Всё-таки Первая и Вторая Мировые войны, гораздо более взаимосвязаны чем это кажется на первый взгляд...
Когда началась Первая Мировая Война, первыми кто оценил важность БеПо стал капитана Шоебер, командир Пятнадцатого железнодорожно-строительного Императорского-Королевского дивизиона Австро-венгерской армии.
Уже в сентябре 1914 года, по Галиции стали рассекать - пулеметные K.u.K. Panzerzug X и K.u.K. Panzerzug XI.
Эстафету подхватил командир Пятого железнодорожно-строительного дивизиона капитан Коссович.
Потом зашевелились и генералы и в октябре 1914 года Reichskriegsministerium заказывает будапештскому паровозостроительному заводу MAVAG - 8 бронепоездов: От K.u.K. Panzerzug I, до K.u.K. Panzerzug VIII. В качестве локомотива использовался бронированный паровоз серии 377 Венгерской ЖД Компании (MAV).
Тактико технические данные K.u.K. Panzerzug I - K.u.K. Panzerzug VIII
Первый "бепо" K.u.K. Panzerzug I был передан армии 5 декабря 1914 г. Австро-Венгрия кстати, доминировала по бронепоездам в той войне. Но война кончилась и когда Империя дряхлого Франца рухнула, то БеПо разошлись по ее осколкам.
Поляки отхватили K.u.K. Panzerzug V и VI, сцепили их вместе и назвали БеПо "Смелый" (Smialy). А бронепаровоз получил собственное имя - "Пилсудчик" (Pilsudczyk).
Бронепоезд "Smialy" активно участвовал в Советско-Польской войне а позднее и начальном периоде Второй Мировой. Дислоцирован он был во Львове и достался в качестве трофея бронечастям НКВД, где получил имя - Бронепоезд 75 войск НКВД. Но потом наступил июнь 1941 года и подбитый, отрезанный от своих, подорванный экипажем БеПо попал назад к немцам, на этот раз к Вермахту. Немцы из практически двух бронепоездов, собрали один и в 1942 году Panzer Zug 10 начал действовать против партизан, потом был переброшен под Сталинград, и после капитуляции Паулюса вернулся к карателям. Партизаны радостно встретили старого знакомого и 13 июня, на линии Ковель - Сарны, Panzer Zug ? 10 был подорван партизанской миной и был направлен в Германию на восстановление. После ремонта и дополнения бронеплощадками, Panzer Zug 10 был снова разделен на два самостоятельных бронепоезда - Panzer Zug 10 и Panzer Zug 11.
Их отправили в район Тернополя и Львова для охраны железных дорог от партизан, а когда Красная Армия выбила немцев с Украины, и Panzer Zug переползли в Польшу, то там 13 января 1945 года, советские штурмовики превратили их в металлолом. Так закончилась карьера бронепоезда, воевавшего в четырех армиях, воевавших друг с другом.