Буров Владимир Борисович : другие произведения.

Горе от Ума было, или не было?

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В прорыв пошли штрафные батальоны.


   Горе от ума было, или не было?
  
   Первый упрек, который идет по книге И.Б. Ничипорова (Москва) Горе от Ума глазами зека: Александр Солженицын о комедии А.С. Грибоедова - это Бунин, который пропедалировал, как говорится в статье:
   - Так, И. Бунин, размышлявший в Жизни Арсеньева об истоках русской революционности, неслучайно вспомнил о:
   - Радищевых, Чацких, Рудиных, Огаревых, Герценых:
   - Как! Служить в канцелярии губернатора, вносить в общественное дело какую-то жалкую лепту! Да ни за что - Карету Мне, Карету.
   Упрек этот отражается так:
  
   - Это явное передергивание, не соответствующее реальности, ибо потому и карету мне, что нет канцелярии, где кто работал, как-то:
   - Нет лаборатории генетики, нет канцелярии кибернетики, нет канцелярии в виде своего письменного стола в подвале дома своего, нет литературы для производства феномена Мастера и Маргариты.
   Нет даже курилки - не то, что канцелярии - специально предназначенной для посева початков смеха, ибо даже у него, Михаила Зощенко отняли его домашнюю лабораторию.
   Негде даже погрустить и помечтать, как так посевной участок Анны Ахматовой реквизировали без право обратного действия.
   И так как эти реквизиции делались хотя и открыто, но тем не менее скрытно по логике, именно вот этой фальшивой логике:
  
   - Кто вам не дает: работай-те! - Как просигнализировали Борису Пастернаку.
   Вкалывайте!
   - Нэт, - как ответил Пастернак, - нет таких канцелярий для человека, где бы он мог работать. Вот в чем дело, а такие россказни призваны доказать:
   - Есть, мы же ж как-то работаем.
   Одна барышня тоже не заморачивалась большим различием канцелярий между собой, и как-то ответила на вопрос ведущего:
   - Ты что ж, милка, не знаешь кто такой товарищ Киров?
   - Да нет же ж, не знаю, - ответила она простодушно и честно, как это делается в канцеляриях между собой.
   Решение за незнание присутствия здесь канцелярий пригодных для того, чтобы не орать зря:
  
   - Карету мне, карету, - восемь лет. Не знаю точно с правом или нет переписки с канцеляриями-то.
   Ибо так-то они есть, а как до дела - так и писать некуда, чтобы обжаловали в обратную сторону.
   Вроде бы уж и улицы чуть ли не через одну названы:
   - Киров, Киров, Киров, - но люди-то думают, что это не тот Киров, из имеющихся у нас на каждом шагу канцелярий, а просто так всегда было, вроде леса и метро, в которое теперь, говорят, можно войти только с разбега:
  
   - Во как! наискались по своим городам и весям людишки-то канцелярий - денем с огнем, а все равно, хрена:
   - Работать негде.
   Вот почему просят отравить их хоть в бронированную камеру, лишь бы была:
   - Раб-б-бот-т-та-а-а.
   Нет ее, а все канцелярии заняты только тем, чтобы рассказывать обратное:
   - Да завались:
  
   - Знай работай, да не трусь.
   А если кто так говорит от души, то говорит про другую работу, не про ту, про которую говорил Чацкий, а про:
   - Партейную-ю.
   Как, говорится:
   - Если вы имеете в виду не по Канту - так, да, расстелись пожалуйста.
   А для самого-то человека, не для идола, ничего нет.
   Ведь смешно, за что запрещать Ахматову и Зощенко, если думать просто, как в деревне после танцев:
  
   - Кого снять, эту или всё-таки опять лучше ту, которую водил за клуб намедни?
   Оказалось, что это сексообразие есть не что иное, как дорога в обратном направлении. А надо, как стало ясно, чтобы было:
   - Верной дорогой идете, товарищи! - Что значит не всё ближе и ближе к кибернетике, генетике и литературе, а:
  
   - Наоборот наоборот. - Почему два раза?
   Так получается по спирали ее развития, чтобы вдогонку давать еще поджопника тем, кто пришел искать:
   - Свою канцелярию, где можно открыть нового микроба.
   Он вон хотел, так даже на Соловках и то не дали, сказали:
   - Просто расстрелять дешевле встанет. - Добавить про Флоренского. ?
   Думают:
  
   - Дак это ж было давно, до семнадцатого года почти!
   Так в том-то и дело, что это мировоззрение канцелярщины, предназначенной не для человека была-жила и тогда, когда стреляли в царя Александра Второго, и он думал только об одном - уже тогда:
   - Где она та канцелярия, где ему, царю всея Руси можно было прикорнуть-отдохнуть от сплошной демагогии.
   В том смысле, что уже давно в России, а не только после 17-го года за работу выдается антиработа. Давно зрела в недрах общества идея отмены рабства в России, но зрела, оказывается и другая:
  
   - Как сохранить его. - И придумали, как сказал Шариков:
   - Переписку Энгельса с этим, - как добавил Евстигнеев, - с чертом лысым, Каутским. Или что у них есть еще там.
   Следовательно, канцелярии бывают не одинаковыми, а наоборот, разными, одни для, а другие, наоборот, против. Вы за какие, за первые, али за вторые? - как спросили и Василия Ивановича. Что он ответил не знаю, но думал долго - это точно. Пока белые не окружили.
   Далее в этой статье идет рассказ о выяснении Солженицыным обстоятельств, почему Чацкий уехал. Это логическая ошибка, можно сказать, что тавтология, ибо это значит тоже самое, что автор хочет узнать, что:
  
   - На самом деле! думал его герой. - Как сегодня часто ошибаются - в том числе Яков Кротов - что:
   - Это не он сказал, а его Герой! - Но дело в том, что - по Библии:
   - Точнее уже не скажешь! - Для того и придумана художественная литература, потому и появился Роман, чтобы уразуметь точность.
   Того, чего не сказал автор про героя нет в его знании - оно у героя. На другой Скрижали. В этом суть устройства мира, которую провозгласил Бог людям на Горе Синай через Моисея:
   - Знания расположены не как в Золотом Тельце - всё тут - и причина отъезда Чацкого в том числе - а часть их в Тексте, а часть на Полях, и непосредственно, логикой, они не соединяются.
   Говорится:
  
   - Попади Чацкий в список караемых декабристов. - Но этого не может быть, как не могло быть с Пушкиным. Только если случайно по товариществу. Почему и считают некоторые, что Пушкин был консервативен. Но эта консервативность заключается в том, что революция - это именно революция 17-го года - лучше не будет. Как и написано в Евангелии:
   - Только еще больше чертей пустите в свой дом.
   Приводятся слова В. Белинского, что:
  
   - Истинного и глубокого чувства любви не видно ни в одном его слове. - Чацкого к Софье, имеется в виду.
   Вопрос хороший, но в общем-то плохой. Ибо, ибо: её и не должно быть! Потому что главный фундамент таких произведений - это Шекспир:
   - Весь мир театр, и люди в нем:
   - Только актеры. - Следовательно, не надо, ошибка брать на себя слишком много, как констатировал Евгений Евстигнеев Олегу Ефремову и Иннокентию Смоктуновскому в Берегись Автомобиля Эльдара Рязанова:
  
   - Играйте по-честному, а не как, делала бы Ермолова, если Бы играла в:
   - Народном театре. - Ибо только не обученные актерскому мастерству актеры могут играть по-честному, как именно в кружке художественной самодеятельности Клуба Ногина.
   Удивляет, что я всё больше отрицательных вещей узнаю про Белинского, а когда - когда-то - читал всё им написанное - не заметил этих ошибок.
   Или еще раз повторю про русского Шерлок Холмса Василия Ливанова, что он разъяснил очень популярно:
   - Хотите правды? Ставьте на роль Дездемоны покойника, а роль Отелло профессионального киллера. - Но видимо, у многих это в одно ухо влетает, а в другое вылетает. Как просто, хотя и красное словцо, к реальности не имеющее отношения.
   Замечают это противоречие правильно, что игра актеров отличается от поведения людей в жизни, но не замечают, что это:
   - Правда-а! - Открытие Шекспира, что связь между двумя скрижалями завета просто так:
  
   - Не бывает! - Нужна СЦЕНА.
   Сцена, где человек остается жив, хотя и гибнет всерьез. Вот эта неискренность Чацкого на самом деле более искренняя, чем, так называемая искренность от души, которую будто бы демобилизуют в советских фильмах. Ибо актер говорит в первую очередь не ту правду, которую он испытывает, например, к Джульетте, а правду устройства мира:
   - Быть, или не быть, - что значит: пусть Джульетта умрет на самом деле, или лучше после спектакля с этой Джульеттой - Софьей сходить в кабак - если, разумеется, за этот кабак заплатит режиссер. Или вообще, как в этом фильме Берегись автомобиля, нальет сам директор пивной, приняв за людей из:
   - Нашей канцелярии.
   Актер играет так, как написано в сценарии, не забывая при этом, что он Актер, а не просто так погулять вышел, как двое друзей в фильме по книге Владимира Войновича Шапка:
  
   - На этом надо было и закончить, - имеется в виду:
   - Сходство с правдой народного театра заканчивается после этой фразы:
   - Муха лезет по стеклу, - дальше уже начинается профессиональная интерпретация актером своей роли. - Следовательно, как:
   - Игра актера на сцене - это не жизнь, так и сама жизнь - это еще не вся жизнь.
   Пока что, как я посмотрю, и как более того, и ожидалось, в этой статье про оценку Солженицыным Грибоедова Горе от ума - нет ничего нового, если не считать очередной электрификации и поворота рек куда угодно только не туда, куда им так хочется направляться, как-то:
  
   - Чтобы Енисей, наконец, перестал невпадать в Волгу где-то около Нижнего Новгорода.
   - В любви предатель, - приводятся слова Солженицына, взятые хрен знает откуда, как только из собственных, кажущихся ему логичными домыслов того, чего не писал Грибоедов, как-то, как здесь и написано:
   - А пачамуй-та он свалил за хграницу, не расплатившись сначала с ней по счетам, как-то, как написано в произведении А.С. Пушкина Граф Нулин:
   - Чтоб брила лбы и пока он на охоте, якшалась с соседом. - Как и сказано по поводу этих вот именно рассуждений Солженицына:
   - Смеялся Лидин, их сосед,
   Помещик, двадцати трех лет.
   Никто не верит в эту лабуду автоматически, лабуду об ошибках, как Шекспира, так и Пушкина, так и Грибоедова, так и Чацкого, - но:
   - Но она продолжает и продолжает быть - существовать канцелярской литературой. - Как говорится:
  
   - Да, с большими премиями-ми-ми-и.
   Объяснение, правда и действительно, непростое, по теореме Ферма, Теории Относительности, Двух Скрижалям Завета, и:
   - И Христианству.
   Но люди сами, автоматически, по духу, любят и Чацкого, и Грибоедова, и Горе от ума.
   Идеологии это противоречит, особенно идеологии, где прямо и черным по белому разъясняется:
   - Нельзя делать, чтобы было хорошо, а только:
  
   - Чтобы другим было хорошо, а с тобой, мил человек, как с Чацким, или уж лучше так и не возвращайся сюда из-за границы.
   - Почему?
   - И знаешь почему? Здесь тебя не любят, ох как - можно сказать даже - ненавидят, да и более того, генетика-менетика у нас так и так:
   - Запрещена, - а, следовательно, никакой изменчивости наследственности:
   - Не предусмотрено.
   Далее идет упрек Грибоедову, что нет развития интриги любви.
   Это опять заезд Солженицына на не объявленную дистанцию. Ибо кто сказал, что она должна быть? Так и про Чехова можно сказать:
  
   - А чем это эта самая Чайка занималась До Того, пока ей это Неизвестное не надоело хуже горькой редьки? - На это существует простой ответ из кино:
   - Так кино-то уже кончилось-ь. - А вы и не заметили. Как и резюмировал Владимир Высоцкий:
   - Пере-живают-т, что съели Кука.
   Если написать то, что просит Солженицын, то другого-то, Жизни-то самой уж и не будет, ибо просто места для нее - не останется в тексте. Всё нельзя сказать. И знаете почему? Оно уже сказано, только, как сказал Пушкин:
   - Ну в ту же самую строку, - что значит:
   - Существует не только содержание, но и содержание, как форма.
   Советская логика, советская литература - это литература именно только содержания. Форма - зап-ре-ще-на. Как непригодная для общепита, прошу прощенья, для избы читальни прохидиада. Потому и получается:
   - Всё наоборот, - как и сказал Ленин:
  
   - Если у Них так, то уж у нас обязательно теперь будет:
   - Эдак.
   Один только вопрос всегда остается не совсем ясным:
   - На хрена это надо, ась?
   Докатились, пишут, то ли Солженицын, то ли автор этого манускрипта:
   - Грибоедов сам не замечает комизма Чацкого. - Спасибо, что вы, ребята, это заметили, ибо и Михаилу Булгакову также сообщили:
   - Ты слишком смешон для ремесла такого, как этот, как его, что расписал Сикстинскую капеллу, Микеланджело Буонарроти, и не можешь никого отравить своим искусством, поэтому:
  
   - Поди-ка, мил херц из Большого Сиэта, и работай с богом у себя на дому, ибо Мастеру - такому же смешному персонажу, как Чацкий, и этой прохиндейке, Маргарите:
   - Не убудет, не убудет.
   Говорится о:
   - Сквозной глухоте пьесы. - Не так плохо, ибо и хотя бы, замечается, что это именно:
   - Пьеса, - а не жизнь, а жизнь - это еще не вся жизнь.
   Актеры говорят свои роли, можно сказать, всегда в пустоту, как Гамлет обращается к своему отцу:
   - Он из другого мира, - и, следовательно, каждая роль по отношению к другой роли - из другого мира, что мы и видим постоянно. И тем, кто этого не понимает, говорят, что они не понимают условности театра. Условности, однако, соответствующей устройству мира.
   - Уязвленность не в любви, а в самолюбии, - так написано про Чацкого. Что это может значить - я не понимаю. Что Чацкий не любил на самом деле Софью? Тогда зачем он приперся к ней из, так сказать, Амстердама, где все любезны, только плати. Или, что на самолюбие в новом советском обществе, в общем-то, как и частности, абсолютно насрать, так как:
  
   - Опять ни хрена не выдали на трудодни, да и за прошлогодние не рассчитались, как будто их и не было никогда - какое тут может быть самолюбие, если:
   - Если любви-то власти к нам нет и, похоже, не предвидится.
   Тут про Солженицына можно только сказать, что сдавал он этим письмом на аттестат:
   - Какой-то зрелости, - но, как написал Высоцкий:
   - Капитан - никогда ты не станешь майором. - А то я всё не понимал, о ком это он пел, как разводящий на Плешке.
   И уже не удивительно, что на Некоторых едва напаслись пароходов, чтобы отправить их Туды-Трою, а ему наоборот:
  
   - Дали даже целый паровоз, чтобы кататься Здеся, да со щами всегда в кипятке на специальном подогреве.
   - Люблю, грешным делом, горяченького, да с потрошками! - С потрошками, однако, театральных режиссеров, которые за сердце хватались - держались, узнавая про существование этих виршей. Как говорится:
   - Кому щец, а кому и на холодец.
   Говорится о:
   - Загадочности и конечной непроясненности натуры грибоедовской героини.
   А кто прояснил конфликт Ромео и Джульетты - он, очевидно с первого взгляда, надуманный. На самом деле это объясняют его надуманно:
   - Такие тогда были нравы. - Это ошибка, ибо Шекспир писал о вечных ценностях.
   - Софье дается - драматургом - фантастика - ложная схема действия, - написал Солженицын.
   Фантастика, потому что сказано:
   - Почему это, собственно говоря, пьеса, а не сама жизнь, ась?
   Так потому, мил человек, что Сама Жизнь, была только в первые шесть дней творения, а дальше всё:
  
   - Современная иё постановка!
   - Только по несправедливой воле автора Софья в слезах признает правоту Чацкого. - Тут можно только подтвердить, что все ошибки Солженицына - фундаментальные. Он делает все выводы, исходя из видимого материла, заранее, ставя в посылку, что не только актеры, но и он сам:
   - Чурбан с глазами, Буратино из полена, и поэтому, мыслить и страдать, как люди не могут. - Хотя Белинский должен бы был ему напомнить, что в театр я хожу именно и только затем, чтоб:
   - Мыслить и страдать. - А кто не может - и даже более того:
   - Умереть в нем, - лучше сюда и не заходите.
   Тем не менее, Солженицын зашел, и пошло, так сказать, поехало.
   Отрицается, по сути дела, доказательство Великой теоремы Ферма, что между Полями и Текстом существует связь. В данном случает это значит:
   - Не может Смоктуновский передать своего знания, своих чувств Гамлету.
   Гамлет - это Гамлет, а актер только зарплату получает. Ибо посмотрите в платежной ведомости:
  
   - Георгий Бурков - рупь писят за спектакль. - Мало? Так, если бы он был связан с театральной мафией в лице хоть того же Гамлета - разве им на двоих столько бы платили, ась? А значит, и не связан.
   И эта прошлогодняя весть дошла-таки до того места, где преподавал географию - или что у них есть еще там - о впадении Енисея в Волгу где-то близ Нижнего Новгорода, Солженицын. Как говорится:
   - Математик, а о существовании Теории Относительности никогда не слышал.
   А если слышал, то не посчитал нужным сначала в ней разобраться, а потом громить книжные полки, полные, как поет Перт Лещенко:
   - Вина любви.
   Теория Относительности формулируется и объясняет просто:
   - Герой участник События - всё!
   Что означает в данном случае: актер может иметь связь с образом, Смоктуновский с Гамлетом. И, следовательно, Гамлет - это не только Гамлет, а это, как написано в Событиях после Воскресения Иисуса Христа:
   - ДВОЕ на пути в Эммаус.
   После Воскресения чувства Чацкого - это не одно и тоже, что что чувства - пусть на этот раз будет - Высоцкого, но связаны с чувствами Гамлета, как Ромео связан с Джульеттой, как Чацкий с Софьей.
   Потому Софья и признает правоту Чацкого, что он в ней своей половиной. Как Князь наполовину в святой Февронье. Хотя еще и не женился. Может быть, тут существует и та идея, что потому и не женился, что не был женат.
   Важно, что знания одного становятся знаниями другого. Как Гамлета и Высоцкого или Смоктуновского, так и двоих людей, Софьи и Чацкого друг к другу. Но!
   Сложность в том, что это именно:
  
   - Не одно и то же! - Как у Пушкина расписано в Пиковой Даме:
   - Графиня и ее муж Привратник далеко - на вид - не согласны между собой, то она дает ему пощечину, и ложится спать одна, то он:
   - Не дает ей денег на продолжение игры в карты, чтобы отыграться.
   По Двум Скрижалям Завета, человек с человек связан, но он не одно и то же, что другой. А было, по идеологии Золотого Литого Тельца вот как раз так, как думает Солженицын:
   - Одно недоразумение, почему она делает наоборот, а не посылает Чацкого, как дурака облезлого, куда подальше.
   Так именно потому, почему Мария Магдалина не послала туда же Иисуса Христа, вот он закулисный ответ из невидимой пред-истории Софьи и Чацкого:
   - Как Иисус Христос Чацкий спас ее когда-то от закидательства камнями, от вечного позора. От смерти.
   Получается, что Вера в Бога, в Две Скрижали Завета уже давно шагает по миру, по душам людей, а Солженицын, как и многие здесь, даже не подозревает о её существовании. Не в смысле знания, а просто по душе:
   - Нэту. - У нас этого. И хватается за голову:
  
   - Ты откель? - Как Донатас Банионис в фильме Солярис. - Моя мысль? А я тебя не знаю! - Она, заметьте, уже пришла к нему на ночь ложиться в виде одной из Бондарчуков.
   Скоро дети будут, а все не ясно:
   - Было, или всё-таки ничего не было? - Имеется в виду, между Софьей и Чацким до того, как он уехал за границу.
   Софья о Чацком - не человек, змея.
   Молчалин у Солженицына выходит для Софьи выше бездушного ума Чацкого, т.к. - этеньшен - он - Молчалин имеется в виду - готовит себя к семейной жизни, а Чацкий просто так погулять вышел, ибо имеет ум блестящий, но бездушный.
   Откуда, собственно, это взято? Бездушен ли Иисус Христос, покинувший свою семью? Бездушен ли его ум, если в нем Дух Божий, данный ему для поиска истины? Так, как Солженицын, можно говорить не только, не веря в переустройство российского общества по типу западного, но главное Солженицын не верит в возможность того, о чем написал Пушкин:
  
   - Духовной жаждою томим,
   В пустыне мрачной я влачился, -
   И шестикрылый серафим
   На перепутье мне явился.
  
   Общество-то, ладно, Пушкин считал за счастье, если дороги сделают через пятьсот лет, главное сам человек:
   - Может ли? - И ответ в этой статье Солженицына, однозначно нет, глубоким может быть только чувство к семье, и сравнивает Софью с Наташей Ростовой, о которой, что вообще можно сказать? Я не знаю. Только что не побоялась трахнуться до свадьбы с Анатолем Курагиным? И один ли это раз было - никому неизвестно. А про Софью ее папочка, как и выразился:
  
   - Вся в мать пошла. - И получается совсем не после Вилли Токарева:
   - Эх, чтоб твою мать, буду в шахматы играть. - Точнее, может быть, как раз наоборот: так это уже надоело, что в шахматы играть лучше, но! Только не с Чацким!
   Может быть. Но если бы Чацкий стал, как гуляка праздный Моцарт. Как его любила жена, пока не умер, чуть что, как объявил Милош Форман:
   - Вульфи, Вульфи, милый мой! - И очень жалела, что к нему раньше времени пришел ЧЧ - черный человек.
   Чем же Софья отличается от немки, жены Моцарта, что так не верит в духовность блестящего ума? А в духовность Молчалина верит, и только потому, что этому Молчалину вообще ни хрена не надо, кроме чинов и денег. Парадокс, близкий к уроку чистописания, где можно сравнивать только три буквы:
  
   - А и Б сидели на трубе, А упало - Б, так сказать, тоже испарилось, что осталось на трубе. - И идут размышление на тему:
   - У какой буквы лапы загогулистей, - в том смысле, что выбирается только или А, или Б, несмотря на их произвольное или не совсем, падение, про И - базара нет, как и про духовность блестящего ума, ибо:
   - Ну, просто не бывает. - Так можно сказать, прямо и пишется:
   - Роль личности в истории имеет место быть, но только на Соловках. - Имеется в виду, если не успели сесть на философские паровозы-пароходы.
   И забыл, или и раньше не помнил, товарищ Солженицын, что роль семьи в истории, да есть, но очень своеобразная, как обрисовала ее популярно Александра Коллонтай:
   - Точь-в-точь, как стакан воды, - или, что тоже самое, два пальца об асфальт, и жила спокойно с мужем, у которого была жена. Единственное достижение, что и эту жену не выгнали с брачного ложа, а тоже:
   - Пусть будет с нами.
   Вполне, знаете ли, можно предполагать по намекам Грибоедова словами папочки Софьи, что она и была после 17-го года Александрой Коллонтай.
   Зачем ей муж, явно неспособный пойти на всё, так сказать:
  
   - В борьбе за Это.
   Ссылка на Пушкина, что Молчалин хороший, так по словам Пушкина:
   - Молчалин не довольно резко подл. - Так естественно, что Молчалин - это именно, как:
   - Все. - И, следовательно, хорош тем, что с ним:
   - Ничего не случится. - Тогда как все такие Как Все, как все домохозяйки, в одном фильме расстреливались именно за это Как Все старорежимные, про которых Ленин прояснил:
   - Бесполезно переучивать, ни хрена всё равно не поймут. - А спастись можно было, надо было только поверить:
  
   - Вульфи - Чацкому. Что, друзья мои хорошие, начинающие свою мораль от сексопатологии до стремления к мещанству любой ценой:
   - Черный Человек придет и за вами.
   Написано:
   - Житейский ум Жюльена Сореля Стендаля сведен в Молчалине к угодничеству. - И что характерно, написано:
   - В авторском воображении. - Фантастика! Автор неправ - это Софья с жиру бесится, а он хочет жениться только на служанке. Тогда как Жюльен Сорель хотел, как раз обратного:
   - Забраться как можно выше.
   Вполне возможно, конечно, что Чацкий Софье не пара, ибо ему нужна Силиконовая Долина не для хорошей жизни и не для хорошего заработка, а чтобы повторить открытие Двойной Спирали Уотсона и Крика. Что в первом приближении значит:
   - Пойдет и на неустроенность быта, лишь бы доказать, что генетика - это не менетика, и она на самом деле существует наряду, правда, с кибернетикой, и несмотря на постановление ВАСХНИЛ, сделанное партией и правительством напополам с академиком Лысенко, что только куры лично могут собирать гусениц с картохвельных полей, несмотря на открытие Владимира Высоцкого:
  
   - Значит так, до Сходни доезжаем, а там рысцой и не стонать, небось картохвель все мы уважаем, когда с сольцой ее - обменять на:
   - Мат.
   То-то Едоки Картофеля у Ван Гога:
   - Морда во! Носище во! - Ну, вкусно же ж, на самом деле, ибо не зря теперь все закупают теперь только голландский картофель. А вот тамошняя Софья тоже была еще та лиса - хотя и с рожей, как у этих картофелей уборщиц - замуж за Ваг Гога - ихнего Чацкого, тоже не захотела карачиться, ибо проповедником не стал - не стал, а художники у Бальзака зарабатывают только изготовлением копий:
  
   - Картин пред них идущих мастеров этого дела, - так что, жди, пока дойдет очень до твоего поколения - сам околеешь. Как Моцарт.
   Так-то всё понятно, ловить здесь Чацкому действительно нечего, как и Пушкину, как и Иисусу Христу. Одна надежна на памятник нерукотворный.
   Но с моей-то точки зрения здесь совсем другой сюжет, а именно:
  
   - Софья и Чацкий, как Адам и Ева разыгрывают этот спектакль в присутствии Древнего Змея, которого хотят обмануть. И именно в роли этого змея - Молчалин.
   Точнее, не как Адам и Ева, а это они и есть Адам и Ева. Почему эта комедия и называется:
   - Божественная. - Или наоборот:
   - Комедия. - Как у Данте:
   - Спустись в ад, посмотри сначала, что там происходит, а потом и пиши, как сделал, не подумавши туды-твою сходить, Солженицын.
   Написано, что это преувеличение, что Молчалин желает Софье счастья напоследок. Но это вполне логично, ибо, спустившись на Землю вы найдете там и не только счастье, но и его тоже, что значит:
  
   - Битва, вам, ребята, предстоит не шуточная.
   Приведено хорошее замечание Белинского, что:
   - Действующие лица проговариваются, из угождения автору, против себя. - Что означает, текст героя состоит не только из написанного сценария, но их своих слов. Или, что тоже самое, как написал Виктор Пелевин:
   - Герой видит пулю, пролетающую мимо его живота в нескольких сантиметров с помощью автора, с которым имеет связь, несмотря на то, что все думают:
  
   - Один из них - автор - наблюдает, а другой - герой - находится внутри того батискафа, который спускается в глубины романа.
   Но в том-то и открытие Теории Относительности Эйнштейна, что наблюдатель окружности может пройти внутрь ее. Человек, следовательно, находящийся на Земле, может быть, также и в центре, на Солнце. И отсюда вывод, который сделали древние люди:
   - Земля - это центр мира.
   Можно сказать, идет схватка Солженицына с Гайдаром. И Солженицын сам себя буквально поставил на роль Молчалина. Как говорится:
   - Не только ничего нелогичного, но и ничего личного - всё правильно.
   Хотя бой идет не на жизнь, а на смерь. Собственно, почему смеются над Чацким здесь, как над дурачком?
   - Он думает, что он всё еще на Небе! А вот мы те напишем в аттестат-то зрелости, что:
   - Пьет вино, да бочками сороковыми. И, вообще, любит больше всего самогонку, учёный! Тогда зачем спился раньше времени, как поэт Рубцов, или, как Бродский:
  
   - Даже восемь классов до конца не закончил.
   Почему, как Зощенко, подглядывает в замочные скважины, да не нефтяные, а квартиры бедных, но добропорядочных граждан?
   Как Ахматова или Мандельштам хоть бы хны про то, как надо правильно жить, а все какая заумная разлюли-малина?
   Жили бы, как нормальные пацаны, а они как Есенин зачем-то спиваются раньше времени, да и поют уж чё-то слишком тоскливо.
   Про Высоцкого, вообще, лучше не начинать, считал, грешник, что со столбами лучше разговаривать, чем с людьми любого пола, не считая Маринки в анфас.
   Про Пушкина уже было резюмировано одним гражданином в интервью Радио Свобода:
  
   - Зачем он так жил, не как все его сотрапезники по училищу, одни стали министрами иностранных дел, другие тоже ничего, а он не имел денег, жил, как неудачник. Как, надо добавить, Иисус Христос.
   Действительно, печальная история. На первый взгляд так и кажется, ловили бы и дальше рыбу, на хрена им это надо было, апостолам переться по городам и весям, да еще и изображении Чацкого - люди не пойму этого умничанья.
   Так и сказал Фест апостолу Павлу:
   - Умничаешь ты, Павел! - Точнее, даже: безумствуешь ты, Павел! Большая ученость доводит тебя до сумасшествия.
   В отличие от Чацкого Павел разумно ответил на это, похоже, всегдашнее обвинение людей, как сказал Пушкин: с умом и сердцем:
  
   - Нет, достопочтенный Фест, сказал он, я не безумствую, но говорю слова истины и здравого смысла.
   Тем не менее, Чацкий, как и Пастернак в Докторе Живаго только удивился:
   - Неужели на самом деле никому ничего не надо?! - И только абстрактные слова, что, мол:
   - Давай, давай, нам всё хорошее очень надо. - А потом и его Семичастный не захотел приравнять даже к свинье, что даже она не занимается такой хреновиной, как пригретый советской властью Пастернак.
   Все критики этих передовиков божественного производства ошибаются в одном и том же:
  
   - Они не видят двойственности мира, которую увидел стражник, проверявший тугаменты Гришки Отрепьева на русско-литовской границе:
   - Не всяко слов в ту же строку пишется.
   Солженицын находит ошибки в тексте, не понимая, что перед ним не весь мир, а существует еще и:
   - Посылка! - каждой фразы.
   А он привык лепить логичную, но:
   - Тавтологию.
   Критикуют Грибоедова почем зря и кому не лень, даже переводчики с любого на каждый, а он не придумал ничего нового, ибо:
  
   - Так написана ВСЯ мировая литература.
   Почему люди и любят его, любят и понимают, не задумываясь.
   Сама статья об этой критике Солженицыным Горе от ума написана принципиально неверно, постоянно, чуть ли не каждое предложение, на любое утверждение делаются оговорки, что и значит, в одну телегу автор пытается запрячь овцу и трепетную лань, записать устройство мира в одну строку. Как делал тоже Григорий Померанц за что его критиковал жена Зинаида Миркина, что лучше не надо, ибо один хрен:
   - Всей правды ты не знаешь, и всего не скажешь в один присест, даже если тебе дали целый разворот в газете: только переливай из пустого в порожнее.
   Самое удивительное, что и доказывать ничего не надо, ибо идет критика не Грибоедова, а всего остального мира, но с какой позиции, какой новый синхрофазотрон изобрели здесь, чтобы разводить эту панихидную разлюли-малину? Вообще ничего, каким ты был, таким ты и остался:
  
   - Простой здравый смысл с намеком, как минимум на абсолютную неправоту всего прошедшего мира.
   Именно об этой ошибке будущих хомо сапиенсов и рассказано в книге Код Войнича, где растения нарисованы, как будто детской рукой, но нарисованы и срезы растений, как для вида через микроскоп. Что значит, обычный точный вид, видимый невооруженным взглядом, этот самый учительский здравомыслящий взгляд - есть большая ошибка.
   Нужно приспособления для обнаружения истины, холст для художника, сцена для режиссера, микроскоп и телескоп для ученого, перо и бумага для писателя, не зря Татьяна рисует на стекле:
  
   - Заветный Вензель О да Е. - Е, вписанное в О - это погремушка Исиды, как бутылка шампанского Пушкина, будит людей от этой спячки непосредственности восприятия, от иллюзии, что, как говорил профессор Бредфорд на Viasat History:
   - Дайте мне фотографию Воскресения, и я поверю. - Не получится ничего увидеть непосредственно, ибо Воскресение происходит по Теории Относительно:
  
   - Его надо видеть не только снаружи, но и изнутри, как оба вместе:
   - Автор и Герой романа. - Как и делают все художники и ученые.
   Поэтому и Плат лежал в могиле Иисуса Христа не отдельно уже, а вместе с пеленами, что значит:
   - Внутри них, как Заветный Вензель О да Е, что слово ЕВАНГЕЛИЕ было написано не на пустом месте.
   А когда его начинают рассматривать без Пелен, то и получается - одни противоречия, а забывают, что содержания без формы:
   - Не бывает.
   Новое вино наливают в новые меха, и эти новые меха и есть:
  
   - Две Скрижали Завета.
   Связанные между собой! И не литой телец, или не разделение полное.
   Потому апостолы и берут с собой два меча в поход по городам и весям, что идет и защита старой веры - одним мечом, и прокладывается дорога для
   новой - другим мечом.
   Сложность приличная, но люди понимают ее душой, как понимают комедию Грибоедова Горе от Ума.
   От какого ума горе, от разделенного уже мечом на две скрижали, как у Чацкого, или, наоборот, целостного, как литой телец, у Скалозуба. Ибо сомнительно ставить в противники Чацкому Софью и Молчалина, играющими свою роль. Одна проходит испытание на Еву - как говорится:
   - Не Лилит ли опять попалась, - и опробовав ее на Молчалине, а точнее:
   - Это и был тот проверяющий, кто испытывал Софью на пригодность к личной жизни вместе с мужем, и она, как известно, успешно согласилась.
   Молчалин ушел в кусты, или как нарисовано на картине:
  
   - Залез на дерево, для наблюдения за дальнейшими событиями.
   Софья, конечно, или хотя, надеюсь, не Лилит, но Адам, то бишь Чацкий схватился за голову, что, пожалуй, лучше было бы и не начинать эту ахинезацию, да, видно, поздно, уже дал согласие богу, что справится.
   Но!
   Но не справился, как видно. Поэтому и пошел вслед за ним резервный батальон, Иисус Христос. Как говорится, или лучше, как спел Высоцкий:
   - В прорыв пошли штрафные батальоны.
   В прорыв, сделанный, однако Адамом - Чацким.
   Солженицын сам весьма приличный бололо и, видимо, лавры Чацкого не давали ему покоя. Да, как Чацкий, только без задней, так сказать, мысли. Без Посылки бога, а просто идет в лобовую атаку, как баран.
   Все его обличения обращены фактически к Иисусу Христу, как:
  
   - Именно, как первосвященника. - Считающего, что бог один и никаких детей у него нет.
   Нельзя даже сказать, что идет критика Нового Мира, начавшегося с Иисуса Христа, а более того, вообще:
   - Критика правомерности жизни на Земле, - что и Адам и Ева напрасно сюда приехали - приперлись, ничего у них не выйдет по той простой причине, что и их здесь тозе:
   - Не было.
   Признается, фактически, только один бог, бог, стоящий за зиккурате Вавилонской Башни. Можно, правда, сказать, что и он был не кем иным, как именно Белом, Белкиным, предком:
  
   - Александра Сергеевича Пушкина, - который, тем не менее, не захотел встать рядом со своим пра-пра и так далее вместе на одном Зиккурате, а:
   Я памятник себе воздвиг нерукотворный
   И вознесся выше он:
   Александрийского столпа
   Намного выше вавилонской башни древности.
   Самое удивительное в открытие Иисуса Христа то, что и древний мир, который жил по другим законам до Него, по вавилонским, теперь может быть правильно исследован только по:
   - Христиански, - так, как будто это было всегда.
   Поэтому, когда некоторые кандидаты наук пытаются доказать, что раньше, до Христианства, было лучше, меньше делали неправильных вещей, но противопоставляют не другую реальность, а только виртуальную возможность, ибо та реальность не только далече, а ее уже просто:
   - Нет. - Не с чем сравнивать.
   Как и сказал Иисус Христос:
  
   - Я был раньше.
   И удивительно то, что Христианство не оказалось для людей слишком сложной верой! Несмотря на то, что Апостолу Павлу на это указывали:
   - Слишком много у тя ума, Павел. - А от него будет ли нам счастье на века?
   Али, наоборот, горе.
   Написано:
   - Из Скалозуба сделана карикатура. И только для того, чтобы легче было Чацкому. Как из него можно сделать еще и карикатуру - непонятно.
   Хотя, конечно, имеется в виду, что Скалозуб - это, собственно, не Скалозуб, а какой-то другой очень хороший человек, ну, если он находится до сих пор на государственной службе. Автор, Грибоедов, опять ошибся, так как не того приятеля встретил на своей узенькой дорожке.
   - Ай! не он. - Ибо тот был моего сердца чемпион, а этот хрен знает на кого похож. Натуральное кино и немцы: в пьесе должны быть не Ромео и Джульетта, а рабочие з нашего завода, наконец соизволившие в свободное от работы время покрасить ворота завода, глядя на которые даже из прошлого, мы продолжаем и продолжаем петь:
  
   - Утром у входа она иво встретит, и уж тогда раз-збер-ремся, чье айвовое варенье на самом деле лучше, и кто в прошлом годе подрисовал себе лишний ноль в плане перевыполнения плана. И всё только затем, собственно, чтобы:
   - Чацкому, оказывается, стало легче отстреливать своих гусей в лабиринтах подлестничных маршей, где обитал Молчалин, и таскал за волосы Софью.
   Почему нет, если товарищ Солженицын, как и никто другой не отменял пока что Маркиза и его методы ведения народного хозяйства, как во всем мире, так и в отдельно взятых странах, не исключая Россию. Спрашивается, зачем? И, следовательно, затем, чтобы:
   - Любили еще крепче. - И кстати:
   - Чацкому от этого намного легче лепить своего честного-пречестного горбатого. - Надо, надо ему помочь, так как в одиночестве своего морализаторства и - как написано здесь, в статье:
   - Неукротимого краснословия, - против вас обычных - тоже, как написано в статье:
   - Смердов.
   Прямо-таки речь для посылки за рубеж, и в места его не столько еще отдаленные всех ученых-крученых-мученых в Н-ских годах прошлого века.
   И тут же ответ:
  
   - Чтобы уярчить блеск Чацкого и обезобразить московское общество.
   Зачем, собственно, за такие речи Солженицыну давать премию, если он и так хорошо, ох, хорош!
   С какого только базара тащится эта информация современным людям вряд ли будет понятно. Из какого-то спектакля Дети Подземелья.
   Идет оправдание Скалозуба, что он - в отличие от Чацкого - смотрел смерти в лицо на наполеоновских войнах. Это верно, Чацкий выступает, как человек, который:
   - Не проходил необходимых фильтр-ров.
   Написано, что Фамусов наделяется неорганичными и нелепыми формами поведения:
   - Выкрики, затыкание ушей. - Но это, может быть, кажется нелепым в тиши библиотики, где писалось сие сочинение Солженицына, а в других местах, на которые можно даже не указывать специально - это даже более, чем норма, а вообще:
  
   - Как ритуал посвящения, хотя и, увы, не в масоны.
   Говорится:
   - Скрещение равноценных реплик возвысило бы диалог оппонентов. - Но!
   Но в том-то и дело, что нет, как не возвысил его сам Солженицын своими логичными доводами, но логичными с позиции Пьера Безухова:
   - Если бы я был не я. - А хкто? Наполеон? Не-воз-мож-но! - Ибо:
   - Не ума дело актера указывать режиссеру на ошибки в сценарии, к которому актер прикован, как Прометей к скале - очен-но крепко.
   Тока, имеется в виду, скорее всего, здесь фраза Георгия Буркова в ее небольшой модификации:
   - Да каки у нас актеры, так только получают рупь писят за спектакль. - А еще точнее:
  
   - Их существование, вопреки открытию Шекспира, подвергается - скажем так мягко - большому сомнению. - Подвергается, несмотря на то, что поговорка:
   - Слона-то я и не заметил придумана как раз для этого случая диспута по поводу существования ученых - прошу прощения, каких еще ученых, если их уже разогнали, как лабораторных крыс по всем углам Вселенной, включая Силиконовую Долину - а еще почитаемых живыми артистов.
   - Долбежка Вилли Шекспи, что ве-есь мир театр воспринимается, да, но только в ее уменьшительно-ласкательно аспекте, ибо, да, сцена - это театр, но пускать сюда еще и Зрительный Зал - абсолютно недопустимо.
   Недопустимо, несмотря на то, что Мария Магдалина смогла увидеть Иисуса Христа после Воскресения именно там, там-там-там:
  
   - У себя за спиной, в зрительном зале. - Ибо и сказано в народных виршах:
   - Посмотри вокруг себя - не Кирпич ли уже с вами рядом, а зарплата на весь месяц всего одна.
   Почему, задает хороший вопрос Солженицын, Чацкий всегда прав, а его оппоненты только ушами хлопают. Ответ на это дает современность, и ответ фантастический:
   - На-роч-но. - На обратной стороне Луны не недопонимание, не глупость, не выгода материальная даже, а именно:
   - Сознательная ложь! - правда, соответствующая душе оппонентов Чацкого.
   Почему и говорят, что Фарисеи были не совсем ослы, но Иисус Христос, тем не менее, не призывал их измениться, а только, так сказать:
  
   - Честных грешников, мытарей и некоторых других. - Попросту говоря:
   - Измениться могут только те, кто этого хочет-т. - Остальные нет, Чацкий, прибывший с корабля на бал, этому очен-но изумляется, хотя и знал, конечно, не все захотят, но!
   Но не до такой же степени остервенения должен человек стоять против правды! Почему Грибоедов и изображает, собственно, не людей, а чертей. Которых пожалел Солженицын. Себя пожалей.
   Говорится о мягко-лукавых замечаниях Фамусова:
   - Мудрая мягкость Фамусова оттеняет нарочитую резкость Чацкого.
   Но в том-то и дело, что это расшифровывается по-другому! Фамусов - это, собственно, и есть бог, который послал сюда, на Землю, Чацкого, чтобы он захомутал и объездил, так сказать, Софью, чтобы из нее, суки, опять не получилась Лилит. Молчалин - древний хитрый змей, а Скалозуб - это тоже какой-то архангел в РОЛИ дурогона Скалозуба, что значит, да, конечно, соображает, но:
  
   - Только в буфете после спектакля, - ибо:
   - Человек - Двойной.
   По поводу бога Фамусова, ибо похоже:
   - Сава-офф. - Офф - значит, вышедший из народа - высшего общества - изображать самого себя. И, так сказать:
   - Нарочно упал на снег.
   Всё московское общество - написано - вынуждено внимать обвинениям юного карающего ангела. Солженицын не понимает, как это возможно, так как абсолютно и напрочь не воспринимает:
  
   - Реальность существования СКЕКТАКЛЯ.
   Точно также, как все читают Воображаемый Разговор с Александром 1, как реальность, не замечая очевидной вещи - это спектакль, где во всех ролях сам читатель. Читающий смотрит на текст только глазами классической физики, где Наблюдатель всегда находится в стороне от наблюдаемого объекта, всегда внешний, ибо проход внутрь события ему закрыт априори.
   И если этот заход в неположенное ему место происходит, то говорят, всплеснув руками от вопиющего недоразумения:
   - Так это уж не наука, а только Роман. - Но в том-то и дело, что, как объясняют События После Воскресения Иисуса Христа - всё Роман.
   В том смысле, что Мир - Двойной. И всё Дело Иисуса Христа на Земле было - сделать именно это:
  
   - Пробить эту замкнутую окружность, отделяющую Человека от Бога, взять Трою, взять Крепость Войнича.
   События После Воскресения и описывают поэтому События Самого Воскресения, которые и описать по определению можно только:
   - После, - самого события.
   События после Воскресения - это бой отряда Иисуса Христа у Демаркационной Стены, отделяющей Человека от Бога, чтобы Человек только из наблюдателя стал и:
   - Героем ЕГО романа.
   Репетилов разыгрывает пьесу в пьесе - в другой раз. Но вполне возможно, что Репетилов как раз делает профанацию идеи соответствия Театра, как и Романа - реальному устройству мира. Почему Солженицын и попадается на эту удочку:
  
   - Чацкий недалеко ушел от Репетилова.
   Написано:
   - Чацкий - в отличие от Онегина и Печорина - явился предтечей русских революций.
   Можно сказать и так, только в обратном смысле. Когда увидели, что молчаливое несогласие Печорина и Онегина превратилось уже в атаку Чацкого, что пришел-таки Иисус Христос, то и решили перегруппироваться и занять крепость под названием Россия, в свое полное распоряжение, готовое к последней обороне. Царя, Александра Второго погоняли и убили для репетиции, а потом и последнего, так сказать помазанника божия.
   Написано:
  
   - Через полстолетия после пьесы Чацкие и Репетиловы заполнят интеллигентские революционные кружки. - Как раз наоборот, эти кружки создавались именно потому, что после Александра Сергеевича Грибоедова в России поверили:
   - Не зря был здесь Чацкий, - и решили, погоняв для начала по Санкт-Петербургу и убив императора Александра Освободителя, создать круговую оборону. Ибо:
   - Чацкие с корабля да прямо на бал-местный маскарад:
   - Так и прут, так едут, как Байрон в Грецию:
   - Сражаться за свободу.
   Едут, в том смысле, что, как и Чацкий местные, но местные Неместные принимают-обозначают их, как Иисуса Христа:
   - Пришельцами. - Хотя они только, как и Иисус Христос, прибыв в Назарет, могут спеть:
  
   - Вернулся я на родину,
   Шумят березки стройные,
   Я много лет без отпуска
   Играл в чужом краю.
  
   Хотя эта песня больше про Эдуарда Стрельцова, вернувшего из Неотсюда, и Дмитрия Сычева, вернувшего из Марселя, чтобы показать, как на самом деле играют в футбол - как пропедалировала артиста Екатерина Савинова в Приходите Завтра на вопрос местного профессора:
   - Восхищались.
   Вот и Чацким, мил херц:
   - Восхищаются.
   Написано - Солженицыным:
   - Чацкий приходит к Софье так непринужденно, будто отлучался прокатиться по Садовой-Кудринской. - Но, так естественно, оба только что из гримерки!
   А так - если театра не существует в объективной его реальности - конечно, как и показано в фильме Солярис:
   - Прется в постелю, как жена моего имени, - а я знаю:
  
   - Какая?
   Рассказывается о спонтанном рождении слуха о сумасшествии Чацкого. Но! Где рождаются такие слухи, как не в преисподней. Или, Солженицын думал, что там баб нет? По крайней мере, Пушкин разъяснил, что:
   - Теперь я спокоен - одна-то точно там. - Имеется в виду Станционный Смотритель, и его приходящая на могилу дочь:
   - Персефона, однако.
   Чацкий проводит:
   - Прокурорский допрос Софьи в роли безжалостного судьи, но еще не задумавшегося о праве судить.
   Возможно, Грибоедов здесь имел в виду, что Софья - Ева - это все-таки не другая особь женского пола, а опять-двадцать пять та же Лилит, и, как говорится:
  
   - Если что, с ней будет разговор короткий: определить, да, но только на роль:
   - Маньки Аблигации.
   - Грибоедов хочет толкнуть Софью на скамью подсудимых, - говорит Солженицын. - Так, может, действительно, не стоило покидать Рай, по крайней мере, сожаление о нем всегда присутствует в человеке, как показано в фильме Мартина Скорсезе Последнее Искушение Христа:
   - Вот бы там так и остаться, чем сражаться за то, что не все поймут - какая жизнь-то в Раю была:
   - Один победы, и никаких поражений. - Или, что тоже самое:
   - Ох, и тяжел этот последний бой в штрафбате, когда надо спускаться даже под землю после распятия на кресте, а так бы жил с Сонькой Мармеладовой, то бишь, Марией Магдалиной, ведь она меня любила, так любила, не поверите, что даже:
   - Поняла.
   Честность разборок Солженицына приводит в ужас-с. Как грится:
   - Кошмар на улице, и более того, не только В Связях, но и в их определениях.
   Говорится в конце о:
   - Скрытых сторонах текста грибоедовской пьесы, которые обнаружил автор. - Но они, увы, оказались для Солженицына:
  
   - Наглухо закрытыми.
   И повторю:
   - Широкозакрытые глаза создаются сознательно. Можно сказать:
   - Только для желающих. - Хотя в Библии написано наоборот:
   - Много званых, но не много избранных.
   p.s. Моисей был взят из штрафного изолятора.
  
   Далее Борис Парамонов, что он там придумал по этому поводу.
  
   В Примечании написано, что текст цитируется по:
   - Солженицын А.И. Протеревши глаза. - М., 1999. - С. 344-365.
   ---------------------------
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

30

  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"