Звучит цирковой марш. На ярко освещённую арену выходят участники будущего представления: красивые, ловкие, сильные...
Парад-алле!
- Любите ли вы цирк?-
- Конечно! - ответите вы.
Да и как можно не любить цирк! Калейдоскоп красок, звуков, особых запахов, разноцветных костюмов артистов. А сами артисты удивительные, необыкновенные люди! В цирке всё не так как в жизни. Всё поставлено с ног на голову - в переносном, а зачастую и в прямом смысле.
Парад-алле!
Идут гимнасты, жонглёры, акробаты...
Цирк ни с чем не спутаешь, он неповторим. Цирк всегда праздник!
А кто же в цирке самый-самый?
Да вот он! С широкой улыбкой на лице, с красным носом, в башмаках не по размеру. Выходит последним, раскланивается перед публикой. Замечает, что отстал от остальных артистов, испуганно машет руками и бежит их догонять, спотыкается, падает...
Клоун! Он рассмешит нас всех - и детей, и взрослых. И мы по-доброму посмеёмся над его шутками и проделками.
А известно ли вам, что в древние времена клоуны запросто жили среди людей, ходили по улицам? Да, так и было. Конечно, они отличались от нынешних своим видом, и назывались скоморохами. Приходили скоморохи в город или село, начинали сзывать народ на представление. А как обратить внимание на себя? Понятное дело, яркой одеждой и громкой музыкой. Играли на лирах, волынках, гуслях, балалайках, бубнах. Потешки, озорные песни пели. Много шума от них получалось.
Люди охотно собирались на площади. Скоморохи доставали из мешков реквизит. Реквизит - это всевозможные приспособления для выступления. Как у наших клоунов парики, огромные термометры или бутылки, с которыми они выходят на сцену и разыгрывают разные сценки. Кстати, реквизит нужен не только клоунам, но и артистам других жанров. У скоморохов, понятное дело, другие предметы были, да и назывались по-иному, но всё равно служили им помощниками.
И вот начиналось представление. Прямо под открытым небом выступали акробаты, канатоходцы, силачи. Диковины разные показывали: великанов, карликов, чревовещателей. Чревовещатели умели разговаривать, не раскрывая рта. Дрессированные медведи изображали пьяных, боролись, маршировали. Скоморохи пели, играли на музыкальных инструментах, показывали фокусы, кукольные представления. Они устраивали весёлые игры, но играли не только друг с другом, но втягивали и публику.
Давно нет скоморохов, а слово живёт. Сейчас скоморохом называют несерьёзного человека, потешающего других своими шутовскими выходками.
В восемнадцатом веке на Руси стали появляться балаганы. Так называли временные деревянные постройки для театральных и цирковых представлений. Крышу делали из полотна или даже из старых мешков. Внутри строилась сцена, вешался занавес. Перед сценой устанавливали керосиновые лампы - они и освещали, и согревали помещение. В зрительном зале стояли простые, грубо сколоченные скамейки. Передние всегда были ниже, чем верхние. Во время представления в зале торговали семечками, орехами, сладостями. Балаганы украшались флагами, вывесками, афишами. Перед балаганом сооружали балкон, с которого остроумный балагур зазывал народ на представление. От его умения зависел доход артистов, поэтому он позволял себе приврать насчёт "чудес" и "диковин".
В балаганах начинали карьеру братья Анатолий и Владимир, основатели знаменитой на весь мир династии Дуровых. Братья воспитывались в семье дяди, который хотел видеть племянников военными. Но молодые люди влюбились в цирк. Они сбежали из дома и стали бродячими артистами.
Владимир Дуров любил животных, мог часами наблюдать за ними, изучать их привычки и повадки. Ему легко удавалось приручать кошек, собак, кур, голубей, лягушек. Дрессировать животных нелегко, но Дуров относился к своим подопечным с огромным терпением. Он ни разу не ударил ни одно животное. С годами у него собралась большая коллекция зверей. Он купил просторный дом в Москве и поселил там своё беспокойное хозяйство. Этот дом стали называть "Уголок Дурова". Прошло с тех пор сто лет, а "Уголок Дурова" существует. Называется он теперь Театром зверей. Там же расположен зверинец и музей. Дети и внуки братьев Дуровых пошли по их стопам, стали знаменитыми дрессировщиками.
Владимир Леонидович Дуров является первым Заслуженным цирковым артистом России.
Цирк современного типа впервые появился в конце восемнадцатого века во Франции. Постепенно цирки распространились по всей Европе. Давно перестали существовать балаганы, а слово живёт. В наше время оно означает нечто шутовское, несерьёзное.
Первый в России цирк был открыт в конце девятнадцатого века в Санкт-Петербурге. Располагался он в специально построенном каменном здании. Здание получилось очень красивым, и внутреннее убранство тоже было роскошным. В те времена билеты в цирк стоили дорого, и не все могли посещать представления. Сейчас это здание является памятником архитектуры. Но в нём, как и раньше, идут цирковые представления.
Слово цирк переводится как круг. И в самом деле, здание цирка всегда круглое, и арена тоже имеет форму круга. Что интересно, каковы бы ни были размеры самого здания, арена всегда имеет одинаковый размер - тринадцать метров. И так во всём мире! Почему так? Потому что артисты ездят в разные цирки на гастроли, и им удобнее выступать на аренах привычного размера.
Арена цирка отделена от зрительного зала небольшим, но довольно широким барьером. Сами понимаете, это для безопасности зрителей. Ведь на арене выступают разные животные: лошади, медведи, тигры. Да, они дрессированные, но всё же они звери.
В цирке много разных артистов. Акробаты выполняют гимнастические трюки на манеже и под куполом цирка. Атлеты демонстрируют необычную физическую силу. В основе эквилибристики лежит умение сохранять равновесие тела в различных, и, честно скажем, совсем нелёгких условиях. Например, на проволоке или на шаре. Наверняка многие из вас пробовали жонглировать яблоками или апельсинами, так что знаете, как это непросто. А артисты в цирке часто совмещают жонглирование с акробатикой или эквилибристикой. Иллюзионисты показывают таинственные исчезновения и появления предметов и животных. Дрессировщики настоящие герои - попробуйте каждый день в клетку к тиграм заходить.
И всё же наиболее сложным цирковым жанром считается клоунада.
- Как? - удивитесь вы. - Ведь у клоуна всё получается так легко и просто, а, главное, смешно! -
Чтобы получалось "легко и просто" клоуну приходится много учиться и много работать. Хороший клоун владеет несколькими цирковыми дисциплинами. Чем больше клоун умеет, тем интереснее его выступление. Это помогает ему пародировать номера. Выходит клоун, допустим, после номера велофигуристов и пытается повторить их действия. С большим трудом взбирается на велосипед и начинает неловко им управлять, рискуя упасть. Можно подумать, что он действительно первый раз за рулём велосипеда. Не верьте! Клоун умеет прекрасно обращаться с этим видом транспорта, он просто дурачит вам голову, чтобы смешно было. И зрители награждают его смехом и аплодисментами.
Наверняка вы видели выступления известного клоуна Юрия Куклачёва. Сколько у него кошек в номере выступает, тоже видели. Куклачёв - клоун-дрессировщик.
Вы считаете, что рассмешить публику нетрудно? Вы ошибаетесь!
Все знают замечательного актёра Юрия Никулина, но, возможно, не всем известно, что был он ещё и знаменитым клоуном. Первый раз в цирк он попал в шестилетнем возрасте. Мальчик был очарован представлением, но больше всего ему понравился клоун.
- Я буду клоуном! - заявил он родителям.
Вскоре одна знакомая девочка пригласила Юру на день рождения. Всем детям предлагалось прийти в карнавальных костюмах. Юра явился в сшитом его мамой наряде клоуна. Вошёл в комнату, где было уже много гостей, и упал. Рассмешить хотел, как в цирке. Никто не засмеялся. Мальчик встал и упал опять. Снова обидная тишина. Он падал ещё и ещё, но безрезультатно. А падать было больно.
Пройдёт много лет, и Юрий научится падать правильно. Безукоризненно будет выполнять каскады - прыжки-падения на спину или лицом вниз. Исполняются каскады с места, с разбега, с высоты. И это всё без боли. А зрители на его выступлениях будут хохотать до слёз. Знаменитый клоун скажет
В каждом цирковом жанре есть разновидности. В эквилибристике их десять, в гимнастике около двадцати, в акробатике свыше тридцати. Имеются разновидности и в клоунаде.
Клоуны-буфф с набором падений, ударов, обливаний водой. Традиционно их двое - Белый и Рыжий. Рыжий - проказник, весельчак, затейник. Белый - любитель поучать, посмеяться над Рыжим. Эти клоуны обычно работают в паре.
Есть клоуны-трюкачи. Они могут сделать акробатические трюки, пройтись по проволоке, жонглировать.
Музыкальные клоуны сыграют вам на музыкальных инструментах, но могут и на пуговицах своего наряда, на расчёске, или ещё на чём-нибудь необычном.
Клоуны разговорного жанра как скажут - все от смеха за животики держатся.
Клоуны-мимы и без слов рассмешат. Их главным "орудием" являются движения, жесты, мимика.
Ковёрный клоун заполняет паузу между номерами, когда меняют реквизит. А ковёрный потому, что раньше в это время на манеже раскатывали или скатывали ковёр. Этот жанр клоунады считается самым трудным. Не всегда получается уложиться в отведённое время, и тогда клоуну приходится что-то быстро придумать, применить фантазию. В артистической практике Юрия Никулина был такой эпизод. Шло представление. Выступал жонглёр с горящими факелами. Вдруг один факел упал. Загорелась занавеска. Никулин схватил огнетушитель и с криком:
- Это ты поджёг цирк! - погнался за другим клоуном.
Он поливал пеной занавеску и напарника. Огонь потушили. А публика смеялась и хлопала в ладоши. Все были уверены, что это такой номер.
В работе клоуна нет мелочей. Всё должно быть продумано, отработано. Как говорил выдающийся клоун прошлого столетия Михаил Николаевич Румянцев: "Секрет успеха заключается в том, чтобы зритель не заподозрил, что свою непринуждённую шутку ты десять раз репетировал за кулисами".
Важен внешний облик персонажа. В театре характер героя раскрывается через слова и поступки, а в цирке нужно заявить о себе с первой минуты. Поэтому клоуны серьёзно относятся к своему костюму и, бывает, годами ищут свой образ. М.Н.Румянцев выходил на арену в мешковатом, будто с чужого плеча, костюме, на голове у него красовалась зауженная кверху шляпа. Выступал он под псевдонимом Карандаш. А шляпа у него была мягкой, и этот факт не случаен. Судите сами: мягкую шляпу можно мять в руках, можно сунуть в карман или в сумку. Получается не только головной убор, а одновременно и реквизит. Карандаша сопровождала чёрная собака по кличке Клякса. Она принимала активное участие в представлении. Этой артистической паре установлены памятники в Москве и в Гомеле. На доме, где жил М. Н. Румянцев, висит мемориальная доска, на которой написаны слова: " Здесь жил великий клоун"... Как видите, и в такой, казалось бы, "несерьёзной" профессии можно стать великим.
Ещё один знаменитый клоун - Олег Попов. Он почти не пользовался гримом, носил широкие штаны, а на голове большую клетчатую кепку. Русые волосы, голубые, с хитринкой, глаза и обаятельная улыбка делали его похожим на сказочного Иванушку. За улыбку и за талант Олега Попова прозвали Солнечным клоуном.
Юрий Никулин одевался в короткие брюки и туфли большого размера, но неизменно был в белой рубашке, галстуке и шляпе.
Необходимая часть клоунской работы - реквизит. С ним не так просто. Нет специальных магазинов, где можно его купить. Приходится заказывать или мастерить самим. Иногда это занимает много времени.
Грим клоуну необязателен, однако многие пользуются им. Грим помогает подчеркнуть эмоции. Улыбка "до ушей" - радость, опущенные уголки рта - грусть (встречаются и грустные клоуны), поднятые вверх брови - удивление.
- А где же расположен самый большой цирк в мире? - поинтересуетесь вы.
Приятно сообщить, что находится он в Москве и называется Большой Московский Государственный цирк. Посмотреть его представления одновременно могут три тысячи четыреста человек. В цирке имеется шесть быстроменяющихся манежей: водный, световой, конный, ледовый, интерактивный, отдельный репетиционный. Если кто-то не знает значения слова интерактивный, поясню. В данном случае это значит, что артисты будут активно общаться со зрителями. И многим зрителям повезёт попробовать себя в роли жонглёра или клоуна, а, может, дрессировщика. Цирковая труппа - так называется коллектив артистов - насчитывает триста человек. Это артисты разных цирковых жанров. Они побывали на гастролях в двадцати странах мира.
Каждый год новая программа в цирке идёт до Рождества, а в школьные каникулы ставится новогодняя сказка с участием Деда Мороза и Снегурочки. Новогодние представления пользуются огромным успехом. Ещё бы! Кто откажется от новогоднего представления, тем более в самом большом в мире цирке!
Хочется сказать ещё об одном цирке. Находится он в Москве на Цветном бульваре. В этом цирке много лет работал Юрий Никулин. Сначала клоуном, а потом директором. Сейчас цирк называется Московский цирк Никулина на Цветном бульваре.
Цирк идёт в ногу с техническим прогрессом. Большие экраны, подсветки, лазер - всё это помогает делать представления максимально интересными. Популярны экзотические виды цирка: водный, ледовый, мото-цирк. А что же наш клоун? Он жив и здоров, и востребован! Более того, если в давние времена им всего лишь заполняли перерыв, то теперь клоун являет собой важную часть представления. Его любят, ждут, на него идут. Вы спросите:
- А что же значит слово клоун? -
Клоун переводится как "весёлый мужик". С этим не поспоришь! Именно от клоуна зависит атмосфера в зале. Давайте посмотрим одну репризу. Реприза - короткая словесная шутка или смешное действие в выступлении клоунов. В нашем случае это смешное действие.
Выходят на арену два клоуна - Бим и Бом. Бом начинает смеяться, Бим серьёзный. Но вот и Бим заражается смехом от Бома. Публика не может удержаться и тоже начинает хохотать. Смех заразителен, если он настоящий. "Я всегда радовался, когда вызывал у людей смех. Кто смеётся добрым смехом, заряжает добротой и других". Эти слова принадлежат Юрию Никулину.
А кто придумывает репризы? В большинстве случаев сами клоуны. Темы берутся из разных источников. Это и подсмотренные в жизни сценки, и каррикатуры в журналах, и анекдоты. Есть и классические репризы, то есть такие, с которыми клоуны выступают много лет. Одна из них - реприза "Лейка". Два клоуна сговариваются облить водой кого-нибудь третьего, но в результате обливают их самих.
Для клоуна главное - доброта. Злость не спрячешь за маской. Зрители сразу почувствуют фальшь. Научиться играть клоуна невозможно, им нужно быть.
"Тот, кто хочет посвятить себя клоунаде, должен в первую очередь познать самого себя. Если он не одержим цирком, если может существовать без него, ему не следует "шагать в клоуны". Так сказал Олег Попов.
Парад-алле! Звучат фанфары! Выходят на арену артисты: акробаты, дрессировщики, жонглёры...
Он стоит за кулисами, ждёт своей очереди.
И вот конферансье объявляет:
- Весь вечер на манеже клоун... -
Он выбегает на арену. Смешной, обаятельный, непредсказуемый!