Если Вы решили описывать представителя данной профессии, то краткий психологический словарь вам в помощь. Если лень, то вот несколько важных определений. Но всем этим психолог обязан оперировать.
ПСИХИКА есть свойство высокоорганизованной живой материи, субъективное отражение объективной мира, необходимое человеку (или животному) для активной деятельности в нем и управления своим поведением.
СОЗНАНИЕМ обычно называют высшую форму психики, необходимую для организации общественной и индивидуальной жизни людей, для их совместной трудовой деятельности.
Функции сознания человека
Отражательная: Сознание организует познавательные процессы (восприятие, представление, мышление), а также организует память.
Оценочная: Сознание принимает участие в формировании части эмоций и большинства чувств.
Креативная: Творчество невозможно без сознания. Многие произвольные виды воображения организуются на сознательном уровне: изобретательство, художественное творчество.
Рефлексивная: Разновидностью сознания является самосознание - процесс, при помощи которого человек анализирует свои мысли и поступки, наблюдает за собой, оценивает себя и т. д.
Преобразующая: Человек сознательно определяет большинство своих целей и намечает путь к их достижению.
Времяобразующая: Сознание отвечает за формирование целостной временной картины мира, в которой есть память о прошлом, осознание настоящего и представление о будущем. Этим сознание человека отличается от психики животных.
БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ или неосознава́емое совокупность психических процессов, в отношении которых отсутствуетсубъективный контроль. Бессознательным считается всё, что не становится для индивида объектом осознания.
ЛИЧНОСТЬ - это то, что человек создает из себя, утверждая свою человеческую жизнь
Рассмотрим структуру личности. В нее обычно включаются способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация, социальные установки.
неизбежно наступающих у каждогочеловека по Эриксону
1. Кризис доверия - недоверия (в течение первого года жизни).
2. Автономия в противоположность сомнениям и стыду (в возрас?те около 2-3 лет).
3. Появление инициативности в противовес чувству вины (при?мерно от 3 до 6 лет).
4. Трудолюбие в противоположность комплексу неполноценности (возраст от 7 до 12 лет).
5. Личностное самоопределение в противоположность индиви?дуальной серости и конформизму (от 12 до 18 лет).
6. Интимность и общительность в противовес личностной пси?хологической изолированности (около 20 лет).
7. Забота о воспитании нового поколения в противоположность "погружению в себя" (между 30 и 60 годами).
8. Удовлетворенность прожитой жизнью в противоположность от?чаянию (старше 60 лет).
ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ
ИНДИВИД - отдельный человек, как уникальное сочетание его врожденных и приобретенных свойств.
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ - это продукт слияния социального и биологического в индивидуальном развитии человека. Индивидуальность направляет развитие индивида, личности и субъекта в общей структуре, стабилизирует ее, взаимосвязывает свойства и является важным фактором высокой жизнеспособности и долголетия.
ТЕМПЕРАМЕНТ - индивидуальная характеристика субъекта со стороны динамических особенностей его психической деятельности: интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний.
ХАРАКТЕР - в узком смысле - определяется как индивидуальная, достаточно устойчивая система привычных способов поведения человека в определённых условиях, - как совокупность устойчивых свойств индивида, в коих выражаются способы его поведения и эмоционального реагирования
ПРИВЫЧКА- сложившийся способ поведения, осуществление которого в определённой ситуации приобретает для индивида характер потребности, [1] которые "побуждают совершать какие - нибудь действия, поступки".
ПОВЕДЕНИЕ - способность животных изменять свои действия под влиянием внутренних и внешних факторов, характерная черта животного типа организаци
АГРЕССИВНОЕ поведение - деструктивное поведение, направленное на другую особь.
АДЕКВАТНОЕ поведение - соответствующее требованиям ситуации и ожиданиям людей. Как разновидность социального поведения
ДЕВИАНТНОЕ поведение - действия, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе (социальной группе) моральным и правовым нормам и приводящие нарушителя (девианта) к изоляции, лечению, исправлению или наказанию.
ДЕЛИНКВЕНТНОЕ поведение (от лат. delictum - Проступок) - асоциальное противоправное Поведение человека, проявляемое в его поступках (действиях или бездействии), наносящих вред как отдельным людям, так и обществу в целом. Этим понятием оперируют представители криминологии
ДЕМОНСТРАТИВНОЕ поведение - выразительные действия и поступки, в которых прослеживается целенаправленное желание привлечь внимание к себе.
ВИКТИМНОЕ поведение (от англ. victim - жертва) - такие действия и поступки человека, которые провоцируют желание на него напасть. Виктимность - это действия, которые усиливают вероятность того, что вы попадете в какую-нибудь прескверную ситуацию.
ОТВЕТСТВЕННОЕ поведение - поведение, при котором человек берет на себя (лично) конкретные обязательства и исполняет их надлежащим образом
АГРЕССИЯ - мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт
ВЕРБАЛЬНАЯ (речевая, словесная) агрессия - это словесное выражение негативных чувств, эмоций, намерений в неприемлемой в данной речевой ситуации форме.
ФИЗИЧЕСКАЯ агрессия - использование физической силы против другого лица или объекта; вербальная - выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание вербальных реакций (угроза, проклятья, ругань);
ЗАЩИТНАЯ - агрессия в ответ на чьи-то агрессивные (или кажущиеся агрессивными) действия. Провоцирующая агрессия - первое проявление агрессии, "первая атака".
ВНЕШНЯЯ агрессия направлена на окружающих; ВНУТРЕННЯЯ (Аутоагрессия) - на себя: самообвинении, самоунижении, нанесении себе телесных повреждений вплоть до самоубийства;
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
ВОСПРИЯТИЕ - это отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств. Оно включает в себя прошлый опыт человека в виде представлений и знаний.
ВНИМАНИЕ - это процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора од?ной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирова?ния другой.
Внимание человека обладает пятью основными свойствами: устойчивостью, сосредоточенностью, переключаемостью, распределе?нием и объемом.
ОЩУЩЕНИЕ - это самое первое соприкосновение нашего внутреннего мира с внешним миром с помощью сенсорной системы.
ВООБРАЖЕНИЕ - способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими; играет ключевую роль в следующих психических процессах: моделирование, планирование, творчество, игра, человеческая память.
РЕЧЬ - исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны - восприятие языковых конструкций и их понимание.
МЫШЛЕНИЕ- это особого рода теоретическая и практиче?ская деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций ориентировочно-исследовательского, пре?образовательного и познавательного характера.
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЙНОЕ МЫШЛЕНИЕ - это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обра?щается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредствен?но не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств.
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ отличается от понятийного тем, что материалом, который здесь использует человек для ре?шения задачи, являются не понятия, суждения или умозаключе?ния, а образы.
Отличительная особенность НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ - состоит в том, что мыслительный процесс и нем непосредственно связан с восприятием мыслящим чело?веком окружающей действительности и без него совершаться не может.
.
ПАМЯТЬ (англ. - memory, нем. - Erinnerungsvermogen, Gedachtnis) - одно из основных свойств нервной системы; форма психического отражения, развивающаяся как запоминание, сохранение и последующее воспроизведение и узнавание ранее воспринятого, пережитого или сделанного. Различают память: произвольную и непроизвольную, непосредственную и опосредованную, кратковременную и долговременную. особые виды памяти: словесно-логическая, образная, эмоциональная (память "чувств"), моторная (память-привычка).
ПАМЯТЬ ДОЛГОВРЕМЕННАЯ (англ. - long-term memory) - основной вид памяти, обеспечивающий длительное сохранение информации о событиях внешнего мира и реакциях организма.
ПАМЯТЬ КРАТКОВРЕМЕННАЯ (англ. - short-term memory, нем. - Zufallsgedachtnis) - вид памяти, характеризующийся определёнными временными рамками; обязательный этап для других видов памяти.
ПАМЯТЬ ОПЕРАТИВНАЯ (англ. - short-term memory, нем. - Zufallsgedachtnis) - вид памяти, характеризующийся взаимодействием памяти кратковременной и долговременной.
ПАМЯТЬ МЕХАНИЧЕСКАЯ (англ. - mechanical memory) - вид памяти, характеризующийся только повторением без установления ассоциативных или смысловых связей.
ПАМЯТЬ СМЫСЛОВАЯ (англ. - meaning memory, нем. - verstandnise Gedachtnis) - вид памяти, опирающийся на установление и запоминание смысловых понятий; её продуктивность примерно в 25 раз больше, чем памяти механической.
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
АФФЕКТ (англ. - affect, нем. - Affect) - бурно протекающая кратковременная эмоция взрывного характера, неподконтрольная сознанию. Возникает, как правило, в ответ на сильный раздражитель.
ЭМОЦИИ (англ. - emotion, feeling, нем. - Emotion, Gefuhl) - особая форма психического отражения, свойственная человеку и животным; реакция на воздействие внутренних и внешних раздражителей, проявляющаяся как в субъективных переживаниях, так и в физиологических реакциях. Эмоции охватывают все виды чувствительности и переживаний и связаны с удовлетворением (положительные эмоции) или неудовлетворением (отрицательные эмоции) различных потребностей
ЧУВСТВО - эмоциональный процесс человека, отражающий субъективное оценочное отношение к реальным или абстрактным объектам. Чувства отличают от аффектов, эмоций и настроений
СТРЕСС (англ. - stress, нем. - Stress) - состояние напряжения, подавленности, спада, возникающее у человека или животного под влиянием экстремальных воздействий.
БЕЗ КАТЕГОРИИ
АМНЕЗИЯ (англ. - amnesia, нем. - Amnesie) - отсутствие воспоминаний вследствие нарушения памяти; потеря памяти.
ДЕПРЕССИЯ (англ. - depression, нем. - Depression) - психическое состояние резко выраженной подавленности с отсутствием интереса к окружающему; тоскливое настроение с сознанием собственной никчёмности, со снижением порога побудительных мотивов, заторможенностью движений.
ВНУШЕНИЕ, СУГГЕСТИЯ (англ. - sussestion, нем. - Suggestion) - воздействие на личность, приводящее либо к появлению у человека, помимо его воли и сознания, определённого состояния, чувства, отношения, либо к совершению человеком поступка без обдумывания и борьбы мотивов.
СЕНСИТИВНОСТЬ, СЕНЗИТИВНОСТЬ (англ. - sensitivity, нем. - Schwellenempfindlichkeit) - психическое явление, выражающееся в повышенной степени реагирования (вплоть до неадекватных реакций) на эмоциональные раздражители. Может быть психическим состоянием, временным свойством личности или чертой характера.
ЭМПАТИЯ (англ. -empathy, нем. - Emmpathie, Einfuhlung) - способность личности понимать переживания другой личности и сопереживать их в процессе межличностных отношений; необходимый компонент полноценного общения.
1. Психология индивидуальных различий: Тексты. - М., 1982