Во Владимир мы приехали вечером в пятницу, на экспрессе.
Для пенсионеров проезд туда и обратно бесплатный.
Главная цель - поклониться Богородице.
Жена выбрала отель "Орион", он расположен между Золотыми Воротами, там где всеслав полоцкий превращал свое войско в муравьев и Свято-Успенским Княгинином монастырем, в Успенском Соборе которого покоится Богородица.
От отеля до монастыря 5 минут пешком.
Из окна номера видны купола Никитской церкви 18 века, в стиле барокко.
За 100 рублей вы можете подняться на колокольню и познакомиться с городом с высоты птичьего полета.
На обратном пути ваша голова несколько раз познакомится со сводом прохода в стиле мышиной норы и тогда вы поймете, что деньги с вас взяли за вызов спасателей для застрявших туристов.
От такого приключения становится только веселей, и когда вы выйдете из храма, мир и это красивое, расфуфыренное, салатово-белое барокко станет еще красивее, а значит и вы тоже.
С утра, в субботу, мы наденем свои крестики и отправимся к Богородице.
У жены покупной, у меня самодельный из вербы, буквой "Т".
Поэтому я крещусь двумя пальцами, а она тремя.
Что поделать, её с ним на шее крестили, зато у меня настоящий.
Пришли.
За каменной оградой монастыря нас встречает большой стенд.
"Успенский Собор построен в 1200 году".
Вполне может быть.
"... по настоянию жены Всеволода Большое Гнездо Марии Шваровны(чехини)"
Не может быть. Жену звали Мария Аланская и никаких чехов.
Портретов Всеволода и Марии нет ни у историков, ни в монастыре, а я вам их показывал, где молодоженов благословляет Христ(ос)-старший брат Всеволода-Андрей Глебович Давыд.
Собор для Успения Богородицы построил Сын Богородицы.
Это стиль Христа -восьмиоконный подкупольный барабан и купол в виде шлема, а не луковки.
На куполе крест, вроде бы похож на крест Дмитровского Собора, в честь Воскресения.
На кресте голубок...
А это что?
Под крестом те же рога всеслава, но на остриях красуются крестики.
Это ново, так уж ново, но никак не старо.
Не может этого быть.
В Дмитровском Соборе, построенным Христом(назывался, конечно, по другому, Воскресный, например) сохранился старый Крест.
Мы туда позже зайдем и сразу выйдем, потому что вход сделали платным, даже для пенсионеров.
Я успел спокойно рассмотреть этот Крест, пока на меня чуть ли бросилась кассирша.
Внутри никого нет, ничего не изменилось в экспонатах этого музея, когда он был бесплатным и таким же пустым.
Чего она такая нервная и с порога выгоняет из Храма о котором ничего не знает?
Не в деньгах дело, чего там 70 р.
Не хочется платить за злое.
Итак, мы в монастыре, но никого нет, я даже испугался, может и Собор закрыт?
На стенде также было предупреждение, что фотографировать нельзя.
Нигде нельзя, ни на территории, ни в Храме.
Тоже новость, кому я помешаю, если никого нет?
Нет автобусов с туристами, нет машин у входа, нет людей.
Нет монахинь, только кошка сидит на окне, да греется на солнышке.
С погодой нам повезло, хотя в гидромете об этом не знали.
Храм был открыт, Слава Богу и когда мы зашли, как раз закончилась служба.
Человек двадцать, вместе с монашками, попом и прихожанами.
Нет никаких туристов с сумками и рюкзаками.
Только мы.
Из притвора Храма, где светло, зашли внутрь Храма где царил полумрак.
Электрического освещения нет.
И там, где обычно висит люстра по центру, её тоже нет.
Поэтому виден молочный луч света под куполом.
Из этой темноты на нас нагрянула старенькая монашка и недружелюбно так, огорошила-чего вы пришли, служба-то уже закончилась.
Про себя я сказал-ваша закончилась, моя началась.
А вслух сказал, что пришли поклониться Богородице.
Кто здесь кто, в Божьем Храме?
Я непробиваемо дружелюбен,а она намекает, чтобы убирались.
Может ей по-делам надо идти, а тут мы.
Разные они бывают, монашки.
Однажды летом, с женой, посетили Толгский женский монастырь под Ярославлем.
Народу полным полно.
Повсюду лавочки для отдыха.
Есть открытое кафе и есть в помещении, где тоже можно посидеть.
На территории снимай что угодно,а внутри без вспышки.
Приехали туда на речном трамвайчике.
Обратно в Ярославль надо на автобусе.
Подошли к монашке спросить, где автобусная остановка.
Так она нас подвезла на электромобиле 2 км.
Машинка недешевая, как для гольфа, а не как на овощной базе.
При этом она вся светилась каким-то внутренним светом добра и достоинства.
Как мило было приглашение, также мило и поговорили.
Оказалось, что настоятельница этого монастыря воспитала большинство будущих настоятельниц женских монастырей России.
Вот так.
Пришла стать винтиком, а из тебя сделают двигатель.
Слева в иконостасе ростовая Икона Богородицы рукою Сына - Богородица Боголюбская.
На верхней планке дети Богородицы, которые все есть в Слове о полку Игореве.
Автор Иконы - третий Ребенок Богородицы, изобразил Себя в окошечке.
При жизни Богородицы Икона находилась в Боголюбово.
Поэтому здесь она появилась вместе самой Богородицей.
Сейчас здесь список с Иконы.
Настоящая где-то на реставрации.
Я встал на колени и попросил прощения у Богородицы.
Думал, что у Иконы будет находиться и склеп с именем Анна, который раньше находился в алтаре.
Но ничего нет, вообще ни одного.
Где Богородица?
Прости нас, Господи.
Видимо, лихолетье унесло.
Известно, что в 1918 году были вскрыты безбожниками чьи-то мощи, а это значит, что вскроют все.
Может поглумиться, может золотишко искали, может и то и другое, кто их знает.
Подошел к этой монашке спросить, где находится настоящая Икона Богородицы Боголюбской, чтобы завести разговор о склепе Анны.
Она резко так, недовольно и не останавливаясь:
-А что вы не знаете, что уже семь лет, как её забрали у нас?
-Знаю, (на самом деле 9,5 лет)что она во Владимиро-Суздольском музее, но в каком?
-Знаете, так чего спрашиваете?
Монашка удаляется в темноту на лавку, отмахиваясь от разговора.
Владимиро-Суздальский музей это много музеев, куда входит, например деревня Кидекша, где есть церковь в честь встречи Глеба Владимировича и Анны.
Нелепое какое-то название, всё равно, что Московско-Мытищинский.
В Суздале живет меньше 10 000 человек, а во Владимире больше 300 000.
Короче, ничего я не узнал, но не мог же я так просто уйти и стал рассматривать еле-еле видные фрески, под наблюдением этой монашки с лавки.
Никого больше нет.
И здесь я увидел эту фреску!
Далековато, темно, но я ее разглядел и обрадовался!
Фреска находится на стороне, которая называется северной, хотя это и бывший север.
Если от входа вы смотрите на иконостас, то это стена слева.
Она расположена, где-то на высоте пяти метров от пола.
Это сказка и эта сказка-руСкая быль.
Богородица на белом коне с Христом на руках.
Этого больше нигде нет.
Если вы наберете в поиске фразу "Богородица на коне", то ничего кроме моей статьи "Богородица на коне, рукою Сына" на эту тему не будет.
Нет такой темы в нашей церкви, но она есть в Храме Успения Богородицы.
Нет такой темы в нашей истории, но она есть на стене руСкого Храма, построенного
РуСким Христом.
В статье "Гороховец - град Пресвятой Богородицы", я предположил, что князь Глеб Владимирович и Богородица Анна могли познакомиться на женских, конных состязаниях в Кидекше, которая тогда была военным лагерем, а Богородица могла в них победить, чем обратить на себя внимание князя.
Теперь, на этой фреске, можно увидеть подтверждение этой версии.
Вы на чем своего ребенка катаете, на коляске, пристегнутого ремнями?
А Богородица катала Сына на коне, держа Его на руках, что говорит о мастерстве и уверенности Наездницы.
И этот сюжет мог написать только Сам Вседержитель во славу своей Мамы, который и построил этот Собор.
Как это чудесно!
Но фотографировать нельзя, монашка наблюдает.
А я наблюдаю под собой клетчатый, цветной пол, какой был в Храме Покрова на Нерли, которого там сейчас нет, а здесь есть.
Но на него можно посмотреть в статье "Успение Богородицы на Нерли", а здесь снимать нельзя.
Что делать?
Ну, думаю, зайду в лавку, которая в соседнем здании и куплю книжку о Храме, где такая фотография должна быть.
Книжка такая есть за 300 р. и она с фотографиями, но там есть фото всего двух сюжетов из примерно сотни, и нет Богородицы на коне с Сыном.
Была бы там эта фреска, я бы купил книжку и был бы очень рад.
Это что же получается?
Снимать всё-таки можно, чтобы это продать мне же?
Что делать?
Моральную сторону вопроса я уже для себя решил, положив в ящик на Храм в несколько раз больше, чем стоит разрешение на съемку в Третьяковке и эта ненужная мне книжка.
Я уже знал, что всё равно сфотографирую эту фреску, но как бы это сделать без грозных окриков?
Вернулись в отель и оттуда заказали такси до Боголюбово.
11 км. и всего за 200 р.
Это я для путешественников, чтобы знали, что такси там дешевое, хотя можно доехать и на автобусе за 25 р. с носа.
Доехали до Боголюбского женского монастыря, но заходить туда не стали, а отправились к Храму Покрова Богородицы на Нерли.
По пути нас угостили горячим монастырским чаем на травах и булочками.
Прямо на улице.
Светит солнышко, монахиня улыбается и еще предлагает бесплатно пообедать.
Нам хватило пары замечательных булочек к чаю, размером с ноготь и улыбки.
Вода у них своя, из скважины.
Еще бы не попить этой водички, где Родился Христ(ос).
Идем по Боголюбскому лугу.
Трава скошена, в сторонке пасутся несколько коз.
Белая Лебедь сияет на солнышке.
Опять новины.
Церковная лавка переехала из Покрова в церковь Трех Святителей.
И не стало меда с Боголюбского луга, как не стало и пасеки, которая здесь всегда была.
Очень вкусным был мед и это под него я писал
"Автор Слово о полку Игореве-Христос".
Очень жаль.
Продают мед из Суздаля, но мне его не надо.
Мне надо с Христова луга, по которому Он босиком ходил и босым изобразил себя на стене Своего Храма.
Надо было бы найти хозяина этих коз и попить молочка, чтобы получилось Христово.
Вечный вопрос-почему этот Храм стоит здесь?
Да потому, что люди не знают Кто его построил.
Не знают, что его построил Лучший из людей.
Не знают, что этого Строителя они носят на шее.
Не знают, что строил его Поэт, произведения которого еще не раз назовут величайшими, причем под разными чужими именами или совсем без имени,
как, якобы, безымянное "Слово о полку Игореве", где это Имя есть и даже не одно, потому там есть и Небесное Имя-Шарокань- Вседержитель, и Земное Имя-Сын Глебов, и имя посланника связывающего Небесное с Земным-Христ.
Никакому строителю не придет в голову строить здесь Храм-это невозможно на затопляемом лугу.
А Поэту-Богу Слово пришло и Он его построил, потому что Он Бог.
Я думаю, что Вседержитель построил здесь Храм в честь своих Земных Родителей.
Это место, где встречаются две реки-Нерль и Клязьма.
А первая встреча Глеба Владимировича и Анны была на Нерли в Кидекше, там вспыхнула их любовь.
Разве этот Храм не будет поэтичным для родителей Христа?
Богородица Родилась в Гороховце на Клязьме.
Разве этот Храм не будет поэтичным для Богородицы?
Разве этот Храм не поэзия любви Христа к своим Родителям?
Все фрески Храма сбиты в 19 веке топором по любви, чтобы мы её не увидели.
Следы топора остались.
Нет мраморного пола из красных и белых квадратиков, который есть на иконе "Успение Богородицы на Нерли".
Купол шлем, заменили на луковку.
Куда идем?
Идем в Боголюбский женский монастырь, чтобы поклониться Христу на месте Рождения Христа.
Самым древним сохранившимся зданием монастыря является лестничная башня с галереей,
Они 12 века.
Это за собором Иконы Боголюбской Богородицы.
Сейчас галерея примыкает к Рождественской церкви.
Вот то, что стояло на месте этой церкви, которую развалили в 18 веке, там и Родился Андрей Глебович Давыд-Христ(ос).
Сейчас там музей и никого.
А должна быть очередь до Владимира.
Постояли.
Стало радостно, как-то.
Набрали полевых цветочков вокруг церкви.
И поехали обратно во Владимир, к Глебу Владимировичу, отцу Христа, в Свято-Успенский Кафедральный Собор.
Сразу нашли его мощи.
Это справа от иконостаса.
"Прости нас, Глеб Владимирович".
Фотографировать тоже нельзя.
Но я щелкнул со вспышкой один раз.
Рядом бабки-служки.
Никакой реакции.
Значит, если не наглеть, то можно.
Это хорошо.
Да и бабки одна за одной подходят к Глебу и молятся на коленях.
Может знают, что это за Глеб?
Вот и получилось, что хотели.
В один день побывать у Богородицы, у Глеба Владимировича, на месте Рождения Христа и в первом Храме Христа.
Весь вечер переживал, как бы мне снять Богородицу на коне с Сыном.
Но Господь всё устроил.
Утром опять солнечно.
Вышли из расчета, чтобы быть в Храме через 10 минут после службы.
Кошка уже сидит на месте.
Выходят девочки из воскресной школы.
Больше никого.
Зашли в Храм.
И здесь не оказалось никого.
Вообще.
Спокойно снял со вспышкой и теперь вы можете увидеть эту замечательную фреску.
Японская мыльница, очень темно, не мешало бы со штатива, ну уж получилось, как получилось.
Слава Богу!
Хорошо на душе.
Пошли искать книжный магазин, чтобы купить "Слово о полку Игореве" Христа.
Два больших магазина в центре, но с переводами Лихачева или Творогова.
Это пустое и мне не надо.
Мне надо Христово, а это древнерусский текст, который и переводили эти академики.