Аннотация: Обзор романа Бережной Е.Г. "Звон на заре"
За грехи наши
Обзор романа Бережной Е.Г. "Звон на заре"
"...вся беда человека в том, что он ищет врагов вне себя. И не понимает главного: что враг внутри него самого". Причины всех бед свалившихся на Марийку, действительно, в ней самой. В необдуманности и импульсивности поступков. В наивной переоценке собственной значимости для других людей, в нежелании думать о последствиях своих поступков. Отец Марийки погиб. Мать, оставив её на попечении бабушки, уехала в Германию, родила двух сыновей и видимо, для успокоения собственной совести (оказалось не много и надо-то), обходилась открытками на праздники. И тут главный, на мой взгляд, пласт вопросов, поднимаемых романом. Во-первых, воспитывать детей должны родители. Бабушки - это хорошо. Но как помощь, поддержка. Вот бабушка её и вырастила: честной, умной, доброй, терпеливой. Но она же, своей любовью неосознанно внушила ей, что все люди будут считаться с Марийкой, уважать её достоинство и честь. А ведь в мире кроме белого, есть чёрный цвет. И отправилась Марийка через "тернии к звёздам"! Посмотрите, насколько благосклонна была жизнь к этой импульсивной девочке: приехала Москву, вышла замуж, родила ребёнка, благодаря свекрови. Уличила мужа в измене - поехала искать приключений. Она ведь пела в ресторане, не в церковном хоре, просто не могла не понимать всю безответственность и взбалмошность своего поступка: сесть в машину с посторонним, хорошо подвыпившим и однозначно желающим секса от неё, мужчиной и уехать в ночь, в неизвестность, не очень-то трезвой! И опять ей помогает судьба в виде доброго таксиста. Честно говоря, просто чудо! Но и этого мало. Марийка так и не сделала для себя никаких выводов. Судьба дала ей хороший слух и голос, бабушка вложила честность, терпение и трудолюбие, если бы мать научила видеть тёмные стороны жизни, если бы мать была рядом в ответственные моменты, не пришлось бы Марийке терпеть всю грязь и боль свалившиеся на неё. Но, возможно, и родная мать не помогла бы ей избежать всех этих напастей. Потому что даже родители не могут прожить жизнь за своих детей. Каждый сам выбирает свою жизненную дорогу, однако мать всегда ответственна за юность дочери, также как дочь за старость матери.
Жизнь Марийки среди бригады мужиков в лесу - просто мороз по коже пробирает. Удивляюсь только одному: где автор выискала этот страшный в своём реализме материал?
Сейчас много пишут о бесправных женщинах востока, о жестоком обращении с ними в семьях, об унизительном отношении в обществе. Если вы читаете эту рецензию, значит, читали и роман. Ну и как вам сексуальное рабство в бригаде российских мужиков? А тот дедок без имени, который рассказывал, как вёз жену в больницу с кровотечением, а по дороге дважды в кустики "пользовать" завозил. Померла? Так участь её такая бабья!
Вот и второй пласт вопросов. Об отношении мужчины к женщине. О физическом превосходстве, которое позволяет раздавить женщину и физически, и морально. Пусть наивная, легковерная Марийка сама приехала в их логово, но этих нелюдей кто-то воспитал? Для них такое поведение нормально и позволительно. Потому что они уверенны в своей безнаказанности. Но ведь живём не в средние века! Государство, на уровне самой широкой пропаганды, должно воспитывать своих граждан, на законодательном уровне "держать в узде", в страхе, если не понимают! На то оно и государство, чтобы управлять гражданами. Пробирается Марийка по тайге, убегая от своих мучителей и что пишет автор? О чём думает героиня? Добраться до государственных структур и наказать мучителей? Как бы ни так! Даже заявить в милицию на них не сможет! Вот вам и не на Востоке живут наши женщины. А чем лучше?
Опять судьба благосклонна к Марийке. Она попадает в церковный приход, жизнь которого еле теплица. Тут её отогревают, понимают, не осуждают. Расскажи она свою историю в своей деревне, да не любимой бабушке, а просто людям, в любом обществе, или в любом городе - как думаете, что хорошего её ожидало бы? А её мучителей - им какие-нибудь, хоть малые неприятности светили бы? Конечно, нет. Почему? Чьё это дело? Почему так сформировано общественное сознание? Да потому что его, сознание это общественное, только по отношению к курсу доллара формируют, а не к человеческим ценностям.
Отец Андрей - положительный персонаж! Да, на фоне всех остальных. Он всего лишь плетью до крови высек Марийку за измену, по его понятию. И Агафья поясняет, что отец Андрей наказал её, чтобы Бог не наказывал, потому как за один грех двух наказаний не бывает! Пусть и церковный батюшка Андрей, муж Марийки на тот момент её жизни, но ведь не Бог! Как он мог определить ей наказание? И почему опять бить! Ума и силы духа не хватает справиться с проблемой, но есть кулаки - сила физическая?!
Агафья, ту плеть, которой отец Андрей Марийку высек, для себя(!), ещё до замужества приготовила! Своими руками сплела! Бей, мужинёк! Тебе позволено! Кем?! Хоть и замуж Агафья не вышла, но тоже считает, что муж глава семьи и на этом основании имеет право учить и воспитывать жену по своему разумению! Взрослый человек, такого же другого взрослого человека - почему? Там Марийка его спрашивает: ты чем лучше? Догадайтесь, как объяснил!
И весь роман такой, как наша отношение к жизни, к женщине! А ведь каждого такого "воспитателя" женщина родила, каким бы путем он не был зачат: изнасиловали ли её или по любви - родится всё равно ЧЕЛОВЕК! И ей с этим жить и воспитывать рождённого ею человека!
Начало романа - сплошной чёрный цвет. Я уж думала, и финал будет таким же. Но автор меняет людей к лучшему. Кто-то подобрел, кто-то поумнел, кого-то, кто остался гадом, возможно в тюрьму посадят.
Символична и участь Марийкиной матери. Сколько наших женщин уезжает за границу, выходя замуж? И тут вопрос только один - кто поедет от хорошей жизни в чужие края, в чужой дом, к чужим людям, не зная языка? Это какой страшной должна быть жизнь женщины, чтоб она решилась на такой шаг? Каким беспросветным будущее виделось ей дома, чтобы она уехала строить его на чужбину? Мать Марийки реальный, живой в своем развитии и неординарности жизненных поступков, персонаж.
Роман - это всё-таки художественный вымысел. Есть, вероятно, у некоторых героев прототипы, другие рождены воображением автора, выношены глядя, опять же на нашу реальную действительность.
Первая часть романа мне показалась наиболее реалистичной, чем финал. Но, честно говоря, не хотелось бы видеть финал в чёрном цвете, поскольку верю, что мысль материальна, вдруг сбудется и люди станут чуточку добрее и умнее. Хотя...
На месте автора первую часть я бы оставила так, как есть, а вот финал изменила бы.
Агафья должна умереть, возраст всё-таки, тихо и незаметно. А вот к её могилке могут ходить паломники, потом.
Батюшка Андрей, раз уж смог высечь Марийку, то и далее должен воспитывать её так, чтоб жизнь малиной не казалась. Ведь он хоть и батюшка, но всё-таки мужик и, судя по сюжету, мужик с характером. Как-то мимоходом растёт дочь Марийки. После того, что этому ребёнку выпало увидеть и пережить, неужели на её психике это никак не сказалось? Я бы серьёзно подумала, о вине и ответственности матери перед ребёнком. Марийку мать бросила, так и та свою дочь к бабушке определила. Надо бы показать, как поступки матери повлияли на жизнь дочери, например на её психику, на её физическое здоровье. Потому что для женщины главное потомство, если уж Бог ей позволил иметь детей.
После страшных испытаний Марийка приходит к Богу. С детств она не крещеная. И мне нравиться, как неровно, ошибаясь и поступая в соответствии со своим характером, она продолжает жить. И спрашивает, если есть Бог, то, как он допустил всё то, что случилось с ней? Не этот ли вопрос задает каждый из нас, когда считает, что горе на него свалилось непосильное, что наказан он слишком тяжко? Я полагаю, это правда, когда говорят, что Бог никогда не даёт человеку более того, что он может вынести. И всё равно у человека есть выбор: плакать кровавыми слезами и нести свой крест, либо рухнуть под его тяжестью и уйти на суд Божий. При этом надо понимать - это твой выбор!
Теперь вопрос: за что? Ответ банален до предсказуемости: за грехи наши. Ни мои, а НАШИ. И за грехи родителей в том числе. Жизнь матери Марийки, бросившей её - разве не грех? Сама Марийка, сколько натворила пока пришла к Богу. Ну не может быть такого, чтоб сначала сделать нечто непотребное, а потом сказать: "Прости, Господи". И всё на этом. У матери Марийки погибли два сына и муж. Как ещё страшнее наказать родителя, чем погибелью детей? Да и Марийкины муки не обходят её мать стороной. Пришлось ей изведать их на собственной шкуре, и жить не только с этой собственной болью, но и знать, что пришлось пережить её дочери. И как же тут она может не винить себя в такой страшной судьбе своего ребёнка? Не нового мужа, бывшего насильника дочери приглядывать себе, а понести наказание. И, вероятнее всего, сойти с ума. И пусть бы воспринимала своих внуков, детей Марийки Егорку и Кирилла, как своих погибших сыновей, а не начинала жизнь заново, ожидая ребёнка. Ведь живёт при храме, не замужем, то есть, во грехе. И потом опять будет спрашивать - за что?
Душа человеческая, помещена в тело вовсе не затем, чтоб это тело ело, пило и спало, справляя разную физиологическую нужду. А любая физиология нужна для того, что бы Душа в этом теле жила и развивалась: чрез страдания, через муки, боль, горе, унижение, радость, счастье, веселье. И нет одной общей универсальной программы. Путь развития для Души у каждого индивидуальный. Не может ни отец Андрей, ни мать Марийки, ни её бабушка, никто другой прожить её жизнь. У каждого своя Голгофа. Как, в прочем, в жизни каждого из нас.
Говорят, Бог даёт шанс каждому. На руках у Марийки двое здоровых сыновей, муж. Семья. Хочется надеться, что из всех этих мытарств, она вынесла серьёзный жизненный урок. Если нет, и оступится вновь, то опять будет спрашивать Бога: за что? Только спрашивать следует не за что, а почему? Какой поступок повлёк за собой, то, что теперь мучает и гложет?
Мне роман понравился. Такие возникают вопросы, о которых в нашей суетной бытности не часто задумываемся. Зачем живём? Чтоб есть и пить? Или питаемся, чтоб жить? И как же жизнь прожить, а не проесть? Да ещё так, чтоб в грязь свою Душу не втоптать. Ведь душа не тряпка, не отстираешь. Будешь жить с ней до самой смерти, с такой, какую сам сделаешь. Со светлой, как у Агафьи, или как у Марийки, со сплошной кровавой раной, прикидываться, что всё хорошо, прошло и не болит. Каждый выбирает по себе.