Аннотация: Материалы литсеминаров Егровой и Байтерякова, взято из ЖЖ.
Модель художественного произведения.
Существует множество моделей художественного произведения. На одном полюсе -- мнение, что расчленять и анализировать текст нельзя, ибо произведение искусства выше разума и подходить к нему с логическими мерками -- моветон. На противоположном -- разбор текста на слова и абзацы и убеждение, что в хорошем тексте каждая фраза должна быть идеальна, а сюжет приложится. Нам приятно думать, что мы где-то посередине.
Подходя с такими мерками к своим и чужим текстам мы выработали ряд подходов, позволяющих глубоко разбирать художественные произведения. Цель? Выявить проблемные места и найти возможности для улучшения.
К сожалению методика объемна и сложно описать в двух словах то, чему мы посвятили пять объемных заметок. Однако, надеемся, что те, кто решатся прочесть весь материал не пожалеют о затраченных усилиях и смогут, в последствии, те же принципы применить к своим текстам. Если совсем тезисно, методика состоит в следующем: -- Мы выделяем в тексте некие логические блоки -- сюжетные повороты. В рамках каждого поворота мы рассматриваем: -- Как строится фабула/сюжет; -- Как развивается герой; -- В каких конфликтах герой участвует и как они разрешаются; -- Как устроен мир произведения.
Такой подробный взгляд дает возможность "под лупой" рассматривать рассказ/повесть/роман и увидеть возможности для его доработки.
Итак: вот ссылки на статьи, посвященные тому, как такой разбор делать: Что такое сюжетный поворот? Вводная статья о принципах построения художественного текста. Часть 1. Фабула Часть 2. Герой Часть 3. Конфликты Часть 4. Вымысел
Подобный разбор -- дело непростое, трудозатратное; мы и сами сделали разборов такой глубины не больше десятка... но -- они для профессионального роста дали нам очень и очень много! Через какое-то количество подобных опытов принципы становятся навыками и начинаешь их применять, даже не замечая, что пишешь уже по-другому.