Аннотация: История тюменского образования на рубеже XIX-XX веков в перемешку с моими мыслями.
Образование должно соответствовать индивидуальным потребностям личностей, поступающих в учебные заведения. Поскольку юноши и девушки по своей сущности являются различными людьми как внешне, так и духовно, то и образование они должны получать преимущественно отдельно. Юноши должны обучаться в училищах, соответствующих их жизненным направлениям, а девушки - в школах благородных девиц. Для юношей образование должно быть строгим, не допускаюшим грубости и унижения в общении со сверстниками, взрослыми и младшими учениками. За необоснованную грубость и бесчеловечность (жестокость) по отношению к ближнему, даже вне стен школы, дитя строго наказывается тяжёлыми работами на неделю или ударами плетью в зависимости от решения пришкольного суда ( какая мера будет наиболее эффективной ? )
Общеобразовательной программой для всех детей является начальная четырёхлетняя школа. Далее идут три года общего среднего научного и культурно-просветительского образования или более творчески-направленного образования для одарённых учеников, исходя из соображений педагогов и родителей. После 7 лет обучения в 14 лет ученик должен ступить на определённый путь, чтобы за два года получить взрослую высшую специальность. После этого каждая личность может получить любую другую специальность в течение одного года. Таким образом создаются все предпосылки для разностороннего развидия индивидуальных способностей ученика. После окончания школы, разумеется, самосовершенствование не преостанавливается. Ученик, приобретя основы жизни, вступает на твёрдый путь и в процессе жизни получает все необходимые ему знания как традицинным источником познания - книгами, так и техническими средствами : при помощи Интернета, телевидения и радио.
Получение образования является денежно-затратным, поэтому финансирование образования в учебном заведении может производиться из трёх источников : за счёт денежных средств меценатов, отцов детей ( на условиях добровольной оплаты), а также за счёт трудов и средств собственных. При школе должен быть попечительский совет. Мнения благородных людей, вносящих основные средства в обучение детей, должны стоять превыше мнений родителей, которые не вносят оплаты или вносят очень мало. Главой школы является её директор, он же - собственник или владелец основной доли акций школы. Директор разрабатывает образовательную программу и вносит в неё изменения на основе практической реализации програмных проектов. Программа школы оглашается на попечительском совете и принимается одобрением большинства голосов.
Училище ставит себе целью не только давать общее образование, называемое средним, но также и специальное образование, чтобы выпускать учеников более приспособленных, вооружённых знаниями для практической жизни. При мужских училищах должны быть обязательно ремесленные мастерские и производственные цеха ( с 14 лет после получения паспорта подросток является самостоятельной свободной личностью, в обязанности которого входит и материальное самообеспечение ). Начальная школа и женская гимназия, исходя из справедливого разумения, должны финансироваться за счёт средств меценатов, собственников школы и за счёт средств родителей.
Училище будет иметь значительно сжатую и значительно упрощенную до минимума государственную программу, исключив из неё всё то, что является с точки зрения разума лишним - "засоряющим мозги ученика" и то, на что время ученика обычно уходит впустуя, не принося практического результата как для личной души, так и для окружения. Программа образования не будет одной для всех, а будет индивидуальной для каждого ученика. Ученики могут объединяться по интересам и таким образом будут создаваться группы.
Устав Реальной школы разрабатывается директором школы. В нём будут описаны все вышеуказанные принципы. Учредителям необходимо будет только проголосовать за тот или иной пункт устава. В Реальной школе ( училище ) будут соблюдены все права человеческой свободы и будут приучаться к свободе и самостоятельности каждый ученик школы, то есть по сравнению с государственными учреждениями здесь будут созданы более благоприятные условия для свободных научных знаний в смысле свободы в выработке программы и методов преподования. Школа может осуществлять свои культурные задачи, не будучи насильственна вовлечена в политику. Особое внимание будет обращено на естественные и гумманитарные науки, на изучение законов развития человеческого общества. Специальному образованию посвящены занятия в 7 и 8 классах, где проходится известный цикл знаний, необходимых в практической жизни. Кроме образовательных, школа ставит себе и воспитательные задачи : помочь в развитии самодеятельности, жизнерадостности и чувства красоты в детях, научить их уважать человеческую личность и человеческий труд.
В школе будут преподавать учителя в мужском лице, а не женщины, которые по природе своей, как правило, в молодом возрасте крайне редко бывают сформировавшимися личностями. Благовоспитанный человек-мужчина достигает пика своего умственного совершенства к 18 годам. В школе будут даны все предпосылки для дальнейшего совершенствования учителям как личностям, а не притуплению их качеств, как бывает в обыденной жизни. Учитель, обладающий высокой нравственностью и высоким благородством должен ставиться в пример ученику.
30 ноября 2002 г., 0:15:34