Эвелина, сотрудник издательства "Ящик книг", по совместительству рекламный агент сайтов сомнительного содержания;
Танцевальная группа (не обязательно).
Сцена 1.На сцене всегда один и тот же пейзаж: чуть слева скамейка у подъезда. Справадверь - выход из подъезда. Но в данной сцене справа - лифт.
Лиза нажимает кнопку, ждет. При звуке голоса Эвелины она привычно вздрагивает.Эвелина почти всегда появляется где-то наверху, на заднем плане, чтобы ее голос звучал как глас божий. С "гласа божьего" (г) она резко переходит на базарный (б) и наоборот.
Эвелина. (г) Автор! "Ящик книг" издаст ваши книги со скидкой 10, нет, 20 процентов.(б) А хочешь тридцать? Чо, не хочешь? Глупо! Неслыханная щедрость! Мне бы так! Была бы я автором.... (г) От нас - тираж, реклама, хранение. От вас - творчество, творчество и творчество!
На переднем плане танец гордых авторов с напечатанными книгами. Лиза смотрит на них то с надеждой, то с осуждением.
Эвелина. (г) Автор! (б) Что бы ты там ни на... (г) написал, мы издадим! Мы - твой проводник в мир славы и денег! Акция длится лишь месяц! Издайся и получи роялти! (б) Получи роялти, говорю! Предлагают, бери! (г) Ты этого достоин!
Лиза (закрывает уши руками). Изыйди!
Приезжает лифт, дверь открывается, внутри лифта Глеб. Лиза делает вид, что не собирается ехать.
Глеб. Вы едете?
Лиза. Вниз?
Глеб. Да.
Лиза. Мне наверх.
Глеб. Я - не маньяк.
Лиза. С чего вы взяли?
Глеб. Знаком с собой. С детства.
Лиза. Нет, я.... С чего вы взяли, что я решила, что вы - маньяк?
Глеб. А что мне оставалось думать?
Лиза. Я что, не могу ехать наверх?
Глеб. Выше - последний этаж. Зачем вам?
Лиза. Вы - прокурор?
Глеб. Близко.
Лиза. Участковый?
Глеб. Это принципиально?
Лиза. Я никогда вас здесь раньше не видела.
Глеб. Плохо смотрели?
Лиза. Вы уедете, наконец?
Глеб. А давайте вместе поедем наверх. Это ближе.
Лиза. Ладно, оставьте. Едем вниз.
Она садится в лифт. Слышен звук едущего лифта.
Глеб. Вот видите. Мы почти приехали, а я вас еще ни разу не укусил.
Лиза. Еще не вечер.
Глеб. Можно начинать кусать?
Лиза ничего не отвечает. Лифт останавливается. Слышен звук открывающейся двери.
Глеб. Ну вот, не успел.
Лиза. В следующий раз.
Она выходит, начинает искать в сумке телефон. Он выходит. Видит, что она не идет.
Глеб. Следующего маньяка подождете?
Лиза. Может, он будет полюбезнее?
Глеб. Познакомимся?
Лиза. Спасибо, я уже пообедала.
Глеб. У вас острый язык.
Лиза. Это никак не отражается на моем финансовом положении.
Глеб. Бывает.
Лиза. Часто.
Глеб. То есть, разговора не получится?
Лиза. Никак.
Глеб. Жаль. Удачи!
Лиза (вслед ему). И вам не хворать!
Глеб уходит.
Лиза. Черт! Из-за этого маньяка я не выполнила ритуал: перед важным делом постоять у Его квартиры, чтобы все прошло гладко. Редко срабатывает, но все равно.... Есть повод постоять у Его квартиры. Поехать, что ли, назад?.. Нет, времени нет. Опоздаю.
Лиза решительно выходит.
Сцена 2.Спустя несколько дней.Перед подъездом. На скамейкево дворесидят две пожилые женщины: маленькая, полная, Егоровна и высокая, худая, переодетый Глеб, его лицо накрашено ужасно, как красят лицо некоторые неадекватные женщины, похоже на театральный грим. Набелено до безобразия.
Егоровна. Вот ты, Гавриловна, совсем недавно сюда переехала и не знаешь, что говоришь! Тут же не люди живут.
Глеб. Обезьяны, чо ли?
Егоровна. Да обезьяны им фору дадут! Я тебе такое порасскажу!
Танец ссор и примирений соседей. Глеб и Егоровна смотрят на них в полном офонарении.
Глеб. Так времени много. Рассказывай. Чо делать-то еще?
Егоровна. Как чо? Что ты чокаешь вообще, Гавриловна? И я туда же. Мы с тобой - две интеллигентные женщины с высшим образованием. Да, на пенсии, но мы еще свое слово скажем! Когда у них все полетит в тартарары, (Указывает на танцевальный коллектив. Коллектив удивляется, нопродолжает танцевать.) а это скоро, они еще к нам прибегут. За советом. Вот увидишь. А ты - "что еще делать-то". Мир спасать! Вот что делать.
Глеб. Нам!? Спасать мир?!
Егоровна. Только на нас одна надежда.
Глеб. Но.... Как на нас? У меня, вот,... давление.
Егоровна. А у меня, что ли, нет?! У меня ночью сто восемьдесят было. Думала: звать скорую или не звать? Так ведь приедет-то кто? Юнец какой-нибудь. ЕГЭ сдал, думает, что что-то может. Укол вколет, и все. А поговорить? Спросить: "что", "отчего", проанализировать историю болезни, как поступают думающие врачи, это у них не принято.
Глеб. Вызовов, может, много? Некогда.
Егоровна. Это не повод! Для них сто восемьдесят - ерунда. Им двести двадцать подавай! А для меня, может, смерть.
Появляется Лиза. Она идет к подъезду.
Егоровна. О-о! Идет, идет! Проститутка!
Глеб (удивленно). Что, правда, проститутка?
Егоровна. Да не, библиотекарша.
Глеб. Что тогда говоришь "проститутка"?
Егоровна. Что там, в библиотеке, деньги, что ли, платят? А ведь на что-то живет. И неплохо так живет, как я погляжу. Получше нас с тобой. Понимаешь, о чем я?
Глеб. Наше ли дело?
Егоровна. Мир спасаем. Забыла?
Глеб. А. Ну да.
Егоровна. Балда.
Глеб. Кто?
Егоровна. Не я же!
Глеб думает: обидеться или нет. Но обижаться ему не выгодно. Лиза стоит у подъезда, ищет в сумке ключ от домофона. С другого края сцены появляется Яна.
Глеб. А вон, еще одна проститутка!
Егоровна. Не, это хорошая девочка. Все время подойдет, обнимет, чего-нибудь подарит. К Гришке с верхнего этажа ходит.
Глеб. Что за Гришка?
При последних словах Егоровны Лиза начинает прислушиваться к разговору и не торопится открывать дверь. Яна подходит к Егоровне, обнимает ее, дарит ей шоколадку.
Яна. Мой-то дома?
Егоровна. Спасибо, девонька! Где ж ему быть-то еще? Вообще из дома носа не кажет. Даже еду по интернету заказывает. Чмошник.
Яна. Э-э, потише, Егоровна. Он же мой любимый. Забыла?
Егоровна. И что ты в нем нашла? Такая девка! Звать-то тебя как? Опять склероз напал.
Яна. Янина. Запомни уже. Я. Последняя буква в алфавите.
Егоровна. Имя красивое, но не наше.
Яна смеется. Лиза удивленно поворачивается, присматривается к Яне.
Лиза. Яна?!
Яна. Лиза? (Егоровне.) Однокурсница моя. Вот ничего себе. Пока-пока, Егорушка.
Егоровна. "Егорушка". Вот лиса!
Глеб. А что мы, правда, все по отчеству, да по отчеству?
Егоровна. По отчеству уважительно. И что-то одно запомнить можно. А если еще и имя запоминать, памяти у некоторых не хватит.
Глеб. Логично.
Егоровна (передразнивает Глеба). Логично. Слов нахваталась! Тише теперь, а то далеко, не услышим ничего.
Яна подходит к Лизе. Глеб и Егоровна пытаются подслушать их разговор.
Яна. Привет! Ты чего здесь?
Лиза. Живу.
Яна. Снимаешь?
Лиза. Нет, дом родной. А ты что?
Яна. Парень мой тут живет, Ростик. На девятом этаже.
Лиза (упавшим голосом). Слава?
Яна. Патриархально как-то, "Слава". Я его Ростиком зову. Знаешь его?
Лиза. Немного. Дрались в детстве.
Яна (смеется). Представляю. Он мне про тебя не рассказывал.
Лиза. Давно было. Теперь не общаемся.
Яна. Заходи к нам как-нибудь. Пообщаетесь.
Лиза. "К нам"? Ты к нему уже переехала?
Яна. Пока нет. Но подумываю. Он все зовет, зовет. Зайдешь?
Лиза. Извини, времени нет.
Яна. Чем занята?
Лиза. Работаю. И пишу.
Яна. Ты еще в универе что-то писала. Результаты есть?
Лиза. Пока нет. Хвалят, но не печатают. Говорят: имени нет, тираж не разойдется. А где его взять, имя, если не печатают? Замкнутый круг какой-то. За деньги вот все время предлагают.
Эвелина (просыпается при слове "деньги, выкрикивает названия серий, как зазывала на рынке). (г) Автор! Приглашаем тебя в серии "Румбы фантастики", "Детективное танго", "Сказочный краковяк", (Сексуально.) "Интимное яблочко"! Бесплатные презентации! Распространение через ведущие магазины страны! (б) Что вот тебе надо-то еще?! Заплати и наслаждайся славой!
Лиза (скорее Эвелине). Да где их взять-то, эти деньги?
Яна. Деньги? Тоже мне проблема! Заработай.
Лиза. Если много работать, писать некогда.
Яна. Ну... Займись эскортом. Или папика найди. Быстро заработаешь на большой тираж. И на рекламу. Без рекламы теперь никуда. А с рекламой все, ты - писатель.
Эвелина. Реклама и продвижение средствами маркетплейсов гарантирует успех вашему творчеству!
Лиза (скорее Эвелине). Не хочу даже слушать!
Яна. Да ладно, ладно, шучу. Не хочешь, не надо.
Эвелина. (б) Не хочешь, сиди в нищете и неизвестности! (г) Автор, выбери верный путь!
Лиза. Тупик!
Яна. Чего ты так напрягаешься?
Лиза. Да потому что сама об этом думала, и о папиках, и о..., не важно. Когда начинаешь отчаиваться, лежишь, не можешь заснуть, и всякая дрянь в голову лезет. А ты чем занимаешься?
Яна. Да так, то да се. Помощником депутата работаю.
Лиза. Ты!?
Яна. А что?
Лиза. Я думала, ты в бизнес подашься. Хваткая девушка была.
Яна. Я свое не упущу, не волнуйся. Мимо денег не пройду. А, вот еще! На Дзене можешь писать. Сам написал, сам издался. Самиздат.
Лиза. На Дзене?! Ткнешь иногда случайно, прочитаешь и думаешь, какой дурак это пишет? И какие дураки это читают? Это же "фи" какое-то!
Яна. Не то читаешь. На Дзене много всего. Разнообразие. И деньги на твое "фи" не реагируют, а текут рекой.
Лиза. Да там же и платят вроде немного.
Яна. Смотря сколько подписчиков. Изучи рынок. Пойми, что нужно толпе. Пиши то, что многие просматривают.
Лиза. Это же все! Попрощаться с большой литературой.
Яна. Девушка! Это и есть теперь большая литература! С большой буквы Б!
Лиза. Как это я не догадалась?!
Яна. Только вот не надо мне этот твой снобизм! Да, именно это теперь и есть большая литература, потому что у нее большая аудитория. Понимаешь?
Танец читающих Дзен с выражением эмоций, закатыванием глаз и заламыванием рук.
Яна. Гибче надо быть, девушка, гибче. Вот о чем ты пишешь?
Лиза. Тебе не интересно.
Яна. А вдруг?
Лиза. О внутренних переживаниях, поисках человеком своего места в мире, о неслучайных связях между случайными событиями.... (Уже с самоиронией.) Словом, пытаюсь передать красоту неосязаемых эмоций.
Яна. Ясно. Бла-бла-бла.
Лиза. Ну вот....
Яна. Да не, я не к тому. Давай встретимся как-нибудь, пофилософствуем на тему. Но о Дзене подумай, если не хочешь с папиками. Руку набьешь, деньги заработаешь. Могу помочь, направить в нужное русло. Бабла заработаешь, издашь свою "большую литературу". Одни плюсы.
Лиза. Подумаю.
Яна. И заходи обязательно как-нибудь к нам. Сейчас зайдешь?
Лиза. Сейчас? (В панике осматривает себя.) Нет. Сейчас не могу.
Яна. Ладно. Но на этой неделе зайдешь обязательно! Гришка такой милый. Драться с тобой точно теперь не будет.
Лиза (смеется). Надеюсь.
Яна и Лиза заходят в подъезд.
Егоровна. О-о! Вместе в подъезд зашли. Подружки! Потом волосы друг у друга драть начнут.
Глеб. Зачем это?
Егоровна. Потому что объект один. Одна с детства по нему сохнет. А тут эта. Раз, и захапала. Всегда так бывает.... По опыту знаю.
Глеб. А что за объект-то? Хоть стоящий?
Егоровна. Сама, что ль, хочешь? Третьей?
Глеб (смеется). А чо, я плоха чо ль?
Егоровна. Опять чокаешь?! Объект, с моей точки зрения, никудышный. Нет, внешне-то ничего так. А вот чего он там, в доме, сидит и не выходит?
Глеб. Работает, наверное, как это? онлайн?
Егоровна. Не в этом дело. Онлайн, хренлайн. Главное, он не хочет к нам выходить, презирает нас. Вот и заперся.
Глеб. Почему так думаешь?
Егоровна. И мать такая же была. "Я - умная, мой сын умный".
Глеб. Умерла?
Егоровна. Кто?
Глеб. Мать.
Егоровна. Тьфу ты! Съехала. Загранку съехала. Туда ей и дорога. А сыночек вот теперь и вовсе к людям редко выходит.
Глеб. Вообще ни с кем не общается?
Егоровна. С этой вон общается, подружкой моей. И где они могли познакомиться?
Глеб. И больше ни с кем?
Егоровна (переходит на шепот) Приходят к нему иногда. О-очень подозрительные люди.
Глеб. Подозрительные? Хиппи, что ли, какие?
Егоровна. Ты что!? Что в хиппи-то подозрительного? Они уже классика и вымерли еще до нас.
Глеб. Да?
Егоровна. Да. К нему ходят люди в черном.
Танец людей в черном.
Глеб. Гробовщики, что ли?
Егоровна. Недоразвитая, что ли?
Глеб. Что обзываешься? Уйду вот, сиди одна.
Егоровна. Ну вот, еще одна обидчивая! Никому уж ничего и сказать нельзя!
Глеб. Приятно, что ли?
Егоровна. Приятно, не приятно. Но когда в точку, человек раз, и одумается. Цени, что я замечания делаю.
Глеб. А если я тебе?
Егоровна. Давай, попробуй! Посмотрю я тогда на тебя! А ты вот сама на себя посмотри.
Глеб. А чо я?
Егоровна. Не чокай, говорю же. Что ты морду-то так сильно белилами размалевываешь?
Глеб. Недостатки скрываю.
Егоровна. Недостатки теперь ботаксом, пилингом скрывают. А ты, прям как допотопная, как три века назад. Сидишь тут с тобой, и даже стыдно.
Глеб. Ах, так вот!? Уйду. Пусть тебе не стыдно будет.
Егоровна. Куда ты уйдешь!? Что дома-то делать? Одна вон обиделась, ушла, и дома со скуки померла.
Глеб. Что, реально померла?
Егоровна. А кто ее знает. Не видела ее уж месяца три. Может, и того..... Вернемся к Гришке. Ты фильм "Люди в черном" смотрела?
Глеб. Думаешь, он - инопланетянин!?
Егоровна. Какой инопланетянин?! Я его с детства знаю. (Шепчет.) На правительство работает. По засекреченному проекту.
Глеб. Что ж это за засекреченный проект такой, если любая бабка-пенсионерка на лавочке его рассекретить может?
Егоровна. Я тебе что, любая?! Я - умная. И не бабка-пенсионерка, а освобожденная от труда женщина, в полном расцвете ума. И говорю-то только тебе, и то по большому секрету. Я за ним слежу.
Глеб. Зачем?
Егоровна. На всякий случай. Мало ли что. А потом дом взорвут.
Глеб. Ты что?!
Егоровна. А что ты думаешь, дома просто так взрываются? От бытового газа? Ха!
Глеб. А от чего?
Егоровна. У всех по-разному. Но общее у них одно: большая политика. И большие тайны!
Глеб. Ничего себе!
Егоровна. Слушай меня, и все будешь знать!
Глеб. И часто к нему эти люди в черном ходят?
Егоровна. Редко. Давно не было. Наверное, скоро появятся. После них дом трясется.
Глеб. Как это?
Егоровна. Заходишь в дом, а пол так и уплывает из-под ног.
Глеб. Может, ... от давления?
Егоровна. Какое от давления?! Тупая, что ли? Я тебе дело говорю, а ты! От них! Точно от них!
Танец людей в черном. Егоровна и Глеб присоединяются.
Сцена 3. Перед подъездом. На скамейкеЕгоровна и Глеб. Из подъезда выходит Лиза. Заметно, что она огорчена. Эвелина так и сверлит ее взглядом.
Эвелина. (г) Автор! Стой! Прислушайся!
Лиза. Отстань уже!
Эвелина. (г) У нас событие, Автор! Свершилось! Мы разработали платформу! Теперь вы сами публикуетесь! А мы платим за вашу активность. Вы получаете баллы за публикацию, за ссылки на нас в соцсетях, за лайки и комментарии ваших друзей. Авторы с максимумом баллов публикуются на главной странице "Ящика книг"! А главная страница - это миллионы читателей, а, значит, слава и деньги!
Лиза. То есть, мы сами пишем, сами публикуемся, сами раскручиваемся. А вы-то за что деньги получаете?
Эвелина. (б) За идею, деточка, за идею. Придумаешь идею, как втюхать людям то, что им вообще не надо, будешь сама других на бабки раскручивать.
Лиза. Изыйди!
Эвелина. (г) Никогда! Я не брошу тебя! Спасу тебя от одиночества! Если ты - автор-лузер, то рано или поздно ты придешь к нам. Мы проглотим тебя и высосем все твои денюжки. Ждем тебя, автор, на нашем поле чудес! Зарой последние пятаки в нашу землю, и вырасти виртуальное денежное дерево! Ты этого достоин!
Лиза. Отстань, пиявка!
Егоровна. Ты с кем это так грубо разговариваешь, Лизон?
Лиза. Я что, вслух разговаривала?
Егоровна. Еще как.
Лиза от расстройства садится на скамейку рядом с Егоровной и Глебом.
Лиза. Вот. Дожила.
Егоровна. Что ты расселась-то?
Лиза. А что?
Егоровна. Это наша скамейка.
Лиза. Приватизирована?
Егоровна. У нас тут тайный разговор!
Лиза. Я тайны люблю.
Егоровна. А мы вот тебя не любим.
Глеб. Может, пусть посидит? Видишь, человек расстроен.
Егоровна. Ага, а потом о нас в пасквиле своем пропишет. Она с детства что-то там пишет, пишет. А что пишет? Про меня, например? Посмотреть бы. Эти писссатели! Им лишь бы грязь на человека налить.
Лиза. Да успокойтесь! Ничего я про вас не пишу. (Вздохнув.) И не писатель я вовсе, как оказалось.
Егоровна. Чего это вдруг?
Лиза. Никому не нужны мои личные переживания. Так мне и сказали. "Ваш текст не несет должного социального обобщения". Убиться ап стену, что ли?
Егоровна. Э-э! Удумала. А потом мы виноваты будем. Свидетелями в милицию затаскают. Иди, иди куда подальше! Где-нибудь за углом об стену.