Булавин Дмитрий Анатольевич : другие произведения.

Большевистский стиль

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Совершенно очевидно, что эстетика коммунистической пропаганды и агитации в век "одиноких толп" и цифровых технологий не может механически воспроизводить подходы столетней давности. Находит ли эта проблема понимание у современных коммунистов и если находит, то в каком направлении они пытаются искать ее решение?

  Каждая историческая эпоха организованной классовой борьбы имеет собственные эстетические формы, в которые облекаются чаяния, надежды и воля борющегося класса. Совершенно очевидно, что эстетика коммунистической пропаганды и агитации в век "одиноких толп" и цифровых технологий не может механически воспроизводить подходы столетней давности. Находит ли эта проблема понимание у современных коммунистов и если находит, то в каком направлении они пытаются искать ее решение?
  
  Изучая, под этим углом зрения, пропагандистскую продукцию левых партий и движений, можно выделить, по крайней мере, два эстетических направления. Первое из них сводится к заимствованию из деградирующей буржуазной культуры постмодернизма технологических приемов и методов. В качестве примера такого подхода можно привести пропагандистские материалы новообразованной группы "Вперед". Видимо ограниченные креативные возможности не могут подсказать "знатокам" контркультуры иного решения как слепо копировать приемы коммерческой рекламы из буржуазных таблоидов, заниматься обсосом новостей "нонконформистских" культурных тусовок и т.п. Ясно что такая с позволения сказать "агитация" будет интересна только самим читателям газеты с претенциозным названием "рупор социалистического движения Вперед", да еще разве что нескольким десяткам эстетствующих мелкобуржуазных маргиналов. У рабочей молодежи такая пропагандистская продукция вызовет в лучшем случае реакцию отторжения, а у студенческой - безразличие. Не будет в этой связи большим преувеличением сказать, что заигрывания с постмодернизмом это яркий индикатор идейного и практического оппортунизма.
  
  Второе направление свойственно старым сталинистским организациям. Оно также базируется на отсутствии творческого подхода к делу агитации и пропаганды и заключается в использовании неадекватной современной реальности советской эстетике. Конечно, рожденная революцией пролетарская эстетика явилась грандиозным духовным порывом, мобилизующим энергию и живую самодеятельность широчайших масс трудящихся. Однако в скором времени, по известным историческим причинам, она выродилась в уродливые и отчужденные формы, продуцируемые тоталитарной государственно-бюрократической машиной. Слепое воспроизводство советских шаблонов неэффективно. У подавляющего большинства людей старшего возраста оно создает негативные ассоциации, у остальных будирует бесплодные ретроградные настроения, у молодежи вызывает ироническое отношение. Лучшим свидетельством беззубости и безвредности такого подхода является тот факт, что буржуазия не чурается использовать элементы советской эстетики в коммерческих целях.
  
  Между этими полюсами в основном строят свою пропагандистскую работу иные левые организации. Некоторые вообще не имеют выраженных эстетических форм, видимо ошибочно полагая, что научных книжек и статей вполне достаточно на данном этапе для привлечения к себе внимания общественности (этим подходом грешат многие "госкаповские" организации).
  
  Каким должен быть новый стиль большевистской эстетики? Мы, конечно, не можем давать какие либо конкретные рекомендации, ибо эстетические формы могут быть рождены только в практической борьбе, в связи с живой действительностью повседневной работы коммунистической организации в массах. Но некоторые общие соображения по этому поводу можно высказать уже сейчас. Пропаганда и агитация, по нашему мнению, должна рассматриваться как средство и составной элемент перманентной культурной революции, революции, взрывающей сознание угнетенных, освобождающей человека от химер гипноза масс-медиа. Большевистская эстетика должна высекать искру свободы в душе, искру, из которой возгорается пламя революционного действия. Одной из важных теоретических основ революционной пропаганды является классовый революционный гуманизм. Наш гуманизм противоположен как лицемерному, слащавому и абстрактному гуманизму либералов и демократов, так и гуманистическому нигилизму в духе Дугина-Лимонова. Говоря словами А.М. Горького: "гуманизм должен внушать не пассивное чувство сострадания, а воспитывать активное отвращение ко всякому страданию...гуманизм пролетарский требует неугасимой ненависти ко всему, что заставляет людей страдать, ко всем, кто живет на страданиях сотен миллионов людей". Задача большевистской коммунистической пропаганды на данном этапе состоит главным образом в том, чтобы привлечь в ряды борцов с капиталистической системой наиболее пассионарных людей из числа рабочей, студенческой и временно безработной молодежи. Мы должны привлечь к себе тех, у кого есть не только абстрактно- теоретические причины ненавидеть эту систему, но и причины личного порядка. Практика показывает, что именно из таких людей получаются наиболее твердые и закаленные большевики (достаточно в этой связи вспомнить пример Ленина и Троцкого, казус Сталина в данном отношении не показателен, так как здесь мы имеем дело с глубокой психологической травмой детского возраста). Мы отдаем себе отчет, что задача эта очень трудна. Метастазы ублюдочного российского капитализма глубоко проникли в души значительной части молодого поколения. Но, решив эту задачу, коммунисты приблизятся к решению главного вопроса современной эпохи - созданию большевистской партии.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"