Вера Павловна Русичкина, средненький учитель на весь русский язык и литературу
Увертюра.
Прокурор. Господа присяжные заседатели, Иван Кузяев, рабочий красно-каркасного завода, гуляя с Еленой Прекрасных в ночь с 24 на 25 октября сего года по улице "Ведущая к храму", напал на известнейшего общественного деятеля, депутата государственной думы, господина Хохланкинса.
Кузяев (встает возмущенно). Я!? На Хохланкинса?! Да когда такое было?!
Прокурор (не обращая внимания). Отнял барсетку с 3 миллионами долларов и нанес раны, совместимые с жизнью. В связи с вышеперечисленным он обвиняется в грабеже с попыткой убийства, а также в попытке государственного переворота.
Кузяев (садится). Господи Иисусе.
Прокурор. Елена Прекрасных, гуляя с Иваном Кузяевым в ночь с 24 на 25 октября сего года, нанесла депутату три удара сумочкой в темя и оскорбила неприкосновенную государственную фигуру словами, не соответствующими общественно значимой персоне. В деле Кузяева она является сообщницей.
Прекрасных (голосит). О-о-ой! Говорила мне мама, не езди в город, не езди в город. Изнасилуют или посадят. Лучше бы уж изнасиловали.
Прокурор. В связи с исключительной важностью дела, относящегося к разряду государственных, прошу досточтимый суд разобраться, не являются ли обвиняемые наемниками, исполнителями чьей-то воли, или они действовали по собственному злому умыслу. В любом случае, прошу назначить Кузяеву и Прекрасных самую суровую меру наказания, вплоть до исключительной меры - лишения жизни.
Кузяев. Мне!?
Прекрасных. А-а-а-а!!!! Изнасилуйте меня кто-нибудь.
Шум присяжных заседателей.
Адвокат. Господа присяжные заседатели, успокойтесь. Выслушайте, как все было на самом-то деле. Кузяев, проясните ситуацию. Что вы делали на улице "Ведущая к храму" в ночь с 24 на 25 октября? За что вы били Хохланкинса?
Кузяев. Не бил я Хохланкинса! Это же чистая подстава!
Адвокат. А что вы делали?
Кузяев. Гуляли мы с Ленкой... Пива немного, немного водки. Идем, наслаждаемся. И тут-то навстречу он. Все настроение, зараза, испортил.
Адвокат. Кто?
Кузяев. Мужик, похожий на Хохланкинса.
Адвокат. И что он вам сделал?
Кузяев. Ничего. Просто как увижу рыжих, котов ли, людей ли, вскипает во мне... Все отнял, все! Нет жизни в матушке-России! Нет русскому человеку свободы и правды! Убил бы, скотину! Как увижу рыжих, сразу в морду, в морду, котам ли, людям.
Прокурор. Значит, вы не отрицаете, что били Хохланкинса с целью убийства?
Кузяев. Не бил я Хохланкинса!
Прокурор. Кого же вы били?
Кузяев. Мужика, похожего на Хохланкинса. Что непонятного?
Прокурор. За что вы его били?
Кузяев. За то, что похож на Хохланкинса. Буржуя поганого. Всю Россию обокрал. Сволочь!
Прекрасных. Всю землю скупил, где коровам гулять?
Адвокат. Значит, вы думали, что бьете НЕ Хохланкинса? Просто мелкая драка, хулиганство, так?
Кузяев (сомневаясь). Ну да...
Прекрасных. Почему хулиганство? Рассердились просто. Увидели - морда рыжая, на Хохланкинса похож. Всю Россию обокрал! Вот вы бы что на нашем месте сделали!?
Прокурор. Успокойтесь, Прекрасных. А если бы вы встретили самого Хохланкинса, Кузяев, вы бы его убили вообще?
Кузяев. Не, не убил бы.
Прокурор. Но вы же сказали: "убил бы скотину".
Кузяев. А что?! Что я такого сказал-то? Все так говорят. Все так думают. Спросите хоть кого. Убили б скотину. Все отнял, все, всю Россию обокрал.
Прокурор. Значит, если б вы встретили Хохланкинса, вы бы его убили вообще?
Кузяев. Не.
Прокурор. Почему?
Кузяев. Я бы не встретил.
Прокурор. Почему?
Кузяев. Он на луне живет.
Прокурор. В смысле?
Кузяев. А вы что, не знаете? Все это знают. Они все давно на луне. Блиндаж у них там. В кратере. Разрабатывают план уничтожения земли. Когда землю домучают, навсегда там поселятся. У них там все схвачено. Ванны из золота, полы самоездящие, потолки картинами обвешаны, из музеев поперли, народ годами собирал...
Прокурор. Хорошо, хорошо, без подробностей! А если б Хохланкинс спустился-таки на землю, хм, с Луны, и вы б его встретили, вы б его убили вообще?
Кузяев. Не.
Прокурор. Почему?
Кузяев. Не посмел бы.
Прокурор. Почему?
Кузяев. Я власть уважаю.
Прокурор. За что?
Кузяев. За все. Власть - она, это... власть. Она думает о нас.
Прекрасных (голосит). Мы ж за него, за Хохланкинса, всей деревней голосовали. Так разве я стала бы сумочкой?!
Прокурор(ёрничает). Он же все земли скупил. Коровам негде гулять.
Прекрасных. Дык он обещал молоко из Швейцарии возить. Плохо, что ли? Там красиво, горы, воздух чистый, молоко хорошее.
Прокурор. Привез?
Прекрасных. Что?
Прокурор. Молоко.
Прекрасных. Вы что?! Кто ж нам, простым крестьянам, из Швейцарии молоко привезет?
Прокурор. Значит, он вас обманул?
Прекрасных. Конечно. Когда ж то бы власть, да не обманывала? Поубивала бы гадов!
Прокурор. Значит, если б вы встретили Хохланкинса, вы бы его убили вообще?
Прекрасных. Не, не посмела бы. Я власть уважаю. Бить Хохланкинса?! Я б его, если б увидела, обомлела бы сразу, такой мужчина, красивый, богатый. Не то, что сумочкой.
Прокурор (в сторону). Твою... (Прекрасных.) Так зачем же прохожего-то надо было бить?
Кузяев и Прекрасных (хором). Дык обидно ж. Идет такой, совсем как Хохланкинс, морда рыжая, хитрая, всю Россию обокрал!
Прокурор (в сторону). Нет! Не могу больше! Это выше человеческих сил! (Кузяеву и Прекрасных.) А где барсетка с тремя миллионами?
Кузяев. Барсетка?
Прекрасных. Собака что ли? Пробегала мимо, мы ее не трогали.
Прокурор. Небольшая мужская сумочка с тремя миллионами долларов!
Прекрасных. А! Дык этой, как ей, барсеткой, я и била прохожего. Она порвалась и упала. Подбирать я не стала.
Кузяев (гордо). Нам чужого имущества не надо. Мы не Хохланкинсы!
Адвокат. По-моему все ясно, господа присяжные заседатели. Мои подзащитные виновны лишь в мелком хулиганстве. Пятнадцать суток, думаю, будет вполне достаточно.
Прокурор. Протестую. Господа присяжные заседатели. Надеюсь, вы понимаете всю серьезность возложенного на вас решения. На нас смотрит свободный демократический мир, все прогрессивное человечество. Дадим волю сейчас, 25 октября повторится снова и снова. Моральное и физическое оскорбление известного представителя государственной власти! Неуважение к частной собственности. Зависть и вызванная ею агрессия. Этот поступок - лишь верхушка мощного айсберга протестного антиправительственного движения маргинальных элементов, движения против только-только установившегося гражданского мира в нашей выбравшей свободу стране. Отнеситесь к вынесению приговора крайне ответственно. Вспомните, с чего начинались революционные выступления конца 19 века, и чем все закончилось. Процесс должен показать всем, чем грозит нарушение закона. Я требую высшей меры наказания.
Голос. Присяжные заседатели удаляются на обсуждение.
Удар молотка.
СЦЕНА 1.
Присяжные расходятся по своим делам. На сцене понуро сидят рабочий и колхозница, на авансцене прогуливаются Пудрянская и Стрекозлов.
Пудрянская. Владимир, вы тот, кто мне нужен! Да, именно вы! Мы прославимся вместе. Наши имена войдут в золотой фонд театра, как Райх-Мейерхольд, Коонен-Таиров, Ванцетти и Сакко. Напишите мне пьесу о сумочке. Эта деталь. О, какая деталь! Я сыграю. О, как я сыграю! Но условие! Со счастливым концом.
Стрекозлов. Я пишу о пятнах, что приходят ночью, и шумят в потоках несбывшихся снов, дополняя смыслы дневного существования. Это тонкая нить Ариадны, что ведет нас к истокам, что оглушает прозрачностью и чистотой ответов... Там не может быть сумочки, как таковой.
Пудрянская (не слушая, продолжая свою мысль). Напишите мне пьесу, где она взяла эти 3 миллиона и послала всех нах. Нах, нах! Вот это будет пощечина! Ха!
Стрекозлов. То есть... о смыслах говорить бесполезно?
Пудрянская. О чем?
Стрекозлов. О смыслах, что приходят ночью.
Пудрянская. Когда я говорю о деньгах, есть только один смысл - деньги. Грузите фигней читателей. Слишком узок круг тех, кто желает думать о смыслах. А вот о 3 миллионах - другое дело.
Стрекозлов. Вам нужен не я, а сочинительница примитивно-дамских любовно-детективных историй.
Пудрянская. А вы напишите о 3 миллионах, как о смысле, что приходит ночью. Слабо? Ведь ничего, кроме желания 3 миллионов, на самом деле нет. Это и есть прозрачность и глубина ответов, и тонкая нить Ариадны. (Стрекозлов усмехается в сторону, чтобы она не видела.) Будьте хоть раз честны, Владимир, и к вам потянутся люди.
Стрекозлов. Мне люди не нужны.
Пудрянская. Нужны! Еще как! Но вы не знаете, как их заполучить. Поэтому гордо заявляете об их ненужности.
Стрекозлов (жмет ей руку). Я думал, вы - дура.
Пудрянская (вырывает руку). Я думала, вы - умный.
Стрекозлов. Поговорили. (Хочет уйти.)
Пудрянская. Владимир Стрекозлов, вы - писатель! Вернитесь! К истокам. Смотрите, все примерно вот так.
Далее идет что-то типа сна-пантомимы. Прекрасных и Кузяев гуляют, как персонажи русских народных сказок-фильмов, слащаво и размеренно, целуются добродетельно.
Кузяев. Аленушка!
Прекрасных. Иванушка! Милый мой, ненаглядный.
Кузяев. Любимая, я твой навек.
Дует ветер, издавая жуткие звуки. Откуда ни возьмись, появляется Хохланкинс в костюме Кошея Бессмертного. Изображает озабоченного сладострастного старика. Он хватает Прекрасных и садит во дворец за решетку. Кузяев в страшном горе, берет пивную кружку, пьет, но вдруг ощущает странный прилив сил, смотрит на кружку, говорит, как человек из рекламного ролика, громко, по-пионерски, глядя в зал: "Живая вода! Пиво отцов и дедов!" Добрым молодцем взлетает на лихого коня, выезжает в чисто поле, убивает Кащея, подъезжает к дворцу, хватает Прекрасных и сажает на коня. Тут-то Прекрасных начинает бить его сумочкой. Говорят они уже своим голосом.
Кузяев. За что?!
Прекрасных. Забрать меня из дворца в свою хрущевскую проходную двушку с твоей сварливой занудной мамой?!
Кузяев. Ты же об этом мечтала!
Прекрасных. Я ж не знала, что можно мечтать о другом. Мама сказала - хватайся в городе за первого встречного. Если б хоть намекнула, что можно подождать и второго...
Кузяев. Ахха. (В зал.) Тут я гордо бросаю ее, называю продажной женщиной и скачу на коне искать честную, чистую девушку, что полюбит меня и мою хрущевскую проходную двушку с моей сварливой занудной мамой безвозмездно.
Прекрасных. Ищи дуру.
Кузяев. Что?
Прекрасных. Ничего. Пожалуйста, брось меня. Просто брось. Без разговоров.
Кузяев. Куда ты пойдешь?
Прекрасных. Назад, за решетку.
Кузяев. Хохланкинс мертв. (Показывает на лежащего Хохланкинса.)
Прекрасных. Не может быть. Это мертв человек, похожий на Хохланкинса. Хохланкинс бессмертен.
Хохланкинс (загробным голосом). Елена, отдай барсетку с 3 миллионами долларов!
Прекрасных (Кузяеву). Барсетка? Что это?
Хохланкинс. Сумочка, что у тебя в руках.
Прекрасных. Гони, Кузяев!
Кузяев. Куда?
Прекрасных. Вперед. На поиски смыслов.
Хохланкинс. Стоять!
Прекрасных и Кузяев становятся в позу рабочей и колхозницы.
Прекрасных И Кузяев. Экспроприация экспроприаторов. (Поют.) Мы наш, мы новый мир построим. Кто был ничем, тот станет всем.
Хохланкинс. Бонни и Клайд!
Прекрасных. От Хохланкинсов слышим.
Хохланкинс (изображая Кащея). Стражжжжа!!!!!
Душкин. Чего изволите?
Хохланкинс. Забрать барсетку и расстрелять!
Душкин. Может, лучше расстрелять и забрать барсетку?!
Хохланкинс. Паша, как лучше?
Глебовский (чистя ногти появляется из-за кулис). Не стоит, Даня. Мараться из-за 3 миллионов. Не та политическая ситуация. Отпусти, сами отдадут. Отец Феодор!
Глебовский щелкает пальцами и указывает на Прекрасных и Кузяева. Отец Федор, говоря по мобильному, выходит из-за кулис, кланяется Глебовскому, типа, чего изволите, кладет телефон в карман, приобретает елейный вид, начинает проповедь. Глебовский и Хохланкинс удаляются.
Отец Федор. Не укради. Наша проповедь нынче о кражах. Разве стоит какая-то мелочь, какой-то лишний жирный кусок низкого тленного мира вечного заоблачного царства души. Пусть ты голоден, бос, твоим детям нечем укрыться от холода. Вспомни, как страдал отец наш небесный. Как пошел он на крест ради нас. Чтоб и у нас был шанс попасть в царство небесное. Какие муки, вися на кресте, испытал спаситель, а мы?! Недостойные. Нам нужно не вечное царство. Нам подай 3 миллиона. Подай нам сейчас. Подай. Подай нам. Отдай, в конце концов. (В смысле: "Отдай, блин, барсетку".) И плевать на блаженство души. Плевать на Спасителя, что висел на кресте ради нас. Спасителя, что отдал за нас свое тело. (Прекрасных плачет, уже несет барсетку Федору. Звонит мобильный.) Грузила, ты что? Ох...ел?! Не отдает деньги? Говорит, подождать? Никаких подождать! Убить немедленно. Во устрашение других. (Из трубки звучит выстрел. Смотрит на телефон, убирает, вздыхает.) Еще один был скуп и не жаждал попасть в царствие небесное. На чем я? Ах, кражи. Смиритесь, терпите. Не завидуйте имущим, ибо верблюд скорее влезет в ухо и вылезет через другое, чем они после смерти в рай. Не обращайте внимания на здешние блага, тогда получите блага небесные. Зачем вам деньги? Ведь птички небесные не сеют, не пашут, живут без денег, и что? Чирикают. Смиритесь, говорю вам, как учил нас святой Михаил, святой Гавриил, святой (Думает совсем о другом, нервничает, не выдерживает, берет телефон, в трубку.) Грузила, а деньги-то ищите?... Как это - вдруг нету? Я сейчас сам подъеду. (Пастве.) Простите, срочное дело.
Кузяев и Прекрасных стоят, как на перекрестке дорог, Елена все еще тянет барсетку сбежавшему Федору. Появляется Благуру с зажженной свечкой для благовоний. Он пытается взять барсетку, но Елена выходит из транса и прячет сумочку за спиной. В углу появляется Степан Разов с самодельной бомбой. Он все время ходит и присматривается, куда бы ее заложить.
Благуру. Путник-друг. Пойдем вместе. Ночь близка, звери кругом, и огонь костра может потухнуть. Но если мы согласимся разделить дозор ночи, мы сохраним силы. Завтра путь наш долог, и мы можем истомиться. Пойдем вместе. У нас будут праздник и радость. Спою тебе песню твоей матери, отца, сестры и брата. Ты же скажешь мне предание о героях и подвигах; будет общим наш Путь. Наше вечное братство...
Кузяев. Иди себе, чудик.
Прекрасных. Проваливай. Путь твой мимо.
Кузяев. Христос - наш бог православный.
Прекрасных. Остальные Христы поддельные. Ясно?
Кузяев. Видали мы путников-другов!
Прекрасных. На хрен нам твое братство?! Делить на всех наши 3 миллиона?!
Встают в позу рабочего и колхозницы и наступают на благуру.
Благуру. Да, пожалуй, не мой контингент.
Отец Федор (высовываясь с телефоном у уха из-за кулис). На чужой каравай рот не разевай, да?
Пудрянская (хлопает в ладоши). Стоп, стоп, стоп. Ладно, давайте уж сразу финал.
Все собираются вместе, возвращаются Хохланкинс и Глебовский, встают в ряд на авансцену, как в прощальной сцене.
Все (песня-скороговорка).
Наша вера вовек не угаснет.
В царстве вечном мы будем свободны.
Он придет этот миг, окончательно ясно
Нам станет, что мы благородны.
Мы - подобия божьи, мы созданы им,
Значит, будем мы снова и снова
Повторять сотни раз сей божественный гимн
Мы - рабы, отче наш, мы готовы.
Актеры кланяются. Уходят.
Пудрянская (хлопает в ладоши). Что ж. Браво! Тебе не понравилось?
Стрекозлов. Примитив.
Пудрянская. Почему?
Стрекозлов. Ни одной извилистой мысли.
Пудрянская. Фи. Завей хоть одну.
Стрекозлов. Сейчас.
Стрекозлов щелкает пальцами. Актеры послушно встают на свои позиции. Прекрасных и Кузяев гуляют, как персонажи русских народных сказок-фильмов, слащаво и размеренно, целуются добродетельно. В другой части сцены Хохланкинс очень условно делает вид, что трахает Гену Левого. При этом присутствует Глебовский, глядя в компьютер.
Кузяев. Аленушка!
Прекрасных. Иванушка! Милый мой, ненаглядный.
Кузяев. Любимая, я твой навек.
Глебовский (беспристрастно подсказывает Левому заученный наизусть текст). И в искусстве мертвых ...
Гена Правый (попискивая под напором Хохланкинса). И в искусстве мертвых...
Глебовский. Возьмем мы числа.
Гена Правый. Возьмем мы числа.
Глебовский. И создадим фигуры.
Гена Правый. И создадим фигуры.
Глебовский. Достойные смыслов.
Гена Правый. Достойные... Не могу больше!
Глебовский. Терпи казак, атаманом будешь... Как я. Раньше, когда посвящали, все было по-настоящему, а сейчас... подумаешь...
Гена Правый. Данила Гавриилович, ну зачем это все? Ради чего? Ты взгляни лучше, какая девочка гуляет, персик. (Изображая рекламу, выкрикивает.) Свежа, как только что из домика в деревне.
Хохланкинс (смотрит на Глебовского, удивленно-вопросительно). Девочка?
Глебовский. Не удобный политический момент. Три международных суда по делу совращения несовершеннолетних.
Гена Правый (думает, что бы еще такое сказать). Она не так просто гуляет. Она листовки против нас развешивает!
Хохланкинс (смотрит на Глебовского, удивленно). Листовки?
Глебовский. Гена, сколько раз говорить, не современны твои представления о мире. Почаще заходи в сеть. Хоть врать будешь реалистичнее. Преданность - это еще не все. Может, снова на 3 года в Тьмах-Тарарах?
Гена Правый. Неееет! Я жизнь готов отдать за правое движение, не то, что все остальное! (послушно встает в нужную позу.)
Хохланкинс (смотрит на Глебовского, брезгливо). Жизнь отдать? (В смысле - что за чушь?)
Глебовский. Не, не готов. Не готов ты еще стать членом нашей великой Херсонской ложи. Процесс инициации сорван. Походишь еще в кандидатах.
Гена Правый. Неееет!
Стрекозлов (хлопает в ладоши). Все, все, достаточно. Остальное не суть важно. Финальная сцена.
Все выходят на авансцену и хором
Все (примерно такая же скороговорка, как и в предыдущей сцене).
Не понять нам великого слова.
Пролетит оно мимо, как ветер.
Но мы будем обломками радужных сплетен
Пытаться поймать его снова и снова.
Мир велик, мир запутан. И где проводник?
Посвященных так мало, туман так велик!
Актеры кланяются. Уходят.
Стрекозлов. Что ж. Браво. Тебе не понравилось?
Пудрянская. Что тут могло понравиться? Где извилина?
Стрекозлов. Ты не увидела?
Пудрянская. Нет, все гораздо примитивнее, чем у меня.
Стрекозлов. Нужно уметь видеть извилины в примитивном, другие смыслы, понимаешь? Извилина в том, что нет никаких Кузяева с Прекрасных. Их просто нет. Они - ничто. Это - иллюзия. Призрак коммунизма, которого уже никто не боится. Их даже не видят, натурально не видят те, кто перешел грань. Другие, высшие смыслы начинаешь понимать, только непосредственно, вживую соприкоснувшись. Все остальное ненужный хлам. Ты или тут, или там. Понятия морали не существует. Ты практически бог. Эта узкая щель, через которую ты, через которую все, через которую...
Пудрянская. Стрекозлов, не понимаю, ты о заднице ... что ли?
Стрекозлов. У-у. Я и говорю - где извилистость, широта мысли? Не готова ты еще стать членом великой Херсонской ложи.
Пудрянская. Поясни.
Стрекозлов. Эта узкая щель - полное подчинение учителю. Зато потом... билетик. На луну. В бункер.
Пудрянская. Имеешь в виду Кремль? Так я там 100 раз...