Чернявская Юлия : другие произведения.

Деятельность театра Музыкальной комедии в дни блокады

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


  • Аннотация:
    Краткий обзор работы театра Музыкальной комедии в годы войны.

  22 июня 1941 г. фашистская Германия без объявления войны напала на Советский Союз. Началась Великая Отечественная война. В этот день Театр музыкальной комедии проводил утренник в Измайловском саду. На основной сцене шла репетиция оперетты Легара "Ева". Театр жил своей обычной жизнью. Но в этот день все резко изменилось.
  Режиссер B.C. Васильев предложил сформировать в театре музыкальной комедии концертные бригады. На вокзале родился популярный номер "Синий платочек". Интересно, что номер этот появился совершенно случайно. Во время одного выступления на вокзале у артистов не было музыкального сопровождения. Л. Бейзельман обратился к одному аккордеонисту. К сожалению, тот не умел играть по нотам. Но именно он посоветовал им поставить танец на музыку песни "Синий платочек". Примечательно, что в это время они были свидетелями сцены прощания бойца со своей девушкой, которая повязала любимому синий платок. Позднее детали номера были уточнены и отделаны: Девушка пришла на свидание. Она ждет своего любимого, а его все нет. Наконец он приходит, но на нем военная форма - он уходит на фронт. На прощание девушка дарит ему синий платочек. Но импровизация оставалась: у моряков приходит на свидание моряк, у летчиков - летчик... Л. Лидина в зале повязывала героям синий платочек. Этот номер имел грандиозный успех, поскольку в нем принимал участие и зритель.
  Вечером 5 ноября 1941 г. воздушные тревоги следовали одна за другой. Зрителей должны были эвакуировать в убежище при Филармонии, но многие прятались под арку шестиэтажного дома напротив театра. В этот дом на улице Ракова попала фугасная бомба. Многие зрители пострадали. В театре рухнул "грот" и треснула стена. Встал вопрос о бомбоубежище для зрителей. Помимо прочего взрыв повредил центральное отопление и водопровод; залило репетиционный зал балета, уникальную нотную библиотеку, склад декораций и реквизита, гардероб. Но на следующий день театр, как обычно, поднял занавес. Позднее здание вновь было повреждено. Требовался переезд. Комиссия остановилась на здании Академического театра драмы им. А.С. Пушкина. Городские власти дали приказ перевезти Театр музыкальной комедии в помещение театра. 24 декабря 1941 г. в здание на улице Ракова шла "Холопка", а 25 декабря в театре им. Пушкина исполняли комическую оперу Обера "Черное домино". В течение недели имущество театра было перемещено в новое здание.
  Переезд не обошелся без проблем. Дело в том, что в Ленинграде осталась небольшая группа работников Пушкинского театра, среди них народная артистка СССР Вера Аркадьевна Мичурина-Самойлова, народный артист СССР Борис Анатольевич Горин-Горяйнов и некоторые другие. В помещении театра было что-то вроде общежития, был электрический свет и надежное бомбоубежище. Места в бомбоубежище были распределены строго по рангам. С приходом Театра музыкальной комедии бомбоубежище было демократизировано. Были освобождены артистические уборные.
  Еще осенью коллектив Театра приступил к репетициям новой оперетты - "Марица". На роль цыганки была назначена Л. Вастен. Сначала репетиция проходила в фойе театра под рояль, после перерыва ее перенесли на сцену уже под оркестр.
  25 января 1942 г. подача электроэнергии прекратилась. Спектакли пришлось отменить. Решено было использовать часы короткого зимнего дня для музыкальных уроков, корректуры оркестровых групп, тренажа артистов балета.
  3 марта 1942 г. вновь дали свет. Афиши в те дни писались от руки. Спектакли давались дважды в день, чтобы наверстать вынужденный простой в феврале.
  В конце марта 1942 г. была закончена вчерне первая оперетта на военную тему, посвященная партизанской жизни, - "Лесная быль". А.А. Логиновым вместе с А.К. Гузыниным и Астой Бела - была написана музыка. Директором хора был Григорий Давидович Бутман, "опытный организатор и отличный человек". Руководил хором Алексей Александрович Логинов, "исключительно образованный, глубоко интеллигентный, удивительно трудолюбивый человек". В "Лесной были" одну из ведущих ролей - роль Тихона исполнял Константин Бондаренко. Одновременно он был назначен на должность режиссера-ассистента вместе с Виктором Смирновым. С этого момента для него начались трудности. За одну ночь необходимо было распечатать пьесу по ролям. Но все попытки организовать перепечатку пьесы не увенчались успехом. Свою помощь предложила начальник отдела кадров Надежда Семеновна Попова. За ночь она на машинке распечатала пьесу. Большую помощь в организации репетиций К. Бондарчуку оказал завреж М.А. Михайлов, а заведующий постановочной частью Ф.И. Кузьмин подсказывал, как разобраться в готовности сложнейшего декорационного хозяйства, реквизита, бутафории и т. д. Образ Тихона сформировался в результате встречи К. Бондаренко с бойцом партизанского отряда на одном из концертов. "Лесная быль" - пьеса о народных мстителях, о студенческой молодежи, мечтавшей в мирное время о счастье, о любви, о великих делах... и вдруг - война, и эта мирная молодежь становится великим мстителем за поруганные мечты, за город, за Родину, за все... Пьесе "Лесная быль" было отдано предпочтение еще и потому, что в то время из партизанского края к нам пробивались обозы с хлебом. Премьера пьесы 18 июня 1942 г. убедительно доказала, что и в условиях блокады можно создавать
  спектакль о сегодняшнем дне.
  Театр пополнял свой репертуар и произведениями мировой классики, лучшими опереттами Кальмана. Афишу театра и в годы войны украшали имена композиторов Оффенбаха, Обера, Целлера, Иогана Штрауса.
  После успеха "Лесной были" театру необходима была новая современная пьеса. При содействии вице-адмирала Н.К. Смирнова для работы с театром была выделена группа писателей - офицеров флота - в составе Всеволода Вишневского, Александра Крона и Всеволода Азарова. В деревянном домике на Петроградской стороне ш Песочной улице 10 началась напряженная работа над созданием героической музыкальной комедии. В связи с частыми применениями немцами зажигательных бомб, для предотвращения пожаров было решено снести на дрова многочисленные деревянные строения на окраинах города. В их числе попал и дом 10 по Песочной улице. При помощи секретаря Петроградского Райкома партии Петра Степановича Харитонов) домик удалось спасти, работа писателей продолжалась.
  Пьеса возникла от мгновенной идеи дать флотскую песнь "Раскинулось море широко" в драматургическом решении. Музыка была поручена флотским композиторам, декорации - Софье Касьяновне Вишневецкой. Для создания декораций она обратилась за помощью к дирекции одного из военно-морских заводов, который прислал полное оборудование катера. Костюмы для пьесы "Раскинулось море широко" не шили - командование флота прислало с морской базы настоящее обмундирование, автоматы тоже были настоящими. Панораму моря и неба с Кронштадтом на горизонте написал отказавшийся эвакуироваться мастер Оперного театра им. СМ. Кирова товарищ Евсеев. Хористы театра шили занавеси и кулисы, коллектив балета переключился в добровольных бутафоров. На помощь в ночных монтировках пришли ученики подшефной театру ремесленной школы.
  Исключительную роль в оформлении театра сыграл заведующий постановочной частью Федор Иванович Кузьмин. Вместе с ним все военные годы самоотверженно работали машинист сцены Тимофей Христофорович Рогов, заведующая бутафорским цехом Лидия Николаевна Сапожникова, Ольга Кузьминична Яковлева, возглавлявшая швейную мастерскую, заведующие мужским и женским гардеробом Иван Васильевич Помяник и Мария Васильевна Пивоварова, главный гример Николай Варламович Александров. 12 сентября 1942 г. состоялась читка пьесы Военному Совету. Присутствовали член военного совета КБФ, секретарь горкома, пресса, актив труппы. 14 сентября 1942 г. сделана музыкальная разметка пьесы. В четыре дня было решено все декоративное оформление пьесы. Музыка была написана за 10 дней, спектакль поставлен за 20. Композиторы Виктор Витлин, Лев Курц и Николай Минх были откомандированы в распоряжение театра Н. К. Смирновым. Николай Минх летом 1942 г. находился в командировке на острове Лавансаари. Там его настигла радиограмма с приказом немедленно прибыть в Ленинград. Работа композиторов была поделена. Витлин писал основную лирическую часть, Минх - веселые каскадные куски, Курц объединял их, дописывал недостающие фрагменты. Они развивали, дописывали эпизоды друг друга или браковали их. Для работы композиторам была предоставлена квартира на Бородинской улице. В доме не было света, воды, но сохранился рояль. За основу пьесы была взята реальная история разведчицы, ленинградки, попавшей во вражеский застенок. Но, в отличие от той разведчицы, героиня пьесы вернулась с задания. В арию героини введена народная песня "Раскинулось море широко". Она поет ее в минуту смертельной опасности. Кульминация сюжета совпадает с кульминацией драматургии. Авторы пьесы знали своих героев в лицо. Прототипом боцмана Силыча послужил один старый боцман, который участвовал еще в Октябрьской революции. Комендант базы Чижов и по фамилии и по манерам похож на реально существовавшего в Кронштадте техника-интенданта. В комедийном развитии пьесы отражался юмор, свойственный суровой матросской профессии. Он построен на флотских попевках, частушках, танцах и переплясах. Вс. Вишневский постоянно присутствовал на репетициях спектакля, тщательно вникал и ревностно следил за всеми этапами работы, сообщал и устно и письменно руководству театра свои впечатления, предъявлял театру свои требования. Роль главной героини - Елены исполняла Лидия Колесникова, капитана фон Дитмарштейна - Михаил Алексеевич Михайлов, Кисы - Нина Ивановна Болдырева, роль боцмана Силыча - Александр Орлов, роль лейтенанта Кедрова поручили в первом составе Ивану Кедрову, а во втором - Анатолию Слонимскому. По просьбе актрис в спектакль была введена сцена разговора маникюрши с клиентками в парикмахерской. Премьера спектакля "Раскинулось море широко" состоялась 7 ноября 1942 г. в 17 час. в зале Пушкинского театра. За час до спектакля начался обстрел города. Немцы знали о намечающейся премьере и хотели сорвать спектакль. Но ленинградцы все равно шли на премьеру. В начале спектакля А. Королькевич флотскими сигнальными флажками просемафорил название пьесы, чем вызвал удивление представителей КБФ. Спектакль, по мнению Вс. Вишневского вышел выше других работ этого театра. 16 ноября 1942 г. состоялся просмотр спектакля для общественности Ленинграда. Пьеса явилась событием, выходящим за рамки литературной жизни осажденного города. "Спектакль "Раскинулось море широко", созданный в трудных условиях осажденного города, зовет к ненависти и мести, он проникнут любовью к стране, оптимизмом ленинградцев, неугасимой верой в нашу победу". Действительно, работать приходилось в тяжелых условиях. Так, во время последней монтировки спектакля рядом со зданием разорвалась бомба, и в театре вылетели стекла. Спектакли Театра музыкальной комедии на военную тематику были популярны не только в Ленинграде, но и за его пределами. "Раскинулось море широко" ставили в Камерном театре в Москве, "Лесную быль" - на Урале.
  18 января 1943 г. на сцене театра шла оперетта "Три мушкетера". "Впервые за полтора года спектакль прервали не из-за воздушной тревоги - была пробита брешь во вражеском кольце. Зрители и артисты прямо в сценических костюмах выбежали на площадь. И радовались, и плакали одновременно".
  Весной 1943 г. ставили "Птички певчие". Танцы ставили приглашенные из большого театра москвичи Е. Ильющенко и Я. Ицхоки. Руководство театра привлекало к постановке балетных номеров в других опереттах также и талантливых хореографов-ленинградцев Р. Тербека, Б. Фенстера. Евгений Михайлов исполнял роль Пикилло.
  Осенью 1943 г. Н.Я. Янет поставил музыкальную комедию советского композитора А. Рябова "Сорочинская ярмарка" по повести Н.В. Гоголя. На обсуждении спектакля этой новой работе коллектива была дана хорошая оценка. Постановка танцев - Н. Пельцер с Л. Бейзельманом. Н.В. Пельцер сама отрабатывала номера, добивалась точности рисунка. У Нины Васильевны было удивительное ощущение драматургии номера, его кульминации. Декорации создавал художник театра драмы им. А.С. Пушкина Г. Кузнецов, вступивший в те годы в труппу. "Спектакль "Сорочинская ярмарка" ярок, доходчив, народен и правдив в своих основных линиях".
  В последние месяцы войны в театре была создана студия. Остро стоял вопрос подготовки молодых кадров. Возглавлял ее B.C. Васильев. Он вел и класс актерского мастерства, поставил со студийцами оперетты Дунаевского, сочинил и показал концертное обозрение.
  В течение всех военных лет давались представления для ленинградских детей. Ни одного праздника не проходило без того, чтобы в театре не побывали дети блокадного города. Даже в самые трагические дни в театре были устроены традиционные детские утренники - елки. По данным работников билетного стола их посетило свыше четырех тысяч ребят. 6 января 1942 г. в Театре музыкальной комедии была устроена общегородская школьная елка. Дети шли пешком, так как трамваи не ходили. В театр дали дополнительный свет и отопление. Кронштадт поделился продовольствием на "Угощение", работники гороно принесли подарки - теплые вещи и школьные принадлежности, а с переднего края была привезена огромнейшая елка. Ее украшали несколько дней. Все работники театра принесли из дома елочные украшения, артистки балета и хора клеили, вырезали из разноцветных бумажек флажки, цепи, ленты. Театр дал спектакль "Свадьба в Малиновке", а после спектакля были игры, танцы и обед: суп из гречневой крупы, мясная котлета и мусс на сахарине. Кормили ребят в ресторане "Метрополь" в две смены. Танцы были в фойе. Из-за холода оркестр не мог долго сидеть на месте и танцевал вместе с ребятами. Душой всех игр и забав была Н.В. Пельцер. Ей помогали артистки балета Л. Позднякова и М. Метельчик. Дедом Морозом был артист Борис Табуе, Снегурочкой - Вава Щекотихина. В одном из фойе для ребят постарше была устроена встреча с героями-фронтовиками. Выступали морж-подводник СП. Лисин и летчик В.А. Мациевич, впоследствии герой Советского Союза. После прорыва блокады на сцене вместе с артистами театра в дни зимних и весенних каникул, на торжествах, посвященных Октябрю и Первомаю, пели, плясали и участники детской художественной самодеятельности. Владимир Кашкан проводил занятия по художественной самодеятельности у детей из детского дома на площади Пролетарской диктатуры.

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"