Аннотация: Как живу, что делаю, что нового в моей деревне.
Живу один. Дети приезжают редко - один-два раза в год. Да и то, максимум дней на пять. Внуки тем более не приезжают: родители сами ещё с ними не наигрались. Не доверяют они мне внуков, считая что я с ними очень суров, ну там, не даю нежиться в постели по утрам, заставляю делать зарядку, гоню из дома на улицу общаться со сверстниками, запрещаю есть всякое магазинное дерьмо - чипсы, фанты, кока-колы и прочее гомоговно. Ну да ладно, я не в обиде, я сам выбрал такой образ жизни - полную независимость ни от родных, ни от окружающих. Ещё с детства я так поставил себе: ни на кого не надеяться, принимать все решения самостоятельно, соответственно и отвечать за них тоже только самому, ни на кого не перекладывая ответственность. Ну, очень удобная жизненная позиция, я вам скажу. Мне не на кого обижаться, во всех промахах виню только себя и конфликтов меньше с окружающими. Я так жил, так живу и хотел, чтобы и мои сыновья так жили. Поэтому никогда не навязывал им своего мнения, надеясь на их ум, не лез в душу, типа - расскажи, сынок, что тебя тревожит, о чём ты думаешь, как поступишь в конкретной ситуации, не таись, расскажи о своих проблемах, переживаниях, советуйся со мной, ну и тому подобные сюсюканья. Я этого с детства не терпел и детей старался воспитать в том же духе. Как там у Высоцкого? - "Я не люблю, когда мне лезут в душу, Тем более, когда в нее плюют." А зачем вся эта галиматья - поговорим по душам? Если быть внимательным и не равнодушным к детям, то ты всегда сам увидишь их проблемы и ненавязчиво, незаметно, без лишних слов и нотаций, придёшь им на помощь. Я с ними общался в таком режиме вплоть до 30 летнего возраста. Денег никогда просто так, на карманные расходы, не давал. Только по целевому назначению, ну там - проплатить учёбу в институте, на покупку сопутствующих учёбе товаров. Не агитировал их поступать в конкретный ВУЗ, а просто рассказывал им чем они будут заниматься после окончания ВУЗа. К себе, в Плехановский, поступать не агитировал чтобы не травмировать их психику. Допустим, протащу я их к себе. Отличниками они не станут (мне так казалось), а будут колдыбаться с тройки - редко, на четвёртку и сокурсники будут за спиной тыкать в них пальцем, говоря: какой у них умный отец и какие они ничтожества. Ой! Таких примеров в бытность мою студентом было много. Помню всеобщее презрение к папенькиным сыночкам-студентам со стороны нас. Мои парни сами выбрали институты, в которые хотели поступать. Даже и не посоветовались со мной. Младший так вошел во вкус, что даже окончил второй ВУЗ. И мне кажется, что они ни минуты не сожалеют об этом, это их выбор.
И женились они без всяких там предварительных смотрин и нашего благословения: просто, привели своих избранниц к нам домой и сказали - вот моя жена. Они даже свадеб не устраивали... Как там, это полагается? с фатой, рестораном, шумной компанией, криками "горько". Всё под копирку, как у нас с Наденькой - расписались в ЗАГСе, и домой. И, подишь ты, прожили мы с моей ненаглядной Наденькой 57 счастливых лет жизни, без пышной свадьбы, пока смерть не разлучила нас... Как я сейчас общаюсь с детьми? Да по минимуму, почти никак: они мне звонят очень редко, а я почаще - раз в месяц. Я даже не знаю где и кем они работают. Диалог у нас примерно такой: Я - как дела, как дети? Всё нормально, мне в ответ. Ну ладно, хорошо, говорю я, привет жене и внуку, и кладу трубку. Помогают ли они мне? По саду и огороду совсем никак, поскольку бывают раз в году один-два дня. Денег я у них не прошу, но натурой они мне помогают. Я уже много раз заказывал себе через интернет и, ноутбуки, и электронную книгу, и регистратор, и всякий садовый электро и бензо инструмент, и прочие мужские "игрушки". Так оплачивал всё это старший сын и денег с меня не брал, сколько я не предлагал... А эти "игрушечки" очень даже не дешевые.
Недавно уже было два года, как ушла моя Наденька... Сразу как-то всё резко оборвалось. Ведь предыдущие семь лет каждый мой день был распланирован по минутам: мытьё полов, 2-3 стирки в день, готовка завтраков, обедов и ужинов, два раза помыть Наденьку, переодеть, накормить с ложечки, лекарства по расписанию, урывками, поездки за продуктами и в аптеку, раз в месяц к врачу за рецептом в Касимов. И в саду нужно было хоть что-то поделать. А вечером, когда улажу спать Наденьку, сидел перешивал для неё расходники по уходу за лежачими больными, потому что те, что выдавались, не подходили по размеру.
И вот, со смертью моей девочки, все эти заботы резко отпали. И у меня образовалась временная (ударение на предпоследней гласной) пустота - по 12-15 часов в сутки. Я был в растерянности, мне нечем было себя занять. За период болезни Наденьки, я перестал мечтать и планировать даже на временное расстояние - в день. Всё моё время и силы были подчинены только уходу за больной. Про себя я вообще ничего не думал и не планировал, а тут вдруг столько свободного времени... Водкой глушить своё горе я не стал и не мог. Немного облегчила моё положение моя ученица Ирочка (у меня есть про неё история, кто желает, может прочесть). Она приехала ко мне со своими дочками. А их у неё целых три: 10, 12 и 18 лет. И опять мои дни наполнились привычными для меня заботами, которые приглушили горечь моей утраты. Общение с детьми до 12 лет - лучший антидепрессант, я вам скажу! Они же у Ирочки такие непосредственные, заводные, раскрепощённые, любознательные и красивые - глаз не оторвать. Особенно младшая - Светочка. Ну просто идеально скроена: фигурка ладная, пшеничные, густые вьющиеся волосы и большие голубые, голубые глаза... Причем глаза не кукольно тупые, а живые. У неё постоянно сосредоточенный взгляд, видно, что её головка что-то анализирует и замышляет. Так вот эти девочки взяли меня круто в оборот: постоянно ходили за мной, теребили своими вопросами и просьбами, заглянули во все щели моего хозяйства, торнадо прошлись по малиннику и вишнёвым деревьям, просили возить их на озеро покупаться или показать окрестные достопримечательности.
Как один день пролетел месяц в компании десанта психологической помощи. Они мне реально помогли, немного полегчало на душе, стал обращать внимание на окружающий мир, появились какие-то планы на ближайшую перспективу, потихоньку начал разгребать авгиевы конюшни в своём хозяйстве. Ревизия нажитого годами имущества, показала, что у меня много вещей, которые мне не нужны или которыми не смогу пользоваться уже никогда. Это прежде всего Надины вещи: одежда, обувь и прочее. А также некоторые мои инструменты и железяки, которыми я уже никогда не буду или не смогу пользоваться. Спросите: "В чём проблема? У тебя же два сына, две снохи и три внука - передашь всё им". В том то и дело, что не передам. Вернее не возьмут. Я уже предлагал снохам вещи Надежды - отказались, мол у самих такого добра завались. А сыновья мои не пошли по стопам отца, не интересует их техника и ручная возня с поделками. Какие ещё варианты? Распродать? Это точно не моя тема, меня никогда не тянуло к торговле, что-то там продать. А как в недалёком будущем сложится ситуация с моими вещами? Ну, когда черти заберут меня в свои владения. Допустим умираю я, через несколько дней меня найдут односельчане, позвонят детям... Те приедут, на похоронные процедуры уйдёт дня 3-4. Быстро уедут, поскольку у всех работа, семья. И на них свалится проблема - что делать с моим имуществом? Пользоваться они им точно не будут, поскольку жить здесь и вести подсобное хозяйство в их планы не входит. Распродать по дешевке? Кому, кого они тут знают? И потом, в тот промежуток времени, когда дети будут добираться сюда на мои похороны - "добрые" люди постараются максимально опорожнить мои закрома. А поживиться тут есть чем: у меня три ноутбука, телевизор, катер с мотором, резиновая лодка, дельтаплан, виндсёрфинг, бетономешалка, стиральная машина, холодильники, четыре хороших велосипеда, два культиватора, два триммера, три сварочных аппарата (один на водороде), бензиновая и электрическая пила, и много других электроинструментов, куча очень приличных моих и Надиных шмоток и т. п. Машина, наконец, в гараже. Я придерживаюсь такой точки зрения: личные вещи (всякие шмотки) должны носится, а механизмы и инструменты - работать. Поэтому решил все шмотки раздать тем, кто их реально будет носить. А инструменты и механизмы такому мужику, у которого руки растут из нужного места. Решено! Осталось только найти здесь таких людей.
И такие люди нашлись. Несколько месяцев спустя, после смерти Наденьки, на улице, рядом с моим домом, меня остановила хромая женщина, лет так под шестьдесят, упитанная, но не толстая, глаза умные, внимательные - она выгуливал своего пса, Хаски и шла на смотровую площадку. Познакомились, она высказала своё соболезнование моей утрате, ещё о чём-то спрашивала, сказала что давно за нами наблюдает, помнит Наденьку, показала дом где живёт, оказалось совсем рядом, второй дом на соседней улице. Я нехотя отвечал. Устал я уже выслушивать слова сочувствия по поводу моей утраты от каждого встречного сельчанина. Даже стал специально скрываться от посторонних глаз - выходил на прогулки рано утром или вечером, когда было уже темно. Второй раз она меня перехватила, когда я шел на кладбище к Наденьке, сажать цветы на могилке. Сказал ей куда и зачем иду. И она предложила мне взять у неё саженцы бархоток. Зашли к ней в сад и она стала показывать своё хозяйство... Лучше бы не показывала, поскольку сильно меня расстроила, я опять почувствовал себя последним бездельником. Передо мной открылся образцово-показательный сад: всё вскопано и ухожено, ни одного сорняка нигде не торчало, огромная теплица, где ровными рядами тянулись к потолку помидоры и огурцы, в открытом грунте были высажены и картошка, и морковь, и капуста, и кабачки, и тыквы, и лук, и чеснок, и укроп, и хрен, и клубника. Вдоль забора, аккуратными рядами росла малина, в разных местах росли кусты смородины и крыжовника. Ну и, конечно, плодовые деревья: вишня по забору, сливы, яблони, груши. И цветы. Много цветов, везде, разные, красивые. И живность у неё имеется. Как без неё в деревне: с десяток несушек, штук 20 бройлеров и уток дюжина. Из построек у неё - небольшой домик, баня и сарай-мастерская. В доме, само-собой, образцовый порядок, чистота. Особняком стоит детская площадка, здесь у них всё, что пожелает детская душа: качели, кольца, шведская стенка, батуд, бассейн, диванный гамак, красивая беседка с оригинальным столом и настольными играми. Познакомился с её мужем, Колей его зовут. Сейчас на пенсии, а до неё всё время работал шофёром в разных местах и в последние годы шоферил на автобусах. Хороший мужик оказался, работящий, "рукастый": сам построил баню, частично дом, оборудовал себе отличную мастерскую, заядлый охотник и рыбак. Правда рыбачит он только сетями, регулярно, стабильно приносит хорошие уловы. Не курит, почти не пьёт... Ну, в этом только заслуга его жены. Это она держит его в узде. А без неё, он, наверняка, бы спился. Немного закомплексован из-за дефекта речи - картавит он сильно и своеобразно, будто у него каша во рту. Из-за этого его трудно слушать. У них двое взрослых детей - сын и дочка. Работают. Семейные, родили по дочке. У сына дочке Василисе 7 лет, а у дочери, дочке Даше - 9 лет. Сын и дочка работают, вроде неплохо зарабатываю, судя по их машинам и крутым айфонам, которые они купили своим дочерям. Сын даже подарил своему отцу хорошую машину для села - Рено-Дастер. Понравилось мне их большое семейство: правильно живут, дружно. Каждые субботу и воскресенье съезжаются все сюда из Рязани, перед их домом скапливается шесть машин... Топят баню, отдыхают - без водки! Помогают родителям по саду-огороду, возятся с детьми. Пожалуй, это единственное такое дружное семейство в деревне. И я подумал - вот же те люди, которым нужно (которые достойны) передать всё моё ненужное для меня имущество. Решено!
Правда, раздачу имущества я начал не с них, немного раньше. Тоже достойному человеку. Серёгой его зовут. Он копал могилку для моей Наденьки, потом помогал ставить оградку, ровнять и облагораживать площадку вокруг могилы. Сам он из соседней деревни, что в километре от нас. Живёт один в доме. Держит двух коров. Опять же один ухаживает за ними, кормит, доит и молоко продаёт по деревням. Сам развозит по клиентам на велосипеде, в любую погоду - даже зимой, по снегу, по сугробам на велосипеде. Каждый день, ровно в семь утра, он проезжает мимо моих окон, на велосипеде с двумя 3-х литровыми банками молока. Живёт, как я уже сказал, он один. А велосипед у него старый-старый, допотопный какой-то. И я решил отдать ему один из своих четырёх велосипедов. Они у меня хорошие, многоскоростные. Он сильно удивился тому, что я отдаю ему велосипед задаром (такие в магазинах стоят не менее 12 штук), ну, просто так. Всё норовил что-то заплатить мне за него. Я еле отбился... А на следующее утро гляжу - он проезжает мимо моего окна опять на старом своём велосипеде. Выхожу из дома, встречаю его на обратном пути и вопрошаю: "Серёга, что за дела, где мой велосипед, почему на старом?" А он говорит - сын отобрал. Оказалось, у него есть два сына, которые живут в другом месте, наверное, с матерью. Ну, что мне делать!? Пришлось отдать ему ещё два велосипеда за бесплатно - один для него и другой для второго сына.
Ну что, настала очередь раздавать все ненужные мне остальные вещи - шмотки и инструменты с механизмами. Тряпки - женской половине дружного семейства и железяки Николаю. Когда мы сюда окончательно переехали, то перевезли все личные вещи и зимние и летние. Надя у меня была аккуратистка и чистюля, обращалась со своими вещами аккуратно, так что даже те вещи, которые она успела поносить были в хорошем состоянии. Помимо уже использованных вещей у неё было много новых, ни разу не надёванных, особенно из нижнего белья - халатики, платья, ночные рубашки, трусики, носки... Про носки и трусики немного подробнее. Я человек запасливый, не люблю, когда чего-то в обрез - на один день, на один раз. С запасом как-то спокойней, надёжней живётся. И вот, следуя такой моей жизненной позиции, я , каждый раз, при походах с Наденькой в наш супермаркет "Глобус", в обязательном порядке покупал себе несколько пар носок, а Наденька брала себе несколько красивых трусиков и 2-3 пары носок. И так - каждый раз при походе в магазин. В итоге, при переезде сюда у каждого из нас с Надей образовались хорошие запасы носок, а у Нади ещё и трусиков. Ну, штук по 50 у каждого. Новые, с бирочками. Уговорил Лену - это хозяйка всего дружного семейства, принять от меня всё женское бельё, оставшееся от Нади - безвозмездно. Им будет нужнее, их там 6 женщин разного возраста. Вот что передал в итоге: две дублёнки, норковую шубу, несколько курток, пару новых зимних сапог, около десятка пар другой обуви, все платья, костюмы, свитера, шапочки, платки и, естественно все новые носки и трусики. Несколько дней таскал я им всё это добро тюками, по мере того, как разбирал свои закрома. Николай, думаю, тоже остался не в обиде от моих ненужных мне даров. Я ему отдал новенький токарный станок, новые, в масле, не распакованные большие слесарные тиски, новый водородный сварочный аппарат (дорогущий - я за него 800 баксов отдал) и какие-то приспособы для ремонта машин. Особо порадовался Николай токарному станку. Первое время, он днями не выходил из мастерской - всё что-то там вытачивал на станке. А вот виндсёрфинг и дельтаплан взять они отказались. Эх, нет у них никакой авантюринки и романтики в характерах! Никто не хочет полетать или поплавать под парусом, несмотря на то, что в их семействе есть три молодых парня. А катер с хорошим американским мотором я им не отдал... Мои сынки сами его легко продадут, спрос на них стабильный.
Недавно случайно опять приобщился к своей основной профессии - преподаванию. К Лене на лето сын и дочь сплавляют своих дочек. Я их постоянно вижу, когда к ним захожу по делу. Две девочки - Даша 9 лет и Василиса семи лет. Симпатичные такие, но немного стеснительные. Даша перешла в третий класс, а Василиса во второй. Пораспрашал я их незаметно, ненавязчиво о школе, увлечениях, в какие секции и кружки ходят, что читают. По моей подсказке, Лена записала их в ту самую шикарную библиотеку в Елатьме. А Лена даже и не знала, что в Елатьме есть хорошая библиотека. Ну откуда ей знать? Здесь то они бывают только летом, а живут в Рязани. Да, книжки девочки взяли в библиотеке и бабушка заставляет девочек их читать. А как они читают, что они вычитали из книжки бабушка, естественно, контролировать не может. У ней просто нет ни времени, ни сил на это. На её же плечах всё огородно-садовое хозяйство, куры, утки, готовка еды, поддержание чистоты и порядка в доме. И это при том, что она инвалид второй группы, с трудом ходит с палочкой. Лет 10 назад она попала в страшную автомобильную аварию, правую ногу сильно раздробило... С большим трудом хирургам удалось спасти её ногу. Но по мне - лучше бы отрезали и поставили протез, поскольку она совсем не гнётся и висит как бревно. И ещё, к тому же, эта нога регулярно воспаляется и есть угроза гангрены. Поражаюсь и восхищаюсь я Лене - самоотверженная женщина!
И за меня она взялась не на шутку, всё стремиться сделать меня членом своей семьи: постоянно пытается меня накормить, подсылает своих девочек ко мне с подарками. Ну, там пирожков напечёт, рыбы нажарит, свинину накоптит и тому подобное - всё мне несут, будто я голодный. А мне этого не надо, у меня свой, давно устоявшийся рацион питания, вполне меня устраивающий. И зависеть от кого-то в вопросе моего питания я не допущу. Она, наверное, таким образом пытается расплатиться со мной за те, бесплатные мои подарки. В её голове не вмещается тот факт, что есть люди, которые что-то отдавая, не преследуют никакой корыстной цели, возмездности. А я её не жду (возмездности), я даже уже забыл, что когда-то что-то ей передал. И ещё она пытается меня отблагодарить за уроки кулинарии. Разными рецептами я с ней поделился, которых - к её стыду, она не знала. Но особенно заценила она технологию приготовления консервов в автоклаве. Разных: свиных, рыбных, всяких каш с мясом. Ох как кстати ей пришелся автоклав при избытке речной рыбы! Коля же регулярно приносил ей много рыбы, он её сетями ловит. Раньше она её продавала, раздавала, курам скармливала, а теперь всё консервирует и её семейство зимой рыбку кушает... И самое смешное в моих взаимоотношениях с Леной то, что она мня считает своим другом. И мне никак не удаётся внушить ей, что между мужчиной и женщиной не может быть дружбы. Это противоестественно, извращенство. Между мужчиной и женщиной может быть только четыре вида отношений. Первый вид - женщина-мать, твоя родная мать. Второй - женщина жена. Третий вид - женщина - мать твоих детей. Наконец, четвёртый вид отношений - женщина любовница. Ну, а она мне в ответ парирует - мол, у неё есть давний её знакомый друг семьи. Не хочется мне её оскорблять высказыванием, что друг семьи - это любовник, с которым был неудачный половой контакт. Для меня она просто хорошая знакомая, соседка, с которой нормальные отношения. Хотя... В наших отношениях появился и элемент эротики - она видела и даже трогала мою голую жопу! Не напрягайтесь, ничего интимного - она просто приходила делать мне уколы, когда в апреле меня скрутил остеохондроз пояснично-крестцового отдела позвоночника. Я даже с палочкой с трудом передвигался.
Итак, о её внучках: Дашеньке и Василисе. Внучка Василиса от сыны, а Даша от дочки. Даше 9 лет и Всилиске - 7. Обе уже учатся: Даша перешла в 3-й класс, а Василиса - во второй. Материальной нужды девочки от рождения не знали, поскольку их родители имеют работу и неплохо зарабатывают. У них есть всё, что нужно ребёнку для счастливого детства: собственные комнаты в квартирах, их прилично одевают, у них современные айфоны и планшеты, хорошие велосипеды, ну и прочее, что нужно девочкам по мелочи. Несколько раз возили их в Египет и Турцию. Всё это внешняя сторона их быта, видная мне. Как там им живётся с папой и мамой, могу судить только косвенно, по самим девочкам. У Всилиски с родительским теплом и заботой всё в порядке. С девочкой занимаются, нагрузили её кучей кружков и секций, следят за её развитием. Они и сами ведут правильный, здоровый образ жизни: папа не пьёт и не курит занимается спортом, мама следит за собой, тоже подтянута и спортивна. Девочку свою любят. И это дало результаты: она росточка небольшого даже для своего возраста, худенькая, подвижная, хорошо физически развита, в бассейне на 50 метровке ей нет равных, гибкая, делает много акробатических элементов и даже на турнике подтягивается четыре раза. Девочка очень шустрая, постоянно стремится опередить других в любых начинаниях, раскрепощённая, оптимистичная. А вот у её двоюродной сестры - Дашеньки есть серьёзные возрастные проблемы. В отличие от родителей Василисы - подвижных, инициативных - родители Даши их противоположность. Дашины мама и папа, как говорится, нашли друг друга: оба любят хорошо поесть и потом поваляться на диване перед зомбоящиком. Как следствие - оба набрали лишний вес. Своей дочкой, Дашей, они, видимо, особо не занимаются, в результате чего у Дашеньки появилось несколько комплексов. Для своего возраста (ей скоро десять) она полновата. Она сама по себе рослая девочка, стройная, блондинка, голубоглазая, можно даже сказать - красивая. Но её ранняя полнота перечёркивает все её достоинства и она сильно комплексует по этой причине. Бесёнок Всилиска ещё добавляет масла в огонь. Они же много времени проводят вместе и на фоне шустрой и бодрой Василисы, Даша явно проигрывает, оттого и страдает. А тут ещё ранее поспевание девушки подкатило... Да, у Даши к 10 годам уже начала формироваться грудь. И она, мне кажется, в непонятках - что происходит? - постоянно трогает свою грудь, стесняется.
Итак, уговорив Лену отдать мне девочек для подтягивания их успеваемости по русскому и математике, я приступил к делу. Тщательно готовился сам к первому занятию. На это ушло у меня часа четыре. Я ведь сам изрядно подзабыл курс арифметики и русского языка для 2-3 классов. Пришлось разыскать все учебники по этим дисциплинам (я их никуда не выбрасывал со времён моего репетиторства), капитально поюзал в Интернете и приступил к любимому мной делу преподаванию. Занятия проводил у себя дома, строго запретив родителям появляться. Не поймут они мою методу, поскольку она ну очень сильно отличается от методики школьных учителей. И ещё одно условие поставил перед родителями - я буду заниматься только тогда, когда девочки приходят вдвоём, дабы исключить даже малейшие возможные подозрения в мой адрес в педофилии.
Первое занятие я полностью посвятил углублённому тестированию детей, их успеваемости по математике и русском языку. И вообще их общему кругозору. Мне важно было выявит все недочёты в их образовании. Из инструментов у меня был ноутбук с Интернетом, где я уже сформировал план на урок из текстов по русскому, задач по математике, необходимые фото и видео материалы. А девочки пришли с тетрадками и письменными принадлежностями. В течении урока, они у меня периодически меняют два местоположения: когда мне нужно контролировать их посадку и мимику - они садятся вместе напротив меня, а когда переходим к решению задач или ответам на вопросы по русскому - они садятся рядом со мной к монитору ноутбука. Урок всегда начинаю с небольшой психологической накачки: напоминаю им, что они красивые и умненькие девочки, совсем не хуже других, которые могут всего достичь, если будут упорно трудится, мечтайте, ни на кого не надейтесь, планируйте свой день сами, начинайте день с зарядки. Дальше надо немного расшевелить их память. Для этого прошу их пересказать как они провели прошедший день, желательно по часам, затем они должны пересказать что они прочитали за день по определённой схеме. Во время их рассказов, корректирую их посадку, мимику, жестикуляцию. НИКОГДА, не повышаю голос - только хвалю, потом дружелюбно, с шутками, разными примерами из жизни, поправляю недочёты. Как только замечаю потерю концентрации внимания или зевоту - моментально переключаюсь на другие темы: покажу забавный видеоролик, расскажу какую-нибудь историю - всё это я планирую заранее при подготовке к уроку, на которую трачу минимум часа 2-3.
Итоги моего углублённого тестирования девочек были неутешительными. Знания по обоим предметам оказались бессистемными, отрывочными, лоскутными, неполными. По математике, например, они даже не знали таблицу умножения, почти совсем отсутствуют навыки устного счёта, слабо освоили основные арифметические действия и прочее. С русским тоже беда, особенно с чтением и пересказом прочитанного. Читают не замечая знаков препинания, без выражения, путаются в ударениях и так далее. При этом сильно стесняются даже своего голоса, произносят текст тихо, невнятно. Особенно мне тревожно за Дашеньку - уж очень сильно она закомплексована. Например, на первом занятии, объясняя мне решение задачи, она немного затруднилась с ответом и тут же заплакала... Внимание! Вот тут кроется главная ошибка некоторых учителей и родителей в реакции на слёзы детей в затруднительной ситуации - они начинают "успокаивать" и "утешать", выпытывая причину слёз. Глупцы! Такие действия только ещё больше травмируют ребёнка, слёзы могут перейти в рыдания. Ну, а если такая сцена происходит в классе, под шум и хихиканье одноклассников, то ребёнка можно психически травмировать на всю жизнь. А как надо реагировать в такой ситуации? В том то и дело, что никак не надо реагировать! Никак! Просто не замечать, продолжать урок в том же ритме и в той же интонации. Ещё лучше немного уйти в сторону от проблемы, ученика отпустить - в смысле, не спрашивать больше, пусть сам потихоньку успокоится, без посторонних убаюкиваний. А в классе - любого, кто посмеет хихикнуть или посмеяться над бедолагой - тут же бить нещадно линейкой по тупой башке врождённого садиста. Я так и поступил с Дашей, когда она заплакала, затруднившись с решением задачи. Я просто сделал вид, что ничего не заметил, перешел к расспросам Василисы, сменил тему беседы. И Дашенька постепенно сама успокоилась. Такие случаи потом ещё не раз повторялись. А теперь уже нет их, Дашенька ожила, осмелела, раскрылась.
Несколько слов о "моей" методике преподавания детям. Здесь я руководствуюсь народной мудростью, которая призывает научить человека зарабатывать, разрешать трудности самостоятельно: "Дай голодному рыбу - и ты накормишь его на один день. Дай ему удочку - и ты накормишь его на всю жизнь". Для человека намного важнее научиться зарабатывать самому, чем если ему просто дадут что-либо бесплатно или один раз решат за него возникшие трудности. Если человеку дать удочку и научить ловить рыбу, то он никогда не останется голодным. Применительно к педагогике, эту притчу я интерпретирую так - хочу научить их самостоятельно, целенаправленно добывать нужную информацию. Например, исключаю тупое зубрилово (об этом школьные учителя позаботятся и без меня), кроме таблицы умножения. Но и заучивание её, я стараюсь обставить в виде игры. По арифметике, каждый раз, пока не повторим пройденное - дальше не двигаемся. Учимся правильно оформлять решение задач. Заставляю девочек сначала пытаться решать задачи и примеры устно. И только когда это не получается, тогда разрешаю решать письменно. Занимаясь с девочками по русскому, они постоянно меня спрашивают: "Ну когда же мы будем писать диктанты?" Они конечно нужны. Но зачем я буду дублировать работу училок по русскому, скоро опять школа - вот там и помучаются над диктантами. А я хочу разбудить в девочках любовь к русскому языку, раскрыть его красоту и величие. Для этого я сразу, как говорится, пошел с козырей - с изучения классиков русской литературы! Шизофринические стишки Чуковского и блевотную замуть Бродского и Мандельштама - отмёл сразу . Только Пушкин, Есенин, Лермонтов, Крылов, Маяковский и другие столпы русской словесности. Желательно, чтобы они, конечно, были русскими и по крови, потому что полагаю, язык каждого народа "зашит" в его генах, в крови. При занятиях русским языком, предпочтение отдаю поэзии, как наиболее концентрированной форме передачи информации и смысла излагаемого. Причём, у каждого поэта я выбираю не только детские стихи. Отнюдь. Например, Пушкина мы стали читать сразу с Евгения Онегина. Ну очень плодотворно, я вам скажу! То, что мы по ходу чтения разбираем грамматику и заучиваем четверостишия - это само собой разумеется. Но не меньшее значение имеет разбор смысла прочитанного. Как, к примеру, понимать фразу в начале повествования - "Мой дядя самых честных правил...". Или - "Скача в пыли на почтовых"? Что это такое - "почтовые"? Вот и начинаю я рассказывать девочкам, как во времена Пушкина люди путешествовали между городами на лошадях, меняя их на каждой станции. И ещё что я заставляю делать девочек в обязательном порядке, так это не оставлять, не пропускать, неразъяснёнными незнакомые им слова. И, очень важно - я сам не разъясняю девочкам этимологию слова, а заставляю их самих искать его толкование - где, как вы думаете? Конечно, в интернете! Надо идти в ногу со временем. Вот как это у нас происходит: я сижу перед ноутбуком, по бокам девочки, одна со смартфоном, а другая с планшетом. Читаем по очереди Евгения Онегина (в слух, громко, с выражением). И как только попадается незнакомое слово - они лезут в Интернет и всё разъясняют. До меня они даже и не подозревали, что так надо делать. А в Евгении Онегине этих новых для них слов - через строфу: повеса, зевеса, предисловий, моралью, докучал и... прочее и прочее. И у Сергея Есенина тоже не меньше незнакомых детям слов: шушуне, обитель, накопытили, разжелудясь, кабак, забубенная, сорвиголова и, так далее. Каждое слово я с ними разбираю и поясняю. Получается, что мы, кроме русского языка, мимоходом изучаем историю страны и обычаи тех времён. И результат проявился, теперь девочки сами, без моего напоминания обращают внимание на незнакомые слова и лезут в интернет за толкованием. А начинаю я представлять девочкам того или иного писателя с показа его фотографии, рассказываю историю его жизни, перечисляю его произведения. Так же интересней, наглядней.
Не прошло и недели моих занятий с девочками, ко мне запросился в ученики - по протекции бабушек - мальчик, Максимка, 12 лет. Он какой-то дальний родственник Даши и Василисы, кажется троюродный брат. Я согласился его принять, но с условием - заниматься с ним буду отдельно от девочек. У меня разный подход общения на занятиях с девочками и мальчиками: разные темы разговоров, разные жизненные установки что я даю, наконец, разный тон общения. Вообще, к мужской половине общества, я отношусь сурово, безжалостно. Они, мужики, должны отвечать за всё, что происходит вокруг них. Общение с Максимкой, я начал с ультиматума, мол буду с тобой заниматься, при условии ежеутренней зарядки под моим присмотром. Так мы и начали. А через день и девочки запросились на зарядку. Теперь каждое утро они втроём начинают с бега - вниз, под горку, к озеру. И обратно в гору, тоже бегом. В сумме - туда и обратно, получается чуть больше километра. Потом идём ко мне в сад, где у меня турник, лавочки, боксёрская груша. Обязательное подтягивание, для всех, отжимание от пола, несколько упражнений для развития гибкости и ловкости. Ну и - вишенка на торте для них - стрельба из духового ружья по лазерным дискам, их много у меня осталось, морально устаревших. Максимке хоть и 12 лет, но выглядит он на года три моложе: маленький, худенький, щупленький, но при этом довольно подвижный. Бойкий, сообразительный, но не собранный, не упорный и не усидчивый. По этой причине, на занятиях мне приходится поминутно его осаживать: "не вертись, оставь руки в покое, не сучи ногами, сиди прямо, замри, когда решаешь задачу" и так далее. И вообще, его умственные способности какие-то не постоянные: то он решает задачу в уме быстро, на раз, а потом тупит на более лёгкой. Жаль парня, вроде бы сообразительный, но запущенный. Родители, видимо, мало с ним занимаются. А лето он проводит здесь, с бабкой, которая за огородом, утками и курами, внуком не занимается. Да и не может, в силу недостаточного образования. Кроме этого, у него нет обязательного для современной молодёжи атрибута благополучия - нет смартфона. По этой причине, он даже не знаком с интернетом! Совсем! И я не могу ему многих вещей растолковать без интернета. Вон Даша с Василисой легко шарят по сети, общаются картинками и текстом по Вацапу с друзьями, а Максимка сидит молча, завидуя им.
На прошлой неделе в моём "пионерском лагере" произошло пополнение - пришли ещё два мальчика. Дети художницы, что недавно обосновалась напротив моего дома, через дорогу - Костя и Иван. Костику 12 лет, а Ивану - 9. Ребята крепкие, немного с лишним весом, особенно Иван. Костя наголову выше Ивана, подвижней, спортивней. Наверное, вымахает под два метра, так как в свои 12 лет он уже мне по плечо (во мне 185 см.) и имеет 45-й размер ноги. Но парень вполне вменяемый, несмотря на опасный подростковый возраст, послушный, сам просится что-то сделать для меня - помыть полы, убрать траву... И баньку он любит, парится почти как я. С Иваном сложнее, он гонористее, постоянно набыченный. Наверное, его регулярно шпыняют из-за его небольшого роста и избыточного веса, потому и злится. С ними сложновато, они ведь из другой социальной среды. Как же, папа известный актёр, а мама ващще крутая - художник-постановщик Малого театра и ещё завкафедрой сценографии в Школе-студии МХАТ, член Союза Художников РФ... Но парни этим не хвалятся и не кичатся, ведут себя скромно. Ну, это мамино воспитание - она с ними строга, временами даже сурова, жестко наказывает за малейшую провинность, у них даже мобильников здесь нет. В силу характера своей работы, их мама часто задерживается на службе и дети научились сами немного управляться по дому, даже готовят себе что-нибудь покушать. Они прибавили мне забот своими тёрками друг с другом. Это "нормальные" взаимоотношения между братьями, близкими по возрасту. По себе сужу. Я младший, средний брат на три года старше меня и мы частенько с ним дрались по разным поводам. Отголоски их семейных разборок ежедневно проявляются здесь, у меня, на занятиях и мне приходится их ежеминутно "мирить". Вообще, среди детей такого возраста, легче разрешать конфликты. Кричать на них не надо. Они ведь ещё не до конца испорчены семьёй, улицей, телевизором и соцсетями. Они ещё вполне вменяемы и воспринимают логику доводов. И доводить до них эту логику просто - разговаривайте с ними как со взрослыми людьми, тем же языком (естественно, без мата), в спокойной интонации, дружелюбно и они всё поймут. Ну, вот как у меня было. С появлением Кости и Ивана - их стало пятеро - как говорится, количество переросло в качество, образовалась теснота в некоторых моментах, дети начали толкаться, кричать друг на друга, апеллировать ко мне, обижаться. Я быстро закрыл этот базар: выстроил их перед собой и спокойно прочитал им мини лекцию о том, как должны вести себя ЛЮДИ, а не животные, в коллективе. Что можно и что запрещено делать, как мальчики должны относится к девочкам и тому подобное. Причём каждый запрет в поведении подкрепил примером из жизни. Они всё прекрасно поняли. Теперь они не толкаются у турника, перед грушей и за "духовкой", чтобы выстрелить. Сейчас они устанавливают строгую очередь везде и спокойно занимаются. Более того, я их научил правилам поведения за общим столом в шведском варианте (да, я их немного подкармливаю). Теперь они чинно сидят, передают друг другу еду. А мальчики даже стали ухаживать за девочками, например, наливают им сок или чай.
Итак, у меня впереди ещё целый месяц общения с детьми, однако, предварительные итоги подвести можно. Детям интересно со мной, легко, потому что я на них не давлю, не заставляю тупо заучивать предмет. Наша учёба - это непринуждённая беседа пока ещё просто неопытных молодых людей с человеком, который знает побольше них в силу своего возраста и опыта. Теперь, конкретно по детям. Василиска. Она, наверное, на меня немного в обиде за то, что я уделял ей меньше внимания по сравнению с Дашей. Она хоть на один класс и ниже Даши, но решает арифметические примеры наравне с ней, да ещё быстрее. И я не мог даже позволить себе похвалить Василису, дабы не травмировать Дашу. И мне приходилось каждый раз закрывать ей ротик, когда спрашивал ответ задачи у Даши, потому что она спешила опередить Дашу с ответом. А этого допускать нельзяяя! Даша ведь тоже неглупая девочка, просто она немного "тормозит". И если допустить Всилиске опережать и перебивать Дашу, то та совсем замкнётся. И по русскому языку Василиса бойчее: быстрее ориентируется в тексте, чувствует знаки препинания и правильно артикулирует их голосом. Даша нисколько не глупее Василисы, но она от природы застенчивая, немного скрытная, избыточно самолюбивая. В начале наших занятий, она даже боялась своего голоса - что-то там шептала себе под нос, постоянно тушевалась, на глаза наворачивались слёзы. И я начал прежде всего разрушать этот её комплекс - отсутствие уверенности в себе. Перво-наперво, я приказал ей никогда не прятать, не отводить глаза при общении с людьми: будь то сверстник или взрослый - всегда прямо смотри в глаза собеседнику в любых ситуациях, даже когда ты виновата и тебя ругают. Затем, нужно было "вынуть" из неё голос - заставить громко и чётко произносить читаемые тексты и устные рассказы. Идеальным подспорьем в этом деле, является чтение стихов - громко, с выражением. И я не отпускал Дашу до тех пор, заставляя её повторять снова и снова четверостишие, пока она не исполнит всё должным образом. И немного получилось, ожила, раскрылась, раскрепостилась наша Дашенька! Теперь, при разговоре глаза не прячет, говорит уверенно, перестала пускать слезу в затруднительных ситуациях. Стрельба из духовки ей немного помогла почувствовать себя увереннее. Первый раз, она просто шарахнулась от винтовки, боялась к ней прикоснуться. А теперь... Теперь Дашенька самый меткий стрелок! Её сейчас просто не оттащишь от ствола.
С Максимкой было сложнее всего. В основном это из-за его шила в жопе. Пришел он ко мне как марионетка на ниточках - так ходили все его части тела. Мальчик то он сообразительный, но разболтанный, не усидчивый. И с речью у него проблемы, тихий голос, сбивчивая речь. Исправлял я его теми же приёмами, что и Дашу. Немного получилось, стал усидчивее, более сосредоточенным и голос прорезался.
Ещё несколько новостей из деревни. Активизировались строительные работы здесь: с размахом строят два новых дома на месте снесённых, с десяток домов реставрируют, в четырёх домах проводят газ и водопровод. Много незнакомцев бродит по улицам и байкеры хулиганят по ночам, с треском гоняя по улицам на своих кроссовых мотоциклах.
Настораживает подозрительная возня вокруг Елатьмы - уж больно большие деньги вбухивают в неё. Полностью перепланировали и заасфальтировали базарную площадь, обновили асфальт на основных улицах, поставили фонтан с цветовой подводной подсветкой, вычистили пруд. К острову, расположенному там, соорудили воздушный мост, на самом острове поставили красивую круглую беседку с колоннами. Наконец, зарыбили пруд Белым Амуром. Чтобы рыбу не выловили, по всему периметру пруда поставили видеокамеры. Да, и, конечно, дорога от Касимова до Елатьмы (30 километров) вылизана до состояния немецких автобанов - идеально ровный асфальт ( у меня в Щёлково такого и близко нет), с водоотводами и стальными ограждениями на поворотах, везде нанесена качественная и чёткая разметка, автобусные остановки капитально реконструированы. И если бы не обилие поворотов и деревень по трассе, то можно было бы гнать до Елатьмы со скоростью под 200 км. Парадокс - в самом Касимове дороги просто отвратные, колдобина на колдобине. Даже при небольшом дожде, там половину центральной улицы заливает водой... И у меня закралось смутное подозрение на предмет того, кто так круто вкладывается в Елатьму. В прошлом году, летом, я видел как на базарную площадь подкатили два туристических автобуса, из которых высыпала толпа китайцев. По виду, это были совсем не туристы: только мужчины, форма одежды - деловых людей, гида среди них не было. И вели они себя как покупатели, оценивающие покупку. А что, место козырное: на крутом берегу Оки, красивые места вокруг, экологически чистые, опять же Ока - какая-никакая транспортная артерия, рядом Нижний Новгород. Да, я верю, что китаёзы постепенно скушают Россию, благодаря нашим продажным "демократам".