ОН - немногим больше 50-ти лет. Рассказывая о себе старается выглядеть этаким
рафинированным интеллигентом: утончен, элегантен, импозантен. Когда
рассказывают о нем, выглядит соответственно.
ОНА - в районе 30-и. Рассказывая о себе старается выглядеть этакой светской дамой: утончена, элегантна, снисходительна. Когда рассказывают о ней, выглядит соответственно.
ПРИЯТЕЛЬ - обычный знакомый.
ЗРИТЕЛЬ - ничем не выделяется из публики в зале.
ЗРИТЕЛЬША - чуть больше 50-ти. Внешне ничем не выделяется из публики, но своим беспокойством надоела соседям по ряду уже до начала спектакля.
АДМИНИСТРАТОР - женщина в униформе.
СЦЕНА 1
Картина 1
(Где-то отзвучал третий звонок, время начинать спектакль, но занавес еще закрыт, по нему хаотично перемещаются пятна света. За ним - стуки, разговоры, шум. Звукорежиссер проверяет технику, дает в зал обрывки фонограмм)
Уважаемая публика! Спектакль начнется через минуту. У вас еще достаточно времени, чтобы выключить свои сотовые телефоны. Спасибо. Спектакль начнется через минуту. (уходит)
(Громкий диалог монтировщиков за занавесом: Куда ты меня торопишь? Спектакль начнется только через час. - Почему, через час? - Потому что в расписании исправлено. - Точно? - Точно! Спроси у помрежа. - Тогда еще успеем. Пойдем курить!
Крик за занавесом: Э-э-э! Подождите! Сперва откройте занавес, нам свет надо ставить! А потом хоть закуритесь!
Нехотя, с остановками, занавес открывается. Одновременно гаснет свет в зале и включается 'лобовой свет'. Сцена и галереи обнажены и ярко освещены. На них еще не полностью убраны декорации утреннего детского спектакля, частично собраны декорации вечернего. Кулисы навешены с одной стороны. Возле опущенного софита что-то делает осветитель, на галереях - монтировщики. Уборщица домывает сцену и уходит. Каждый занят своим обычным делом и публику в зале не замечает.
ОН с ПРИЯТЕЛЕМ стоят спиной к залу, рассматривают оборудование сцены)
ОН. Вот уже много раз видел эту картину, а все не надоело любоваться.
ПРИЯТЕЛЬ. Смотри, становишься завзятым театралом.
ОН. А почему бы и нет! Мне моя работа нравится. Вот смотри: это - софит, а это - штанкеты.
Там, галереи, колосники...
ПРИЯТЕЛЬ. Эти трубы вручную поднимают? Как ты их назвал?
ОН. Штанкеты. Есть электрические, есть ручные.
ПРИЯТЕЛЬ. И ты все это так быстро изучил? Тебя же только недавно из Управления выгнали.
ОН. Что значит, выгнали?! Не выгнали, а сократили. И очень хорошо, что сократили, иначе бы сюда не попал. Выгнали... Ты это... как сейчас говорят... следи за базаром.
ПРИЯТЕЛЬ. Сейчас говорят: фильтруй базар.
ОН. Вот ты это... и фильтруй. А то я, ведь, и обидеться могу.
ПРИЯТЕЛЬ. Да ладно тебе. Раскипятился, как холодный самовар. Ну, сократили, сократили, извини. Знаешь, я вообще-то по театрам не ходок... не большой любитель... Последний раз был лет десять назад. Но если уж ты меня пригласил... почему бы и не сходить... на халяву?
ОН. Тс-с... Не так громко. Здесь же все прослушивается и просматривается. О! О!
(хлопает в ладоши)
Слышишь какой звук? И эхо, слышишь?
ПРИЯТЕЛЬ. Да ну тебя! Ты, как маленький. Как будто никто из работников театра не водит в него бесплатно своих знакомых.
ОН. Конечно, водят. И вполне официально. Но я ведь работаю здесь всего три месяца...
ПРИЯТЕЛЬ. Ай, бросьте! Не комплексуй. Ты же не дворником работаешь, а инженером. Это на заводе инженеров, как собак нерезаных. Мне кажется, в театре инженер - не рядовая должность.
(ОН с ПРИЯТЕЛЕМ во время диалога перемещаются по сцене и оказываются скрытыми от осветителя и монтировщика декорацией. За это время сцена преобразилась: лишнее - убрано, кулисы - навешены, софит - поднят)
ПРИЯТЕЛЬ. Ты лучше скажи, зачем я так рано пришел? Оказывается до начала спектакля еще целый час.
ОН. Я же не знал, что его перенесут. Это решили только сегодня к вечеру.
(Диалог осветителя с монтировщиком: Ну, что закончил? - Угу. - Пойдем курить. - Пойдем.
Осветитель кричит в темноту зала 'Вырубай, пойдем курить!' и уходит.
Свет плавно гаснет. В абсолютной темноте слышно как монтировщик с грохотом скатывается по лестнице с нижнего яруса галереи: - Идиоты, хоть бы 'дежурку' оставили!
Открывается-закрывается дверь в освещенный 'предбанник' и все: темнота и тишина - полное затемнение)
ПРИЯТЕЛЬ (изумленно). И?.. Что?..
ОН. Наверное, они решили, что нас здесь нет.
ПРИЯТЕЛЬ. Ну?.. И?..
ОН. И ушли курить, ты же сам слышал!
ПРИЯТЕЛЬ. Я надеюсь, они вернутся?
ОН. Конечно! Куда они денутся? скоро - спектакль. Покурят и вернутся.
ПРИЯТЕЛЬ. Что ж, подождем... Забавно. Первый раз за сто лет пришел в театр и сразу же - с приключениями. В темноте... на сцене... - бр-р! Страшшшно! Не грохнуться бы с нее.
ОН. Хорошо еще, что Она не пришла. А то получилось бы совсем неудобно...
ПРИЯТЕЛЬ. Она? А! Да-да-да-да-да! А ну-ка, ну-ка, ну-ка... Она - кто? Ты с ней в театре познакомился? Оп-ля! Наткнулся на скамейку! - посижу. Ну-ну-ну, что-где-когда? Давай-давай, рассказывай... гитара семиструнная.
ОН. Да ну тебя! Отстань! Я пригласил тебя в театр спектакль смотреть, а не рассказывать о своей личной жизни.
ПРИЯТЕЛЬ. Что значит, отстань! Я тебе кто? или что? Пустое место? Я твой единственный друг и соратник! К тому же, я тебя знаю - тебе и самому хочется рассказать. Но ты стесняешься и хочешь, чтобы тебя уговаривали. Все равно, рано или поздно ты нас познакомишь. Должен же я о Ней хоть что-нибудь знать! Она - актриса?
ОН. Брось ты! Никакая Она не актриса - самая обычная служащая. В Управлении. Ты где? Где эта твоя скамейка?
ПРИЯТЕЛЬ. Тута. Ау!
ОН. Тута-здеся... О, глаза, кажется, начали привыкать к темноте, уже что-то вижу. Черт! Коленом ударился!.. Что это? Ничего не вижу! Какой-то стул... Сяду здесь.
ПРИЯТЕЛЬ. Ты меня от темы не уводи, давай рассказывай. И поподробнее. Все равно - темно, спектакль начнется только через час - время есть...
ОН. Не знаю... Не привык делиться своей интимной... в смысле, частной жизнью...
ПРИЯТЕЛЬ. Давай-давай-давай. Ты рассказчик хороший...
ОН. Вот только... без комментариев!
ПРИЯТЕЛЬ. Естественно! Как скажешь!
ОН. 'Естественно'... Короче! В общем, все произошло случайно и как-то внезапно.
(из затемнения проявляется ОН)
Это было... на следующий день после моего очередного дня рождения. Я шел по улице. Время было обеденное, погода чудесная - знаешь, конец апреля... Почему бы не прогуляться? А навстречу то и дело попадались сотрудники из нашего Управления. Казалось, что кроме них, других людей в городе нет. Все высыпали на улицу. Понятно - чуть ли не первый погожий день. Приходилось со всеми раскланиваться. Здравствуйте, Ирина Игоревна. Здравствуйте, Сергей Сергеич. А-а, Петр Григорьевич, мое почтение! Здравствуйте!.. Почти рядом с Управлением - фотомагазин, я остановился у витрины - рассмотреть как следует фотографию прекрасной особи Uncia Uncia - снежного барса, ирбиса - ты знаешь.
ПРИЯТЕЛЬ. А! Ну да, как можно было пропустить!
ОН. Люблю, что поделаешь.
(из затемнения проявляется ОНА)
Она буквально подкралась ко мне как-то сбоку и сзади и внезапно заговорила. Я был настолько погружен в свои мысли, что от Ее резкого, неприятного голоса внутренне вздрогнул...
ОНА. Здравствуйте!!
ОН. (Приятелю) Правда, вида не подал.
ОНА. Какая прекрасная фотография леопарда! Это ведь леопард? Верно?
ОН. (Приятелю) К сожалению, я не умею поставить человека на место, как это умеют другие - не так воспитан. Всю жизнь расплачиваюсь за это и вынужден мириться с тем, что кто-то постоянно вторгается в мои дела, мысли... Вот как сейчас... (Ей) Извините, но вы не правы. Не правы сразу по двум позициям. Во-первых, это не п'Прекрасная фотография, как вы изволили выразиться, а фотография Прекрасного представителя отряда хищных семейства кошачьих. Во-вторых, это не леопард - Pantera pardus, - а снежный барс или ирбис - Uncia uncia. И различие между ними, как между вами и м-м... какой-нибудь мулаткой с островов Тринидад и Тобаго.
ПРИЯТЕЛЬ. Ну, ты сравнил!
ОН. (Приятелю) А что? Все это я сказал вежливо, но твердо, не поворачивая головы. И только краешком глаза заметил на Ее ногах вульгарные кроваво-красные сапоги. По ассоциации я машинально перевел взгляд на свои туфли - они были как всегда безупречны и отражали солнце. Вообще, несмотря на то, что я уже больше десяти лет как в разводе, я, в отличие от тебя, стараюсь следить за собой. Стиль предпочитаю классический...
ПРИЯТЕЛЬ. Мне этот твой 'классический стиль'... Терпеть не могу!
ОН. А я люблю! Костюм, в тон ему рубашка, в тон ей и костюму галстук - повязан модным сейчас узлом, со складочкой. Туфли и носки - обязательно черные. Через сгиб руки небрежно перекинут светлый плащ... Я надеялся, что после моей отповеди Она уйдет - всякий бы ушел, когда с ним разговаривают, даже не повернув головы. Но когда через пару минут я вдоволь насладился портретом Uncia uncia и обернулся, Она по-прежнему стояла рядом.
ПРИЯТЕЛЬ. Ага!
ОН. Ничего не 'ага'! Оказалось - это наша кадровичка, 'серая мышка' из административного отдела. Я видел Ее несколько раз в году - когда расписывался в приказах.
ПРИЯТЕЛЬ. И, конечно же, 'не обращал внимания'!
ОН. Почему же, обращал. Но как-то отвлеченно. Без задней мысли. Ну, молодая женщина - и молодая женщина. Мало ли молодежи ходит вокруг? Но в данный момент было интересно другое. Меня поразило, какой эффект на Нее произвели мои слова. Они буквально пригвоздили Ее к месту. Еще бы! В нашем Управлении я, несомненно, единственный, кто знает систематику и латинские названия млекопитающих. И Она уж точно никак не ожидала услышать ЛАТЫНЬ от меня, рядового клерка из отдела комплектации, которого в любой момент могли сократить. Я все-таки решил поздороваться. (Ей) Здравствуйте.
ОНА. (Ему) Здравствуйте.
ПРИЯТЕЛЬ. Она уже здоровалась - вначале, как подошла.
ОН. (Приятелю) А тут проявила воспитанность - поздоровалась вторично.
ОНА. Здравствуйте.
ПРИЯТЕЛЬ. Это уже перебор - третий раз.
ОН. (Приятелю) Короче, ты меня слушаешь или нет?
ПРИЯТЕЛЬ. Все-все! Молчу.
ОНА. Я и не подозревала, что вы так хорошо разбираетесь в животных. Вы, должно быть, в университете учились на биологическом?
ОН. (Ей) Нет, я учился на строительном. Но человеку свойственно... если он, конечно, человек - Homo sapiens... Человеку свойственно расширять свои знания, познавать окружающий мир, осознавать свою роль в этом мире...
ПРИЯТЕЛЬ. Это ты...
ОН. А не только разглядывать витрины...
ПРИЯТЕЛЬ. ...о себе?
ОН. (Приятелю) Получилось, что о себе. Я и себя невольно включил в ряды зевак - сам же стоял, рассматривал витрину. Но я ведь рассматривал не просто витрину, а фотографию прекрасного животного. Пришлось конкретизировать (Ей) ...не только витрины модных магазинов... или как их сейчас называют - 'бутиков'.
ОНА. А я люблю разглядывать витрины. Сделать красивую, информативную...
ОН. (Приятелю) Специально вставила 'информативную' - блеснула интеллектом!
ОНА. ...витрину - это целое искусство. Для этого надо обладать определенным художественным вкусом.
ОН. (Приятелю) 'Художественным вкусом'! Вот сказала! Ну, насмешила! Я демонстративно посмотрел на ее раздражающе-красные сапоги. 'Художественный вкус'! С такими-то сапогами! Она 'тактично' сделала вид, что не заметила. Обед закончился, пора было возвращаться в кабинет: к столу и телефону - прекраснейший предлог, чтобы уйти. Но Она меня опередила.
ОНА. Нам уже пора в Управление - обед заканчивается. Пойдемте?
ОН. (Приятелю) Пришлось идти рядом. На глазах у всех сотрудников. Вот так мы и познакомились.
(ОН и ОНА уходят. ПРИЯТЕЛЬ не ожидал, что его оставят одного, растерянно бредет в сторону кулисы, но ОНА возвращается и удерживает его)
Картина 2
ОНА. И вы ему поверили? Разве можно мужчинам верить? Впрочем, вы сами - мужчина... Вы, наверное, его друг?
ПРИЯТЕЛЬ. Скорее давний знакомый, приятель. В некотором смысле - коллега.
ОНА. Так вот, на самом деле все было совсем не так. Это Он так думает... Он. Пусть. На самом деле все было по-другому... Вы меня слушаете? Так вот. Было прекрасное обеденное время! Когда можно забыть обо всем, ни о чем не думать, выйти на улицу и дышать, дышать свежим, уже теплым весенним ветром.
(понемногу начинает кружить ПРИЯТЕЛЯ в танце. Тот время от времени пытается прервать ЕЕ монолог, но безуспешно)
ОНА. Все картотеки, приказы, распоряжения остались там - в кабинете, голова наполнена воздухом, и в ней нет ни единой - ни единой! - мысли. Это так прекрасно! А навстречу тебе сверкают свежевымытые витрины магазинов... и в них отражается солнце, улица и стройная, красивая девушка, с развевающимися от ветра волосами. Это я! И я иду вдоль витрин, и любуюсь собой, и мои ноги в этих прелестных итальянских ботиночках делают вжик, вжик, вжик, вжик. И все встречные мужчины чуть не теряют сознание, а потом, остолбенев, долго смотрят вслед. Я знаю, что если вдруг резко обернусь... вот так!.. я увижу целую шеренгу застывших с открытыми ртами мужчин. Вот как вы сейчас. Но я не оборачиваюсь. Очень нужно! И вдруг, посреди всей этой радости и красоты, посреди этого праздника жизни... я увидела Его,
(из затемнения проявляется ОН)
постоянного кандидата на сокращение под номером один, инженера из отдела комплектации...
ПРИЯТЕЛЬ. А...
ОНА. Пардон-пардон! Уже не инженера, а менеджера. Но это сути не меняет, его все равно потом сократили. Может, из-за меня... И вот Он стоит среди всего этого великолепия, один, тоже с открытым ртом, правда, по другому поводу, уставился в витрину и выглядит... как бы это сказать получше... помягче... как... как свежая коровья лепешка в центре роскошной клумбы. Вы меня понимаете.
ПРИЯТЕЛЬ. Ну, вы сравнили!
ОНА. А что? На Нем всегда мятый, устаревший лет сто назад костюм, и штанины сзади забрызганы грязью еще с прошлого года. Этот плащ был светлым во времена моего детства, а сейчас тряпкой болтается на руке. Вы видите: пояс свесился, Он на него наступил, но даже не заметил... И ТАК Он стоит, этот несчастный, одинокий, немолодой уже мужчинка, что мне Его ТАК стало жалко, и захотелось сказать Ему что-нибудь приятное.
ПРИЯТЕЛЬ. Вы...
ОНА. Вы меня, кажется, понимаете... Вижу, Он разглядывает витрину фотомагазина. Естественно я подумала, что Он фотолюбитель!
ПРИЯТЕЛЬ. Нет, Он просто...
ОНА. Молчите. Ну, я подхожу к нему и говорю: (Ему) Здравствуйте. Какая прекрасная фотография леопарда. Это ведь леопард? Верно? (Приятелю) А он отчего-то испугался, уронил плащ и чуть не шлепнулся в обморок. А потом, все-таки, кое-как взял себя в руки и еле-еле так, процедил сквозь зубы, не оборачиваясь, чтобы я не видела, как он с перепугу вспотел.
ОН. (поднимает плащ) Извините, но вы не правы. Не правы сразу по двум позициям...
ОНА. (Приятелю) О-оо... Ну, думаю, сейчас Он прочтет мне целую лекцию!
ОН. Во-первых, это не прекрасная фотография, как вы изволили выразиться, а фотография прекрасного представителя отряда хищных семейства кошачьих. Во-вторых, это не леопард - Pantera pardus...
ОНА. (Приятелю) О, Господи! Скажите, ну зачем я его спросила!
ОН. ...а снежный барс или ирбис - Uncia uncia. И различие между ними, как между вами и какой-нибудь мулаткой с островов Тринидад и Тобаго.
ОНА. Представляете!!
ПРИЯТЕЛЬ. Ну, Он сравнил...
ОНА. (Приятелю) Представляете! От такого оскорбления, я обомлела и чуть не превратилась в соляной столб! Я хотела сделать человеку приятное в полном соответствии с советами Дейла Карнеги: интересуйтесь тем, чем интересуется ваш собеседник. А Он... Он сравнил меня... с какой-то... мулаткой! Я уже хотела сказать ему что-нибудь резкое - вы знаете, я умею отшить...
ПРИЯТЕЛЬ. Слава Богу, не знаю.
ОНА. ...но вокруг было столько солнца, а Он был так нелеп в своих поучениях... что я... я Его простила... и посмотрела в глаза этой Его кошке на фотографии. Представляете, у нее были ТАКИЕ ДИКИЕ ГЛАЗА! И в них было столько презрения ко всем нашим мелочным заботам, к нашим убогим миркам... что... что... мне стало, с одной стороны, страшно, а, с другой стороны, жалко ее. Ну что же она в самом-то деле такая дикая? Мне захотелось ее как-то приласкать, успокоить, погладить. Чтобы она свернулась калачиком у меня на коленях и замурлыкала... а потом так сладко потянулась, выпустила на мгновение коготки и зевнула. Я немного полюбовалась кошкой - у меня дома тоже есть Муська - и хотела уже идти, но тут Он обернулся ко мне и поздоровался. Как обычно Он здоровается со всеми в Управлении - приторно-заискивающе.
ОН. Здравствуйте.
ОНА. (Приятелю) Пришлось здороваться еще раз. (Ему) Здравствуйте. (Приятелю) Надо было сказать Ему что-нибудь приятное. Нельзя же было вот так просто уйти, все-таки в одном Управлении работали, на одном этаже. (Ему) Я и не подозревала, что вы так хорошо разбираетесь в животных. Вы, должно быть, в университете учились на биологическом?
ОН. Нет, я учился на строительном.
ОНА. (Приятелю) А то я, кадровик, не знала!
ОН. Но человеку свойственно... если он, конечно, человек, Homo sapiens...
(продолжает свой монолог, обращаясь то к Ней, то к Приятелю)