Трагедия памяти в романе Евгения Водолазкина "Чагин"
Одним из крупных событий в современной русской литературе стал выход в 2022 году нового романа Евгения Водолазкина "Чагин". Книга быстро превратилась в "бестселлер" и в марте 2023-го принесла своему автору победу в премии "Большая книга".
Сюжет произведения разворачивается вокруг судьбы вымышленного советского мнемониста Исидора Чагина. Главный герой проживает в Ленинграде, работает архивистом и периодически даёт концерты, на которых демонстрирует перед публикой свой удивительный талант - абсолютную память.
"Чагин поражал публику невиданным даром запоминания. Он был способен страницами воспроизводить литературные произведения и учебники, случайно подобранные слова и бесконечные ряды цифр".
Важная композиционная особенность романа состоит в его подражании биографическому исследованию. На страницах своей книги Водолазкин словно вступает в некую художественную игру с мемуарным и эпистолярным жанрами. В результате о событиях мы узнаём не напрямую от автора, и зачастую - даже не из уст рассказчика. Информация о них передаётся читателю через дневниковые записи, мемуары и воспоминания персонажей, которые сразу же подвергаются интерпретации со стороны других героев. Таким образом, на пути у повествования возникает несколько "живых мембран", в оптике которых зарождается уникальный художественный эффект. Этот приём также позволяет писателю создавать "полифонию времён", когда люди, образы и события из разных эпох сплетаются воедино тугой тесьмой внутренней формы произведения.
В романе затрагивается множество разных тем: от работы спецлужб до психологии отношений между мужчиной и женщиной. Важную роль в создании атмосферы произведения играют также мотивы вины, раскаяния и утерянного счастья. Тем не менее центральной темой романа "Чагин" является проблема памяти.
Главному герою, обладающему феноменальной памятью, не составляет труда запомнить информацию любой сложности. Однако со временем он начинает испытывать дискомфорт от невозможности её забыть. В итоге дар памяти превращается для Чагина в проклятие.
Чагин ищет способ очистить свою память от ненужных воспоминаний. Например, после выступлений он сжигает бумажки с заданиями, внушая себе, что хочет их забыть. Иногда это помогает, иногда - нет. В любом случае в сознании Исидора остаётся слишком много воспоминаний, от которых он желал бы избавиться.
На помощь приходит давний знакомый Чагина - профессор Спицын. Он придумывает уникальную методику, заставляющую Исидора вдумываться в смысл запоминаемых им текстов. В результате на склоне лет главный герой всё же обретает "счастье забвения".
Конечно, отмеченный Водолазкиным парадокс, при котором дар памяти может стать для человека мучительным, является важной частью смыслового плана произведения. Однако трагедия памяти Чагина гораздо глубже.
Абсолютная память Исидора не просто мешает ему предать забвению неприятные моменты из биографии. Она, что важнее, не позволяет герою вести полноценную творческую жизнь.
Вспомнить хотя бы эпизод с защитой Чагиным курсовой, которая оказалась дословной копией монографии профессора Спицына. Исидор не смог создать оригинальное произведение. Вместо этого он воспроизвёл один из текстов, запечатлённых у него в памяти.
Удивительная творческая импотенция человека, хранящего в своем сознании гигантские объемы информации, кажется невероятной. Ведь что в науке, что в искусстве, что в других областях человеческой жизнедеятельности создание чего-то нового обычно сопряжено с анализом, синтезом и творческой переработкой имеющейся у человека информации. Практически безграничный запас знаний открывал для Исидора невообразимые творческие горизонты. Но вместо этого едва ли не единственной формой творческого существования Чагина оказывается его дневник.
Лишь в конце жизни, когда память Исидора стала его "подводить", он вдруг почувствовал в себе способность к творчеству. Так родилось единственное литературное произведение Чагина - поэма "Одиссей".
В контексте сказанного фигура Чагина удивительным образом перекликается с фигурой другого литературного персонажа - Володи Митрофанова из повести Сергея Довлатова "Заповедник". Он так же, как и герой Водолазкина, обладает феноменальной памятью, но при этом абсолютно творчески бесплоден.
Однако Митрофанов в отличие от Чагина - герой комический. Он описывается Довлатовым как безвольный и неприспособленный к жизни лентяй, годный лишь для пространных разговоров и лекций "обо всём на свете". Так что единственным учреждением, где Митрофанов может быть хоть сколько-нибудь полезен обществу, оказывается Пушкинский заповедник, куда он устраивается на должность экскурсовода.
"Он был явлением растительного мира. Прихотливым и ярким цветком", - пишет о Митрофанове Довлатов.
Чагин совсем другой. Он ответственный, дисциплинированный, пунктуальный. На протяжении многих лет он честно ходит на службу в архив, где его очень ценят.
Вместе с тем, лишенный возможности создавать что-то новое, герой, вероятно, тоже чувствует себя "явлением растительного мира". Жизнь без творчества для него - неполноценна. В этом и заключается главная трагедия памяти Исидора Чагина.