Эрдман это некая китайская шкатулка, столько в нем слоев и подтекстов, впрочем посудите сами... С одной стороны это драматург пьесы которого запрещали Сталин, Каганович и Суслов лично, а с другой стороны солист ансамбля песни и пляски НКВД. В какой-то степени в этом тоже есть театр абсурда.
А ведь именно театр абсурда с элементами Чёрной комедии, был тогда модной и одновременно стремной новацией в советской драматургии, поставившей на край самих же драматургов.
В принципе эта пьеса так и просится в трилогию с "Клопом" Маяковского и "Зойкиной квартирой" Булгакова (в ожидании Годо тут не пляшет). Социально-психологический срез рубежа двадцатых и тридцатых годов в стилистике Зощенко и Козьмы Пруткова, с грустной сатирой и жесткой правдой одновременно. Обычная коммуналка, стала тут психологическим слепком эпохи. "Самоубийца" это очень сложный сценический проект , сложный и для режиссеров и актеров, и не зря в своё время из-за права на постановку этой пьесы сошлись в битве такие гиганты, как Станиславский и Мейерхольд, что, впрочем не помешало Пролеткульту на долгие годы положить эту пьесу на полку.
Итак смотрим "Самоубийцу" на Перовской сцене...
Первое, что привлекло внимание, это четкий лаконизм декораций, в котором органично растворяется простота костюмов персонажей, эдакая простота антуража, того сложного времени. Дмитрий Акриш очень тонко срисовал фабулу времени и места. И как бы Чеховским ружьем на стене, сыграл тут электрощиток, выделяющийся на чёрно-белом фоне. Очень интересное решение. И весь спектакль , то явно, то подсознательно чувствуешь четко и органично схваченный режиссёром флер именно того непростого времени, рельефно и талантливо сыгранного актёрами.
Коммунальный микрокосм, далеко выходящий за пределы отдельной квартиры и уносящий зал в пространстве и времени, неким философским мадригалом. Мозаика персонажей и характеров, как всегда на Перовской сцене театра Иллюзий, талантливо собрана в единую картину на планшете спектакля и только зритель привыкает именно к такой динамике сюжета, как вдруг на сцене происходит футурологическое смещение прошлого и настоящего, показывающее неизменность определённой части социума, что очень мощно пронзало весь спектакль. Конечно сам факт того, что безработный двадцатых годов ХХ века, вдруг хочет стать блогером и его теща выносит на сцену видеокамеру, настолько неожиданнен, что в зале начинается даже некоторое смятение. И сразу начинается война характеров и морали, и тут невольно прозвучал в подсознании Воландовский рефрен о людях которых испортил квартирный вопрос. И очень украсила спектакль цепочка гегов типа "здесь стоять!".
Очень верным было решение режисера, давать спектакль без антракта, ибо любой перерыв сбил бы динамику представления и нарушил бы целостность спектакля и тут я опять, уважительно поражаюсь силе духа и таланту актеров Перовской сцены.
И кстати невообразимо в самую точку были введены некие "Вектора Лобачевского", входа и выхода из сюжетных помещений. Блестящее действо именно от театра абсурда
Главный герой, Семён Семёнович Подсекальников, показан тут Артуром Мартиросовым с пронзительной трагикомичностью, роль тяжелая и морально и физически, но актер справился с ней блестяще.
Прекрасно отыгран Софьей Безруковой и Еленой Штепенко, дуэт жены и тещи Подсекальникова. Трактовка подходит и двадцатым годам, и сегодняшним, опять мы тут касаемся футурологии Эрдмана.
Более чем харизматично и очень ярко показана Клеопатра Максимовна Юлии Малининой. Помимо просто талантливой работы, тут еще и энергетика зашкаливала.
Приятно было увидеть чудесного Перовского маэстро Вадима Фридриховича Ганкина с его прелестной спутницей.
И стержнем драматического древа были два демиурга... брутальный Калабушин Олега Жукова и един в двух лицах мясник Пугачев, Павла Ремнева, перевоплотившийся из пьяного рыночного торговца в элегантного джентльмена с Мефистофельской улыбкой.
Отдельно понравилось хореографическое решение с бесконечной чередой героев пьесы шагающих через сцену в разных векторах.
И еще хочу сказать, что в послевкусии спектакля, чувствуется некая Шекспировская нотка, причем не в пьесе, а именно в игре актёров. Это конечно ИМХО, но в каждом русском актере есть частичка Шекспировского театра. Чеховское ружье повесил на стену конечно не Шекспир, но вот гвоздь точно вбил старина Виллиам.
Театр Абсурда, когнитивный диссонанс
Дает сюжет нам Эрдман не простой
Уйти из жизни хочет безработный
Такой вот ныне у него настрой
Но вдруг молва людская разыгралась
Семена все хотят похоронить
И остается взяться за контакты
И медленно рубильник опустить
Сложна была задача у актеров
Всю тонкость этих показать моментов
Но получилось! Этому порука...
Овации и гром аплодисментов