Ну да, она самая, даёт возможность авторам писать замечательные произведения. И кто знает, может, через каких-нибудь полвека мои внуки, а может и правнуки, будут гордиться: " А моя бабушка на этого знаменитого теперь писателя критический обзор писала!"
Проскуряков А. Корни
Странное ощущение, будто не рассказ прочитала, а с человеком поговорила. Нет, я не сельский житель. Родилась и выросла в большом городе. Но эмоции, настрой оказались столь близкими и понятными, что вот сижу и носом шмыгаю.
Короткие, информативные предложения, в которых яркое проявление чувств, настроений, мыслей, запоминаются, ложатся на душу теплом настоящих человеческих переживаний.
Прекрасный в своей правдивости и жизненной простоте сюжет, раскрыт объёмно и полно. Каждый персонаж прорисован ненавязчиво, но почти зримо представляешь и маму Кольки, и Настеньку, и "выдергу" Аллу. А ещё упоминается отец Кольки, замёрз пьяный в двух метрах от дома. Но с каким теплом и уважением автор рисует этот образ! И руки-то у него золотые, и сам-то он человек хороший, но вот беда - пил. И понимаешь - беда, не иначе. Пьющие люди не все гады. И часто даже совсем наоборот. Беда. А образ матери - типичный, собирательный, на мой взгляд, и оттого такой дорогой и понятный.
Автору удачи на конкурсе.
Бородкин А.П. Морковка на верёвочке
Полное соответствие названия содержанию. Ну да, ГГ не серая мышка и не вамп женщина, вот такая мини Маша Распутина провинциального разлива. Здорово получилось показать, знаете, даже не развитие, а проживание души в этом теле, в этой жизни. Меняются обстоятельства, окружающие персонажи, проходят годы, приобретается своеобразный жизненный опыт, а душа всё такая же, как у той самой Зинки - девчонки из Армагорска, или из любой другой Тьмутаракани.
Читаешь рассказ, и остаётся, почти физическое ощущение густого тумана. Возможно потому, что всё желания и стремления Зинки вот такие, без ярких эмоциональных вспышек, без ударов судьбы и любовных взлётов. Возможно для другой Зинки, с другой душой и таких событий хватило бы, чтобы и боль потерь испытать, и страдания разлуки, а этой нет: как шло, так и ехало. И только в финале её всё-таки достаёт ностальгия по родине. Но, приятно, чёрт возьми, что вот такую, одну из тысяч, самую обычную русскую Зинку, если посмотреть вокруг, вон их сколько, всё-таки не укатали крутые горки жизни, никакая Италия в угол не загнала. Вон, умудрилась жиденького поросёнка во вполне достойного борова преобразовать! Жаль деток не родила. А с другой стороны - и куда их по сюжету деть? Это была бы совсем другая Зинка, другой сюжет, и другой рассказ.
И всё равно, вроде все хорошо у Зинки, просто замечательно и у всех остальных персонажей, но именно за Зинку отчего-то грустно. Сама не знаю, почему? Но, вот...
Елина Е. Благие намерения
Une histoire romantique - романтическая история. На мой взгляд, несколько скомканный финал.
Такое впечатление, что автор сокращал текст, "выжимая" его до невозможности. Невозможность и получилась.
Вот если бы я не читала другие работы этого автора, то и придираться бы не стала. Вполне себе. Поставила бы тихой сапой оценку и всё. Но для автора этого уровня... Вот какая это художественная литература, да ещё романтический рассказ: "Граф потерял свое поместье, ему грозила долговая яма, и он выбрал наиболее легкий способ решения всех трудностей - застрелился". Это краткий синопсис от какого-то произведения. Или так оно и есть? Ну вот, так и есть: "Переработано и отправлено на РТ- 2016 а вдруг..." А тут такая вредина, не нравиться "а вдруг" талантливого автора!
Зато идея, хоть и не нова, но по-прежнему актуальна: от судьбы не уйдёшь. Но можно и по-другому посмотреть: нельзя прожить чужую жизнь, даже если это жизнь твоей сестры, но повлиять - всегда пожалуйста. И ещё по сюжету подумалось: поскольку Федор Алексеевич за границей проживал, то вряд ли был увлечён кой-либо из сестёр, поскольку не видел их. Ему всё равно кого похищать. Чистый корыстный интерес. Так что в принципе, сюжетный поворот со снотворным чаем на финал не влияет. Однако, судя по названию, автор желает донести до читателя идею поговорки "благими намерениями дорога в ад вымощена". И здесь, я думаю, нужны какие-то сюжетные "крючки", "зацепки", чтобы сюжет и вложенная идея выглядели целостно. Иначе при всех перипетиях, хоть выбрось эпизоды со старшей сестрой, финал не меняется. И так и так Фаина выходит замуж за молодого графа. Она вообще по сюжету могла бы быть одна. Что бы от этого изменилось? Ничего, кроме авторской идеи. А она (идея), в названии, и делает необходимым персонаж второй сестры. Поэтому "крючки и зацепки" надо бы дописать. Принято считать, что благими намерениями дорога в ад вымощена. Но тут кому как повезёт. Старый граф застрелился - в ад. Молодой женился на красивой молодой девице, ещё и её приданным с долгами рассчитался - ну какой же это ад?
Каждому своё. Или ещё одна спрятанная в рассказе идея: на чужой каравай рта не разевай. Хотел старый граф выкрутиться за счёт приданного молодой невесты, не вышло.
Зайпольд Г. На краю Света
Это "... знамо дело" - прошибло до слёз. Прозвучало голосом моей бабушки. Спасибо. Ну, вот опять: "Ужель не - жаль?" Какое замечательно красивое слово "УЖЕЛЬ"! Иногда моя бабушка говорила "неужели". Корни наши в языке русском крепко держатся. Никакими "хеппибездами" не выбить.
"ВстрЕнемся!" - замечательно! Слова и выражения встречаются в рассказе такие, что понимаешь, это золотые зёрнышки, поштучно собранные!
Оперявшаяся - опечатка, исправьте. Опиравшаяся.
"Охальники!" - вот ведь какое меткое ругательство! Куда как круче всяких нецензурных факов будет!
Умный, с глубоким философским и историческим смыслом рассказ, написанный образным, красивым языком.
Философские размышления над огородной грядкой
Да правильные размышления: и произрастание там компактное, и проживание тоже компактное будет. Не будет только компании из васнецовской Аленушки, и зеленой физиономии картежника водяного тоже не будет... никогда. Жуткое слово, правда?
"Надо так прочно врасти в чужую шкуру, что когда приятель в пабе, хлопнув по плечу, скажет: "Хеллоу, Джон! Правду говорят, что ты когда-то был русским?"
Чтобы перестать быть русским надо не "врасти в чужую шкуру", а свою собственную живую содрать и вот тогда... ты как русский умрёшь.
Вроде такие простые бытовые моменты и такая наша действительность вполне себе реальная, кроме разве что колоритного колдуна Николая, а ведь цепляет, заставляет задуматься, почему это нам "не нужен берег Турецкий, чужая земля не нужна"?
Не знаю, как выкрутиться: очень, очень хочу процитировать отрывок из рассказа, а отрывок большой. Скажут: ты тут обзор пишешь, или рассказ переписываешь? Но в этом отрыве соль и суть рассказа. Его золотое зерно, которое так умно и тонко приготовил автор для читателя. Это объяснение, почему его герой не хочет переезжать за границу: "С тех пор как вышел из-под родительской опеки, ты жил, не одалживаясь, и не за чужой счет. Может быть это единственное, за что ты можешь себя уважать. А теперь вдруг собрался переселиться в страну, обустроенную чужим народом. Хочешь пользоваться плодами, которых не растил ни ты, ни твои предки. Ведь их спокойная и сытая жизнь, возникла не сама собой, а создавалась веками кропотливого труда. А теперь ты лезешь к ним с большой ложкой...
Только сейчас я окончательно понял, что там вечно буду чувствовать себя нахлебником. Да и будущее здесь показалось вдруг не таким уж мрачным. В продолжение вчерашней огородно-философской темы пришла догадка:
-Вдруг наша земля не заброшена Создателем, а сознательно оставлена под парами? Может быть, пребывая в сорняках и запустении, она копит силы, чтобы потом поразить весь мир невиданным урожаем?"
Лучше автора не скажешь, всё тут чётко по теме, в строку и к месту.
Да, ещё на счёт того, что отечество может врезать по физиономии... Может. Но уж лучше отечество, чем дядя Джон из паба. И потом, когда лупцует родитель - это воспитание, а когда чужой мужик - издевательство... в лучшем случае.
Коротунов М.В. Беглец
Мне мой дядька отправил своего внука "Спаси". Я звоню: " А вы чего там сидите? Метитесь ко мне!" А он: " Я этот дом всю жизнь строил! А теперь, в восемьдесят-то лет, куда я от него?" Так и живут с женой... там. И я помню, мы раньше всей не маленькой семьёй к ним отдыхать ездили. У него абрикосы возле дома мне на голову падали. А теперь моему дядьке дай Бог, чтоб снаряд не упал!
Яркие эмоции в каждой строке, в каждом предложении рассказа. И на мой взгляд, этот рассказ не только о тяготах войны для мирного населения, хотя всё в подробностях, чтоб знали, что ничего хорошего из драки не получается и всем давно известное: " Худой мир лучше доброй ссоры" - самый актуальный девиз для желающих воевать. Однако помните: "Если звезды зажигают..."? Ну да, ну да, значит это кому-нибудь нужно. Если люди стреляют друг в друга - кому это нужно? Единицам, которым "война - мать родна". Понятно, что банальные, общеизвестные истины, не банально только людское горе. А что же это ещё, если смерть на каждом шагу и крыши над головой нет? И пока будут желающие стрелять, ради тех, кому "война - мать родна" лучше не станет, а вот хуже... Вроде куда уж хуже? Опять же смотря кому.
А ещё автор замечательно показал, что такое малая родина. В комментариях написали, что поставить даты и документальный рассказ. Тем и страшен этот рассказ, что не авторский вымысел, а существующая реальность. Но автору удалось короткими рублеными фразами, достоверными до документальности событиями, вложив в сюжет частицу своей души, сделать рассказ замечательным художественным произведением о войне глазами мирного жителя.
Пожилой человек, внука в садик отвозит, диабет, ему лекарства нужны, диетическое питание! Эх, вот вам и ценность человеческой жизни! На фоне всего происходящего в рассказе, даже не особенно заморачиваешься на здоровье одного человека. Он и сам как-то вскользь о своём здоровье говорит. Всего одна жизнь, всего одного человека, когда рядом беда целого народа. Пропуская через себя, через свои переживания, достоверно и образно автор показывает трагедию людей потерявших кров и своих близких.
Знаете, в детективном жанре принято: ищите кому это выгодно? А в описываемых авторам реалиях - кому это выгодно? Не детектив же, просто жизнь. Значит, всё должно быть ясно и понятно. Может, как говоря французы: Шерше ля фам? Или нет смысла искать чёрную кошку в тёмной комнате, особенно, если её там нет?
Так что рассказ, на мой взгляд, имеет двойную ценность: как актуальная зарисовка действительности, и как исторически достоверное художественное произведение.
Антонов В.А. Гутский не гут
Это не первый рассказ этого автора, который я читаю. И каждый раз поражает голая, без прикрас правда жизни. Такой жизни, которую теперь уже многие забывать стали, кто по молодости лет, а кому и помогают, объясняя, что будет правильно, если шиворот навыворот и задом наперёд. А ведь это так важно, чтобы помнили жизненный подвиг предыдущих поколений. А чтобы помнить, надо знать. И тут невозможно переоценить заслугу автора. Этот рассказ на основе реальных исторических событий, написанный как художественное произведение, я думаю, обязательно тронет сердца и молодых, и старых. Чтоб помнили, чтобы не забыли и не повторились ужасы прошедшей войны.
И про немцев, которые в Германии оказались русскими, а в России - немцами. Раскрываемая в рассказе трагедия семьи фронтовика Николая Онегина, она индивидуальна, но не уникальна. Я, читая этот рассказ, вспоминала свою крёстную мать Анну Соловьёву и её мужа Ивана. Не знаю его настоящей фамилии, его репатриировали из Германии и фамилию он взял своей жены - Соловьёв, значит, какая-то чисто немецкая была. Поскольку это обзор рассказа "Гутский не гут", а не истории семьи Соловьёвых, то скажу только, что это целый пласт нетронутых, не исследованных писательским пером, человеческих судеб, оказавших немалое влияние на исторические события. А в настоящей реальности это очень важно!
Сложно писать такие вещи. Если герои трогают душу читателя, заставляют сопереживать, то это возможно только в одном случае, если в каждом слове, в каждой строчке живёт частица авторской души. А это дорогого стоит.
Щербак В.П. Дикий мед
Историческое прошлое русского народа - это настолько актуальная тема, что переоценить просто невозможно. Про рогатину повторять не буду, на мой взгляд, в комментариях всё верно сказано. Про звёздочки вместо номеров в скобках, Марзия уже написала в комментариях. Читать будет удобнее. Вот и все придирки.
На фоне летающих по страницам самиздата фей, магов, монстров, хоббитов и всякой разнообразной нечисти, вдруг встречаешь просто людей, наших далёких предков, от которых весь наш народ ведётся. Вот ведь, как-то раньше не задумывалась: НАРОД - это те, кто народился, кто продолжение рода. Те, кто на родУ следующие поколение - это мы с вами. Так мне думается. А герои в этом рассказе ни умом, ни силой не обижены. Красивые, сильные, дружные! И это наши предки! Можем, имеем право, гордиться!