2.7. ОЭФ с точки зрения энергетической теории стоимости
Согласимся на минуту с Марксом в том, что, пусть не сам труд рабочего, но результат этого труда, выраженный в произведенном товаре не полностью оплачивается. Но при этом следует отметить, что и рабочий, в свою очередь, не полностью оплачивает стоимость продуктов питания. Он тратит на работу меньше энергии, чем получает от продуктов питания, а заработная плата позволяет ему покупать необходимые продукты. Это возможно потому, что стоимость продуктов на рынке не соответствует их энергетическому содержанию, она существенно занижена. Солнце, земля и вода с незначительным участием человека или даже вовсе без этого участия производят в достаточных количествах источники энергии для жизни всего живого и для деятельности человека. Человек является носителем даровой энергии природы, аккумулятором этой энергии. Совершая осмысленные действия в форме труда, человек материализует, утилизирует содержащуюся в нем энергию природы в предметах и результатах своего труда.
Таким образом, человек может рассматриваться как естественный преобразователь энергии, преобразователь биологической энергии в механическую. То же самое можно сказать и о домашних животных, способных выполнять работу: о лошади, воле, осле, о домашнем слоне. Все они тоже являются естественными преобразователями энергии.
Можно ли сказать, что труд домашних тягловых животных "оплачивается не полностью"? Такое утверждение лишено смысла. До тех пор, пока домашние животные получают пищу, достаточную для их нормальной жизни, эти животные будут здоровы, бодры и работоспособны, если их не перегружать. То есть, можно сказать, что "труд животных оплачивается полностью". Но если бы работа домашних животных не приносила ничего их хозяину, то ему не было бы никакого смысла их держать. Значит, эта работа приносит нечто важное. Что же это? А это как раз то самое преобразование биологической энергии в механическую. Почему именно механическая энергия столь важна для человека? Именно с помощью механической энергии человек создает вокруг себя техносферу - искусственную среду для своего обитания. Без техносферы человек, в отличие от животного и растительного мира, существовать не может. Именно техносфера создала сегодняшнюю человеческую цивилизацию в ее привычном нам виде. Техносфера основана на технологии. Основные технологии человеческого общества на протяжении всей его истории, применявшиеся для создания техносферы, это механические технологии. Для реализации механических технологий необходима механическая работа. Механическая работа, выполняемая в разное время разными людьми или домашними животными обладает одним очень важным свойством: она способна накапливаться, суммироваться в результатах труда, способна, как сказал бы Маркс, овеществляться в результатах труда. Техносфера способна накапливать не то чтобы энергию, а результаты использования энергии, воплощая эти результаты в полезные предметы. Это не эквивалентно, но очень близко к накоплению энергии, если учитывать то обстоятельство, что человек использует энергию достаточно однообразно, можно сказать, всегда одинаково. Он строит здания и сооружения, создает механизмы, одежду, предметы быта и предметы роскоши. Если одежда, предметы быта и механизмы стареют быстро, то здания и сооружения - значительно медленнее, могучи быть использованы часто в течение нескольких столетий. Затратив однажды энергию на создание инфраструктуры, человечество освобождает себя от необходимости тратить это количество энергии в дальнейшем. Если считать, что основным признаком развития техносферы является развитие инфраструктуры, то техносферу можно назвать своеобразным накопителем энергии. Не всегда красивая окружающая обстановка, к которой мы так привыкли, неказистый или даже уродливый индустриальный пейзаж, окруженный спальными районами - все это хранилище энергии, потраченной человечеством на свое обустройство.
Существуют или не существуют денежные, товарные, рыночные отношения, - техносфера все равно будет создаваться, используемая людьми энергия будет в ней накапливаться. Экономика может быть названа наукой о способах организации использования энергии человеческим обществом и способах распределения результатов этого использования.
Но, кроме самого расходования энергии на создание техносферы есть еще одна важная компонента, регулирующая это расходование. Эта компонента называется технологией. Технология есть достигнутый способ использования энергии для конкретной цели. Для работы двигателя внутреннего сгорания нужна не только энергия в виде топлива, но и сам двигатель, являющийся, одной стороны, объектом техносферы, а, с другой стороны, результатом конкретной технологии. Технология позволяет не просто использовать энергию, а делать это максимально эффективным образом, достигнутым на данный момент. Кроме того, технология позволяет получать новые результаты использования старого вида энергии. Но и это еще не все. Технология позволяет использовать новые виды энергии, которые раньше вообще не считались источниками энергии. Поэтому вся экономика стоит на трех китах: энергии, технологии и организации их использования.
Начнем с начала - с первобытного общества.
Техносферы еще нет, вернее, она очень мала. Грубо приспособленные для жизни пещеры да кострища - вот и вся техносфера. Технологии не позволяют ни экономить энергию, ни накапливать ее. Распределять практически нечего, обмена почти нет.
Но вот появляются новые технологии: добывание огня, копье, лук, колесо, использование осла и лошади, земледелие. Эти технологии уже очень многое позволяют. Возникает и стремительно развивается техносфера. Появляется объект организации человеческой деятельности и предмет последующего распределения. Объектом организации предстают массы людей, труд которых теперь можно материализовать, овеществить в конкретных результатах. Предметом распределения предстают, соответственно, результаты труда массы людей. Человечество опытным путем ищет модель организации общества, соответствующую уровню его развития. Проверяется все: республика, монархия, вольнонаемный и подневольный труд, оседлый и кочевой образ жизни. Нельзя сказать, что во всем мире побеждает только какая-то одна модель. Но общества, организовавшиеся в монархии и массово применяющие подневольный (рабский) труд, начинают развиваться в технологическом отношении быстрее других. Причину следует искать в отсутствии развитого механизма обмена результатами труда. Рабство можно рассматривать как простейший прямой обмен результатов труда на организацию общественного порядка. Низкая энерговооруженность труда (ручной труд) не позволяет структурированному в государство обществу распределять в пользу основных работников - рабов больше самого необходимого прожиточного минимума. Нужно или отказаться от идеи социальной справедливости на этом этапе, или отказаться от идеи развитого государства. Разные общества делают разный выбор, но рабовладельческие развиваются быстрее.
Вернемся к труду рабов. Нельзя считать, что их труд не полностью оплачивается и разница формирует прибавочный продукт, используемый для организации общества. Нельзя потому, что их труд вообще никак не оплачивается. Но если раб живет и работает, значит затраты его энергии полностью компенсируются. Тем не менее, раб приносит прибавочный продукт. За счет чего? Откуда берется этот прибавочный продукт, если рабу полностью компенсируются его энергозатраты? Мы считаем, что прибавочный продукт это овеществленная в результатах труда остаточная энергия, представляющая собой разницу между биологической энергией продуктов питания и полными энергозатратами не только раба, но и крестьянина, вырастившего продукты. Того, что вырастил крестьянин, хватило на него самого, на прокорм раба, да еще и на прокорм господина. При этом не столь важно, является ли рабом сам крестьянин. Даже если и не является, то его быт мало чем отличается от рабского.
Итак, рабовладельческим обществом присваивается и перераспределяется избыточная (или остаточная) овеществленная энергия продуктов питания. Все зиждется на том, что результатом труда крестьянина является большая биологическая энергия, чем его энергозатраты. Фактически, общество распределяет не труд людей, а энергию природы, извлеченную при помощи (и только лишь при помощи!) труда людей. Человек не может создать энергию, он может лишь извлечь ее.
Технологии совершенствуются и возникает возможность частично освободиться от рабского труда, введя непрямую меру обмена - деньги. Но деньги изначально не отражают меру стоимости, так как в основу стоимости они сразу же стихийно закладывают труд, а не энергию. Фактически за основу берется себестоимость, а не полная стоимость производимого предмета. Это, в сущности, нонсенс, потому что перераспределить себестоимости невозможно, они не содержат никакого прибавочного продукта, между себестоимостями возможен лишь натуральный обмен. Оценивая всего лишь себестоимости, затраты, деньги, тем не менее, сразу же начинают перераспределять полноценные реальные стоимости. Купив у первичного производителя чуть дороже себестоимости, торговец получает возможность продать конечному потребителю чуть дешевле полной стоимости. Разница между полной энергетической стоимостью предмета и энергозатратами на его производство и есть прибыль, распределяемая между участниками рынка.
Возникают феодальные общества, основанные на развитых технологиях мускульного труда людей и тягловых животных с применением энергии ветра и воды. Денежное обращение ширится. Отправная точка денежной оценки стоимости остается прежней - это себестоимость производства, а не полная энергетическая стоимость продукта.
Но вот развитие технологий приводит к тому, что становится возможным овеществлять не только остаток биологической энергии продуктов питания, не потребленный человеком, но и тепловую энергию каменного угля. Эта энергия огромна. Она позволяет выполнять механическую работу, просто несопоставимую с работой мускульной силы. С этого момента, трудовые теории стоимости, допускавшие не очень большую ошибку в описании рабского труда, напрочь отрываются от действительности, поскольку составляющая физического человеческого труда в конечном результате производства неудержимо падает, а растет содержание энергии сжигаемого топлива. Прибавочный продукт формируется уже не только и не столько за счет остаточной энергии продуктов питания, а еще за счет разницы между энергией, содержащейся в энергоносителях и энергозатратами на их извлечение и доставку. Эта разница существенно больше прибавочного продукта, получаемого за счет мускульного человеческого труда. Рабский и полурабский труд больше не нужен, в развитых обществах появляется значительный прибавочный продукт, пригодный как для собственного использования, так и для продажи. Возникают предпосылки для возникновения капитализма.
Неизбежен ли капитализм? Почему человечество пошло именно по этому пути? Прежде всего, отметим, что неизбежна неравномерность развития человеческих сообществ. Изначально они выбирают разные пути развития, диктуемые как сложившимися условиями жизни, так и этическими ценностями общества. Большинство обществ делает выбор не в пользу ускоренного развития, а в пользу традиции, в пользу устоявшихся этических ценностей. Можно считать этот выбор сознательным и ставить его в заслугу таким обществам, можно считать его вынужденным следствием отсталости этих обществ и рассматривать его как слабость и недостаток - технологический результат при этом один и тот же - общество начинает отставать в своем технологическом развитии. Некоторые же общества, которых меньшинство, резко отказываются от своих традиций, объявляя целью существования богатство. В них-то и рождается капитализм. Капитализм возможен лишь в результате неравномерности развития человеческих обществ. Дело в том, что переход к технологиям машинного производства с массовым использованием мощных энергоносителей, не может быть востребован в полном объеме в собственной стране. Там нет такого количества потребителей, чтобы производство было массовым и непрекращающимся. Кроме того, самый выгодный обмен это продажа высокотехнологичной продукции по максимально полной стоимости за сырье и энергоресурсы, взятые по цене, близкой к себестоимости. Короче говоря, зарождающийся капитализм невозможен без периферии, не обладающей высокими технологиями и снабжающей метрополию дешевым сырьем и энергоносителями. Это значит, что ранний капитализм невозможен без крупной международной торговли, в которой изначально нет ничего взаимовыгодного. Это всего лишь механизм выкачивания энергии из стран периферии. Способы выкачивания могут варьироваться, но суть остается неизменной. То обстоятельство, что страны-метрополии постепенно распространяют свои технологии в страны периферии, ни в коей мере не является заслугой стран-метрополий. Это всего лишь побочный эффект от их продажи. То, что страны-метрополии стараются воспитывать новые потребности в странах периферии, тоже нельзя поставить им в заслугу. Это всего лишь способ создать покупательский спрос.
Итак, образовалась группа стран, сделавшая источником своего процветания периферийные государства. Необязательно было напрямую превращать их в колонии, достаточно оказалось просто вести с ними устойчивую "международную торговлю". Страны, избравшие путь прямой или косвенной колонизации, стали развиваться быстрее других. По-видимому, это было неизбежно.
Капитализм начал широкое использование энергоресурсов планеты, непрерывно повышая энерговооруженность труда. Рабочий в стране-метрополии теперь не столько вкладывал в предмет труда свой мускульный труд, сколько накачивал этот предмет энергией, являясь человеческой составляющей новейших технологий.
Рассмотрим еще раз прибыль капиталиста. Считать, что капиталист не полностью оплачивает результат труда рабочего в принципе можно, но методологически неудобно. Во-первых, капиталист не полностью оплачивает стоимость продуктов питания, потребляемых рабочим, а не сами результаты его труда. Во-вторых, и сам рабочий не полностью оплачивает крестьянину стоимость продуктов питания. В-третьих, в результатах капиталистического труда гораздо больше скрытой овеществленной энергии энергоресурсов, чем мускульной силы рабочего. Поэтому удобнее, да и правильнее считать, что труд капиталистического рабочего оплачивается полностью. Прибыль образуется вовсе не из-за недоплаты рабочему. Она образуется из-за недооценки стоимости биоресурсов пищи и энергоресурсов топлива. Прибыль есть разница между вложенной энергией и платой за нее. Поскольку ценообразование на рынке всегда отталкивается от себестоимости, а не от полной стоимости (в энергетическом эквиваленте), всегда имеется разница между полной энергетической стоимостью и стоимостью приобретения ресурсов, которая всегда ниже. Эта разница и есть прибыль.
Мы привыкли считать прибыль отнятым у людей трудом. В реальности же это отнятая у природы и надежно аккумулированная энергия. Энергия, приведенная в удобную и доступную для использования человеком форму, но доступная не для всех. Степень доступности энергии-прибыли регулируется общественными отношениями.
Полностью ли оплачивается труд рабочего в капиталистической стране-метрополии? Этот труд не только полностью оплачивается, сверх своего труда рабочий получает еще некоторую доли прибыли, им не заработанной, но распределенной в его пользу капиталистическим рынком. На заре капитализма этого не было. Долю прибыли рабочий почти не получал. Слишком несовершенны еще были технологии, слишком малый охват зависимых стран, слишком слабое сопротивление рабочих каторжному труду. Постепенно картина изменилась. Сопротивление рабочих метрополий и колоний возросло, появился марксизм как учение о социальной справедливости. Появился, наконец, Советский Союз, ставший переломным фактором в отношениях между капиталистами и рабочими метрополий. Капиталистам не нужны были враги в лице собственных рабочих, они предпочитали иметь их в качестве союзников против всего остального мира. Благо, новые технологии и широкий охват зависимых стран позволяли без особого ущерба сделать это. И это сделали. Рабочие метрополий стали получать часть прибыли. Их положение улучшилось и политическое сопротивление было подавлено.
Этот обзор общественно-экономических формаций с позиций ЭТС дан мной с целью показать, что энергетическая теория стоимости в целом не вступает в противоречие с историческим материализмом.