"Возлюби ближнего твоего, как самого себя"- очень известные слова Христа.
И это не просто слова, это заповедь Христа. Одна из двух основ.
Почему?
Потому что Христос сам так заявил.
Вот как это выглядит полностью.
Матфей.22.36-40.
"Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?
Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим:
сия есть первая и наибольшая заповедь;
вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя;
на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки."
А кто такой этот ближний?
Все кто рядом? Тогда что делать с дальними, кости им перемывать пока не подошли поближе?
Как-то не складывается.
Может эти ближние это близкая родня? Зачем тогда Христу об этом говорить, когда это и так ясно? Но всё же, почти всегда кто-то из родни вызывает желание, чтобы тот находился подальше.
Опять нескладушки.
И не сложится. Потому что Христос этого не говорил. Он не говорил ни про каких "ближних". Просто Христа переделали в 17 веке, так и пошло.
Поэтому без старославянского Евангелия Христа не понять. Как не понял его Л.Толстой со своим непротивлением. Это очень наивное искажение Христа-воина.
Старославянское Евангелие
Матфей.22.39.
"вторая же подобна ей(заповедь) возґлюбиши ИСКРЯННЕГО твоґего яко самъ себе"
"искренний твой" это уже далеко не каждый ближний.
Искренний- это ты с ним искренний, а он с тобой.
Вот его-то Христос и предлагает полюбить, как самого себя, что вполне по силам и логично, как всегда, у Христа.
Когда в Евангелие идет речь о ближнем- это всегда искренний.
Даже. Синодальный.
"почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя."
Это.Матфей.19.19.
"чти отца и матерь: и: возґлюбиши искренґняго твоґего яко самъ себе."
Отец и мать, рядом искренний, что очень понятно по жизни нашей.
Всегда. Если речь не идет о местоположении.
Марк.1.38.
"Он говорит им: пойдем в ближние селения и города, чтобы Мне и там проповедовать, ибо Я для того пришел."
Или когда "ближний" -это когда сам Христос объясняет кто такой ближний.
Притча Христа.
Лука. 10.29-36.
"Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?
На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым.
По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо.
Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо.
Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился
и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем;
а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе.
Кто из этих троих, думаешь ты, был БЛИЖНИЙ попавшемуся разбойникам?"
Как видите, для Христа далеко не все ближние, что соответствует и жизненной логике.
Так кого надо любить?
Во-первых, Христос сказал ВОЗЛЮБИТЬ Господа Бога.
Но Бог и так нас любит, поэтому ему надо ВОЗдать, усилив эту Любовь через всего себя.
Здесь Христос очень подробно и настойчиво сказал-всем сердцем, всей душою и всею мыслию.
Возлюбить искреннего тоже получается вернуть любовь, которая и так есть.
Искренний для Христа это чуть более широкое понятие, чем друг.
Псалом.87.19. Христос Богу.
"Удалилъ есии отґ мене друга и искренґняго, и знаемыхъ моґиихъ отґ страстей."
Потому что искренним ты можешь быть и с женой.
А друг и так искренний, но для друга, сами понимаете, одного этого маловато.
Ну а как же быть с Нагорной Проповедью?
Матфей. 5.44.
"А я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас"
Эту речь Христос произносит перед паствой и для паствы. Чтобы этим они между собой руководствовались.
И любить Христос предлагает этих врагов, как Бог любит. То есть у тебя в Духе нет ненависти ни к кому.
В том числе у нас нет ненависти к врагу, пришедшему к нам с мечом.
Для них у нас есть меч.
"все, взявшие меч, мечом погибнут"
И "пусть ярость благородная, вскипает как волна.."
Это нас -враги ненавидят от страха, а мы другие.
Мы просто опускаем им меч на голову, без ненависти.
Об этом и памятник Воину-Освободителю в Берлине (Вучетича).