Бурланков Николай Дмитриевич : другие произведения.

Прокопий Кессарийский как источник о Переселении народов

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Один из самых цитируемых авторов эпохи Переселения народов, наряду с Иорданом - Прокопий Кессарийский. Однако, если его прочитать, не зная более поздних наработок, получается несколько не такая картина, к которой мы привыкли...


   Прокопий Кессарийский как источник сведений по своей эпохе.
  
   Прокопий Кессарийский вполне справедливо считается одним из наиболее ценных источников по "темным векам" - эпохе 5-6 вв нашей эры, периода конца "Великого переселения народов".
   Причем он еще был и очевидцем многих событий, и участником (был помощником Велизария), так что ценность его очевидна.
   Однако, будучи верным своему принципу "читать сочинение, как оно есть", а не как "правильно читать" его рекомендуют, постараюсь рассмотреть с этих позиций и Прокопия.
   Он, бесспорно, человек грамотный и умный. Чего стоят одни его рассуждения о лучниках в начале "Войн с персами":
   Тому, кто желает судить по справедливости, покажется совершенно очевидным, что нет ничего более мощного и грандиозного, чем те события, которые произошли в этих войнах 6. (7) В ходе них были совершены дела более достойные удивления, нежели все те, о которых лам известно по преданию, разве только кто-нибудь, читая наш рассказ, не отдаст предпочтения старым временам: и не посчитает события своего времени не заслуживающими внимания. (8) В самом деле, некоторые, например, называют нынешних воинов стрелками, в то время как [8] самых древних величают ратоборцами, щитоносцами и другими возвышенными именами, полагая, что такая доблесть не дожила до нашего времени. Поспешно и без всякого опыта составляют они свое суждение. (9) Им не приходит в голову мысль, что у гомеровских лучников, которым самое название их ремесла служило поругaнием 7, не было ни коня, ни копья; щит не защищал их, и ничто другое не оберегало их тело. Они шли В бой пешими и для защиты были вынуждены либо брать щит товарища, либо укрываться за какой-нибудь надгробной стелой. (10) В таком положении они не могли ни спастись, когда приходилось обращаться в бегство, ни преследовать убегающих врагов. Тем более они не могли открыто участвовать в битве, но, в то время как другие сражались, они, казалось, что-то творили; украдкой. (11) Кроме того, они нерадиво владели своим искусством: притянув тетиву к груди, они пускали стрелу слабую и совершенно безопасную для того, в кого она попадала. Таким было в прежние времена искусство стрельбы из лука 8. (12) Нынешние лучники идут в сражение, одетые в панцирь, с поножами до колен. С правой стороны у них свешиваются стрелы, с левой-меч. (13) Есть среди них и такие, у которых имеется копье, а [на ремне] за плечами -- короткий без рукояти щит, которым они могут закрывать лицо и шею. (14) Они прекрасные наездники и могут без труда на полном скаку натягивать лук и, пускать стрелы в обе стороны, как в бегущего от них, таи и преследующего их неприятеля. (15) Лук они поднимают до лба, а тетиву натягивают до правого уха, отчего стрела пускается с такой мощью, что всегда поражает того, в кого попадает, и ни щит, ни панцирь не может отвратить ее стремительного удара. (16) И все же есть люди, которые, пренебрегая всем этим, благоговеют перед древностью и дивятся ей, не отдавая дани новым изобретениям. (17)
   (просто-таки технический прогресс в действии)
   Но именно по этой самой причине, что Прокопий - достаточно умный и грамотный человек, его и нельзя считать просто "очевидцем". То, что он видел сам - да, он пересказывает вполне разумно. Во всех трех его "официальных книгах" - войне с персами, войне с вандалами и войне с готами - мы не найдем слов осуждения Юстиниана, но как он "поливает" его в своей "Тайной истории!"
   Это заставляет думать, что он мог умолчать и о многом другом...
   Итак, в тех вопросах, где он сам был свидетелем или хотя бы мог иметь достоверные сведения, мы можем ему доверять - впрочем, помнить, что, вероятно, он говорит далеко не все, что знает.
   Но в тех вопросах, что касаются далекого прошлого или событий, отдаленных от него пространством, необходимо также помнить, что он в основном не просто пересказывает то, что слышал или прочитал - но по сути, является автором той версии, которую нам сообщает.
   Так, например - наиболее интересны для нашего вопроса у него две темы: происхождение германцев и происхождение гуннов.
   Прокопий о Германцах
   Для Прокопия франки и германцы - синонимы:

Эти франки в древности назывались германцами. Где они вначале жили и каким образом перешли Галлию и как они стали врагами готам, я сейчас рассажу.

12. Для плывущего из океана и Гадеса страна, лежащая налево, как сказано в прежних книгах (III [I] гл. 1, ї 6, 7), носит название Европы; лежащая же против нее называется Ливией, которая в дальнейшем получает название Азии. О местностях, лежащих по ту сторону Ливии, в точности я не могу рассказать. Там идуг огромные безлюдные пустыни, и потому начальных истоков Нила, который, как говорят, течет оттуда по Египту, мы до сих пор так и не знаем. Европа с того места, где она начинается, совершенно точно похожа на Пелопоннез и с той и другой стороны омывается морем. Первая страна, обращенная к океану, и западу, носит название Испании вплоть до Альп, находящихся у Пиренейского хребта. У местных жителей в обычае давать название Альп проходам в ущельях. Страна, простирающаяся отсюда вплоть до пределов лигуров, называется Галлией. Здесь другие Альпы отделяют галлов от лигуров. Галлия естественно много шире, чем Испания, так как Европа, начинаясь с узкого выступа, в дальнейшем расширяется до огромных размеров. Эта страна с обеих сторон омывается водами: с севера океаном, а с юга к ней подходит так называемое Тирренское море. У галлов в числе других рек текут Рона и Рейн. Обе эти реки имеют течение в противоположном направлении: Рона впадает в Тирренское море, а Рейн-в океан. Тут большие болота, где в древности жили германцы, племя варварское, с самого начала [60] не заслуживавшее большого внимания, которое теперь называются франками. Рядом с ними жили арборихи, которые издавна наравне с жителями всей остальной Галлии и Испании были подданными Рима. За ними, по направлению к востоку, основалось варварское племя турингов, там, где им дал места для поселения первый римский император Август. Немного в стороне от них к югу жили бургунды, к северу от турингов -свевы и аламаны, могущественные племена. Все они издревле занимали эти места, и все они были независимы.

С течением времени, напав на Римскую империю, они завладели всей Испанией и Галлией по ту сторону реки Роны и сделали их своими данийцами. Военную службу для римлян несли тогда арборихи. Желая подчинить их себе как своих соседей и как изменивших своему древнему политическому строю, германцы стали их грабить и, будучи воинственными, всем народом двинулись против них. Но арборихи, проявляя свою доблесть и расположение к римлянам, показали себя в этой войне людьми достойными. Так как германцы не могли одолеть их силою, они сочли их достойными стать им товарищами и породниться друг с другом близким родством. Арборихи охотно приняли это предложение. Так как и те и другие были православными, то они таким образом слились в один народ и стали еще более сильными. Но и другие римские воины были поставлены там для охраны в крайних пределах Галлии. Так как они не имели никаких средств, чтобы вернуться в Рим, а тем более ни в коем случае не хотели сдаться врагам, которые были арианами, то они себя со всеми знаменами, и ту страну, которую они издавна охраняли для римлян, сдали арборихам и германцам; своим потомкам они передали все свои традиции и сохранили обычаи своей родины, свято храня их и теперь. Их легко можно узнать по номерам тех легионов, в которых в прежнее время они несли военную службу; и в бой они идут, неся перед собой те знамена, которые у них были, и всегда применяют законы своей родины.[61] Они сохранили также римский костюм как во всем остальном, так и в своей обуви (вариант "в своем головном уборе". См. Comparetti.).

   (и позднее он использует название то "франки", то "германцы" как синонимы, чередуя их; при этом, прочие племена, покоренные франками, становятся германцами именно в силу слияния с ними, как, например , арборихи).
   Варины Тацита (упоминаемые им один раз) - видимо, Варны Прокопия:
   Варны осели на севере от реки Истра и заняли земли, простирающиеся до северною Океана и до реки Рейна, отделяющих их от франков и других племен, которые здесь основались. Все те племена, которые в древности жили по ту и другую сторону реки Рейна, имели каждое свое собственное название, а все их племя вместе называлось германцами, получив одно общее наименование
   http://www.vostlit.info/Texts/rus/Prokop/framegot42.htm
   тоже четко отделяются им от германцев (германцы жили "В древности" по ту и другую сторону Рейна; впрочем, для Прокопия понятие древности начинается уже с Аттилы - нашествие гуннов уже было "в древности", и в древности же "древние люди построили стену в Британии"). И, по-видимому, они же (варины и варны) - аварины и абарины Птолемея (и скорее всего, они же - более поздние авары, возникшие из смешения гуннов с "варинами") - впрочем, это уже из Прокопия не следует.
   При этом он очень четко отличает от германцев и готов:
   II. Когда на Западе царствовал Гонорий, варвары захватили его землю. Кто они были и как они это совершали, сейчас будет рассказано. (2) В прежнее время готских племен было много, и много их и теперь, но самыми большими и значительными из них были готы, вандалы, визиготы и гепиды. В прежнее время, правда, они назывались савроматами и меланхленами. Некоторые называли эти племена гетами. (3) Все эти народы, как было сказано, отличаются друг от друга только именами, но во всем же остальном они сходны. (4) Все они белы телом, имеют русые волосы, рослые и хороши на вид; у них одни и те же законы и исповедуют они одну и ту же веру. (5) Все они ариане и говорят на одном языке, так называемом готском; и, как мне кажется, в древности они были одного племени, но впоследствии стали называться по-разному: по именам тех, кто были их вождями.
   Т.е., по Прокопию , готы родичи савроматам.
   Савроматы в греческих источниках обычно тождественны сарматам римских авторов, и учитывая, что именно сарматское происхождение мы предполагали для готов (вернее, что готами стали называть тех, кто попал под власть сарматов, вернее, смешение сарматов с местными - видимо, венедами - в районе Пшеворской культуры), тут мы имеем независимое тому подтверждение (независимое - потому что наше предположение исходило из:
      -- Предположения о географическом положении готов и поздних балтов
      -- Сравнения языков балтов и осетин (сарматов)
      -- Археологических данных о появлении в Пшеворской культуре богатых захоронений всадников (Седов).
   Прокопий о гуннах.
   Гунны у Прокопия упоминаются очень часто, и говорит он о них очень много интересного.
   Во-первых, он разделяет несколько видов гуннов:
   Эфталиты являются гуннским племенем и называются гуннами, однако, они не смешиваются и не общаются с теми гуннами, о которых мы знаем, поскольку не граничат с ними и не расположены поблизости от них, но соседствуют они с персами у северных их пределов, там, где у самой окраины Персии есть город по имени Горго 22. Здесь из-за пограничных земель они обычно воевали друг с другом. (3) Они не кочевники, как другие гуннские племена, но издавна живут оседло на плодоносной земле. (4) Они никогда не вторгались в землю римлян, разве что вместе с мидийским войском. Среди гуннов они одни светлокожи и не безобразны на вид. (5) И образ жизни их не похож на скотский, как у тех.
   ...
   Дальше не видно никакого прохода, если не считать как бы сотворенных природой ворот, которые издревле назывались Каспийскими. (5) Далее идут равнины, удобные для езды верхом и орошаемые обильными водами, страна большая, ровная и удобная для разведения лошадей. (6) Здесь поселились почти все гуннские племена, занимая пространство до озера Меотиды.
   ...
   Расположенные между Херсоном и Боспором местности заняты гуннами
   http://www.vostlit.info/Texts/rus/Prokop/framepers11.htm
   "Гунны, которых мы знаем", у него как правило называются массагетами:
   Аэций возымел исключительную силу, так как он только что одержал победу над Аттилой 41, вторгнувшимся с огромным войском массагетов и других скифов в пределы Римской державы
   ...
   Эган был родом из массагетов, которых теперь называют гуннами
   http://www.vostlit.info/Texts/rus/Prokop/framevand11.htm
   Кроме того, есть еще гунны-киммерийцы, правда, о них он говорит следующее:
   В древности великое множество гуннов, которых тогда называли киммерийцами, занимало те места, о которых я недавно упоминал, и один царь стоял во главе их всех. Как-то над ними властвовал царь, у которого было двое сыновей, один по имени Утигур, другому было имя Кутригур. Когда их отец окончил дни своей жизни, оба они поделили между собою власть и своих подданных каждый назвал споим именем. Так и в мое еще время они наименовались одни утигурами, другие кутригурами. Они все жили и одном месте, имея одни и те же нравы и образ жизни, не имея общения с людьми, которые обитали по ту сторону "Болота" и его устья (Керченского пролива), так как они никогда не переправлялись через эти воды, да и нe подозревали, что через них можно переправиться; они имели такой страх перед этим столь легким делом, что даже никогда не пытались его выполнить, совершенно не пробуя даже совершить этот переезд. По ту сторону Меотийского Болота и его впадения в Эвксинский Понт, как раз на этом берегу и живут с древних времен так называемые готы-тетракситы, о которых я только что упоминал: значительно в стороне от них осели готы-визиготы, вандалы и все остальные племена готов. В прежние времена они назывались также скифами, так как все те племена, которые занимали эти местности, назывались общим именем скифов; некоторые из них назывались савроматами, меланхленами ("чернонакидочниками") или каким-либо другим именем. По их рассказам, если только это предание правильно (Никифор Kaликл. XI: 48; Иордан. Гетика. 123), однажды несколько юношей киммерийцев, предаваясь охоте с охотничьими собаками, гнали лань; она, убегая от них, бросилась в эти воды. Юноши из-за честолюбия ли, или охваченные азартом, или их побудила к этому какая-либо таинственная воля божества, последовали за этой ланью и не отставали от нее, пока вместе с ней они не достигли противоположного берега. Тут преследуемое ими животное (кто может сказать, что это было такое?) тотчас же исчезло (мне кажется, оно явилось только с той целью, чтобы причинить несчастье живущим там варварам); но юноши, потерпев неудачу в охоте, нашли для себя неожиданную возможность для новых битв и добычи. Вернувшись возможно скорее в отеческие пределы, они тотчас же поставили всех киммерийцев в известность, что для них эти воды вполне проходимы, И вот, взявшись тотчас же всем народом за оружие, они перешли без замедления "Болото" и оказались на противоположном материке. В это время вандалы уже поднялись с этих мест и утвердились в Ливии, а визиготы поселились в Испании
   Т.е., легенда тождественно совпадает с легендой о гуннах, приводимой Иорданом (и у Иордана гунны - те самые, Аттиловские). Однако есть любопытный момент: чуть раньше Прокопий пишет

4. За пределами абасгов до Кавказского хребта живут брухи, находясь между абасгов и аланов. По берегу же Понта |2| Эвксинского утвердились зехи. ... За ними живут |4| сагины; приморской же частью их страны издревле владели римляне. Для их устрашения они выстроили два приморских укрепления, Севастополь и Питуинт, находящиеся друг от друга на расстоянии двух дней пути, и с самого начала |5| держали здесь военный гарнизон. В прежнее время, как я сказал (гл. II, ї 16), легионы римских войск занимали все [384] местечки по побережью от Трапезунта до страны сагинов; теперь же у них оставались только эти два укрепления, в которых еще в мое время стояли гарнизоны.

...

|7| За сагинами осели многие племена гуннов. Простирающаяся отсюда страна называется Эвлисия; прибрежную ее часть, как и внутреннюю, занимают варвары вплоть до так называемого "Меотийского Болота" и до реки Танаиса |8| (Дона), который впадает в "Болото". Само это "Болото" вливается в Эвкинский Понт. Народы, которые тут живут, в древности назывались киммерийцами, теперь же зовутся |9| утигурами. Дальше, на север от них, занимают земли бесчисленные племена антов. Рядом с теми местами, откуда начинается устье "Болота", живут так называемые готы тетракситы;

   Т.е., утигуры/киммерийцы живут возле устья Дона, а дальше на север от них живут анты.
   Не могу не процитировать то, что часто пишут в разделе "Прокопий о славянах", но почему-то там все время забывают последнюю строчку:
   Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве (демократии), и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим. И во всем остальном у обоих этих |23| варварских племен вся жизнь и законы одинаковы. Они считают, что один только бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды. Судьбы они не знают и вообще не признают, что она по отношению к людям имеет какую-либо силу, и когда им вот-вот грозит смерть, охваченным ли болезнью, или на войне попавшим в опасное положение, то они дают обещание, если спасутся, тотчас же принести богу жертву за свою душу; избегнув смерти, они приносят в жертву то, что обещали, и думают, что спасение |24| ими куплено ценой этой жертвы. Они почитают реки, и нимф, и всякие другие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят и гадания. Живут они в жалких хижинах, на большом расстоянии друг от друга, и все |25| они часто меняют места жительства. Вступая в битву, большинство из них идет на врагов со щитами и дротиками в руках, |26| панцирей же они никогда не надевают; иные не носят ни рубашек (хитонов), ни плащей, а одни только штаны, подтянутые широким поясом на бедрах, и в таком виде идут на сражение с врагами. У тех и других один и тот же язык, |27| достаточно варварский. И по внешнему виду они не отличаются друг от друга. Они очень высокого роста и огромной силы. Цвет кожи и волос у них очень белый или золотистый |28| и не совсем черный, но все они тёмно-красные. Образ жизни у них, как у массагетов, грубый, без всяких удобств, вечно они покрыты грязью, но по существу они не плохие и совсем не злобные, но во всей чистоте сохраняют гуннские нравы.
   http://www.vostlit.info/Texts/rus/Prokop_4/text31.phtml?id=13016
   (К слову, в греческом варианте "Как у массагетов" - wsпер oi Massayeтai - не в смысле "как И у Массагетов", а именно в смысле, "в качестве массагетов", т.е., "как и у всех других массагетов", т.е., антов и склавинов Прокопий относит к массагетам)
   И в принципе во всей работе Прокопия " гунны, анты и склавины" у него выступают как нечто цельное, единое.
   Можно, конечно, сказать, что он не различал народы, а называл всех "массагетами и киммерийцами", потому что они жили раньше в тех же краях (этого мнения придерживаются и авторы примечаний).
   Однако во-первых, он почему-то разделяет "киммерийцев" и "массагетов". Дальше, он как раз говорит, что "всех называли скифами":
   В прежние времена они назывались также скифами, так как все те племена, которые занимали эти местности, назывались общим именем скифов
   (см. выше) - т.е., "обобщающее" наименование для всех "варваров" для него именно скифы, однако он выделяет из них "савроматов и меланхленов" (готов), "массагетов и киммерийцев" (гуннов), и к последним относит и антов и склавинов.
   (выскажу предположение, что массагеты - скорее, угры, и "массагеты и киммерийцы" - это угорская и славянская составляющая гуннов, которые и должны были по логике составлять гуннское войско. Киммерийцы во многом действительно являются предками славян - через Чернолесскую культуру и скифов, ассимилировавших предыдущих киммерийцев).
   От восточных "белых гуннов" (эфталитов) Прокопий их четко отличает.
   Кстати, любопытно происхождение название масти коня "буланый" по версии Прокопия
   Греки называют такого коня "фалион", а варвары "балан".(Гл. 18)
   http://www.vostlit.info/Texts/rus/Prokop/framegot12.htm
   В тюркских языках это слово звучит совершенно иначе:
   в татарском - кола, в киргизском - кул, в казахском - кула кер(конечно, при желании найти похожее можно, но ясно, что не Буланый происходит от Кула, учитывая форму Балан, зафиксированную еще Прокопием)
   Так что остается только как всегда предполагать скифское происхождение этого слова (от кого слово досталось и тюркам, и сарматам - ср. деление Лызлова на Европейскую Скифию, или Сарматию, и Азиатскую Скифию, или Татарию)
   Выводы
   Получается следующая любопытная картина у Прокопия, если просто читать его сочинения, не зная более поздних разработок.
   Во-первых, он полагает гуннов, антов и склавинов - "массагетами", чем-то единым целым. Когда я делал свои выводы, я опирался не на Прокопия, скорее, обнаружение у него такой фразы есть независимый проверочный эксперимент, подтверждающий предположение, сделанное на базе лингвистики (вся территория державы гуннов - это угорские и, в основном, славянские языки), генетики (именно гаплогруппа R1a распространена тут) и археологии (сплошь по всей территории гуннской державы возникают славянские культуры в то же время, почти синхронно с гуннским завоеванием).
   Во-вторых, к германцам он относит только франков, считая эти слова вообще синонимами. Франкский союз - первый "союз племен", где возникают германцы (союз племен, живущих по Рейну).
   В-третьих, он ни разу не упоминает авар, хотя классические авары уже появились ко времени написания Готской войны. Равно как и в Тайной истории это имя не встречается. Зато у него встречаются варны - многочисленный народ к северу от Истра(и варны же принимают активное участие в противостоянии лангобардов и гепидов - при этом, согласно Павлу Диакону, именно авары участвуют в этом противостоянии)
   В-четвертых, он различает готов и германцев, полагая германцев "древними племенами, живущими по Рейну", а готов - потомками савроматов и меланхленов (т.е., сарматами).
   Т.е., что любопытно, его картина мира оказывается гораздо ближе к восстановленной нами, чем недавние исторические картины, где авары и гунны - дикие дальневосточные тюркские племена, готы - "истинные германцы", и гунны и авары только и делают, что притесняют бедных антов и склавинов. Судя по Прокопию, нет: гунны, анты и склавины - три племени одного целого народа, "в чистоте хранящие гуннские нравы", и анты, склавины - ничуть не менее страшные для Империи, чем гунны.
  
  
   Ссылки:
   http://www.vostlit.info/Texts/rus/Prokop/framevand11.htm
   http://www.vostlit.info/Texts/rus/Prokop/framevand12.htm
   http://www.vostlit.info/Texts/rus/Prokop/framevand21.htm
   http://www.vostlit.info/Texts/rus/Prokop/framevand22.htm
   http://www.vostlit.info/Texts/rus/Prokop/framepers11.htm
   http://www.vostlit.info/Texts/rus/Prokop/framepers12.htm
   http://www.vostlit.info/Texts/rus/Prokop/framepers21.htm
   http://www.vostlit.info/Texts/rus/Prokop/framepers22.htm
   http://www.vostlit.info/Texts/rus/Prokop/framegot11.htm
   http://www.vostlit.info/Texts/rus/Prokop/framegot12.htm
   http://www.vostlit.info/Texts/rus/Prokop/got21.phtml?id=1157
   http://www.vostlit.info/Texts/rus/Prokop/got22.phtml?id=1158
   http://www.vostlit.info/Texts/rus/Prokop/framegot31.htm
   http://www.vostlit.info/Texts/rus/Prokop/framegot32.htm
   http://www.vostlit.info/Texts/rus/Prokop/framegot41.htm
   http://www.vostlit.info/Texts/rus/Prokop/framegot42.htm
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"