М... скажем так: сознание - это возможность, "инструмент". Мышление - это процесс. "... мои глаза сомкнулись и мысль, освобождённая от сознания", - это как?
Несколько суховатый, я бы сказала - газетный стиль, читать, поэтому примерно тоже, что статью в газете.
Очень затянуто вступление. Такое впечатление, что новелла состоит из вступления и финала, причём финал падает на голову читателя скоропостижно, потому, что весь сюжет говорит о журавлях и личной жизни молодого человека. А в новелле сюжет должен быть острым, а не описательным на отвлечённые темы.
Но с другой стороны, кроме остроты сюжета... Нове́лла - в переводе с итальянского - новость. Ещё какая, когда ни с того ни сего призрак притопал на дачный участок! Повествовательный прозаический жанр, для которого характерны краткость, острый сюжет, нейтральный стиль изложения, отсутствие психологизма, неожиданная развязка. Ну, куда тут деться? Если не заморачиваться на сюжете - всё так и есть. Так что - новелла.
И всё-таки, даже при кратком и нейтральном стиле изложения, сюжет, даже при условии неожиданной развязки, тем более для неожиданной развязки, должен иметь место быть. Я не нашла. Новелла о чём? О журавлях? О том, что "блудный сын" домой вернулся? Ведь весь текст именно эти факты освещает. И вдруг из кустов рояль, простите, по меже, то есть с поля приходит призрак. А следовало начать с того, что в электричке встречают девушку, пока идут на дачу, отец рассказывает, что это дочь его сокурсника, который давно умер. И вот потом, вдруг, неожиданный острый поворот в сюжете - призрак её отца приходит в гости. Конечно, и описание природы, и внешности героев, и обстоятельства места действия - нужны. Но это должны быть чёрточки, штрихи в этой новелле, а не основная часть её объёма. Разделите на три новеллы: одну про журавлей, вторую, что за морем не худо, но дома лучше и третью - вот про этого человека. Получится три чудесных новеллы.
Хотя, это только моё мнение. Автору виднее.
Новичук А.Д. "Нн-2014" Холостяк 13k
" Хотелось отдыха в кругу друзей с выпивкой и женщинами - типичный досуг молодого свободного мужчины". - Ну, зачем же так, почему сразу "типичный"!? Всех под одну гребёнку? Среди мужиков не все "козлы", ответственно заявляю, как мама двух взрослых вполне себе мужиков. Не "типичный", а "иногда бывает". М-да.
"... он поторопился...", "... он всматривался..." - повторы местоимений не украшают текст.
Одна треть текста - вступление, никакого остросюжетного действа не содержит. Суть в том, что встретил девушку, ранее виденную на автобусной остановке. И всё? Ну да, описание места и время действия, характеристика героев должны быть, но не занимать львиную долю текста. Пусть разворачиваются события. Это же новелла!
Если вы бываете в православных храмах, то знаете, что акустика там замечательная, даже шёпотом подобный разговор невозможен. Да и не принято вести беседы не с батюшкой, а светские между собой. Встретились, переглянулись, он вышел, дождался её и делайте что хотите. Так нет, диалог на полстраницы.
Зато финал, как и положено новелле, неожиданный, но психологически предсказуемый. Гадёныш пытается раскаяться, да и то не делом, тысячью слов. А что? Просто, дёшево, удобно. И про молоденькую девушку его естество пока молчит, типа дочкой могла бы быть.
Не поняла только одного: что хотела донести автор до читателя? Получилось, как в кино: все мужики "сво". И ничего страшного, если толкнул женщину на аборт, когда уже и пол ребёнка определялся! Потом тысячу раз "прости" и "о кей!"
Пусть такой сюжет, но "награда должна найти своего героя". Я бы ему какой-нибудь "катаклизм" устроила. А то, уж больно легко отделался. Так что дерзайте "мальчики", которым за тридцать "в кругу друзей с выпивкой и женщинами".
А если уж быть честной, то не понравилась мне авторская позиция в отношении главного героя. Неприятный осадок, не оттого, что здорово показан отрицательный герой, а наоборот, автор будто выгораживает его. Зачем? Ведь в какой фантик гуано не заверни...
Ера М. Ангелы
Читала не отрываясь. Не сомневалась ни в одном написанном слове. И солдат той прошедшей войны - будто автор сам его видел и разговаривал, такая достоверность.
Надеюсь, новелла займёт достойное место в финале.
Бореад Эра Водолея
Пересохший Арал, обезвоженный Арал и вирус вызывающий обезвоживание организма - эти параллели в сюжете интересная авторская находка. Живо и образно показана компания ребят из... так и хочется сказать - умирающего города. Грустный, тяжелый факт из реальной жизни усугубляется, слава Богу, нереальным вирусом, который незамысловатым путём от мальчика к девочке, от неё к террористам - вырывается наружу и убивает человечество.
Несколько разочаровал финал. Сложилось впечатление, что автор вдруг заторопился и скомкал его. Чем дело кончилось? Чем сердце должно успокоиться? Посудите сами. С одной стороны Костя мечтает, что он и Ольга останутся одни на всем белом свете, так как в его крови содержится вакцина от вируса, правда Бог весть откуда взялась, автор сей факт не раскрывает, и будут родоначальниками нового человечества. С другой стороны Костя сжимает в кармане пистолет, направляясь к Ольге. Ружье на стене по законам жанра, да ещё в финальной сцене должно бы выстрелить. В кого? Есть только два кандидата: сам Костя застрелиться решил или убить Ольгу? Но тогда отпадает первый вариант - возникновения от них нового вида людей. Опять же Ольга целует его в щёку, и уходит. При таком раскладе - могла бы и в лоб поцеловать. Её не застрелил, пистолет в кармане рукой оглаживает, сам застрелится? Опять же сердце до новой эры уже секунды отсчитывало... Не знаю что и думать? Чем дело-то кончится?
Чернышева Н. Оксана
Описание природы - часто ли мы читаем и перечитываем их в тексте? А тут... прочитала, чувствую запах опавшей листы и грибов, и вкус осени... точно, сентябрь! Но за окном январь. Это просто талантливо, настолько, что передаётся на чувственном уровне. Ощущения выплывают из-под сознания и сопровождают до финала. Так и остаёшься в плену ленинградской, ой, питерской, пагоды. Это не просто атмосферная новелла, это тонкое переплетение психологизма сюжета с природой на самом высшем духовном уровне.
Такая распространённая бытовая история и оттого важная, такая острая! Лёгкий, ясный стиль и при всей горечи истории, при всём сопровождении питерской природы - остаётся светлое чувство. Возможно оттого, что в финале несмотря на всю туманную мистику набережной Невы, Люба, доченька всё-таки есть, вполне реальна. Ну, или мысль ведь, говорят, материальна, значит, Любочка обязательно будет.
Эверстов М.С. Каменная тюрьма
Должна сказать, что, по сути, новелла в моём вкусе. Но, обилие диалогов затрудняет чтение, ведь, по сути, всю новеллу кто-то с кем-то ведёт диалог. Приходится выискивать по имени или деталям гардероба кто с кем говорит? Или того хуже - вычислять: если это говорил "свитер", то это видимо... доцент, он же преподаватель, он же Марат Викторович. Я не к тому, чтобы героев однозначно именовать, но в сплошной ленте разговорного жанра приходится постоянно держать в голове - это вот этот, а это вот тот. И вместо того, чтобы следить за сюжетом, следишь за тем, кто же это говорит? Теряю нить повествования, а идея, на мой взгляд, интересная... м-м-м! Шило-мочало начинаю читать сначала!
Сочетание бытовых моментов с абсолютно нереальными событиями создаёт иллюзию достоверности происходящих событий. Замечательно.
И ещё одно, понятно, что откуда-то "должны ноги расти", но эпизод с автобусом явно затянут. Это не "ноги", а излишне длинные "уши" вступления, которые автор, не жалея читательского интереса, безжалостно тянет. Какое отношение к основному сюжету имеет разглядывание шурупа на полу транспорта, а лежачие полицейские и кот-тиран? Пусть бы доцент-преподаватель ехал и рассуждал о Стоунхендже. Кстати, в тексте буква "Н" пропущена. Или умышленно Стоунхедж?
Идея интересная. А работы над ней - непочатый край. Опять же, это только моё мнение. Автору виднее.