Меня всегда восхищала способность любой национальной интеллигенции находить четкие оправдания национальных трагедий. Например нашенские дореволюционные либералы, как только им большевики дали коленом под зад, и из Революции , и из страны, сразу забыли, про то, что были и инициаторами, и движущей силой оной борьбы с монархией, и сами же принимали бурное участие а свержении монархии, (довольно подгнившей надо сказать), но свалили они все на грядущего хама, который наконец пришел.
То есть в виноваты все кроме них. И словно не все круги образованного в разной степени общества, от разночинцев, до аристократии (включая членов семьи Романовых), дружно боролись с монархией и государством. Такая единодушная замешанная на ненависти борьба, была пожалуй только против Столыпина, когда социалисты всех видов, жандармерия, охранка и Интелленджент сервис, дружно его исполнили.
Но насколько же изящнее и тоньше работали французы...
Когда в 1940-м году, два миллиона французских солдат, в составе 86-ти дивизий , при поддержке 3609 танков, 1700 орудий и 1400 самолётов и четвертого по мощи флота в Мире, капитулировали через сорок дней, потеряв в боях 4% личного состава, а Белль Франс всю свою промышленную мощь направила на благо Рейха, а десятки тысяч французов воевали в рядах СС и Вермахта, и сотни тысяч служили в ТОДТ, (ну а то что десятки тысяч француженок, пустили в свои альковы тевтонов, это частности войны).
Так что после мая 1945 года, Франция на фоне стран-победительниц выглядела не очень достойно и даже несколько бледно. И началась работа над ошибками...
Семьсот коллаборационистов расстреляли. Двадцать тысяч проституток обрили наголо и прогнали в полугодии виде по улицам городов, где они грешили. Но не хватало главного штриха. Что заставило крупнейшую в Европе армию капитулировать,и что не дало французам, последовать примеру белорусских партизан. И виновный был найден !
Это оказалась фильма режиссёра Марселя Карне, "Набережная туманов" (Le Quai des brumes) снятая в 1938 году, яркий, так сказать, образчик "Поэтического реализма".
По сюжету картины, дезертир Жан, приезжает автостопом а Гавр, что бы сбежать из Франции,да и от войны, но встречает в Гавре кандидадку в любимые девушки, плюс к ней бандитов и художника... И начинается перформанс убийств и элементов суицида,за одно теряется смысл жизни и счастье окончательно становится невозможным. Ну а главного героя, естественно играет Жан Габен.
Официальной версией, кинокритиков, психологов и политологов, стал то, что именно этот фильм убил душу французов и они будучи духовно опустошёнными, проиграли войну немцам. Ибо очень трудно, эффективно вести огонь из Шоша или правильно вести в бой танк В-1, захлебываясь при этом от слез, мушку не видно и триплексы потеют. (Ну типа как "Страдания молодого Вертера", вызвали в свое время в Германии, эпидемию черной меланхолии).
Правильно, таки, сказал в свое время Старик Крупский:
"Из всех искусств, для нас важнейшим являются Кино и Цирк!?