества

   Добраться до деревни из Подмосковья (или Москвы - без разницы) можно двумя путями: по Новорязанскому шоссе, до Рязани, через Спас-Клепики и далее до Касимова. Или - через Электросталь с выездом на Егорьевское шоссе и далее прямо до Касимова. Я ездил и так и эдак. Через Рязань хуже - запутаннее и дольше по времени и расстоянию. А по Егорьевскому проще, выехал на него и пилишь по прямой до Касимова, не заморачиваясь о маршруте. Время в пути для меня почему-то стабильное: и летом и зимой, когда бы не выехал (утром, днём), в среднем 6 часов. С учётом двух-трёх остановок, конечно. Я быстро понял, что сама дорога до деревни не должна быть в тягость, поэтому в пути надо не гнать, а наслаждаться самим путешествием - любоваться природой, окрестными деревнями, слушать любимую музыку, обязательно сделать 2-3 остановки, размять ноги, побродить по лесу, постоять на берегу красивейшего озера Белое, наконец, просто перекусить. Я останавливаюсь три раза. Первый при выезде на Егорьевсое шоссе, второй - сразу за Егорьевском, и третий - на озере Белое.
   Проехав несколько раз от дома до деревни я приметил существенное отличие Подмосковья от Рязанской области. Сельское Подмосковье мертво! До Егорьевска жизнь в деревнях ещё теплится, многие дома обитаемы. Ну, это ближнее Подмосковье, откуда жители автобусами могут добраться на работу в Москву. А далее - тоска и ужас! Такое впечатление, будто едешь по вымершей местности. Деревни стоят одна за одной вдоль всей трассы, вплоть до границы с Рязанской области. Это 150-тый километр. И везде пустота, тишина и запустенье. Не видно людей, детей, машин перед домами. Зимой не дымят трубы в домах. Именно не дымят, потому-что эти деревни до сих пор не газифицированы! Всего в 100 километрах от Москвы в деревнях нет газа и люди отапливаются печками...! Особенно это заметно зимой, потому что, если дом не жилой, то там снег не расчищен перед домом, и печка не дымит. До 2007 года у меня в деревне тоже не было газа, сейчас уже 15 лет есть, а в дальнем Подмосковье так и не газифицировали. В природе ничего не исчезает бесследно. Как говорится: если где-то убыло, то в другом месте прибыло. В Подмосковье (да и не только здесь - по всей России так) демофашисты разорили и распродали все предприятия и совхозы с колхозами, людей выбросили на улицу. И заместо предприятий, совхозов, больниц, школ и детских садов, в англиях, испаниях, италиях, франциях, америках и прочих канадах, у наших "реформаторов" - чубайсов, абрамовичей, ротенбергов, усмановых и других таких же лиц с очень русскими фамилиями, появились дворцы, виллы, яхты циклопических размеров...
   Отъехав буквально 10 километров от границы Московской области, вглубь рязаньщины, попадаешь будто в другое государство. Здесь есть жизнь. Правда, дороги в начале 2000 годов были скверными: до границы Рязанской области ещё так-сяк, терпимые, а до Касимова - просто мрак! Одни колдобины. А потом всё постепенно изменилось. Сейчас от границы Московской области, вплоть до моей деревни, дорога идеальная (ну, в моём понимании, может просто я не видел настоящих дорог), можно гнать по трассе хоть под 200 км. Зимой её начинают чистить буквально через час после снегопада и выскабливают до асфальта. И у меня в самой деревне зимой регулярно ходит грейдер и расчищает улицы. В течении дня, после пурги, обязательно всё почистит. А нам остаётся только расчистить подступы к дому и гаражу.
   Деревни здесь обитаемы, по улицам пасутся козы, гуляют куры, утки , гуси и видны люди. Сейчас перед каждым домом стоит минимум одна легковушка. Огороды у всех вспаханы, посажены какие-то овощи. А в моей деревне в 2000 году вообще текла полноценная жизнь. Местные последователи Чубайса с Гайдаром ещё не успели развалить и распродать совхоз. Поля были засеяны различными культурами, огромное стадо коров каждое утро проходило по улице вниз на пастбище и большинство местных жителей ещё работали в совхозе. А потом здесь началась приватизация... Землю разделили и раздали работникам на паи, которую потом никто толком обрабатывать не стал. Да и не мог, не чем было, тракторов то ни у кого не было. Совхоз самоликвидировался, дойное стадо коров пошло под нож, жителям стало негде работать, молодёжь и работоспособные мужчины подались в города, в основном в охранники и на стройки. Остались одни старики. Им уже было не по силам держать дома скотину. До этого в каждом дворе была корова, козы, свиньи и всякая птица. Теперь ни сил, ни смысла их держать не было. Довольно быстро от коров и поросят жители избавились, оставив только коз и птицу. Сейчас и коз повывели, а корову держит только одна семья. Когда был жив совхоз, здесь функционировала школа-восьмилетка, был детский сад, медпункт, работал клуб с библиотекой. Умер совхоз, не стало работы, уехали большинство работоспособных и молодёжь. Школа и детсад опустели, потом закрылись. Школа вскоре сгорела, здания детсада и клуба забросили и растащили. А фермером так никто из местных и не стал. Землю-паи народ забросил, кто-то продал и стала бедная наша земля матушка зарастать бурьяном и березняком с соснами. Вот так демофашисты убивают русскую деревню... Сейчас от материального наследия совхоза остались одни руины: коровники, свинарники, мастерские, хранилища - всё разрушено, на их месте одни груды кирпича и металла, как после бомбёжки фашистами. Теперь здесь, в деревне работы нет никакой. Старики живут на нищенскую пенсию и огородами. Да, осталось несколько трудоспособных, ещё не пенсионного возраста мужиков. Они шабашники, самозанятые, по современному. Шабашат они строительством и ремонтом. Этой работы в селе всегда найдётся. Дома ведь частные, периодически требуют ремонта. Да и понаехавшие (это мы, не деревенские) очень активно обустраиваемся. Детей в селе практически не осталось и школьный автобус по утрам забирает только двух школьников. Из деревни в двести с лишним дворов только двое детей...! И кто после этого посмеет сказать , что русских целенаправленно не уничтожают? Летом, естественно, дети появляются, когда старикам сплавляют внуков из городов.
   Деревня моя растянулась по крутому берегу на целый километр с гаком. По нумерации в ней - 202 дома. Расположены они на четырёх улицах. На моей улице 24 дома. И только наша улица домами смотрит на Оку. Получается улица с одной стороной, другой нет, вместо неё обрыв. На других улицах дома расположены по обе стороны. Улицы очень просторные, широкие - около 50 метров. Напротив каждого дома противопожарная кирпичная кладовка. Сейчас народ их по разному использует. Кто-то - по прямому назначению, а кто-то превратил их в сарай или гараж. Центральная улица заасфальтирована, на других щебёнка, но они вполне проходимы даже после дождя. Мы же на горе. После любого ливня вода держится не более двух суток и дороги высыхают. При каждом доме участок не менее 25 соток. Им старики и кормятся, выращивая практически любые овощи. Я вот арбузы выращивал, а мой сосед даже виноград выращивает в открытом грунте. И ведь вызревает!
   В 2000 году улицы были чистыми. В смысле, перед домами не росли деревья и кустарники, никаких палисадников и заборов не было. Надо к кому то зайти - подошел к окну и постучал. Теперь нет, сейчас все стремятся спрятаться от посторонних глаз: понасажали деревьев перед домами, отгородились глухими высокими заборами из профнастила. Зачинщиками таких новшеств стали понаехавшие, а за ними подтянулись и местные.
   Проживают здесь в основном русские, но есть и национальные вкрапления. На моей улице живёт немецкая семья. Шумахер фамилия главы семьи. Да, да - однофамилец того самого шумахера-гоньщика. Не пьющий, воспитал двух детей. Дочка сейчас учится в мединституте в Рязани, а сын где-то здесь болтается, но тоже не пьёт, женился, дочка у него. Сам Коля Шумахер, лет 10 назад подался в Москву в охранники. А в прошлом году достроил себе второй дом на другой улице. Отличный, красивый кирпичный дом получился. Сейчас он живёт в нём, сюда, к сыну иногда только заезжает.
   Проживает ещё у нас молдаванин. Работящий и предприимчивый мужик, хорошо здесь развернулся. Он всё больше по машинам. В его автопарке два самосвала - Маз и Камаз, УАЗ-Фермер, большой новый трактор Беларусь и две вазовские легковушки.
   И уже совсем экзотика - здесь поселилась еврейская семья! Они мои соседи по участку. До прошлого года они, муж с женой, жили постоянно. На лето к ним приезжали внучки. Построили себе единственный в деревне двухэтажный особняк. Вообще то у них два дома. Они сразу купили два рядом стоящих участка с домами. Один дом снесли и на его месте построили в 2007 году особняк, а второй дом так и стоит в первозданном виде пустой. Участки объединили. По факту у них 40 соток, которые они совсем не обрабатывают. То есть, земледелием совсем не занимаются, только косят там травку. В прошлом году умер хозяин, его супруга осталась одна с таким большим хозяйством. И, видимо, в горести, решила уехать из деревни. Продала УАЗик, катер с мотором, всякие там триммеры, газонокосилки, бензопилы и прочие мужские "игрушки" (мужик у неё был мастеровитый) и выставила дом на продажу. Запросила за него 11 лямов - это в прошлом году, по тем ценам. Наверное, покупателей за такую цену не нашлось и она вернулась. Живёт одна. Весну и лето прожила. Посмотрим, останется ли зимовать.
   Есть и алкаши в нашей деревне... Ну как без них? Целых три. Два постоянно пьющие и один, который в завязке, но периодически "развязывается". Естественно, никто из них не работает. Я, как только здесь обосновался, по глупости, дал в долг одному из алкашей. И понеслось! Прохода не стало, постоянно стучали в окно, деньги просили. Еле отвадил, пригрозив навешать пиздюлей, если ещё раз появятся. После этого отстали, но долги ссуки так и не отдали.
   В наличии у нас и в разной степени не владах с головкой экземпляры. На моей улице живёт одна баба, лет под сорок, очень упитанная, оптимистичная такая, на Карлсона и лицом, и причёской похожая, вечно улыбается. Мы с ней только здороваемся. Непосредственная такая женщина: идёт, идёт по улице, потом вдруг, не осмотревшись, приседает, поднимает подол и справляет малую нужду где остановилась... Бывало и напротив церкви. Второй, кто не дружит с головой, это мужичок, тоже лет сорока, Володей его кличут. Живёт он один в хорошем доме. Он находится в постоянном движении. По утрам он пытается соревноваться со мной - кто первый встанет. И всегда проигрывает. Когда я уже возвращаюсь с "пробежки", он только выходит из дома. Движения его хаотичны и бесцельны: я его вижу то в одном конце деревни, то в другом, то идущим в магазин (по нескольку раз в день), то на автобусной остановке. А ещё он с радостью, добровольно взял на себя обязанность смотрителя церкви. Там он моет полы, убирает территорию вокруг церкви, зимой расчищает снег, топит печку, звонит в колокол, присутствует на всех службах и отпеваниях. И, кажется, был рукоположен в какой-то мелкий церковный чин. Ну, я его не раз видел в яркой оранжевой рясе во время крестового хода, где он шествовал с каким-то знаменем. Похоже, он нашел своё место в жизни.
   В третьем доме в начале главной улицы, живёт странная семья... Хозяина видно постоянно, он перманентно чинит очередную убитую машину. Запал он почему-то на подержанные ГАЗ-24 (Волга). Гаража у него нет, поэтому чинит он их на улице, перед домом, в любое время года и в любую погоду. Машины всегда у него стоят расхристанные, с открытыми дверями и капотом, инструмент разбросан вокруг. И всё это под дождём или снегом. Он нигде не работает, даже не шабашит, а постоянно возит на прицепе то металлолом, то какой-то хлам, то брёвна, доски от старых домов. Ну это понятно, газа у него нет и дом отапливается печкой. Жена его то ли сама прячется, то ли он её прячет, но из дома она никогда не выходит. Соответственно, в магазин и на базар тоже не ходит. Её почти никто не видел. А я видел её за всё время (22года) только один раз, мельком, даже не успел разглядеть. У них двое детей, девочка и мальчик. Мелкие, как и их отец. И отнюдь не стройные и не вышли личиком. А судя по выражению лица и по поведению - немного дебиловатые. Девочка то оказалась у них скороспелочкой... Родила в 13 лет! А дело было так... Она запала тут на одного парня, с этой же улицы, которому было на тот момент 15 лет. Просто преследовала его. Он стойко все её домогательства отвергал. А когда она забеременела и её припёрла к стенке милиция, с вопросом: кто тот негодяй, что тебя обрюхатил, то она указала на того парня за которым так безответно бегала. Бедный парень, натерпелся страха от вызовов в милицию. Спасли положение родители парня, которые круто поговорили с родителями девки, вдолбив в их тупые бошки, что правда легко откроется после генетической экспертизы. Созналась таки деваха, что приблудила она с соседским мужиком. Правда, без насилия с его стороны, как говорится, по обоюдному согласию. Дяденьке впаяли срок за педофилию. Или как там - за совращение несовершеннолетних? Он уехал на зону, а она благополучно родила девочку. Вот такие дела...
   В 2020 году у нас произошла большая трагедия - погибли сразу пять молодых людей. Четыре парня и одна девушка, жена одного из парней. Сиротами остались две малолетние девочки. Все они были расстреляны из помпового ружья одним уродом, работавшим санитаром в психушке. Что там доподлинно произошло, я подробностей не знаю. Чем-то они ему не понравились эти молодые ребята. Отпевали их в нашей церкви, похоронили на нашем кладбище. На похороны собралось уйма народу. Даже ОМОН подогнали, опасаясь каких-то беспорядков. Как-то опустела и осиротела деревня после этого...
   Про рыбалку. Ока вон она, внизу, в 300 метрах, плюс куча озёр. Ну как тут без рыбалки? В детстве и юности я страсть как любил рыбалку. Ни одного водоёмчика, нигде не пропускал, чтобы не закинуть удочку. Однако рыболовом я был плохим: примитивные снасти, однообразная наживка (дождевые черви). Поэтому я никогда не был с хорошим уловом. Так, одну-две если поймаю - и то хорошо. В 1997 году я купил себе УАЗик-санитарку (буханку), с задумкой ездить на рыбалку в труднодоступные места. Вы будете смеяться, но за семь лет, что у меня была эта машина, я только ОДИН раз целенаправленно съездил на рыбалку! Приехав сюда, от былой моей рыбацкой страсти ничего не осталось. Казалось бы, вон река, озёра - иди и лови до посинения. Ведь всё же есть для ловли: пара спиннингов, три удочки, донки, бредень и верша. Даже резиновую лодку с мотором приобрёл. Ан не хочется, лень. Нет, конечно, пару раз за год я спускаюсь до воды, сделаю с десяток забросов спиннингом, посижу с удочкой. Поймаю, конечно, хоть одну щучку или судака. Ну что это? Кошкам на один зубок. А другие здесь рыбалкой увлекаются серьёзно. Ловят почти в промышленных объёмах... Сетями, конечно. Их трое. Два ловят профессионально, поэтому уловы у них приличные, килограмм по 30-40 за раз приносят. Профессионально - это значит у них в наличии прекрасные снасти, лодка или катер и хорошая, высоко проходимая машина, на которой они могут попасть в труднодоступные места. А третий - "безлошадный". У него внизу, в болотцах, припрятана деревянная лодка и он с парой собутыльников пешочком иногда ходит на рыбалку. Куда девают такой улов наши "профессионалы"? Ну, во-первых они рыбачат не часто (основная путина здесь бывает в весеннее половодье, рыбка вся с икрой) с понятной только им периодичностью. Во-вторых, пойманную рыбу они продают по знакомым или на базаре. И себе оставляют, в основном сушат. Есть среди рыбаков и категория удочников. Это те, которые ловят на спиннинг или удочку. Здесь у каждого в наличии маленькая резиновая лодка. Они её кидают на багажник машины и на ней где-то промышляют. На жарёжку себе и кошкам всегда привозят. А есть пара атлетов, у них нет машин, они взваливают эту лодочку на спину и пешочком топают к реке. Из приезжих, заядлый рыболов тут только один, Олег. Он москвич, сюда перебрался, с его слов, из-за любви к рыбалке. Действительно, рыбачит он каждый день, по два раза. Утром, с восходом солнца, он уже гремит на колдобинах своей пластиковой лодкой, которую таскает в прицепе. Ловит до восьми утра. Потом едет на работу. И ещё, поле работы, где-то в шестом часу, он едет на вечернюю рыбалку до захода солнца. Зимой он тоже каждый день ловит: седлает свой снегоход и на Оку или Старицу катается. Там подлёдным ловом промышляет. Но, сдаётся мне, он не только из-за рыбалки перебрался сюда. Насовсем: продал квартиру в Москве, вырученных денег хватило на покупку дома, кроссовера "Хюндай" и снегохода. Всё-таки основной причиной его переезда сюда, я думаю, стала болезнь его супруги. Она злоупотребляла и Олег просто её прятал. Я её всего несколько раз видел, когда она пела в церковном хоре. Да, Олег и его жена, глубоко верующие люди. Он каждое воскресенье посещает церковь, где поёт в церковном хоре. Здесь он зарабатывает себе на хлеб строителем, шабашит в какой-то бригаде. Весной этого года, он похоронил жену... Я слабо разбираюсь в рыбном разнообразии, хотя, щуку могу отличить от сома, окуня или леща. Здесь в Оке и озёрах много чего водится, даже есть осетровые. На всё рыбное могообразие можно полюбоваться в базарные дни - в среду и субботу. Много её предлагают. Особенно преобладают почему-то щуки. Бывают экземпляры по полтора метра!
   А что у меня в деревне с охотой? Есть, есть она. Есть на что охотится и есть кому. Ну, прежде всего, конечно, здесь много водоплавающей дичи: утки и гуси. В середине лета дикие утки смело подплывают к рыбакам, в надежде поживиться чем-нибудь. Я, например, в отсутствии клёва, скормил им всю приманку. Гуси более осторожны, они ближе чем на 50 метров человека не подпускают. И куропаток у нас много. Они меня постоянно пугают... Идёшь по полю, любуешься природой, задумаешься так о своём. И тут рядом с тобой, буквально в пяти метрах, с громким шумом стартует стая куропаток, не меньше десятка. Очень, я скажу, впечатлительно. Однажды зимой, прямо к моему дому, прилетела стая куропаток и сала что-то искать под берёзами. Я даже успел заснять их на видео через окно. Водятся у нас и зайцы с лисами. Зимой я их часто вижу в поле. Копытные тоже есть. Они иногда перебегают дорогу перед машиной. Кабанов не видел, а вот лоси и какие-то козочки присутствуют в наших лесах. Никак не могу привыкнуть, что в один из дней, в конце августа, просыпаешься от дикой канонады. Оказывается это открылся сезон охоты. Палят внизу по всему горизонту с утра до вечера. Охотой не интересуюсь, поэтому и нет у меня знакомых среди них, соответственно и нет охотничьих рассказов.
   До семидесятых годов прошлого век, здесь ещё стояла большая красивая церковь. На самом высоком месте, прямо на краю обрыва. Красивая, говорят была, белокаменная. И пароходы, проплывая мимо, всегда салютовали продолжительным гудком. Но в 70-м году её сломали под ноль, остался один фундамент. Церковный купольный крест перетащили на кладбище. Он там при входе стоит. Раритетная вещь! Он же сработан в 19 веке: огромный, кованый, на заклёпках. А кирпичи народ растащил по кирпичику, кому что приглянулось. Мой бывший хозяин Василий, перетащил себе церковные ступени от входа в церковь. Они и сейчас у меня перед входом в дом лежат. И ещё я нашел на чердаке небольшой церковный колокол. Я попам его отдал. И вот, в 2012 году народ решил восстановить церковь. Конечно, воссоздать что было у нас не хватало ни сил, ни средств. Поэтому решили построить небольшую деревянную церквушку. Нет, не на месте разрушенной, а чуть в сторонке, метрах в 10, прямо на месте прицерковного кладбища, на костях умерших. Взялись всем миром: собрали немного денег, мужики пришли со своим инструментом, кто-то пригнал экскаватор, вырыли котлован под фундамент, завезли песок, щебень. У меня в то время был грузовой Фольцваген и я обслуживал стройку, вывозя мусор, привозил стройматериалы и прочие грузы. Официальная церковь ни копейки денег на такое благое дело не дала. Всё делалось и закупалось на наши деньги. Почти еженедельно, инициативная группа ходила с шапкой по домам и клянчила пожертвования. Как это похоже на современную РПЦ! Ни какой материальной поддержки верующим, всё за их счёт, всё за дарма, на халяву. Да и попы ведут себя недостойно, беря пример с еврейских раввинов. Наш поп НИ РАЗУ не пришел помогать верующим в их святом начинании. Не перенёс ни одного кирпичика или досточки, не забил ни одного гвоздя, не взял в руки грабли для уборки мусора. Короче, не вдохновлял народ личным примером. Почему так? Почему католические священники не гнушаются простой работы, а наши попы демонстративно её игнорируют? Ну, хоть бы раз наш поп воодушевил народ своим примером. Покосил траву хотя-бы, поколол дрова. Нет, максимум физических усилий на которые он сподавливается - это помахать кадилом. И после этого у него хватает наглости учить нас жизни... Из-за того, что строительство финансировалось за счёт пожертвований, то стройка сильно затянулась. Соберут немного денег - поставят сруб. Ещё раз соберут - поставят крышу. И так далее, строили по частям. И только в этом году закончили. Вокруг разбили цветник... получилось в целом красиво. А службы здесь начались как только поставили крышу. И продолжаются регулярно. Само собой и отпевания делают. К сожалению, довольно часто...
   Подружился я здесь с местным поэтом, Виталиком Алёшиным. Мы почти одногодки. Жил он на мой улице, в конце. Колоритный был мужчина! Высокий, статный, красивый, с большими голубыми глазами. Он здесь родился, был пятым ребёнком в семье. Как и большинство сельской молодёжи, получив здесь среднее образование (он окончил техникум) подался в дальние края в поисках лучшей жизни: поработал 10 лет в Брянске, 5 лет в Рязани и ещё в каких-то городах. Работал и сварщиком, и плотником, и начальником цеха... Сюда вернулся после выхода на пенсию. Был женат, от этого брака у него дочь. Развёлся, так как сильно выпивал. Жил здесь один, начал реставрировать дом: заменил фундамент и нижние венцы, поставил новые окна, двери, перебрал полы. Осталась только внутренняя отделка. Не успел, умер от сердечного приступа в 13 году. Я первый раз общался с настоящим поэтом. Он был каким-то не от мира сего, в прошлые времена сказали бы - блаженным, обладал феноменальной памятью, беспрерывно читал мне наизусть свои стихи, досконально разбирался в христианской религии (подозреваю, библию знал наизусть), и очень её критиковал, увлекался космогонией - даже читал мне целые лекции про устройство вселенной... Я, к своему стыду, ничего в этом не понимал. Однако, совсем забыл про его стихи. Местные женщины, вспоминая Виталика, отмечали, что он постоянно читал им свои стихи. Естественно, он делал попытки публиковаться, стучался не в одну редакцию, что-то было напечатано. Однако, он не любил об этом вспоминать, как-то уходил от разговора. Но тут, на днях, его бывшая подруга юности приоткрыла мне завесу тайны с его попытками опубликовать его стихи. В то время он сильно пил и "добрые" люди не дали пропасть его таланту. Они предложили ему продавать им его стихи за денюжку. Потом они публиковали их в Рязани и Касимове, но под своим именем. Фактически, Виталик был у них литературным негром. Я успел сохранить кое-что из его литературного наследия. Он отдал мне часть своих рукописей. Остальные, говорит, сгорели - ну, как это водится во всей поэтической и писательской среде. Успел я записать и несколько видео с его монологами про религию и вселенную. Умер он в одиночестве, в смысле, дома, один на один со смертью. Нашли его на второй день. Народ смотрит, что в доме у него днём горит свет, и его самого уже второй день не видно, забеспокоились, заглянули в окно, а он сидит за столом недвижимый. Здесь все так умирают одиночки. Долго в жмуриках не лежат в доме: день-два - и кто-нибудь обнаружит усопшего. Не то, что в городе, там умершие в квартирах одиночки зачастую лежат месяцами, пока вонь от разложившегося трупа не задушит весь подъезд. Похоронили его рядом с кем-то из родных. За могилой из родственников никто не следит, она вся заросла. Только я, раза три за год навещу его, травку порву, цветочков полевых принесу... Я тоже для себя решил, что держаться буду здесь один, до конца, детей напрягать своими болячками не буду. Упокоюсь, знакомые найдут, позвонят детям и ещё кому надо. Я всех уже предупредил, как и что надо делать. Ну, а детишки приедут, закопают меня рядом с Наденькой и всё... Без ужасных хлопот и расходов. А потом, надеюсь, раз в год будут навещать нас.
   Родственники Виталика дом продали быстро. Купили его москвичи. Двое, муж с женой. Пенсионеры. Она была какая-то большая шишка в налоговой. Даже воинское звание имеет, не то майор, не то капитан. Муж у неё татарин. В общем, деловитый, не пьющий и не курящий. Но немного национально озабоченный, живёт по Корану. Видимо, плодотворно поработала в налоговой новая владелица дома Виталика Алёшина. Они отгрохали себе огромный дом. Наверное, 15х15 метров, пять комнат + шикарная, просторная (ну, никак не на двоих) баня + большой ангар и ещё какие-то постройки. И всё это на двоих! Зачем? Детей то у них нет, никто к ним не приезжает. Справедливости ради, надо сказать, что они не одни такие в своём стремлении иметь огромные апартаменты, без какой-либо разумной надобности. Почти все понаехавшие так строятся.
   Откровенно говоря, местные не любят нас, понаехавших. Я их прекрасно понимаю. Здесь живут простые труженики, тунеядцев нет. Они и их предки веками горбатились на земле, чтобы худо-бедно прокормиться. А тут приезжают какие-то хмыри с толстыми кошельками, скупают за бесценок дома, возводят хоромы, каковые деревенским и не снились, гоняют на очень крутых кроссоверах, квадроциклах, снегоходах, мощных катерах. Их дети и внуки выпендриваются перед местными на навороченных велосипедах, байках и мотоциклах. Есть такой закон перерастания количества в новое качество. На примере понаехавших, он явственно проявляется. Сейчас в моей деревне понаехавших стало больше, чем местных. Такая же картина и в окрестных деревнях. Не берусь судить за другие места даже в пределах Рязанской области, может там по другому. Ведь у меня здесь, по факту, элитное место: изумительная природа и ландшафт местности, идеальная экология, благоприятный климат, хорошие дороги, развитая транспортная и торговая сеть, медицинское обслуживание, да и столица не далеко. Наконец - люди, преимущественно русские. Они качественно отличаются от московских и подмосковных. В хорошую сторону, конечно. Они ближе к типажу советских времён. В них нет гнилой жидовинки москвичей, они мягче, проще, терпеливее, честнее, добрее, и в любой момент готовы помочь... Так вот, когда количество понаехавших стало больше, чем местных, то начались проблемы везде. Они же дополнительная нагрузка на всю жилую инфраструктуру: водоснабжение (особенно в летний период), санитарию (канализация, мусор), электроснабжение, дорожную сеть, торговлю и медицину. В пяти километрах от меня рабочий посёлок Елатьма. Небольшой, там не более 10 тысяч жителей. И ни какой он не рабочий. Нет в нём ни фабрик, ни заводов, кроме маленького предприятия по производству медицинских приборов здоровья, где работает не больше 300 человек. Однако, в этом "рабочем" посёлке целых четыре вышки сотовой связи, такие высокие, стандартные, ну, как везде. Хотя в моём родном Подмосковном 200 тысячном городе всего одна... Да, здесь нет проблем с сотовой связью и интернетом, всё работает чётко, "мёртвых" зон нет. И ещё, здесь отгрохали большой спортивно-оздоровительный центр, в котором есть секции борьбы, бокса, каратэ, плавания, гимнастики, фитнеса. Естественно, сауны, массажные кабинеты, бассейн. И торгаши здесь не отстают. В таком маленьком посёлке, в 200 метрах друг от друга разместились два сетевых супермаркета: Магнит и Пятёрочка. И ведь не пустуют. Именно посещая их, наблюдаешь удручающую картину. Во-первых, в посёлке и окрестных сёлах совсем не осталось молодёжи и детей, процентов 90 посетителей - это старики. И во-вторых, эти старики в основном понаехавшие. Денег эти старички не считают, берут килограммами дорогие сыры, колбасу хорошую, водочку дорогую, фрукты редкие и дорогие (черешню, персики, киви...), ну и прочую вкуснятину. А что, пенсии у них большие, и накопления наверняка поди есть - чего ж не по шиковать. А в это время за такой пенсионеркой у кассы, стоит кто-то из местных, считая копейки за десяток яиц и буханку хлеба. И как местный житель должен относиться к таким людям? Минимум с неприязнью. Аналогичная ситуация с поликлиникой и скорой помощью.. Нагрузки на них сильно возросли, так как понаехавшие это в основной массе старики с кучей разнообразных болезней. А ещё в этом посёлке два раза в неделю - среду и субботу работает базар, наподобие тех, которые были в каждом городке в середине 90-х годов, обычно при станциях. Продавцы приезжают из окрестных городов. Они мигрируют и города в город, поскольку базары в тех городах проходят в другие дни недели: понедельник и пятница - в Гусе железном, Четверг и вторник - в Туме, в воскресенье - в Касимове, в среду и субботу - у нас, в Елатьме. Базар богатейший. Здесь можно купить всё: мебель, хозтовары, обувь, любое тряпьё, мясо, корма, птицу (живую), саженцы, рассаду, цветы, продовольственные товары, овощи, фрукты, свежую, ещё живую рыбу и прочее. В летние месяцы, когда из городов привозят детей и деревни заполняются ими и сопровождающими родителями, базары особенно впечатляют. Машину за километр приходится парковать, чтобы попасть на базар. Эту идиллию немого подпортили странные "экскурсии" в Елатьму. Помимо экскурсионных автобусов с нашими туристами, я уже пару раз здесь видел и зарубежных гостей... Это были автобусы набитые китайцами. Судя по внешнему виду, это не любители путешествий, а очень внимательные деловые люди, одни мужчины при этом. И осматривали они всё вокруг как товар, предложенный им для продажи.
   Так кто же эти самые понаехавшие и откуда? В основном из Москвы и Подмосковья, но есть и из Питера, Архангельска, Воркуты и других городов. Простых работяг среди них конечно нет. Эта публика очень даже не простая в своей прошлой, допенсионной жизни была. Есть среди них дипломаты, несколько полковников (ментовские, КГБешные и просто армейские), бывшие директора заводов, известный хирург из Москвы и прочая зажиточная публика. Может они не успели нахапать на забугорную жизнь? Не знаю, не знаю. И богема стала к нам потихоньку подтягиваться. Артисты, художники... Известные, между прочим. Например, в соседней деревне обосновался знаменитый актёр Владимир Ильин, снявшийся более чем в 137 фильмах (я его на базаре встречал), напротив меня сейчас обустраивается, художник-постановщик фильмов и спектаклей - на её счету более 25 снятых фильмов. Красивая и очень приятная женщина...
   И ещё один пунктик за что местное население не любит понаехавших - это их закрытость. Они манкируют местных, совсем с ними не общаются. Из домов не выходят, променаж по улицам не делают, на скамеечке у дома не сидят, не ходят на смотровую площадку. Их можно увидеть только через стекло их кроссоверов, когда они едут на рынок или в магазин, да и то морду воротят когда им киваешь. А так, сидят дома, копаются на своих огородах, парятся в банях или жарят шашлыки. И чего кичатся, напыщенные индюки? Считают местных быдлом недостойным их внимания? Я считаю, что с любым человеком можно найти общие темы для общения. Главное не пытаться задавить человека своим интеллектом, не показывать своё якобы превосходство, а больше слушать и расспрашивать, интересоваться их жизнью. Тогда люди тебе откроются, доверятся и даже включат тебя в систему внутри деревенских отношений. В отличии от них, меня знает вся деревня. Нет, нет, я не бегаю от дома к дому к сидящим на лавочках местным жителям, чтобы зафиксировать своё почтение. Всё просто - я каждое утро на восходе солнца делаю "пробежку" по деревне. Бегать уже здоровье не позволяет, поэтому я просто хожу. Пока пройдусь туда-сюда по деревне, километра четыре намотаю и немного разомнусь. Улицы конечно в этот час пустые. Но это видимость. Многие полуночники тоже не спят и отмечают любое движение за окном. Заядлые рыболовы любители и профессионалы тоже уже на ногах и собираются в дорогу. С ними обязательно поздороваешься и перекинешься парой слов. Вечерами, на закате, я тоже часто отправляюсь на "пробежку". В это время народу на улицах много, играет детвора. Здесь уже приходится общаться плотнее. Подчеркну, я это делаю каждый день на протяжении почти 20 лет. Народ уже так привык к моим ежедневным проходам, что начинает "волноваться", если я пропущу день-два. Потом, меня легко запомнить, потому что я всегда в одной и той же одежде - в комуфляже, зимой и летом. Я им обзавёлся сразу как здесь обосновался. А что, очень удобно: практичная, прочная, немаркая одежда, годная и для работы, рыбалки, походов за грибами, и для "парадных" выходов. Здесь многие в ней ходят. И ещё за мной закрепилась репутация крутого специалиста по компьютерам и настройке интернета. Это произошло после того, как я настроил интернет в одной семье. Конечно, это не так. Мои познания в компьютерах и интернете чуть-чуть повыше, чем у чайников. Однако, на фоне всеобщей компьютерной безграмотности здешней публики, я безусловно специалист... И меня, естественно, теперь периодически дёргают с просьбами настроить интернет или комп с ноутбуком. Наконец, я всегда подвожу до рынка местных, ожидающих автобуса. Сейчас, на Логане, могу взять только 2-3х человек, а когда у меня был УАЗик буханка, то забирал всю группу ждущих.
   Я до сих пор поражаюсь отсутствию здесь "спортсменов". Конечно не профессионалов, а тех, кто занимается спортом для себя, своего здоровья. Здесь лучше подойдёт подзабытое сейчас слово - ФИЗКУЛЬТУРА. Считаю, что именно физическая культура должна сопровождать человек в течении всей его жизни наравне с духовным развитием. Как говорится, в человеке всё должно быть красиво: и душа, и тело. Кроме меня, из стариков, есть здесь пара женщин иногда фланирующих по деревне с лыжными палками и горбун. Горбун закрытая личность. Он из понаехавших. Вообще-то, он скорее скособоченный, чем горбатый. Живёт далеко от меня на соседней улице. На улице я его ни разу не встречал, только на шоссе, шествующего по направлению к Елатьме и обратно в базарные дни. За спиной у него всегда огромный, на всю спину, рюкзак. И я его тоже считаю спортсменом, так как он в своих походах на рынок наматывает за раз 10 километров. Ну, допустим, не один я тут сподвижник физкультуры в виде пеших прогулок. А вот катаюсь на коньках здесь я точно в гордом одиночестве. Каждый год, в ноябре или начале декабря, здесь случаются морозные солнечные дни - под 10-15 градусов мороза. И все озёра внизу замерзают. А это почти километр чистого, гладкого, прозрачного льда! Он ещё не совсем крепкий, местами трещит под тобой... Потрескивающий под тяжестью твоего тела лёд, ну ОЧЕНЬ щекочет нервы и прочищает мозги. Скажите: ну как, как можно пропустить такой подарок природы!? И я, естественно, беру коньки и спешу на озёра... Так я поступал каждый год, но вот уже второй год не катаюсь. Упал и связки порвал на правом плече, потому что пропала реакция и координация, теперь правая рука постоянно болит. Обидно.
   Итожа прожитые здесь годы, могу смело констатировать, что здесь подлинный рай для стариков-пенсионеров (и детей тоже), вырвавшихся из плена городов. Ну, это моё мнение, может в других местах не хуже, тем более за бугром. Меня здесь всё устраивает: тёплый светлый дом с газовым отоплением и печкой-камином, водопровод, канализация, душевая кабина с горячей водой, баня, устойчивая сотовая связь и быстрый интернет, сберкасса, платёжные терминалы в магазинах, отличное продуктовое снабжение, медицина лучше, чем в Москве и области (скорая приезжает в течении получаса после звонка), прекрасная экология и природа, тишина, рыбалка, огромный участок в твоей собственности, плодоносящий сад, всё в шаговой доступности, никаких пробок на дорогах, здесь напрочь забываешь про кошмары метро, автобусов и трамваев. Для людей, любящих покой и одиночество, здесь просто рай, а для семейной пары - тем более. Потом, здесь просто дешевле жить. Например, летом, я плачу за всё про всё, не более полторы тысячи рублей (газ, свет, вода, вывоз мусора). Зимой конечно больше - около 5000 рублей. Газ дорогой. Но это же всё равно в разы меньше, чем в городе за двушку. А если тебя примут в сельскую коммуну, то ты получишь много дополнительных бонусов. Под словом коммуна, я подразумеваю сложившуюся систему взаимоотношений между сельчанами. Надо просто войти в эту систему взаимоотношений. Нет, не так - тебя должны принять в неё. Ты должен стать своим для них. Меня приняли и я стал своим. И теперь мне продают парное молоко по 100 рублей за трёхлитровую банку (аууууу, москвичи - сколько вы заплатите у себя за три литра даже не молока, а какой-то белой бурды под названием молоко?), всегда приносят свежевыловленную рыбу по смешной цене, диетические яйца по цене ниже магазинной, делятся рассадой, саженцами, цветами, продают парное мясо свинины, говядины, птицы, предлагают помощь в выращивании овощей, зовут съездить по грибы по заветным местам или на рыбалку, в гости, постоянно приносят на пробу то выпечку, то соленья, самодельную колбасу, копчёности... И ещё они начинают присматривать за твоим домом.
  
  P.S.
   И упаси вас Боже подумать, что тебя примут в коммуну просто так, образно выражаясь - за красивые глазки. Нет, ты должен сам приносить им какой-то эквивалент.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"