Арина, руководитель народной театральной студии, около 60
Вера, около 60, очень даже еще ничего, хорошо упакована
Саша, около 60, бывший военный, большой, крепкий мужчина
Сцена 1. Танцевальный зал дома творчества. Входят Вера и Саша.
Вера. Оу, они в танцзале занимаются.
Саша. Потанцуем?
Вера. Умеешь?
Саша. Я все умею.
Вера. Не сомневалась.
Саша. Нет, правда! Я же на танцы хожу.
Вера. Универсал!
Саша. Стараюсь. Так хочется везде успеть. Кажется, что раньше я не жил, а выполнял команды. И не только по службе. А теперь вот хочу, могу и хожу. Везде.
Вера. А жена что говорит?
Саша. Жена?.. А что муж говорит?
Вера. Мой муж милый.
Саша. А я?
Вера. Ты тоже милый.
Саша. И зачем ты меня сюда привела?
Вера. Ты же ходишь везде. Вот и пришли. В театральных студиях мужчины на вес золота. Ну, ты знаешь. А тут большая сцена. Спектакли нормальные, полноценные, а не убогие концерты, как в долголетии.
Саша. Станем звездами?!
Вера. Станем.
Саша. На танцы пойдешь со мной?
Вера. Везде не успеваю.
Саша. Но я же пришел с тобой!
Вера. И нам этого общения хватит.
Саша. Думаешь?
Вера. Саша, мы знакомы всего месяц.
Саша. Ромэо Джульетту за один день склеил.
Вера. Подростки, что с них взять? А у меня муж, дача в Черногории, сумочка за три тысячи долларов. Это обязывает. Понимаешь?
Саша. То есть, шансов ноль? У меня-то только долги и так себе военная пенсия.
Вера. Зато ты милый.
Саша. Утешительный приз.
Вера. Где же эта режиссерша?
Саша. Сказала: ждать.
Вера. Выпендривается.
Саша. Почему так думаешь?
Вера. Цену набивает.
Саша. Зачем?
Вера. Типа, у меня и без вас всех полно.
Саша. Она же сама нас позвала...
Вера. Саш, не бери в голову. Ты - мужчина. Большой, симпатичный. Никуда она не денется.
Саша. Что-то я не врубаюсь.
Вера. Мужчины на вес золота. Сказала же.
Саша. Как-то не очень радует, что только поэтому.
Вера. Ты пьесу читал?
Саша. Честно?
Вера. Честно.
Саша. Не. Думал, и так же будем ее читать. Разберусь.
Вера. Если не читал, почему сразу согласился?
Саша. Я ж безотказный. Тем более, тебе.
Вера. И тебе даже не интересно, про что она?
Саша. Интересно. Про что она?
Вера. Про любовь.
Саша. Видишь. Как я мог отказаться?
Вера. Но, на самом деле, из слов пьесы вообще не ясно, с чего бы вдруг у них в результате любовь. Не очень я поняла.
Саша. Может, "просто встретились два одиночества"?
Вера. Или так....
Саша. Если пьеса не очень нравится, зачем же ты решила ее играть?
Вера. Да устала уже искать. Нормальных пьес на двоих не так много.
Саша. О! Ты искала на двоих? Запомню.
Вера. Если параметров больше двух, то трудно организовать.
Саша. Ах, только поэтому? Ясно.
Вера. Вообще-то, искать смыслы в пьесе - не наше дело. Режиссерша есть, пусть ищет.
Саша. А вдруг не найдет?
Вера. Да, в общем-то, чего искать? Обычная комедия. Все притянуто за уши. Но в комедии это вполне съедается зрителем.
Саша. Значит, комедия? Мне уже нравится. Расскажи кратко, чтоб я был в курсе.
Вера. Кратко? Мужик приходит к психотерапевту и говорит: меня мучают ужасные сны. Тетка начинает их объяснять. Но как-то глупо, нелепо. Может, психотерапевты все такие? Может, психотерапия - вообще одно большое надувательство? Не ходила, не знаю. Правда, потом оказывается, что она сама - в неадеквате. И, в результате, они находят друг друга.
Саша. Ясно. Будем играть любовь двух неадекватов.
Вера. Как я уже сказала, из слов там вообще не поймешь, чего вдруг они прониклись друг к другу. Но таки - бац, решили все бросить и поехать отдыхать.
Саша. Любой бы поехал, если есть на что и есть с кем. А мы поедем?
Вера. В смысле?
Саша. Да так, ляпнул просто.
Вера. Мы с мужем много ездим. А вы с женой?
Саша. Да она как зашла в мою квартиру, так ее оттуда теперь ничем не выманишь.
Вера. Не поняла?
Саша. Не бери в голову.
Вера. Вы давно женаты?
Саша. Официально не женаты. Три года назад познакомились.
Вера. И?
Саша. Я часто знакомлюсь с женщинами. Я же мужчина. Но так, чтоб сразу прийти с вещами и заселиться, такого чуда я еще не встречал.
Вера. Зачем же ты ей разрешил?
Саша. Она и не спрашивала.
Вера. Как это?
Саша. Пришла и говорит: меня здесь все устраивает.
Вера. А ты?
Саша. Ну, мне как-то неудобно было сказать "нет".
Вера. А жить с ней удобно?
Саша. Как сказать... пятьдесят на пятьдесят.
Вера. На какие пятьдесят удобно?
Саша. Во-первых, никто другой больше не заселится. (Вера смеется.) А то вдруг какая еще хуже .... Еду готовит, цветочки выращивает.
Вера. И что тебе еще надо?
Саша. Да это вообще не мое! Мне надо веселую, чтоб ходила со мной везде, ездила.
Вера. Так выгони эту!
Саша. Легко сказать. Если б хоть кто-нибудь помог....
Вера. Ты на меня, что ли, намекаешь? Я-то тут при чем? У меня муж, дача в Черногории.
Саша. Сумочка за три тысячи долларов.
Вера. Вот именно. Ты мужчина или где?
Саша. Извини, что-то разболтался.
Вера (подлизывается). По тебе и не скажешь, что у тебя проблемы. Ты всегда такой милый, радостный.
Саша. Как из дома убегу, так сразу все мило и радостно.
Появляется Арина. До этого она стояла и подслушивала, что говорят Саша с Верой.
Арина. Извините, задержалась. Начальству все время что-то надо. То то, то это. Творческим людям сложно выполнить все их невыполнимые требования. Арина Игоревна, но можно просто Арина. Мы здесь все примерно одного возраста и одних творческих устремлений. Так что, да, давайте, Арина.
Вера. Вера. Я вам звонила.
Арина. Я поняла.
Вера. А это Саша.
Арина. Вы и играть за него будете?
Вера. Ой, извините.
Саша. Саша.
Арина. Очень приятно. Очень. Пьесу распечатали?
Вера. Да. Вот и вам экземпляр.
Арина. Спасибо. Что ж. Пьеса, не сказать, чтоб прямо ах.
Вера. Она - победила в каком-то очень-очень крутом конкурсе пьес!
Арина. Вы же понимаете, что это за конкурсы. Островского там даже в лонг лист не включили бы.
Вера. Почему это?
Арина. Как сказать.... У них теперь совершенно другие критерии.
Вера. Да? Я в этом ничего не понимаю.
Арина. И ладно. С пьесой мы определились, с актерами тоже. Будем работать.
Саша. Читать сегодня будем?
Арина. Почему, думаете, читать?
Саша. Обычно читают в начале.
Арина. Я - не совсем обычный режиссер.
Саша. Да?
Арина. У меня своя методика, свой взгляд на мир, на театр, на репетиции. И в результате, мои актеры играют. Вы были на моем последнем спектакле? Я приглашала.
Саша. Я хотел, но у меня в это время были танцы.
Арина. Танцы? Вы еще и танцуете?
Саша. Ага.
Арина. А вы?
Вера. Я была.
Арина. Значит, вы видели, что мои актеры играют. Хотя я нашла их, можно сказать, в подворотне.
Саша. В какой подворотне?
Арина. Я имела в виду, они - не профессиональные актеры, но играют. Посмотрите на другие любительские коллективы, и вы поймете разницу.
Саша. Ладно, посмотрю.
Арина. И славно. Так вот. Я пропускаю этап читки. Он скучен. Сразу этюдами, этюдами.
Вера. Это так здорово!
Саша. Но я не....
Вера. Ничего, он справится.
Саша. Но я не...
Вера. Справится, говорю.
Арина. Как-то вы очень на него давите.
Саша. Она такая.
Арина. Вы же мужчина.
Саша. Да я привык. Моя бывшая жена на меня так давила, что ни вздохнуть, ни... Словом, так вот, да.
Вера. И ты ее убил? В землю закопал, надпись написал?
Саша. Ах, если бы. Она сбежала с гусаром (смеется).
Арина. Интересно.
Саша. Да ничего интересного. Обычная история.
Арина. Не скажите. Я же - не обычный режиссер, и судьба, внутренний мир актеров для меня очень важен.
Саша. Ладно. Я вам все-все про себя буду рассказывать. Я люблю про себя, любимого, говорить.
Арина. Прекрасно. Но позже. Сейчас мы займемся первой сценой.
Саша. Ну вот, опять облом. Только хотел излить душу!
Арина. Надеюсь, вы шутите?
Саша. А вы что, думали, я серьезно?
Арина. Вообще, я эти хиханьки-хаканьки не очень.
Саша. Почему?
Арина. Жизнь настолько трагична, что смеяться как-то даже не в тему.
Саша. Правда? Не думал.
Арина. Давайте обсудим первую сцену. А потом вы ее сыграете своими словами. Главное, найти правильное действие. Что в сцене происходит, почему и каковы будут последствия?
Саша. Так основательно?
Арина. Я все делаю основательно. И обычно довожу дело до конца. Итак, Александр. Что происходит в первой сцене?
Саша. В первой сцене... происходит.... Ну, как бы это вам попроще объяснить... Он приходит к ней лечиться, а она сама больная на всю голову.
Арина. Интересная интерпретация. Оригинальная. Думаю, мы с вами сработаемся. Но! Это что, по-вашему, видно прямо в первой сцене?
Саша. Ну, я общие впечатления рассказываю. Как-то в голове у меня не отделилась первая сцена от остальных. Я еще не привык на это обращать внимание.
Арина. Да, работа предстоит не легкая.
Саша (поет). "Нет, мы легких путей не искали!"
Арина. Вы и поете тоже?
Саша. Подумываю. А что?
Арина. Интересно. Вера, а вы что думаете?
Вера. Да я как-то.... Не привыкла. Обычно режиссер ставит задачу, я и...
Арина. Поняла. Будет тяжело. У Саши хоть свои оригинальные идеи. А у вас...
Вера. Вообще-то это авторские оригинальные идеи.
Арина. Не думаю, что спор с режиссером - это продуктивная линия работы.
Вера. Ладно, попробую. В первой сцене практически ничего не происходит. Он приходит к ней и говорит про сны, которые стали ему сниться после того, как ему дали по...
Саша (радостно). Башке!
Арина. Чему вы радуетесь, Саша?
Саша. Не знаю. Радостно. Жить вообще радостно.
Арина. Жить вообще трагично.
Саша. Я радуюсь, что пришел сюда. С Верой. Увидел вас, такого не совсем обычного режиссера. Радостно.
Арина. Правда?
Саша. Да.
Арина. Хорошо. Продолжайте, Вера.
Вера. Да, собственно, все. Он просит ее дать таблетку от нервов. А она ему - нет. Это ж вы только один раз мне деньги заплатите. А так будем долго и упорно разбираться в ваших снах, и вы каждый раз мне станете платить.
Арина. И в чем же здесь комедия? Вы писали мне, что это комедия.
Вера. Ну, это проходная сцена. Комедия позже начнется, когда выяснится подтверждение фразы: доктор, излечись сам.
Арина. Так вот! Мы не будем играть комедию!
Вера и Саша. Как!?
Арина. Я вообще эти хиханьки-хаханьки не понимаю. Чаплин, например. Что смешного, когда человека непрерывно бьют или он падает? Или что он вообще, в принципе, маленький, недоделанный человечек? Это трагедия!
Вера. Ясно. Как скажете.
Арина. А вы что думаете, Саша?
Саша. Я думаю, вы - режиссер, вам и решать.
Арина. Хорошо. Вот вам стол и два стула. Вера, садитесь. Саша, заходите.
Вера садится. Саша неловко заходит.
Саша. Доктор, я болен, помогите! Мне кажется, что по мне ползают крокодилы! (Сбрасывает с себя невидимых крокодилов.)
Вера. А что вы на меня-то своих крокодилов сбрасываете? (Сбрасывает с себя невидимых крокодилов.)
Саша и Вера смеются.
Арина. Я не поняла.
Саша. Да это анекдот такой. Мужик приходит к врачу и говорит....
Арина. Я знаю этот не смешной анекдот. Я не поняла, почему вы вместо того, чтобы работать, анекдоты иллюстрируете?
Вера. Извините. Саш, заходи снова. (Напускает на себя чересчур серьезный вид.)
Саша. Доктор, я болен, помогите!
Вера. Рассказывайте.
Саша. Как? Прямо так, не прочитав текст?
Вера. Рассказывайте, пациент. Не тратьте мое время. Что случилось?
Саша. Меня стукнули по башке. И теперь мне снятся эти сны.
Вера. Какие сны?
Саша. Да я ж текст-то...
Вера (сквозь зубы подсказывает). Ваши личные сны!
Саша. А. Мне снилось, что я - бабочка, вылетаю из кокона, а вокруг красота!.. Или вот про Мэрилин как-то. Я ищу туалет, никак не найду. А тут Мэрилин. Дай, говорит, я тебя поцелую. Ох!
Саша. Это очень трагично, когда тебе Мэрилин такое предлагает, а ты только и думаешь, где же туалет? О чем это говорит, доктор?
Вера. Если говорить жестко, молодой человек, то это старость. Да, да. Но мы с ней боремся. Ходим везде. Радуемся каждой новой возможности.
Арина. Стоп!
Саша. Что такое?
Арина. Вера, вы сразу же начали его лечить.
Вера. А что, не надо?
Арина. Ваше дело вытянуть из него как можно больше денег.
Вера. Ясно. Исправлюсь. (Саше.) Оч-чень нехорошие сны у вас, мужчина. Их надо оч-чень, оч-чень внимательно разбирать.
Саша. Что, прямо каждый сон?
Вера. А вы как думали?
Саша. И много раз к вам ходить?
Вера. А вы против?
Саша. Не то, чтоб...
Вера. Значит, до следующего раза? Касса там. Вот счет. (Протягивает пустую руку).
Саша (смотрит на воображаемый чек, изумляется очень выразительно). Сколько? Капитализм, блин. Вымогательство! Каждый чих оплачивай!
Арина. Вот! Молодец, Саша!
Саша. Я? (Оглядывается на Веру.)
Арина. Вот главная мысль первых сцен. И вы ее очень хорошо вплели в ткань пьесы. Вы - просто гений!
Саша. Я?
Арина. Да, только делайте это не так наигранно. А так, вы просто в точку. Это трагедия целого народа! Народа с убитой нравственностью. Все стало сводиться к количеству денег. И чувства, которые еще теплятся в каждом человеке, не могут открыть эту денежную крышку и пробиться наружу. Но скоро мы с вами ее откроем. И покажем зрителям, в чем сила.
Саша. Брат?
Арина. Что?
Саша. "В чем сила, брат"?
Арина. При чем тут?
Саша. Извините, не туда свернул. Это от восхищения. У вас все так закручено. Вы такая!... Необычная.
Арина. Спасибо, Саша. На первый раз, наверное, хватит. Сейчас у меня другая репетиция. Я же только хотела взглянуть на вас и определить, сможем ли мы работать.
Саша. Сможем?
Арина. Думаю, да. Все я поняла, про вас, про пьесу. Все у нас сложится. Саша - молодец. Вера тоже подтянется. Задание на дом. Вторая и третья сцены. Разобрать, принести свои мысли. Все, целую, вы свободны, до свидания.
Вера и Саша. До свидания. (Уходят.)
Сцена 2. Вера и Саша медленно идут по авансцене, как по улице.