Горе от Ума было, или не было?
Самиздат:
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Обзоры]
[Помощь|Техвопросы]
|
|
|
Аннотация: В прорыв пошли штрафные батальоны.
|
Горе от ума было, или не было?
Первый упрек, который идет по книге И.Б. Ничипорова (Москва) Горе от Ума глазами зека: Александр Солженицын о комедии А.С. Грибоедова - это Бунин, который пропедалировал, как говорится в статье:
- Так, И. Бунин, размышлявший в Жизни Арсеньева об истоках русской революционности, неслучайно вспомнил о:
- Радищевых, Чацких, Рудиных, Огаревых, Герценых:
- Как! Служить в канцелярии губернатора, вносить в общественное дело какую-то жалкую лепту! Да ни за что - Карету Мне, Карету.
Упрек этот отражается так:
- Это явное передергивание, не соответствующее реальности, ибо потому и карету мне, что нет канцелярии, где кто работал, как-то:
- Нет лаборатории генетики, нет канцелярии кибернетики, нет канцелярии в виде своего письменного стола в подвале дома своего, нет литературы для производства феномена Мастера и Маргариты.
Нет даже курилки - не то, что канцелярии - специально предназначенной для посева початков смеха, ибо даже у него, Михаила Зощенко отняли его домашнюю лабораторию.
Негде даже погрустить и помечтать, как так посевной участок Анны Ахматовой реквизировали без право обратного действия.
И так как эти реквизиции делались хотя и открыто, но тем не менее скрытно по логике, именно вот этой фальшивой логике:
- Кто вам не дает: работай-те! - Как просигнализировали Борису Пастернаку.
Вкалывайте!
- Нэт, - как ответил Пастернак, - нет таких канцелярий для человека, где бы он мог работать. Вот в чем дело, а такие россказни призваны доказать:
- Есть, мы же ж как-то работаем.
Одна барышня тоже не заморачивалась большим различием канцелярий между собой, и как-то ответила на вопрос ведущего:
- Ты что ж, милка, не знаешь кто такой товарищ Киров?
- Да нет же ж, не знаю, - ответила она простодушно и честно, как это делается в канцеляриях между собой.
Решение за незнание присутствия здесь канцелярий пригодных для того, чтобы не орать зря:
- Карету мне, карету, - восемь лет. Не знаю точно с правом или нет переписки с канцеляриями-то.
Ибо так-то они есть, а как до дела - так и писать некуда, чтобы обжаловали в обратную сторону.
Вроде бы уж и улицы чуть ли не через одну названы:
- Киров, Киров, Киров, - но люди-то думают, что это не тот Киров, из имеющихся у нас на каждом шагу канцелярий, а просто так всегда было, вроде леса и метро, в которое теперь, говорят, можно войти только с разбега:
- Во как! наискались по своим городам и весям людишки-то канцелярий - денем с огнем, а все равно, хрена:
- Работать негде.
Вот почему просят отравить их хоть в бронированную камеру, лишь бы была:
- Раб-б-бот-т-та-а-а.
Нет ее, а все канцелярии заняты только тем, чтобы рассказывать обратное:
- Да завались:
- Знай работай, да не трусь.
А если кто так говорит от души, то говорит про другую работу, не про ту, про которую говорил Чацкий, а про:
- Партейную-ю.
Как, говорится:
- Если вы имеете в виду не по Канту - так, да, расстелись пожалуйста.
А для самого-то человека, не для идола, ничего нет.
Ведь смешно, за что запрещать Ахматову и Зощенко, если думать просто, как в деревне после танцев:
- Кого снять, эту или всё-таки опять лучше ту, которую водил за клуб намедни?
Оказалось, что это сексообразие есть не что иное, как дорога в обратном направлении. А надо, как стало ясно, чтобы было:
- Верной дорогой идете, товарищи! - Что значит не всё ближе и ближе к кибернетике, генетике и литературе, а:
- Наоборот наоборот. - Почему два раза?
Так получается по спирали ее развития, чтобы вдогонку давать еще поджопника тем, кто пришел искать:
- Свою канцелярию, где можно открыть нового микроба.
Он вон хотел, так даже на Соловках и то не дали, сказали:
- Просто расстрелять дешевле встанет. - Добавить про Флоренского. ?
Думают:
- Дак это ж было давно, до семнадцатого года почти!
Так в том-то и дело, что это мировоззрение канцелярщины, предназначенной не для человека была-жила и тогда, когда стреляли в царя Александра Второго, и он думал только об одном - уже тогда:
- Где она та канцелярия, где ему, царю всея Руси можно было прикорнуть-отдохнуть от сплошной демагогии.
В том смысле, что уже давно в России, а не только после 17-го года за работу выдается антиработа. Давно зрела в недрах общества идея отмены рабства в России, но зрела, оказывается и другая:
- Как сохранить его. - И придумали, как сказал Шариков:
- Переписку Энгельса с этим, - как добавил Евстигнеев, - с чертом лысым, Каутским. Или что у них есть еще там.
Следовательно, канцелярии бывают не одинаковыми, а наоборот, разными, одни для, а другие, наоборот, против. Вы за какие, за первые, али за вторые? - как спросили и Василия Ивановича. Что он ответил не знаю, но думал долго - это точно. Пока белые не окружили.
Далее в этой статье идет рассказ о выяснении Солженицыным обстоятельств, почему Чацкий уехал. Это логическая ошибка, можно сказать, что тавтология, ибо это значит тоже самое, что автор хочет узнать, что:
- На самом деле! думал его герой. - Как сегодня часто ошибаются - в том числе Яков Кротов - что:
- Это не он сказал, а его Герой! - Но дело в том, что - по Библии:
- Точнее уже не скажешь! - Для того и придумана художественная литература, потому и появился Роман, чтобы уразуметь точность.
Того, чего не сказал автор про героя нет в его знании - оно у героя. На другой Скрижали. В этом суть устройства мира, которую провозгласил Бог людям на Горе Синай через Моисея:
- Знания расположены не как в Золотом Тельце - всё тут - и причина отъезда Чацкого в том числе - а часть их в Тексте, а часть на Полях, и непосредственно, логикой, они не соединяются.
Говорится:
- Попади Чацкий в список караемых декабристов. - Но этого не может быть, как не могло быть с Пушкиным. Только если случайно по товариществу. Почему и считают некоторые, что Пушкин был консервативен. Но эта консервативность заключается в том, что революция - это именно революция 17-го года - лучше не будет. Как и написано в Евангелии:
- Только еще больше чертей пустите в свой дом.
Приводятся слова В. Белинского, что:
- Истинного и глубокого чувства любви не видно ни в одном его слове. - Чацкого к Софье, имеется в виду.
Вопрос хороший, но в общем-то плохой. Ибо, ибо: её и не должно быть! Потому что главный фундамент таких произведений - это Шекспир:
- Весь мир театр, и люди в нем:
- Только актеры. - Следовательно, не надо, ошибка брать на себя слишком много, как констатировал Евгений Евстигнеев Олегу Ефремову и Иннокентию Смоктуновскому в Берегись Автомобиля Эльдара Рязанова:
- Играйте по-честному, а не как, делала бы Ермолова, если Бы играла в:
- Народном театре. - Ибо только не обученные актерскому мастерству актеры могут играть по-честному, как именно в кружке художественной самодеятельности Клуба Ногина.
Удивляет, что я всё больше отрицательных вещей узнаю про Белинского, а когда - когда-то - читал всё им написанное - не заметил этих ошибок.
Или еще раз повторю про русского Шерлок Холмса Василия Ливанова, что он разъяснил очень популярно:
- Хотите правды? Ставьте на роль Дездемоны покойника, а роль Отелло профессионального киллера. - Но видимо, у многих это в одно ухо влетает, а в другое вылетает. Как просто, хотя и красное словцо, к реальности не имеющее отношения.
Замечают это противоречие правильно, что игра актеров отличается от поведения людей в жизни, но не замечают, что это:
- Правда-а! - Открытие Шекспира, что связь между двумя скрижалями завета просто так:
- Не бывает! - Нужна СЦЕНА.
Сцена, где человек остается жив, хотя и гибнет всерьез. Вот эта неискренность Чацкого на самом деле более искренняя, чем, так называемая искренность от души, которую будто бы демобилизуют в советских фильмах. Ибо актер говорит в первую очередь не ту правду, которую он испытывает, например, к Джульетте, а правду устройства мира:
- Быть, или не быть, - что значит: пусть Джульетта умрет на самом деле, или лучше после спектакля с этой Джульеттой - Софьей сходить в кабак - если, разумеется, за этот кабак заплатит режиссер. Или вообще, как в этом фильме Берегись автомобиля, нальет сам директор пивной, приняв за людей из:
- Нашей канцелярии.
Актер играет так, как написано в сценарии, не забывая при этом, что он Актер, а не просто так погулять вышел, как двое друзей в фильме по книге Владимира Войновича Шапка:
- На этом надо было и закончить, - имеется в виду:
- Сходство с правдой народного театра заканчивается после этой фразы:
- Муха лезет по стеклу, - дальше уже начинается профессиональная интерпретация актером своей роли. - Следовательно, как:
- Игра актера на сцене - это не жизнь, так и сама жизнь - это еще не вся жизнь.
Пока что, как я посмотрю, и как более того, и ожидалось, в этой статье про оценку Солженицыным Грибоедова Горе от ума - нет ничего нового, если не считать очередной электрификации и поворота рек куда угодно только не туда, куда им так хочется направляться, как-то:
- Чтобы Енисей, наконец, перестал невпадать в Волгу где-то около Нижнего Новгорода.
- В любви предатель, - приводятся слова Солженицына, взятые хрен знает откуда, как только из собственных, кажущихся ему логичными домыслов того, чего не писал Грибоедов, как-то, как здесь и написано:
- А пачамуй-та он свалил за хграницу, не расплатившись сначала с ней по счетам, как-то, как написано в произведении А.С. Пушкина Граф Нулин:
- Чтоб брила лбы и пока он на охоте, якшалась с соседом. - Как и сказано по поводу этих вот именно рассуждений Солженицына:
- Смеялся Лидин, их сосед,
Помещик, двадцати трех лет.
Никто не верит в эту лабуду автоматически, лабуду об ошибках, как Шекспира, так и Пушкина, так и Грибоедова, так и Чацкого, - но:
- Но она продолжает и продолжает быть - существовать канцелярской литературой. - Как говорится:
- Да, с большими премиями-ми-ми-и.
Объяснение, правда и действительно, непростое, по теореме Ферма, Теории Относительности, Двух Скрижалям Завета, и:
- И Христианству.
Но люди сами, автоматически, по духу, любят и Чацкого, и Грибоедова, и Горе от ума.
Идеологии это противоречит, особенно идеологии, где прямо и черным по белому разъясняется:
- Нельзя делать, чтобы было хорошо, а только:
- Чтобы другим было хорошо, а с тобой, мил человек, как с Чацким, или уж лучше так и не возвращайся сюда из-за границы.
- Почему?
- И знаешь почему? Здесь тебя не любят, ох как - можно сказать даже - ненавидят, да и более того, генетика-менетика у нас так и так:
- Запрещена, - а, следовательно, никакой изменчивости наследственности:
- Не предусмотрено.
Далее идет упрек Грибоедову, что нет развития интриги любви.
Это опять заезд Солженицына на не объявленную дистанцию. Ибо кто сказал, что она должна быть? Так и про Чехова можно сказать:
- А чем это эта самая Чайка занималась До Того, пока ей это Неизвестное не надоело хуже горькой редьки? - На это существует простой ответ из кино:
- Так кино-то уже кончилось-ь. - А вы и не заметили. Как и резюмировал Владимир Высоцкий:
- Пере-живают-т, что съели Кука.
Если написать то, что просит Солженицын, то другого-то, Жизни-то самой уж и не будет, ибо просто места для нее - не останется в тексте. Всё нельзя сказать. И знаете почему? Оно уже сказано, только, как сказал Пушкин:
- Ну в ту же самую строку, - что значит:
- Существует не только содержание, но и содержание, как форма.
Советская логика, советская литература - это литература именно только содержания. Форма - зап-ре-ще-на. Как непригодная для общепита, прошу прощенья, для избы читальни прохидиада. Потому и получается:
- Всё наоборот, - как и сказал Ленин:
- Если у Них так, то уж у нас обязательно теперь будет:
- Эдак.
Один только вопрос всегда остается не совсем ясным:
- На хрена это надо, ась?
Докатились, пишут, то ли Солженицын, то ли автор этого манускрипта:
- Грибоедов сам не замечает комизма Чацкого. - Спасибо, что вы, ребята, это заметили, ибо и Михаилу Булгакову также сообщили:
- Ты слишком смешон для ремесла такого, как этот, как его, что расписал Сикстинскую капеллу, Микеланджело Буонарроти, и не можешь никого отравить своим искусством, поэтому:
- Поди-ка, мил херц из Большого Сиэта, и работай с богом у себя на дому, ибо Мастеру - такому же смешному персонажу, как Чацкий, и этой прохиндейке, Маргарите:
- Не убудет, не убудет.
Говорится о:
- Сквозной глухоте пьесы. - Не так плохо, ибо и хотя бы, замечается, что это именно:
- Пьеса, - а не жизнь, а жизнь - это еще не вся жизнь.
Актеры говорят свои роли, можно сказать, всегда в пустоту, как Гамлет обращается к своему отцу:
- Он из другого мира, - и, следовательно, каждая роль по отношению к другой роли - из другого мира, что мы и видим постоянно. И тем, кто этого не понимает, говорят, что они не понимают условности театра. Условности, однако, соответствующей устройству мира.
- Уязвленность не в любви, а в самолюбии, - так написано про Чацкого. Что это может значить - я не понимаю. Что Чацкий не любил на самом деле Софью? Тогда зачем он приперся к ней из, так сказать, Амстердама, где все любезны, только плати. Или, что на самолюбие в новом советском обществе, в общем-то, как и частности, абсолютно насрать, так как:
- Опять ни хрена не выдали на трудодни, да и за прошлогодние не рассчитались, как будто их и не было никогда - какое тут может быть самолюбие, если:
- Если любви-то власти к нам нет и, похоже, не предвидится.
Тут про Солженицына можно только сказать, что сдавал он этим письмом на аттестат:
- Какой-то зрелости, - но, как написал Высоцкий:
- Капитан - никогда ты не станешь майором. - А то я всё не понимал, о ком это он пел, как разводящий на Плешке.
И уже не удивительно, что на Некоторых едва напаслись пароходов, чтобы отправить их Туды-Трою, а ему наоборот:
- Дали даже целый паровоз, чтобы кататься Здеся, да со щами всегда в кипятке на специальном подогреве.
- Люблю, грешным делом, горяченького, да с потрошками! - С потрошками, однако, театральных режиссеров, которые за сердце хватались - держались, узнавая про существование этих виршей. Как говорится:
- Кому щец, а кому и на холодец.
Говорится о:
- Загадочности и конечной непроясненности натуры грибоедовской героини.
А кто прояснил конфликт Ромео и Джульетты - он, очевидно с первого взгляда, надуманный. На самом деле это объясняют его надуманно:
- Такие тогда были нравы. - Это ошибка, ибо Шекспир писал о вечных ценностях.
- Софье дается - драматургом - фантастика - ложная схема действия, - написал Солженицын.
Фантастика, потому что сказано:
- Почему это, собственно говоря, пьеса, а не сама жизнь, ась?
Так потому, мил человек, что Сама Жизнь, была только в первые шесть дней творения, а дальше всё:
- Современная иё постановка!
- Только по несправедливой воле автора Софья в слезах признает правоту Чацкого. - Тут можно только подтвердить, что все ошибки Солженицына - фундаментальные. Он делает все выводы, исходя из видимого материла, заранее, ставя в посылку, что не только актеры, но и он сам:
- Чурбан с глазами, Буратино из полена, и поэтому, мыслить и страдать, как люди не могут. - Хотя Белинский должен бы был ему напомнить, что в театр я хожу именно и только затем, чтоб:
- Мыслить и страдать. - А кто не может - и даже более того:
- Умереть в нем, - лучше сюда и не заходите.
Тем не менее, Солженицын зашел, и пошло, так сказать, поехало.
Отрицается, по сути дела, доказательство Великой теоремы Ферма, что между Полями и Текстом существует связь. В данном случает это значит:
- Не может Смоктуновский передать своего знания, своих чувств Гамлету.
Гамлет - это Гамлет, а актер только зарплату получает. Ибо посмотрите в платежной ведомости:
- Георгий Бурков - рупь писят за спектакль. - Мало? Так, если бы он был связан с театральной мафией в лице хоть того же Гамлета - разве им на двоих столько бы платили, ась? А значит, и не связан.
И эта прошлогодняя весть дошла-таки до того места, где преподавал географию - или что у них есть еще там - о впадении Енисея в Волгу где-то близ Нижнего Новгорода, Солженицын. Как говорится:
- Математик, а о существовании Теории Относительности никогда не слышал.
А если слышал, то не посчитал нужным сначала в ней разобраться, а потом громить книжные полки, полные, как поет Перт Лещенко:
- Вина любви.
Теория Относительности формулируется и объясняет просто:
- Герой участник События - всё!
Что означает в данном случае: актер может иметь связь с образом, Смоктуновский с Гамлетом. И, следовательно, Гамлет - это не только Гамлет, а это, как написано в Событиях после Воскресения Иисуса Христа:
- ДВОЕ на пути в Эммаус.
После Воскресения чувства Чацкого - это не одно и тоже, что что чувства - пусть на этот раз будет - Высоцкого, но связаны с чувствами Гамлета, как Ромео связан с Джульеттой, как Чацкий с Софьей.
Потому Софья и признает правоту Чацкого, что он в ней своей половиной. Как Князь наполовину в святой Февронье. Хотя еще и не женился. Может быть, тут существует и та идея, что потому и не женился, что не был женат.
Важно, что знания одного становятся знаниями другого. Как Гамлета и Высоцкого или Смоктуновского, так и двоих людей, Софьи и Чацкого друг к другу. Но!
Сложность в том, что это именно:
- Не одно и то же! - Как у Пушкина расписано в Пиковой Даме:
- Графиня и ее муж Привратник далеко - на вид - не согласны между собой, то она дает ему пощечину, и ложится спать одна, то он:
- Не дает ей денег на продолжение игры в карты, чтобы отыграться.
По Двум Скрижалям Завета, человек с человек связан, но он не одно и то же, что другой. А было, по идеологии Золотого Литого Тельца вот как раз так, как думает Солженицын:
- Одно недоразумение, почему она делает наоборот, а не посылает Чацкого, как дурака облезлого, куда подальше.
Так именно потому, почему Мария Магдалина не послала туда же Иисуса Христа, вот он закулисный ответ из невидимой пред-истории Софьи и Чацкого:
- Как Иисус Христос Чацкий спас ее когда-то от закидательства камнями, от вечного позора. От смерти.
Получается, что Вера в Бога, в Две Скрижали Завета уже давно шагает по миру, по душам людей, а Солженицын, как и многие здесь, даже не подозревает о её существовании. Не в смысле знания, а просто по душе:
- Нэту. - У нас этого. И хватается за голову:
- Ты откель? - Как Донатас Банионис в фильме Солярис. - Моя мысль? А я тебя не знаю! - Она, заметьте, уже пришла к нему на ночь ложиться в виде одной из Бондарчуков.
Скоро дети будут, а все не ясно:
- Было, или всё-таки ничего не было? - Имеется в виду, между Софьей и Чацким до того, как он уехал за границу.
Софья о Чацком - не человек, змея.
Молчалин у Солженицына выходит для Софьи выше бездушного ума Чацкого, т.к. - этеньшен - он - Молчалин имеется в виду - готовит себя к семейной жизни, а Чацкий просто так погулять вышел, ибо имеет ум блестящий, но бездушный.
Откуда, собственно, это взято? Бездушен ли Иисус Христос, покинувший свою семью? Бездушен ли его ум, если в нем Дух Божий, данный ему для поиска истины? Так, как Солженицын, можно говорить не только, не веря в переустройство российского общества по типу западного, но главное Солженицын не верит в возможность того, о чем написал Пушкин:
- Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился, -
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.
Общество-то, ладно, Пушкин считал за счастье, если дороги сделают через пятьсот лет, главное сам человек:
- Может ли? - И ответ в этой статье Солженицына, однозначно нет, глубоким может быть только чувство к семье, и сравнивает Софью с Наташей Ростовой, о которой, что вообще можно сказать? Я не знаю. Только что не побоялась трахнуться до свадьбы с Анатолем Курагиным? И один ли это раз было - никому неизвестно. А про Софью ее папочка, как и выразился:
- Вся в мать пошла. - И получается совсем не после Вилли Токарева:
- Эх, чтоб твою мать, буду в шахматы играть. - Точнее, может быть, как раз наоборот: так это уже надоело, что в шахматы играть лучше, но! Только не с Чацким!
Может быть. Но если бы Чацкий стал, как гуляка праздный Моцарт. Как его любила жена, пока не умер, чуть что, как объявил Милош Форман:
- Вульфи, Вульфи, милый мой! - И очень жалела, что к нему раньше времени пришел ЧЧ - черный человек.
Чем же Софья отличается от немки, жены Моцарта, что так не верит в духовность блестящего ума? А в духовность Молчалина верит, и только потому, что этому Молчалину вообще ни хрена не надо, кроме чинов и денег. Парадокс, близкий к уроку чистописания, где можно сравнивать только три буквы:
- А и Б сидели на трубе, А упало - Б, так сказать, тоже испарилось, что осталось на трубе. - И идут размышление на тему:
- У какой буквы лапы загогулистей, - в том смысле, что выбирается только или А, или Б, несмотря на их произвольное или не совсем, падение, про И - базара нет, как и про духовность блестящего ума, ибо:
- Ну, просто не бывает. - Так можно сказать, прямо и пишется:
- Роль личности в истории имеет место быть, но только на Соловках. - Имеется в виду, если не успели сесть на философские паровозы-пароходы.
И забыл, или и раньше не помнил, товарищ Солженицын, что роль семьи в истории, да есть, но очень своеобразная, как обрисовала ее популярно Александра Коллонтай:
- Точь-в-точь, как стакан воды, - или, что тоже самое, два пальца об асфальт, и жила спокойно с мужем, у которого была жена. Единственное достижение, что и эту жену не выгнали с брачного ложа, а тоже:
- Пусть будет с нами.
Вполне, знаете ли, можно предполагать по намекам Грибоедова словами папочки Софьи, что она и была после 17-го года Александрой Коллонтай.
Зачем ей муж, явно неспособный пойти на всё, так сказать:
- В борьбе за Это.
Ссылка на Пушкина, что Молчалин хороший, так по словам Пушкина:
- Молчалин не довольно резко подл. - Так естественно, что Молчалин - это именно, как:
- Все. - И, следовательно, хорош тем, что с ним:
- Ничего не случится. - Тогда как все такие Как Все, как все домохозяйки, в одном фильме расстреливались именно за это Как Все старорежимные, про которых Ленин прояснил:
- Бесполезно переучивать, ни хрена всё равно не поймут. - А спастись можно было, надо было только поверить:
- Вульфи - Чацкому. Что, друзья мои хорошие, начинающие свою мораль от сексопатологии до стремления к мещанству любой ценой:
- Черный Человек придет и за вами.
Написано:
- Житейский ум Жюльена Сореля Стендаля сведен в Молчалине к угодничеству. - И что характерно, написано:
- В авторском воображении. - Фантастика! Автор неправ - это Софья с жиру бесится, а он хочет жениться только на служанке. Тогда как Жюльен Сорель хотел, как раз обратного:
- Забраться как можно выше.
Вполне возможно, конечно, что Чацкий Софье не пара, ибо ему нужна Силиконовая Долина не для хорошей жизни и не для хорошего заработка, а чтобы повторить открытие Двойной Спирали Уотсона и Крика. Что в первом приближении значит:
- Пойдет и на неустроенность быта, лишь бы доказать, что генетика - это не менетика, и она на самом деле существует наряду, правда, с кибернетикой, и несмотря на постановление ВАСХНИЛ, сделанное партией и правительством напополам с академиком Лысенко, что только куры лично могут собирать гусениц с картохвельных полей, несмотря на открытие Владимира Высоцкого:
- Значит так, до Сходни доезжаем, а там рысцой и не стонать, небось картохвель все мы уважаем, когда с сольцой ее - обменять на:
- Мат.